картотека пальчиковой гимнастики по темам недели(средняя группа)
картотека (средняя группа)

Рахматуллина Марина Геннадьевна

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.

Главная цель пальчиковых игр  переключение вниманияулучшение координации и мелкой моторикичто напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovaya_gimnastika.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

(по темам недели)


ТЕМА НЕДЕЛИ

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

1

«День знаний»

“Карандаш”

Всё нарисует карандаш,   (Держат в руке «карандаш»)
Когда ему работу дашь.   (Стучат пальцами по столу)
Но сам без дела не сиди:   (Сжимают и разжимают пальцы)
Карандашом руководи.   (Пишут «карандашом» по столу)

                                 *******

Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

2

«Дары осени. Овощи. Фрукты»

 

                        «Капуста»
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим) 
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

                         «Компот»

Будем мы варить компот,       Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,           Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.           Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.                 Развести руки в стороны.

3

«Перелетные  птицы»

                      «Журавли» 

"До свиданья, до свиданья, 
Возвращайтесь поскорей!" - 
Провожаем, провожаем 
В путь-дорогу журавлей.                       
Машем ручкой вслед птицам.
Крылышками машем: 
"До свиданья, Маша! 
Полетели мы на юг, 
Вспоминай нас, добрый друг!"             
Ладошками изображаются крылья птиц.

                     «ПТИЧКА» 

    Птичка летала,                                   (скрестить ладони рук)

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила,            (сделать замок)

Птичка пёрышки помыла.                (вращение замком)

Птичка клювом повела                     (выпрямленные соединённые мизинцы                        изображают клюв

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поел      (соединённые мизинцы стучат по столу)

Снова крылышки раскрыла,

Полетели    (скрещенные ладони делают взмахи).

4

«Что я знаю о себе»

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять – (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять – (затем сгибают пальцы в том же порядке)

В домик спрятались опять. (сжимают пальцы в кулачок)

Этот пальчик хочет спать, (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – ура! (разжимают кулачок)

В детский сад идти пора!

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

 «Тело»

Есть на пальцах наших ногти, (указывают на упоминаемую часть тела)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

5

«В здоровом  теле -здоровый дух»

.

«Веселая зарядка»

Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики пора вставать!

(указательным пальцем правой руки стучать по каждому пальцу левой руки, затем наоборот)

Будем делать мы зарядку, будем мы скакать вприсядку,

(пальцы обеих рук складываются кончиками вместе, хлопать ладонями, не размыкая пальцев).

Будем прыгать и плясать, раз, два, три, четыре, пять.

(сжать кулаки – раскрыть ладони, повторить 5 раз)

«Вот водичка капает»

Вот водичка капает: кап, кап, кап.

(дети ударяют указательным пальцем по левой ладони)

Ручки моем мы вот так: так, так, так.

(«намыливют» руки)

Вот водичка капает: кап, кап, кап.

(ударяют указательным пальцем по правой ладони)

Мы водичку наберём: так, так, так.

(делают из ладоней «чашечку»)

И умоем личико чистенькой водицей

(«умываются»)

Вот как хорошо!

(разводят руки и улыбаются)

6

«Моя семья»

                    «Моя семья».

Этот пальчик – дедушка,

Руки сжимают в кулак, поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Ну а это я.

Вот и вся моя семья!

                             ***

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом,

Вот деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

Окружает всё забор,

За забором  — чистый двор.

Мы ворота открываем,

К дому быстро подбегаем,

В дверь стучимся:«Тук–тук– тук!»

Кто –то к нам идёт на стук.

В гости к другу мы пришли

И подарки принесли.

 Кистями рук изобразить домик. Волнообразные движения кистями рук. Руками «показать» деревья, кусты. Пальцами «показать» бутон.

Пальцами «показать» забор.

 

Погладить ладонями стол.

«Открываем» кистями ворота.

Пальцами пробежаться по столу.

Постучать кулаком по столу.

Ладонь приложить к правому уху,

прислушаться.

Вытянуть руки вперёд, как будто

преподнося что – то.

7

«Профессии» 

«Повар»

«Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (
Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (
Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой. (
Загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон. (
Загибают мизинец)
И очень доволен он. (Разводят руками)

8

«Мой город, моя страна»

«Мой родной город»

                       «Моя страна»
Посмотрю на карту я:  (  
вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.      ( поочередно соединяют          одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,           (крепко сжимают в «замок»
Ты же Родина моя!              
прикладывают руки к груди)

                        «Край родной»
Здравствуй, солнце золотое!    (
Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое!         (Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок!  (
Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок!  (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!       «Обнимашки»

9

«Транспорт»

                        «Самолеты»
Мы сегодня самолеты,
(сидят на пятках и вращают руками, изображая мотор)
Мы не дети, мы пилоты.
(четыре хлопка в ладоши)
Руки — нос, и руки — крылья
(«нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья.
(встать, разбежаться, расставив руки в стороны)

10

 «Мебель, посуда»

       «Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
(загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

«Посуда».
Девочка Иринка порядок наводила. Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!

11

«День матери»

Мамочка, мамочка,

Любимая моя,

Ведь ты знаешь, мамочка,

Как я люблю тебя.

 

Поочерёдно загибаем пальчики  правой руки, начиная с большого,  затем то же на левой руке. Правую руку сжать в кулак,  ладошкой левой крепко его  обхватить. 

12

  «Зимушка-зима»

                «Падал снег на порог»

 Падал снег на порог,                Руки над головой, перебирая пальцами,                                                                                                                                                                                    медленно опускаем вниз

Кот лепил себе пирог.                      Ладони приставляем к голове, изображая уши 

А пока лепил и пек,                                              Лепим пирог 

Ручейком пирог утек.                     Ладони друг к другу, постепенно сгибаем пальцы                                                                                                                                                  навстречу друг другу, пока тыльные стороны   ладоней не соприкоснуться 

13

 «Лесные звери зимой»

«Лесные звери»

Еж, барсук, медведь, енот (Загибаем пальчики). Спят зимою каждый год (Ладошки под щеку). Волка, зайца, белку, лису (Загибаем пальчики). И зимой найдешь в лесу (Хлопаем в ладоши, в кулачки).

14

   «Новый год»

«На ёлке»

Мы на елке веселились,          

 (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали, и резвились,              

(Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз    

(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

Нам подарки преподнес.    

Дал большущие пакеты,    

(«Рисуют» руками большой круг.)

В них же — вкусные предметы:

 (Делают ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих,

(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)

Орешки рядом с ними,                            

Груша, яблоко, один золотистый мандарин.

15

«Зимние забавы детей»

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

(имитируем лепку комков),

Птичек крошками кормили,

("крошим хлебушек" всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.

 (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли,

(отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.

 (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

16

«Волшебный мир сказки» 

                  «В гостях у сказки»
Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)

17

«Наши добрые дела» (дружба, помощь, забота, внимание)

                               «Дружба»
(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.)
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.
(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения.)
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.
(Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.)
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.

18

«О любимых мамах и бабушках».

«Мамин день»

Мне сегодня просыпаться,         Пальцы, сжатые  в щепоть, раскрыть

Подметать и улыбаться,             Ладони сложены, кистями рук «подметаем»

Чашки мыть совсем не лень –    «Моем» ручки друг об друга

Потому, что мамин день!

19

«Весна -красна»

                             «Веснянка»
(Поочерёдно выбрасываем руки вверх)
Солнышко, солнышко
(Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)
Золотое донышко!
(2 раза прыжки на двух ногах)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
(Бег на месте)
Побежал в саду ручей,
(Взмахи руками, как крыльями)
Прилетело сто грачей,
(медленно приседаем)
И сугробы тают, тают,
(Ладошки разводим в стороны в форме цветка)
И цветочки вырастают!

20

«Космос, День земли»

                         «Космос»

Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки – 
Значит можно начинать. Выполнять движения по тексту.

21

«День Победы»

Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

Поочередно  «шагают» указательным и

средним пальцами

правой и левой руки.

22

«Все цветы разные».

«Цветы»

Наши красные цветы Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Наши красные цветы Закрывают лепестки. Головой качают, Тихо засыпают.

23

«Насекомые весной»

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

24

«Скоро лето»

Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. 
Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого. Обе руки идут по столу. Загибают пальчики, начиная с большего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели в средней группе

Пальчиковая гимнастика в стихах по темам недели в средней группе...

картотека пальчиковой гимнастики по темам недели в средней группе

Картотека пальчиковой гимнастики по темам неделиТема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена.Весёлый человечек.Я – веселый человечек,Я гуляю и пою.Я – веселый человечек,Очень я играть любл...

Пальчиковая гимнастика по темам недель. Средняя группа.

Сентябрь Тема «Впечатления о лете»Пальчиковая гимнастика «Дружба» Дружат в нашей группеОбхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения  Девочки...

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели в средней группе

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели в средней группе...

Картотека пальчиковой гимнастике для детей первой младшей группы по теме «В гостях у сказки»

Пальчиковая гимнастика по сказкам помогает мелкой моторике, и запоминание у  детей содержания сказок,а также развивает речь....

Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели , средняя группа

Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Осно...