Экологический проект в средней группе «Осень к нам пришла»
проект (средняя группа)

Шпакова Валентина Николаевна

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект в средней группе «Осень к нам пришла»

Актуальность: 

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.

Тип проекта: групповой, среднесрочный, творческо-исследовательский. Участники проекта: воспитатели, дети группы (4-5 лет, родители.

Время проведения: сентябрь - ноябрь 2021г.

Цель проекта: познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.

Задачи проекта: 

  • углубить представления об изменениях в природе осенью;
  • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечь внимания к окружающим природным объектам;
  • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира;
  • творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций;
  • пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Осень в жизни зверей», «Огород»; «Экосистема-лес»
  • воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
  • познакомить детей и родителей с коллекционированием из природного материала;

Этапы проекта:

I этап (предварительный): постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями;

II этап (основной): цикл НОД по теме проекта, изготовление поделок из природного материала;

III этап (заключительный): выставка конкурса «Осенний калейдоскоп» утренник «Золотая осень».

I ЭТАП

  • Подбор иллюстративного материала по теме проекта;
  • Подбор художественной литературы по теме проекта;
  • Подбор дидактических игр по теме проекта;
  • Оформление уголка «Мир природы» в группе.

Работа с родителями: 

- Анкетирование родителей;

- Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»; «Экологическое воспитание детей в ДОУ»

- Оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления);

- Побуждение к выполнению совместной работы с детьми поделок из природного материала «Золотая осень».

-Сбор коллекций из природного материала; Работа с детьми: - Беседы с детьми по темам: «Осень в жизни зверей»; «Растительный мир леса»; «Животный мир леса»;

- Наблюдения в природе во время прогулок, целевые прогулки;

-Разучивание игр различного содержания, стихотворений на тему «Осень».

II ЭТАП

Социально-коммуникативное развитие. Рассматривание и беседы по картинам «Осень в городе»; «Осень в лесу», «Почему опасны старые, засохшие деревья»;чтение сказки: «Война грибов с ягодами» обр. В. Даля; трудовая деятельность на участке детского сада, дежурство в уголке природы; прослушивание муз. композиции «Ах ты, береза» муз. Л. Шульгина; сюжетно-ролевая игра: «Семена». Беседы: «Какие краски осени», «Красивые деревья», «Почему нельзя бегать с ветками и палками»;чтение сказки: «Заяц и ёж» из сказок братьев Гримм; знакомство с профессией дворник, продавец, повар; прослушивание муз. композиции «Осенняя песенка» рус. нар. пес. ;сюжетно-ролевая игра: «Магазин одежды».

Беседы: «Приметы осени», «Чем полезны кустарники и деревья», «Витамины чтобы не болеть», «Как вести себя в лесу»; просмотр презентации «Осень золотая»; чтение сказки: «Воробьишко» М. Горький; рассматривание иллюстраций о труде людей осенью на даче, в парке; прослушивание муз. композиции «Осень» муз. И. Клишко; сюжетно-ролевая игра: «Магазин - овощи, фрукты».

Познавательное развитие. Дидактические игры: «Один - много», «Назови признаки осени», «Выложи узор из листьев»; загадки об осени; наблюдения за сезонными изменениями (листопад, дождь). «Вот она какая – осень золотая» Дидактические игры: «Подбирай и называй», «Скажи наоборот», «Посчитай, сколько грибочков»; загадки об осени; наблюдения за сезонными изменениями (листопад, дождь). Занятие «Осенние деревья» Развлечение «Осень в гости к нам пришла» Дидактические игры: «Оденем куклу Олю на прогулку», «Где спрятались листочки»; загадки об осени; наблюдения за сезонными изменениями (листопад, дождь).

Занятие «Грибы для ежика» Сентябрь Октябрь Ноябрь Речевое развитие Разучивание песен Е. Железновой «Осенние листочки», разучивание стихотворения «Листопад». Разучивание песен «Катится колючий ёжик», разучивание стихотворения «Золотой дождь». Разучивание песен к развлечению «Золотая Осень», разучивание стихотворения «Наступила осень»; составление рассказа по картине «Какая погода» Сентябрь Октябрь Ноябрь Художественно-эстетическое развитие Рисование – «Осенний лес»; «Осенний узор». Аппликация - «Грибы для ежика». Аппликация - «Осеннее дерево». Сентябрь Октябрь Ноябрь

Физическое развитие Физминутка «Дождик»;пальчиковые игры: «Дождик, дождик», «Листопад»; подвижные игры «Поймай грибок», «Мы весёлые ребята». Физминутка «Листопад»;пальчиковые игры: «Ветер», «Овощи к обеду»; подвижные игры «Поймай грибок», «Мы весёлые ребята». Физминутка «Осень»;пальчиковая игра: «Варим мы компот»; подвижные игры «Поймай грибок», «Мы весёлые ребята».

Ежедневные наблюдения в природе на прогулках:

- Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит реже, греет меньше)

- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);

- Наблюдения в цветнике (познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью);

- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);

- Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах).

- Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых).

- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);

- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить понятия «лиственные», «хвойные»);

- Наблюдения за листьями на деревьях.

- Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью);

- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. На площадке детского сада есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство). В работе с детьми используются разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, участие в выставке, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.

Во время экологического проекта организовываются с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света, характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывается представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учим детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.

Наблюдения за явлениями неживой природы связываем с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показываем детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращаем внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняем представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращаем внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет сильнее; земля становится влажной, тепло; дуют теплые ветры.

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщаем детям, что животные весной выходят из спячки, нуждаются в тепле, пище. С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовываем выставку семейных работ из природного материала. Это позволит объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.

III ЭТАП

Результаты реализации проекта:

Познавательный интерес к наблюдению за явлениями природы; Познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности; Развитие наблюдательности, творческой активности, коммуникативных навыков;

Стремление общаться со сверстниками в процессе продуктивной деятельности и коллективном труде. Воспитание культуры поведения в природе. Расширение кругозора детей. Повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Осень». Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

Литература: Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников.Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Николаева С. Н. Методика экологическоговоспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в средней группе «Осень разноцветная».

Цель проекта: Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композици...

Экологический проект в средней группе "Осень золотая"

Информационная карта проекта:1. Полное название проекта: "Осень золотая".2. Автор проекта: Жилич Л.Н., Лебедева Н.А.3. Вид проекта: групповой, среднесрочный.4. Цель проек...

Проект в средней группе "Осень в гости к нам пришла"

Проект в средней группе "Осень в гости к нам пришла"...

Экологический проект в средней группе "Осень разноцветная"

Развивать первичные навыки в проектно - исследовательской деятельности, развивать воображение и творческую активность....

Проект для средней группы «Осень к нам пришла»

Информационная карта проекта.1.Полное название проекта «Осень в гости к нам пришла».2.Автор проекта: 3.Вид,тип проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско- экологи-ч...

Проект в средне группе "Осень в гости к нам пришла"

Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев....

Проект в средней группе «Осень в гости к нам пришла»

Дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя пр...