Консультация для педагогов на тему: «Реализация индивидуализации образования детей с ОВЗ в условиях ДОУ».
консультация

Сулейманова Гульнара Раисовна

Презентация на тему: «Реализация индивидуализации образования детей с ОВЗ в условиях ДОУ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.2 КБ
Файл prezen.indiv_.ppsx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: «Реализация индивидуализации образования детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

    «Ребенок - это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты».

     «Воспитание - не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».

    Эти строчки могут быть хорошим девизом современного педагога в условиях реализации ФГОС ДО. Они подчеркивают актуальность реализации принципов индивидуализации в работе с дошкольниками.

     С вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ» детский сад стал первой обязательной ступенью общего образования. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

     В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

    (Понятие субъект - возможность действовать по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность)

      В задачах стандарта в п. 3.2.3 говорится - индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребенка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога.

Актуальность. 

     Почему же индивидуализация образовательной деятельности так актуальна сегодня?

    Актуальной становится проблема новой технологии образовательного процесса, которая должна исходить из потребностей личности и определяться индивидуальным темпом развития.

    Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования детей. Главным является не формирование личности с заранее определенными свойствами по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.

     То есть, Стандарт ориентирует работников дошкольного образования на поддержку индивидуальности и инициативы детей, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого ребенка.

     И так, индивидуализация это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников.  (Педагогический словарь)

                                                                                                   Г.М. Коджаспирова

     Индивидуализация дошкольного образования - построение

образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.  

     Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. Это обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

    Реализация принципа индивидуализации в ДОУ осуществляется через:

  • Изменение форм взаимодействия педагога и ребенка.
  • Изменение содержания образовательной деятельности.
  • Организация предметно - пространственной среды.
  • Взаимодействие детского сада с семьей.  

     Индивидуализация образования детей с ОВЗ  – это индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно которому вопросы коррекции, реабилитации, компенсации утраченных функций решаются с учётом особенностей развития каждого ребёнка.

    Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

     Так как наш детский сад компенсирующего вида – коррекционная работа занимает особое место, а она не возможна без индивидуального подхода к детям. Обязательное условие – учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

     В рамках данного направления  индивидуализация понимается как создание индивидуального образовательного маршрута для ребенка, имеющего определенные отклонения в развитии.

    Индивидуальный образовательный маршрут позволяет учитывать возможности ребенка с ОВЗ при построении образовательной траектории, определяет перечень, трудоемкость последовательность обучения, отвечает интересам ребенка, ожиданиям общества, требованиям государства. Маршрут включает в себя следующее: актуальный уровень развития воспитанника; индивидуальные возможности воспитанника; организация взаимодействия с родителями воспитанников; организация взаимодействия специалистов; расширение пространства социальной адаптации. Вся  работа по организации индивидуального сопровождения воспитанников осуществляется по результатам первичной диагностики. Её проводят все специалисты Учреждения.

     Индивидуализация образовательного процесса с детьми ОВЗ включает в себя работу по организации взаимодействия всех участников образовательного процесса, с целью поиска решений по качественному освоению адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения, социальной адаптации детей.

   За счёт чего достигается индивидуализация образовательного процесса?

Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.  Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях:

- возраст, состояние здоровье, уровень развития (физического, эмоционального, когнитивного)

- семейная культурная среда

- способности (потребности/сильные стороны), интересы

- характер и темперамент.

      Как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по-разному?!

      Одним из условий индивидуализации образовательной деятельности является создание предметно-пространственной развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей с ОВЗ. Ситуация, когда каждый ребёнок в группе занят своим делом – это есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

     Для обеспечения данного принципа необходимо, чтобы ребенок:

- имел возможность выбора: содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерств и т. п.;

 - получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовываются в «могу»;

- получал опыт кооперации с другими людьми.

    Соответственно, педагогические условия индивидуализации образования должны включать:

- Создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими.

- Поддержку или инициирование взаимодействия с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и другими членами семей, представителями социокультурного окружения), включенными в образовательную деятельность ДОУ.

- Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребенка.  

- Готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми.

- Обеспечение времени для свободной игры.

      Индивидуализация через организацию предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении предполагает работу со средой, специальными зонами, позволяющими каждому ребенку проявить и реализовать свой личный интерес. Эти специально организованные места проявления личного интереса ребенка при освоении учебной программы являются условиями становления его индивидуальности. Наполняемость зон зависит также от личностных и возрастных  особенностей детей группы. Пространство, где находятся дети в течение дня, делится на специально организованные зоны: развивающая зона; зоны уединения; игровые зоны; зона перевоплощений; учебная зона; зона развития трудовых и бытовых навыков и т.д.

     Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, педагогу необходимо учитывать не только особенности развития каждого ребёнка, но и определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника: консультант, наблюдатель, помощник или соучастник.

   Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды обеспечивает:

  • Развитие общения.
  • Развитие любознательности.
  • Развитие инициативности.
  • Развитие самостоятельности.
  • Развитие творчества.

       Реализуя на практике принцип индивидуализации, необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.

Литература

Л.В.Михайлова – Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» Издательство: Просвещение, 2015

ФГОС ДО, Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г., № 1155

Интернет - источники

detskiy-sad6.ruupload/files…Individualizaciya.pdf

nsportal.ruДетский садУправление ДОУ…-predmetno

o-detstve.ruusers…articles…dou-individualizaciya…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель Сулейманова Г.Р. Консультация на тему: «Реализация индивидуализации образования детей с ОВЗ в условиях ДОУ» МАДОУ детский сад № 14 Воспитатель: Сулейманова Г.Р.

Слайд 2

« Ребенок - это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты ».

Слайд 3

П.1.4. ФГОС «Основные принципы дошкольного образования»

Слайд 4

Актуальность Актуальной становится проблема новой технологии образовательного процесса, которая должна исходить из потребностей личности и определяться индивидуальным темпом развития. Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования детей. Главным является не формирование личности с заранее определенными свойствами по установленной модели, а создание условий для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.

Слайд 5

Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников. Педагогический словарь Г.М. Коджаспирова Индивидуализация дошкольного образования - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Слайд 7

Индивидуализация образования детей с ОВЗ – это индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно которому вопросы коррекции, реабилитации, компенсации утраченных функций решаются с учётом особенностей развития каждого ребёнка.

Слайд 15

Педагогические условия индивидуализации образования включают Создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими. Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребенка. Готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми. Поддержку или инициирование взаимодействия с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и другими членами семей, представителями социокультурного окружения), включенными в образовательную деятельность ДОУ. Обеспечение времени для свободной игры.

Слайд 17

Развитие общения Развитие любознательности Развитие инициативности Развитие самостоятельности Развитие творчества Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды обеспечивает:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Реализация модели подготовки детей к школе в условиях ДОУ комбинированного вида».

Статья на тему «Реализация модели подготовки детей к школе в условиях ДОУ комбинированного вида»....

Рекомендация для педагогов на тему: «Реализация работы по гражданско – патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образования в средней группе»

Материал даёт расширенное представление педагогам дошкольных учреждений, о тематическом планировании работы по гражданско – патриотическому воспитанию....

Консультация для педагогов по теме: «Реализация ФГОС ДО в практике работы ДОУ»

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!  Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появи...

"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...

Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Хотелось бы, чтобы все участники воспитательного процесса научились видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ....

Консультация для педагогов на тему : " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"

Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личн...

Консультация для педагогов на тему: «Секреты успешной адаптации детей к условиям ДОУ»

Консультация для педагогов на тему:«Секреты успешной адаптации детей к условиям ДОУ»...