Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
статья

Андреева Ольга Юрьевна

В воспитании всесторонне развитой личности одну из важных ролей занимает физическое развитие. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки и умения, создается фундамент для воспитания жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной волевой личности. В данном материале вы узнаете какие действия необходимы для сбережения здоровья каждого ребенка, формирования у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, внедрения здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_sistemy_andreevoy_o.yu_.docx877.4 КБ

Предварительный просмотр:

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

    В современной образовательной политике наблюдается тенденция положительного изменения в подходе к физкультурно-оздоровительной  работе.

              Да и в мировом сообществе в настоящее время все большую популярность приобретает стремление к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни активно пропагандируется как в  СМИ, так и в повседневной жизни каждого человека. Трансляция спортивных мероприятий стали неотъемлемой частью нашей жизни. Появляются новые виды спорта и порой даже взрослому непросто разобраться во всем их разнообразии.

          Необходимо, чтобы  и дети понимали, что представляет собой тот или иной вид спорта, какой спортивный инвентарь нужен для того, чтобы им заниматься, где можно ему обучиться и т.д. А главное усвоили,  что любой вид спорта начинается с физической культуры, которой нужно заниматься с раннего возраста, что физическая культура – это не только залог возможных спортивных достижений в будущем, но прежде всего залог и гарантия здоровья человека.

 В воспитании всесторонне развитой личности одну из важных ролей занимает физическое развитие. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки и умения, создается фундамент для воспитания жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной волевой личности.

                         

Одним из приоритетов современного образования является здоровьесбережение  подрастающего поколения. Из Указа Президента от 1 июня 2012 г. одним из ключевых действий национальной стратегии является сбережение здоровья каждого ребенка, формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка.

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

В настоящее время в стране действует Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 4 декабря 2007 года, в котором принципиально важно обеспечить права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения; соблюдать непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам.

В законе «Об образовании» подчёркивается важность взаимодействия с семьёй и воспитание здорового поколения.

Введение ФГОС ДО обусловливает переход образования детей дошкольного возраста на качественно новый уровень, поскольку не только устанавливают нормы и требования к общей структуре образовательной программы, но и позволяют формировать содержание с учетом интересов участников образовательного процесса.

Знакомство детей с начальными представлениями о некоторых видах спорта происходит прежде всего через обучение спортивным играм.

  Игровые виды спорта - важнейшая составная часть культуры. Занятия баскетболом, футболом, волейболом, другими спортивными играми способствуют развитию силы, ловкости, быстроты, выносливости, вырабатывают сильный характер, являются лучшим средством проведения досуга. Поэтому крайне важно, чтобы ребенок научился играть в большинство спортивных игр и чем раньше, тем лучше.

             Помимо этого спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость,     выносливость.  В  спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.

            При обучении спортивным играм в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к разным видам спорта, а также потребность к самостоятельным спортивным занятиям.

Из опыта профессиональной деятельности можно выделить  следующие недостатки:

Недостатки в результатах.

Недостатки в основном процессе.

Недостатки в условиях профессиональной деятельности.

Имеет недостаточные представления о некоторых видах спорта.

Недостаточно сформированы физические качества

(гибкость, выносливость, равновесие).

Низкая двигательная активность течение дня.

Недостаточный  объем знаний о некоторых видах спорта. предоставляет детям педагог.

Не планируются формы самостоятельной двигательной активности с элементами спорта у детей.

Не обеспечивается достаточный объем двигательной деятельности.

Не планируются индивидуальные и групповые формы работы.

Недостаточно компетенции воспитателя для организации процесса.

Недостаточно материально-технических условий  (спортивного помещения, оборудования, инвентаря для спортивных игр).

Отсутствие квалифицированного физ.руководителя.

                             

Проведенный анализ недостатков приводит к выводу о необходимости поиска и постепенного разрешения следующих противоречий педагогического процесса в ДОО:

  • Деятельность педагога по формированию начальных представлений  о некоторых видах спорта требует определенных знаний и умений, но в силу неподготовленности, малой компетенции педагога и недостаточной научно-методической базы – это затруднительно.
  •   Формирование у детей представлений о некоторых видах спорта требует современного спортивного оснащения с учетом возрастных потребностей ребенка, но образовательная организация не обладает достаточным объемом спортивного инвентаря и приобретение его довольно затруднительно из-за ограниченности в финансовых ресурсах.
  •   Для эффективного овладения ребенком техникой спортивных игр и упражнений и поддержания интереса требуется систематическая, целенаправленная двигательная деятельность в течение дня, но педагогический опыт показывает, что ребенок не обеспечен достаточной, соответствующей его возрастным особенностям двигательной активностью в течение дня.

                               

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Педагогический опыт показывает, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и различными видами спорта. Большой интерес у них вызывают такие спортивные игры как футбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей и др. А для эффективной организации проведения этих игр требуются определенные условия и спортивное оборудование, соответствующее возрасту.

 На данном этапе условия детского сада не в полном объеме соответствуют возрастным потребностям роста и развития ребенка, и обеспечивают его гармоничное развитие. Педагоги недостаточно владеют методиками и средствами организации двигательной деятельности детей.  И, как показали предварительные исследования, реальный уровень представление об играх с элементами спорта не соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста, больше половины старших дошкольников не знакомы с элементами таких интересных и увлекательных игр, как хоккей, волейбол, настольный теннис, бадминтон, баскетбол и другие, и не владеют ими.

       На основании вышеизложенных недостатков можно обозначить следующую проблему:  необходимо скорректировать деятельность педагога по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В настоящее время вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно им требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. При соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста новых образовательных результатов, ребенок:

  • Подвижен, вынослив, у него развита крупная и мелкая моторика, владеет основными видами движений, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;  
  • Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • Может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. 

Конкретизация:

  • Развиты мышцы рук, ног, плеч, спины;
  • Соблюдает правила игры;
  • Самостоятельно организовывает знакомые игры с элементами спорта и привлекает к ней сверстников;
  • Выполняет основные виды движений;
  • Развит интерес к подвижным играм с элементами спорта.

Проявления:

  • Владеет основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание);
  • Проявляет интерес к видам спорта, задает вопросы;
  • Активно участвует в подвижных играх с элементами спорта;
  • Применяет в речи новые слова о спорте.

           Целевые ориентиры образовательной программы дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

В существующих современных программах воспитания детей, реализуемых сегодня педагогами дошкольных учреждений, перечислены спортивные игры и спортивные упражнения, которые могут быть включены в двигательный режим детского сада. Это хоккей, футбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон, а также катание на санках, велосипеде и самокате, лыжах и коньках, плавание, скольжение по ледяной дорожке. В спортивной и педагогической литературе описано их содержание, однако большинство педагогов затрудняются в выстраивании системы обучения детей той или иной игре, спортивному упражнению и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулку спортивное оборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании.

       Исходя из этого необходимо систематизировать деятельность педагога , скорректировать подход к формированию начальных представлений о видах спорта.

 В организации педагогического процесса только систематическое, целенаправленное, планирование педагогом не реже 2-3 раз в неделю  обучения спортивным играм и спортивным упражнениям даст детям возможность по-настоящему ощутить азарт спортивной игры и её пользу. Один из вариантов:  понедельник - баскетбол,  среда- футбол,  пятница – настольный теннис. Однако,  прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, организовать встречи со спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион (местный, школьный), рассмотреть иллюстрации. Цель их – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.  Следующим  этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, шайбой, клюшкой, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению.

           Обучать детей спортивным играм  следует постепенно, переходя от простого к сложному. Прежде всего, происходит обучение упражнениям с элементами спорта- хоккея, тенниса, футбола, баскетбола. На этом этапе можно предложить упражнения с нестандартным оборудованием: мяч в нейлоновой сетке, дорожка из резиновых мячиков, пуфики из поролона, тапочки великана и др. Эти необычные атрибуты вызовут неподдельный интерес у детей и позволят педагогу разнообразить привычный комплекс упражнений. Следующим шагом педагога является обучение спортивным упражнениям, а это ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, плавание и спортивным играм.

          Большое значение имеет использование в режиме дня различных спортивных игр, упражнений и других видов деятельности в комплексе. Это и подвижные игры с элементами спорта; и игровые упражнения с мячом, например «Мяч в круг», Перехвати мяч», «Гонки мяча», «Не урони мяч»; и физминутки; и игры-эстафеты; и народные игры, например «Лапта», «Городки», «Гори-гори ясно», и катание на велосипедах, роликах, самокатах и др. Зимой на прогулке  можно использовать игры-соревнования по метанию снежков, прыжков с небольшой горки, скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, лыжах, коньках и др.   При комплексном использовании легче удовлетворить индивидуальные склонности детей и сделать их интересы более разнообразными.

             Безусловно, двигательная деятельность -  ведущая в плане формирования представлений о спорте у дошкольников, но не следует недооценивать другие виды и формы деятельности.

             В наш век компьютерных достижений появилась возможность использования современных информационных технологий, например, мультимедийные пособия, презентации  и разработки, благодаря которым педагог может более наглядно подать информацию, например о видах спорта. А после презентации даже предложить детям поиграть в мультимедийную дидактическую игру для закрепления материала. Этот метод очень эффективен при освоении новых знаний т.к. благодаря зрительному восприятию дети лучше запоминают полученный материал , а игровые упражнения закрепляют этот эффект. Можно использовать  следующие темы для презентаций: «Великие теннисисты», «Достижения наших спортсменов», «История фигурного катания», «Зимние и летние виды спорта», «Олимпийские игры», конечно же адаптированные к возрасту ребенка, а также мультимедийные игры, например «Спортивные атрибуты», «Быстрый лыжник», «Загадки о спорте» и др.

         Решающая роль в руководстве спортивными играми и упражнениями принадлежит воспитателю. Но тем качественнее будет овладение новыми спортивными упражнениями и играми, если педагог возьмет на себя скорее не роль руководителя, а партнера. Так как, несомненно, собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость, оптимистический настрой,  искреннее стремление привить ребятам любовь к физической культуре благотворно влияют на них. Руководя играми и упражнениями, воспитатель использует методические приемы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос, указание, оценку действий, поощрение, пример другого ребенка и личный пример самого педагога.

         При этом следует все время поддерживать эмоциональный подъем детей. Длительная инструкция, детальный показ движений могут задержать начало развлечения, которое дети с нетерпением ждут, и, таким образом, охладить их желание. Всяческая поддержка эмоционального настроя ребят побуждает их к более энергичному выполнению движений, действий. Такое участие вызывает доверие к педагогу, который может войти в детский мир игры, оставаясь справедливым и авторитетным судьей.

      В образовательный процесс включаются:

  • Беседы: «Есть такой вид спорта», «Знаменитые спортсмены»,  «История развития спорта», «Народные игры»;
  • Чтение рассказов и стихов о спорте, спортсменах;
  • Игровой час на прогулке: летом – это игры бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол; зимой - хоккей
  • Спортивные развлечения: «Золотая шайба», «Кубок чемпионов», «В гостях у олимпийцев», «Быстрее, выше, сильнее!», «День здоровья»;
  • Неделя здоровья в детском саду (проводится в конце октября, в начале марта);
  • Организации тематических вечеров с выступлениями заслуженных спортсменов, тренеров;
  • Спартакиады: «О, спорт, ты мир!», «Ловчее, дальше и быстрее!», «Зимняя районная спартакиада среди дет/садов района»;
  • Фоторепортажи «Спортивный календарь», «Наши спортивные успехи»;
  • Экскурсии на стадион поселка, посещение футбольной секции в школе;

Так как одним из принципов дошкольного образования  по ФГОС ДО является сотрудничество Организации с семьей, то целесообразно в образовательный процесс привлекать  родителей.

Совместная работа с семьей:

  • Консультации для  родителей: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении», «Спортивные подвижные игры на прогулке», «Спортивный уголок ребенка дома», «Национальные игры с   элементами спорта».
  • Открытые просмотры занятий по физическому развитию  в рамках дней открытых дверей, недели здоровья, которые проводятся 2 раза в год.
  • Спортивные праздники на свежем воздухе, в спортивном зале с участием родителей: «Семейные старты», «Зимние забавы»,
  • Составление с привлечением родителей видеотеки о спортивных мероприятиях в ДОУ;
  • Выставки детских работ «Я сильный и крепкий», «Наши спортсмены»» и др. - это совместные работы педагогов и детей, родителей и детей с рисунками и рассказами;
  • Практикумы   по профилактике плоскостопия, нарушения осанки

        В качестве контроля за основу используем методику Деркунской  В.А. «Диагностика культуры здоровья дошкольников». Диагностика физического развития ребенка осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития  каждого ребенка и выстраивается индивидуальный маршрут развития, который позволит педагогу выстроить свою работу более оптимально с учетом  того вектора развития которым идет ребенок и его индивидуальных особенностей.

       И контроль  физической подготовленности следует рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный процесс, сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно – методические, материально -  технические, нормативно – правовые, информационные, организационные).

Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:

Кадровые:

  • повышение уровня квалификации инструктора по физической культуре и педагогических работников образовательного учреждения;
  • непрерывность профессионального развития педагогических

работников образовательного учреждения;

  • Интегрированная работа с педагогами ДОУ (хореографом, музыкальным руководителем, психологом).
  •  Мастер – класс для воспитателей: «Использование спортивных игр и упражнений на прогулке».

          Научно-методические:

  • Журнал «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в саду», «Инструктор по физкультуре»;
  • Подбор методической литературы и материалов по теме здравоохранения для педагогов;
  •  Подбор информационно-методической и художественной литературы для родителей;
  • Доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам.

В работе детьми использовать:

  • «Тематические сюжетные картинки о спорте;
  • Плакаты на тему спорта;
  • Методические разработки: «Лето с мячом», «Спортивный календарь»;
  • Разработка проекта с детьми  на тему: «Ознакомление с видами спорта на занятиях физкультурой».

Материально-технические:

  • Оборудованное помещение для занятий физкультурой, спортивная площадка на участке, заливка катка зимой;
  • Спортивное оборудование ( гимнастическая лестница, баскетбольное кольцо, футбольные ворота, стол для игры в настольный теннис хоккейные клюшки, мягкие маты и т.п.);
  • Проектор;
  • Компьютер с выходом в интернет;
  • Аудио и видеосистемы для возможности просмотра фильмов, спортивных трансляций и прослушивания музыки.
  • Интерактивная доска;
  • Медиатека музыкальных произведений на спортивную тему: песни, марши, гимны и т.д.

Нормативно-правовые:

  • Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012 – 2017г.
  • Федеральный закон « Об основах сохранения здоровья граждан РФ»№323- Ф-3.
  • Приказ «Об утверждении федеральных требований к образованию в части охраны здоровья обучения и воспитания»№2106 от 28. 12. 2010.
  • Постановление правительства Российской Федерации № 172 от 21.03. 2007г. « О федеральной целевой программе «Дети России»;
  • ФГОС ДО Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
  • Основная образовательная программа ДОО.

 Информационные:

  • Информационные стенды с рекомендациями по основам здорового образа жизни и по физической культуре  в детском саду;
  • Видеотека мультфильмов на тему «Зимние и летние виды спорта»;
  • Доступ к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет;
  • Информационное освещение деятельности на сайте ДОО;
  • Мультимедийные презентации для детей;

           Организационные:

  • Круглый стол для родителей «Традиции здоровья в нашей семье»;
  • Кружковая деятельность «Спортивные звездочки»;
  • Спартакиады  между воспитанниками других ДОО;
  • Тематические встречи с заслуженными тренерами и спортсменами;
  • Экскурсии в спортивные клубы, на стадионы.
  • Взаимодействие с редакцией газет «Мой поселок» и «Волжская Новь»;
  • Сотрудничество с Центром Внешкольной Работы.

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, а также значение обучения элементам спортивных игр состоит в том, что спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, формируют интерес к физической культуре, потребность к самостоятельным занятиям, удовлетворяют биологическую потребность в движениях, воспитывает интерес к спорту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на формирование знаний о профессиях и раннее профориентирование

материал содержит теоритический и практический материал по формированию знаний о профессиях и раннему профориентированию старших дошкольников....

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

Методическая разработка на тему:Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемыПодготовила музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №345Каюмова Алла Ан...

Проектирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

Значимость проектирования системы деятельности воспитателя неоспорима. Применение такого метода в педагогике позволяет более эффективно решать вопросы воспитательно-образовательного процесса, так как ...

«Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы»

Ι. Проектирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1.Анализ   недостатков   в результатах, в основном процессе, в условиях реализа...

Характеристика изменений в образовательном процессе при моделировании системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

Современные методы нравственного воспитания должны быть направлены на создание таких условий, в которых поступок ребенка будет соответствовать установленным обществом моральным нормам. И этот поступок...

Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов при моделировании системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

Важнейшей основой полноценного социально – личностного развития ребенка является его положительное самоощущение. Необходимо способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям,...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье представлен материал о  содержании двигательно-познавателтных мероприятиях, о методике проведения таких мероприятий...