Игры с правилами как средство коррекции гиперактивности у старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Наталья Александровна Алексеева

Актуальность данной проблемы определяется тем, что оно посвящено изучению одной из современных характеристик состояния здоровья детей. Необходимостью изучения гиперактивных детей дошкольного возраста обусловлена тем, что данный синдром - одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Проблема распространённости синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это одна из важнейших психологических проблем цивилизованного мира, доказательством чему является то, что: во-первых, такие дети плохо усваивают программу; во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица с синдромом гиперактивности; в-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят несчастные случаи, в частности, они в семь раз чаще попадают в автокатастрофы; в-четвёртых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5-6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом. В пятых, гиперактивностью страдают от 5до 25% всех детей дошкольного, а в последующем и школьного возраста. Из этого можно сделать вывод о том, что синдром гиперактивности необходимо изучать в целях его коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с правилами как средство коррекции гиперактивности у старших дошкольников.

     Актуальность данной проблемы определяется тем, что оно посвящено изучению одной из современных характеристик состояния здоровья детей. Необходимостью изучения гиперактивных детей дошкольного возраста обусловлена тем, что данный синдром - одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Проблема распространённости синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это одна из важнейших психологических проблем цивилизованного мира, доказательством чему является то, что: во-первых, такие дети плохо усваивают программу; во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица с синдромом гиперактивности; в-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят несчастные случаи, в частности, они в семь раз чаще попадают в автокатастрофы; в-четвёртых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5-6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом. В пятых, гиперактивностью страдают от 5до 25% всех детей дошкольного, а в последующем и школьного возраста. Из этого можно сделать вывод о том, что синдром гиперактивности необходимо изучать в целях его коррекции.

    Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития.Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет. Основные признаки гипердинамичного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Причины возникновения гиперактивности связывают с действием самых разнообразных факторов. По мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть органические поражения центральной нервной системы, инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Также можно говорить о гиперактивности, как о наследственной черте. Данное предположение опирается на наблюдение, свидетельствующее, что у родителей гиперактивных детей довольно часто отмечается такое же нарушение.

     Гиперактивный ребёнок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Такой ребёнок много говорит, не доводит начатое дело до конца, забывает о поручениях, не любит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чём-то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам. Поэтому самое главное - подчинить его действия цели и приучить достигать её, также у ребёнка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Лучше всего в этом помогут игры, а точнее сказать игры с правилами.

     Игры с правилами – это особая группа игр, специально созданных народной и научной педагогикой для решения определённых задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являются непременно компонентами игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребёнка при выполнение какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.) В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на 2 большие группы - дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учётом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические; природные; речевые и другие), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)

    В играх с правилами ребёнка привлекает игровой процесс, желание выполнить игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определённому признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребёнка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. Как справедливо отметил А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением, определяет их воспитательное значение.

     Игры с правилами требуют от участников игры взаимопомощи, особенно в тех случаях, когда действуют или соревнуются команды (игры-эстафеты). Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценки. То, что ребёнок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям осознаёт это в сравнение, вызывает у него желание стать лучше, т.е. рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым условиям и достижениям. Таким образом, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Игры с правилами используемые в коррекционной работе с гиперактивными детьми должны быть подобраны в следующих направлениях.

1.Игры на развитие внимания;

2.Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксация);

3.Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления)

4.Игры, способствующие закреплению умения общаться.

      Начинать нужно с тренировки только одной особенности (например, только внимания). Гиперактивного ребёнка нужно вовремя переключать на другие виды игр, чтобы предупредить переутомление и возбуждение. Он нуждается во внешнем контроле, так как ему сложно контролировать себя. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребёнок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя.

    Начинать заниматься с ребёнком лучше индивидуально, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточится на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребёнка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих. И только потом, после индивидуальных работ с ребёнком, нужно постепенно вводить его в групповые игры. Сначала привлекать к участию в деятельности в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего с чёткими правилами, способствующими развитию внимания.

Проработав с одной особенностью (например, только внимания) и получив результаты, можно подбирать игры на выработку двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребёнок мог хорошо усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо увлечь ребёнка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх, направленных на одновременное развитие двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и других). Можно переходить к более сложным формам работы по отработке в одной игре всех трёх функций. Игры должны проводится систематически.

Все игры направлены на развитие и тренировку недостаточно сформированных у гиперактивных детей функций, таких как внимание, мышечный контроль, импульсивность, контроль двигательной активности. На начальных этапах работы с детьми необходимо проводить игры на тренировку только одной функции, так как гиперактивному ребёнку трудно одновременно быть внимательным, уметь контролировать своё поведение и неподвижно сидеть. Игры проводятся как индивидуальные, так и коллективные. Сначала проводятся игры на тренировку одной функции.

Игры на внимание

Игра «Найди отличия»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Бездомный заяц»

Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.

Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок - заяц - чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами - один-два метра. Один из зайцев - бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

 Игры на тренировку контроля двигательной активности.

«Клубочек» (Черепанова Г.Д.)

Цель: Обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

Содержание: Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться всё больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает сматывать, так сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребёнка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует что он огорчен, устал или «завёлся».

     Предлагается детям, когда они шалят и плохо себя ведут. Сматывая «волшебный» клубочек дети успокаиваются. Каждый раз, проводя эту игру, детям предлагается клубочек всё больше и больше, тем самым дети стараются контролировать свою двигательную активность. Дети не всегда справляются с заданием.

«Что нового».

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребёнок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.

 «Золотая рыбка»

Цель: Эта подвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию координации движений.

Содержание: Все участники встают в круг, плотно прижавшись, друг к другу плечами, бедрами, ногами, взявшись за руки - это сеть. Водящий - золотая рыбка - стоит в кругу. Его задача выбраться из круга. А задача остальных - не выпустить рыбку. Если водящему очень долго не удаётся выбраться из сети, взрослый может попросить детей помочь рыбке.

 «Разговор с руками».

Цель: Учить детей контролировать свои действия.

Содержание: Если ребёнок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «кто вы?», «как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?».Если ребёнок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру можно «Заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение сегодняшнего вечера они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребёнок согласится на такие условия, то через заранее оговорённый промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Игра «Послушай тишину» (Черепанова Г.Д.)

Цель: Развивать внимание гиперактивного ребёнка и умение владеть собой.

Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.

Игра «Сделай так» (Черепанова Г.Д.)

Цель: Игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.

Содержание: На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них.

Затем взрослый даёт инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмёт карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т.д. На счёт «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога.Игру можно повторить несколько раз.

 «Маленькая птичка» (Черепанова Г.Д.)

Цель: Развивать мышечный контроль.

Содержание: Ребёнку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька).

Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой её».Ребёнок берёт в ладошки птичку, держит её, гладит, говорит добрые слова, успокаивая её и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребёнку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой её снова». Тогда ребёнок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.Игра предлагается в тех случаях, когда дети  раздражены или испуганы чем-либо.

«Говори!»

Цель: Игра направлена на развитие умения концентрировать импульсивные действия.

Содержание: Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (педагог делает паузу). «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе потолок?»… «Говори!»; «Сколько будет один плюс один?» и т.д. «Игра может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей.

 « Кричалки - шепталки – молчалки ».

Цель: игра на контроль двигательной активности.

Содержание:

Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони – сигналы – из разноцветного картона: красного, жёлтого, синего. Когда ведущий поднимает красную ладонь – «кричалку», это означает, что можно бегать, кричать, шуметь; Жёлтую ладонь – «шепталку» - это уже сигнал к тому, что нужно тихо передвигаться и перешёптываться ; синюю ладонь -«молчалку» - следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчалкой». После игры включается спокойная музыка.

     Гиперактивность характеризуется невнимательностью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития. Она является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей и очень мешает их социальной адаптации.  Игры с правилами помогают коррекции гиперактивности у старших дошкольников. Они помогают развивать внимание, умение управлять собой, своим поведением, снимают мышечное и эмоциональное напряжение, помогают контролировать у детей двигательную активность. Играя в игры с правилами дети подчиняют свои действия правилам, учатся контролировать своё поведение и концентрировать внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и ДОУ как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников

Данная статья поможет педагогам и родителям пересмотреть свои взгляди и действия в общении с детьми....

Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников.

Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников....

Консультация для воспитателей "Подвижная игра, как одно из средств коррекции гиперактивных и агрессивных детей"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ – САД) № 11 «ЖЕМЧУЖИНКА»           КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПОДВИЖ...

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Проект "Подвижные игры народов севера, как средство развития физических качеств старших дошкольников"

МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах»      ПРОЕКТ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»    Составител...

Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе

Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе...

Педагогическая коррекция гиперактивного поведения старших дошкольников с ЗПР

В настоящее время остро ощущается нехватка апробированных коррекционно-развивающих программ, облегчающих формирование произвольности психической активности дошкольников с ЗПР. В дошкольном возрасте ск...