Консультация по теме «Формирование лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР посредством сказок»
консультация по коррекционной педагогике

Новоселова Татьяна Александровна

    При ОНР формирование грамматического строя речи осуществляется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка. Считаем, что систематическая работа по формированию грамматического строя речи посредством сказок даст положительные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Консультация для педагогов

«Формирование лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР

посредством сказок»

Подготовила:

Новоселова Т.А.,

учитель-логопед

Рубцовск, 2021

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития грамматического строя речи у дошкольников.

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников.

Грамматика делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.Формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения.

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является  повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.Речь детей с ОНР существенно отличается от нормы. Словарь значительно сужен, затруднено формирование грамматических конструкций, ряд грамматических категорий в их речи просто отсутствует. У детей с ОНР наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтетические структуры предложения.

Таким образом, формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи является одним из актуальных вопросов.

Успешность процесса развития лексико-грамматического строя речи во многом зависит от правильно организованной совместной работы педагога и детей. 

В системе обучения навыкам грамматически правильной речи предусматривается работа, направленная на уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей с ОНР, на овладение способами словообразования и словоизменения, умение видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их.

Умения и навыки, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности педагогов с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучений и воспитания детей.Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе, имеющимиречевые нарушения.

Одной из современных технологий, направленных на развитие речи, в том числе и грамматических конструкций,  является сказка.

Сказки – самые любимые произведения детей. Сказка  повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности. Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду.

Сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

  • донесение в доступной форме до сознания детей общих  ценностей;
  • воспитание любви ко всем людям и природе;
  • расширение кругозора и представлений о мире;
  • закладывание нравственных основ и начал;
  • развитие связной речи.

Я использовала сказку при формировании лексико- грамматических конструкций у дошкольников.

Грамматические категории и правила легче всего усваиваются детьми дошкольного возраста, если они будут преподноситься им в ненавязчивой увлекательной форме. Ребята легко запоминают необычное и забавное, что облегчает практическое овладение ими той или иной грамматической категорией. 

Свою работу по сказкам мы строим по следующему алгоритму: воспитатель в совместной деятельности рассказывает сказку, читает, либо прослушивают предложенную аудио-сказку, в соответствии с лексической темой.Чтение сказки сопровождается различного рода наглядным материалом, что помогает детям в дальнейшем ответить на поставленные перед ними вопросы. Затем на занятиях по развитию речи дети отгадывают  загадку об изучаемой сказке.Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования, затем проводятся игры на развитие грамматических конструкций:

Игра «Один - много» - практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных.

Игра «Назови ласково» - образование уменьшительно- ласкательных форм существительных.

Игра «Сосчитай» - употребление в речи согласования числительных с существительными.

Игра «Слова наоборот» - подбор антонимов.

Игра «Слова-друзья» - подбор синонимов.

Подборка игр представлена….

С РОДИТЕЛЯМИ проводится:

  • Анкетирование родителей
  • Родительское собрание
  • Привлечение родителей к организации выставки книг
  • Индивидуальные консультации с родителями
  • Привлечение родителей к помощи в оформлении, изготовлении театра

Заключение

        При ОНР формирование грамматического строя речи осуществляется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические.

Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

В связи с этим мной проводится целенаправленная, планомерная работа по развитию грамматического строя речи с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР.

В РЕЗУЛЬТАТЕ…

  • Повышен интерес к сказкам, дети умеют угадывать сказки
  • Дети получают удовольствие от чтения сказок, делятся своими впечатлениями о прочитанном, отражая их в своих рисунках и речи;
  • Воспитано бережное отношение детей к книгам;
  • У детей расширился и пополнился активный и пассивный словарь новыми словами и понятиями;
  • У детей сформировано умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, умение пересказывать текст;
  • Отмечается повышение уровня грамматического строя речи
  • У родителей сформировано понимание важности чтения детям художественной литературы.

Считаем, что систематическая работа по формированию грамматического строя речи посредством сказок даст положительные результаты.

Литература

1. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2004.

2. Лопухина, И. Логопедия - речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И. Лопухина. - СПб.: Дельта, 1997.

3.Михайлова, А. Современный ребёнок и сказка / А. Михайлова.-М., 2002.

4. Семенова, С. И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет / С. И. Семенова. - М.: АРКТИ, 2002.

5.Тришина, Е. С. Сказка как средство нравственного воспитания / Е. С. Тришина // Начальная школа. Плюс до и после. - 2004. - №2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК» Подготовила: Новоселова Т.А. Рубцовск, 2021

Слайд 3

Лексика, словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Активный словарь – слова, которые ребенок говорит. Пассивный словарь - слова, которые ребенок понимает. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

Слайд 4

Ограниченность словаря Неточность употребления слов Преобладание пассивного словаря над активным Недоразвитие словоизменения, словообразования Ошибки при грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложений Неумение последовательно излагать свои мысли Аграмматизмы являются одним из основных и самых устойчивых проявлений речевого расстройства

Слайд 5

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ГСР У ДЕТЕЙ С ОНР уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей с ОНР, овладение способами словообразования и словоизменения, умение видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами

Слайд 6

Сказки – самые любимые произведения детей. Сказка повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности. Сказка – прекрасное творение искусства.

Слайд 7

донесение в доступной форме до сознания детей общих ценностей; воспитание любви ко всем людям и природе; расширение кругозора и представлений о мире; закладывание нравственных основ и начал; развитие связной речи.

Слайд 8

ФОРМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ… Подбор рекомендаций для родителей Подбор разных видов сказок в книжный уголок Дидактические игры по сказкам Использование разных видов театра Работа по иллюстрациям к сказкам Подбор аудио-сказок Художественное слово, загадки Игры на развитие граммати ческих конструкций

Слайд 9

Игра «Один - много» - практическое употребление в речи единственного и множественного числа существительных. Игра «Назови ласково » - образование уменьшительно- ласкательных форм существительных. Игра «Сосчитай» - употребление в речи согласования числительных с существительными. Игра «Слова наоборот» - подбор антонимов. Игра «Слова-друзья» - подбор синонимов.

Слайд 10

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Анкетирование родителей Родительское собрание Привлечение родителей к организации выставки книг Индивидуальные консультации с родителями Привлечение родителей к помощи в оформлении, изготовлении театра

Слайд 11

ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ Продолжить работу по формированию лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР посредством сказок. Продолжить сотрудничество, с родителями.

Слайд 12

В РЕЗУЛЬТАТЕ… Повышен интерес к сказкам, дети умеют угадывать сказки Дети получают удовольствие от чтения сказок, делятся своими впечатлениями о прочитанном, отражая их в своих рисунках и речи; Воспитано бережное отношение детей к книгам; У детей расширился и пополнился активный и пассивный словарь новыми словами и понятиями; Отмечается повышение уровня грамматического строя речи У родителей сформировано понимание важности чтения детям художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»

При нормальном развитии речи дети  к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множе...

Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

 Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...

Консультация для родителей «Формирование лексико – грамматического строя речи у дошкольников»

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Консультация для родителей «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»

Грамматика  — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).При нормальном развитии ...

Родительская игротека по теме: «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников»

Родительская игротека по теме: "Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников"...