Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Мы скоро станем школьниками» по экспериментально-исследовательской деятельности
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Репенко Ирина Анатольевна

Программное содержание:Научить дошкольниковразвивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.

Развивать интерес к исследованию и экспериментированию.

Определить наиболее эффективные способы растворения веществ в воде.Установить связь между строением птичьего пера и его функцией.

Подвести  к выводу о необходимости стереоскопического зрения для человека, формировать знания о правильном уходе за глазами, научить снимать усталость с глаз.

Установить зависимость удаленности от Солнца и температурой планет.

Объяснить детям с помощью опыта, что земля обладает силой притяжения.

Закрепить знания о свойствах песка.

Развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли.

Мотивировать детей к обучению в школе, заинтересовать различными школьными предметами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Мы скоро станем школьниками» по экспериментально-исследовательской деятельности.

Подготовила: воспитатель Репенко Ирина Анатольевна.

Программное содержание: Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.

Развивать интерес к исследованию и экспериментированию.

Определить наиболее эффективные способы растворения веществ в воде. Установить связь между строением птичьего пера и его функцией.

Подвести  к выводу о необходимости стереоскопического зрения для человека, формировать знания о правильном уходе за глазами, научить снимать усталость с глаз.

Установить зависимость удаленности от Солнца и температурой планет.

Объяснить детям с помощью опыта, что земля обладает силой притяжения.

Закрепить знания о свойствах песка.

Развивать умение делать выводы из результатов исследований и четко излагать свои мысли.

Мотивировать детей к обучению в школе, заинтересовать различными школьными предметами.

Оборудование: Колокольчик.

Картины «Солнечная система», «Пустыня». Школьные учебники.

Лупы, перья маховые и пуховые.

По два стаканчика с водой на каждого ребенка, шпатели, пипетки, емкости с растворенной краской.

Листы бумаги, ручки с колпачком, картинки с изображением детей правильно и неправильно сидящих за столом, ухаживающих за глазами. Настольная лампа.

Ранец, тетрадь, ручка, линейка, ластик, дневник, карандаш, учебник, альбом, цветные карандаши, кукла, бутылочка с соской.

Пластиковые тарелки с песком, пустые тарелки, деревянные шарики, мячики для пинг-понга, скатанные из салфеток шарики, клеенка.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Вот вы и стали совсем большими и ходите в подготовительную группу.

 Какие у вас бывают занятия?

А какие занятия любите больше всего и почему?

Но, совсем скоро придет пора прощаться с детским садом. Почему? 

 Вы станете школьниками. В школе нет занятий. Вместо них учитель проводит  уроки. Много разных школьных предметов предстоит вам изучить на уроках.

Звенит колокольчик.

Он звенит, звенит, звенит,

Очень многим он велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись.

А что это звенело? (Ответы детей). Это школьный звонок. Он сообщает о начале и конце урока.

А сейчас мы с вами перенесемся в будущее: представьте, что вы — уже школьники, учитесь в школе и изучаете на уроках много интересных школьных предметов.

Звонок зовет нас на урок химии. (Показ учебника). Химия — наука о веществах.

На уроках химии вы узнаете, почему одни вещества не хотят смешиваться, а другие растворяются, а третьи при смешивании взрываются.

Представьте, что вы на уроке химии.

Сейчас мы узнаем могут ли вещества растворяться.

 В один стакан с водой капните с помощью пипетки краску. Что вы видите? 

 Капля медленно и неравномерно растворяется в воде.

В другой стакан с водой также капните краску и с помощью шпателя размешайте. Что вы видите? 

.Краска растворилась быстро.

Какой вывод можно сделать?

Если мы хотим быстро и равномерно растворить вещество в воде, нужно размешать его.

В обычной жизни как мы используем знание этой особенности растворения веществ в воде? 

 Размешиваем сахар в чае или соль в супе.

Звон колокольчика.

Звонок зовет нас на урок биологии. (Показ учебника). Биология — наука, которая изучает все живые существа. От самых огромных до самых малюсеньких.

А сейчас представим себя на уроке биологии и поговорим о птицах.

Чем покрыты птицы? А зачем им нужны перья?

Птицам нужны разные перья. Перед вами перо маховое и перо пуховое. Давайте рассмотрим их. Что можно сказать о размерах перьев?  Маховое перо намного больше пухового.

Дайте упасть маховому перу и проследите за его падением. Как оно падало? (Медленно, плавно кружась).

А теперь проделайте то же самое с пуховым пером. Как оно падало?(Еще медленней).

А теперь рассмотрим стержень каждого пера. Чем они отличаются?  (У махового пера толстый и пустой стержень внутри, а пухового пера тонкий, мягкий стержень).

Взмахните маховым и пуховым пером. Что вы ощутили? ( Маховое перо рассекает воздух резко, со звуком, а пуховое перо не рассекает воздух).

Рассмотрите перья через лупу.

 Обратите внимание,  как волоски перьев расположены относительно друг друга. У махового пера волоски сцеплены между собой, а у пухового волоски расположены по отдельности.

Давайте порассуждаем, для чего птицам такие перья? 

 Вывод:

Маховое и пуховое перо отличаются: маховое перо помогает птице летать, а пуховое — сохранять тепло.

(Звенит колокольчик).

А этот звонок зовет не на урок, а на перемену!

Динамическая пауза: «Перемена».

Дети выстраиваются в колонну, у первого ребенка — ранец, у последнего набор предметов, которые он передает по одному впереди стоящему. Когда предмет доходит до первого ребенка, он принимает решение: класть этот предмет в ранец, или он не нужен школьнику?

(Звенит колокольчик).

Звонок зовет нас на урок анатомии. (Показ учебника). Анатомия — наука, изучающая тело человека. На уроках анатомии вы узнаете как устроено тело человека и как работают различные органы.

Представьте себя на уроке анатомии.

Мы сейчас узнаем , почему у человека два глаза.

Вот интересно, зачем человеку два глаза? А если бы был один большой глаз?

Давайте выясним, сколько глаз лучше, два или один?

Положите перед собой чистый лист бумаги, возьмите ручку и поставьте на листе точку. А теперь встаньте и попробуйте быстро попасть ручкой в нарисованную точку. Получилось?  Это сделать легко.

А теперь проделайте то же самое, закрыв рукой один глаз. Что скажете? Легко ли было выполнить это задание?

Попробуем другой эксперимент: снимите колпачок с ручки и быстро наденьте его обратно. У вас возникли трудности?  Нет.

А теперь снимите колпачок с ручки, зажмурьте один глаз и быстро наденьте колпачок на ручку. А как на этот раз?  Задание выполнить оказалось не так уж просто.

Это потому, что наши глаза передают в мозг две картинки, немного отличающиеся друг от друга.

Так сколько же глаз нужно человеку? ( Два глаза)

.

Дидактическое упражнение «Правильно и неправильно»

Глаза надо беречь. Посмотрите на картинки. Кто правильно ухаживает за глазами? Почему? 

 Почему нельзя тереть глаза руками? Руки могут быть грязными,  и грязь попадет в глаза. Зачеркните неправильную картинку.

А теперь скажите, кто правильно сидит за столом, мальчик или девочка? Почему? 

 Зачеркните неправильную картинку. Нельзя наклоняться близко к книге или тетрадке. Глаза быстро устают, когда смотрят на то, что расположено близко к ним.

Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Посмотрим на свой стол, а теперь на доску и так 5 раз. Наши глазки отдохнули, можем двигаться дальше.

(Звенит колокольчик).

Звонок зовет нас на урок астрономии. (Показ учебника).

Астрономия, о чем же эта наука? 

Правильно, эта наука о небесных телах.

Представьте себя на уроке астрономии.

Взгляните на картину. (Показ). Так выглядит Солнечная система. Вот наша планета, которая называется как? (Земля). А Солнце — это звезда.

Что такое солнце,

Если спросят вас,

Отвечайте смело -

Раскаленный газ.

Представим, что включенная лампа — это раскаленное Солнце. Сожмите два кулака — это будут планеты. Теперь поднесите один кулак близко к лампе-Солнцу, а другой кулак — подальше от лампы. Что вы почувствовали? ( Чем ближе кулак к лампе, тем ему теплее, а чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на кулак).

А как же с планетами?

(Чем ближе планета к Солнцу, тем жарче на ней, а чем дальше планета от Солнца, тем холоднее на ней).

 Покажите самую горячую планету. 

 Покажите самую холодную планету

А наша планета расположена не очень близко и не очень далеко от Солнца. И только милая Земля во всем пригодна для жилья.

(Звенит колокольчик).

А теперь очень полезный урок – физкультура. На уроках физкультуры вы познакомитесь с разными видами спорта, станете сильными, ловкими, быстрыми.

Физминутка:  «Будем мы спортивными – крепкими и сильными».

(Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту и показу на экране телевизора).

(Звенит колокольчик).

Звонок зовет нас на урок физики. (Показ учебника). Физика — наука о законах природы. На уроках физики вы узнаете, почему одни предметы летают, а другие тонут.

Сейчас представим себя на уроке физики и попробуем разобраться, почему все падает вниз.

Земля обладает силой притяжения. Все, что мы подбросим вверх, упадет вниз на землю. Подпрыгнув, мы тоже опустимся вниз. А вот как Земля притягивает разные предметы, мы с вами постараемся сейчас выяснить.

Встаньте рядом с наполненной песком тарелкой. Возьмите в руку три шарика: деревянный, пластиковый, бумажный. Какой из них самый тяжелый (лёгкий)?

Поднимайте повыше и отпускайте шарики по очереди, так, чтобы они упали на песок. Обратите внимание, какой из них быстрее упадет — притянется к земле, а какой медленней. Также обратите внимание на след, оставленный шариком на песке в месте падения.

Расскажите о результатах своих наблюдений. 

(Лёгкий предмет падает медленно, а тяжелые предметы ударяются сильнее и углубление в песке от них больше).

Вывод: все предметы притягиваются Землей и падают, но с разной силой и скоростью.

 (Звенит колокольчик).

Звонок зовет нас на урок географии. (Показ учебника)

География — наука о Земле, о поверхности планеты Земля. На интереснейших уроках географии вы сможете познакомиться со всеми уголками планеты — с жаркой Африкой, ледяной Антарктидой, загадочной Австралией.

Ребята, знаете ли вы, что это такое?(Это глобус).

Города, моря найдём,

Горы, части света.

Умещается на нём

Целая планета.

А что означают цвета на глобусе? Зеленый цвет означает леса. Белый цвет?  Льды и снег. Коричневый цвет? Горы. А желтый? Пустыни. Покажи на глобусе большую Африканскую пустыню Сахара. 

 Вот о песчаных пустынях мы с вами и поговорим.

Что такое пустыня? (Часть земли, покрытая песком).

 От какого слова произошло это название «пустыня». Прислушайтесь к слову.  От слова «пусто». А почему? Потому что в пустыне почти ничего не растет и не живет. Но почему же? В пустыне нет воды. Много песка, который умеет течь. Как это? Попробуем разобраться.

Ребята, давайте сыпать песок в пустую. Только старайтесь сыпать струйкой в одно место. Что получилось? ( В месте падения песка образовался песчаный холм).

Песок сползает, как-бы стекает со склонов холма.

А теперь попробуем изобразить ветер. Как это можно сделать?  (Подуть на песок).  Подуйте слегка на песок. Что произошло?  (Песок стал двигаться).

Попробуем разобраться, почему по пустыням не текут реки. С помощью пипетки налейте воду на песок. Что произошло? ( Песок впитал воду). Даже если в пустыне бывает дождь, вода мгновенно поглощается песком.

Так почему же в пустыне почти нет воды, растений и животных? 

( Песок постоянно движется, вода быстро впитывается песком).

Наше занятие подошло к концу.

Мы с вами не успели поговорить еще о многих интересных науках, которые вам предстоит изучать в школе. Впереди у вас много интересного и увлекательного.

Желаю вам получить в школе много знаний и хороших оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы По теме «Путешествие по «Золотому кольцу» (интеграция ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество», ОО «Музыка»)

В рамках методического объединения по теме "Интеграция воспитательно-образовательного процесса" было проведенно открытое занятие "Путешествие по Золотому кольцу России". Цель занятия формировать чувст...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «История создания службы пожарной охраны России»

Конспект занятия разрабатывался к 365-й годовщине создания пожарной службы и МЧС...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «Перелётные птицы весной » Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группыпо теме: «Перелётные птицы весной »Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.Интеграция образовательных...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Безопасность на дороге»

Закрепление знаний о сигналах светофора, правилах поведения на улице....

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Зеленая елочка – живая иголочка»

Конспект интегрированного занятиядля детей подготовительной к школе группына тему: «Зеленая елочка – живая иголочка»...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы Тема: «Животные зимой»

1. Беседа о том, как зимуют дикие животные зимой.2.  Составление рассказа «Приключения зайца».3. Дидактические игры.4.Физкультминутка...