Проект Формирование позитивных межличностных отношений между детьми
материал

Валентина Петровна Вдовенко

В данном проекте представлен результат работы по морально-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному направлению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Волшебница»

(МАДОУ «Волшебница»)

Проект

«Формированиепозитивных межличностных отношений между детьми

посредством оценки морально-нравственного поведения литературного персонажа»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Автор:

Вдовенко Валентина Петровна

МАДОУ «Волшебница»

социальный педагог

г. Лабытнанги, 2018

Аннотация

В данном проекте представлен результат работы по морально-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному направлению.

Большинство детей уже в 3-4 года отличают хорошие поступки и плохие: знают, что с товарищами нужно делиться, уступать и помогать слабым. Нередко наблюдаю, что совместные занятия детей кончались ссорами, недовольством тем, как действует сверстник.Проблема существует в том что, если ребенок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свои действия.

Я пришла к выводу, что у детей нужно формировать не только представления о должном моральном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства, формировать чувство общности, желание видеть в сверстнике друга и партнера.

Содержание

1.

Введение……………………..

4

2.

Описание работы……………

5

3.

Выводы……………

11

4.

Список литературы………….

13

5.

Приложения………………….

14

I. Введение

Мы являемся современниками 21 века, и очень горько слышать о том, что наше общество безнравственно, у современного общества нет ценностей.

Основы морали и нравственности, которой, по мнению общества сейчас так мало,  закладываются в дошкольном детстве. В моральном развитии человека существенное значение имеет овладение нормами нравственности, которые выработаны в процессе  совместной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь и дополняясь. Но в одиночку, один на один с окружающим миром ребенок не сможет овладеть опытом предшествующих поколений. Взрослый выступает для ребенка живым носителем этого опыта, источником моральных представлений, которые передаются детям в процессе общения, наблюдения, подражания взрослым, через  систему поощрений и наказаний.

Именно общению ребенка со взрослыми,  и со сверстниками принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Общение  как потребность человека проявляется довольно рано, выражением которой является стремление ребенка к познанию себя, других людей, к оценке, самооценке.

Моральное воспитание, на наш взгляддолжно строиться так, чтобы моральные требования становились ориентиром  в поведении детей, их взаимоотношений, не только во время пребывания в детском саду, но и вне стен детского сада.

Именно педагоги детского сада могут заложить в детей то зерно нравственности, которое  вырастет во взрослом человеке красивым цветком морали и воспитанности.

Актуальность

Проблема  морального воспитания актуальна всегда, так как моральное развитие и становление личности человека  происходит на протяжении всей его жизни.

Проблема межличностных отношений старших дошкольников является одной из первостепенных в современной педагогике. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что она является школой социальных отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.

И так как 2018 год объявлен Годом социальной ответственности в ЯНАО, тема проекта актуальна вдвойне, потому что моральный аспект образовательного процессавсегда преобладает над всеми остальными.

Гипотеза:

- Если оценка поведения, поступков детей будет проводиться от лица сказочного персонажа, то усвоение  детьми представлений морально-нравственного поведения положительно скажется на формировании межличностных отношений между детьми.

Цель моей работы:

Формировать не только представления о должном моральном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства, положительного отношения ко всем людям, развития социального чувства, взаимопомощи.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

  1. Способствовать развитию у детей морально-нравственного поведения, соблюдению моральных норм, навыков самооценки через общение со сказочным персонажем.
  2. Снизить конфликтность в детском коллективе группы, уметь делатьсознательный выбор морального поступка.
  3. Возникновение доброжелательных взаимоотношений со сверстниками  и опыта положительных групповых норм.
  4. Выработать систему мероприятий, способствующих наиболее эффективному развитию морально-нравственных качеств.

Для решения задач использовала методы:

- педагогическое наблюдение

- педагогическая диагностика (опросник)

- чтение и инсценирование литературных произведений с обязательным подведением итога

- беседы

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: формирование межличностных отношений.

II. Описание работы

  1. Блок. Изучить теоретические аспекты проблемы морально-нравственного  воспитания дошкольников.

Основные постулаты в изучении проблемы морального воспитания:

- А. В. Запорожец подчеркивал, что дети дошкольного возраста нередко не следуют правилам морали не потому, что не знают их, а потому, что не вникают в эмоциональное состояние сверстника, находящегося в ситуации дискомфорта, или не испытывают соответствующих эмоций (стыда, раскаяния, недовольства собой и пр.) при совершении неблаговидного поступка» [1, с. 16].

- Осознание критериев морали, как отмечал И.Ф. Мулько, происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека» [6, с. 3].

- В своих работах Л. Колберг[9, с. 62] рассматривал развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня:

Первый – доморальный уровень. Нормы морали для ребенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).

Второй уровень – конвенциональная мораль (конвенция – договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, на авторитет — для 4. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

Третий уровень – автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «На том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (5 стадия), потом — на общечеловеческие этические принципы (6 стадия).

Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позже – у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Программа «Детство» [3] Одна из частей программы носит название «Старший дошкольник входит в мир социальных отношений» и имеет следующие разделы: «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе (самопознание)». В разделе «Социально-нравственное воспитание» определены «уроки вежливости и этикета» и «ситуации».

- А. Д. Кошелева при организации с дошкольниками решения социально-нравственных, смысловых задач подчеркивает важность создания специальных ситуаций для проявления поступков детей: «Несмотря на разные обозначения, в этих ситуациях есть нечто общее, что делает их принципиально важными и необходимыми в воспитательном процессе, а именно: в них развертываются те проявления поведения, которые мы называем поступками. Для понимания особенностей складывающейся личности ребенка крайне важно отличать в его поведении обычные действия от поступков. Поступок человека, как положительный, так и отрицательный, есть не просто действие, а действие, соотнесенное с нравственными ценностями и идеалами и их утверждающее» [8, с. 72].

  1. Блок. Выявить уровень представлений у детей морально-нравственного воспитания и поведения.

После проведения опроса, нами была составлена таблица уровней знаний детей.

Таблица 1 (начало)

Уровни

Количество детей

%

Высокий

-------

0 %

Средний

4

34 %

Низкий

8

66 %

Таблица 2 (в конце)

Уровни

Количество детей

%

Высокий

2

17 %

Средний

8

66 %

Низкий

2

17 %

Характеристика уровней представлений у детей о морально-нравственном воспитании и поведении.

Результаты опроса показали, что на высоком уровне 2 ребенка (17%), ответили правильно, полно, самостоятельно на все вопросы. Детям хорошо был понятен вопрос, хорошо была знакома та или иная ситуация.

На среднем уровне оказались 8 детей (66%), которые хорошо ориентировались в той или иной ситуации, отвечали на все вопросы. Но этих знаний было не достаточно, чтобы ответ был полным. Ответы детей были односложны, неуверенные, похожи друг на друга.

На низком уровне оказались 2 детей (17%). Эти дети, которые на 3-4 из 6 вопросов ответили «не знаю». И лишь после помощи взрослого смогли ответить на все вопросы 1-2 словами.

  1. Блок. Разработать перспективный план мероприятий, направленных на воспитание морально-нравственного поведение (см. Приложение № 1)

Большинство детей отличают хорошие поступки и плохие: знают, что с товарищами нужно делиться, уступать и помогать слабым. В реальной жизни их поступки в основном далеки от этих правил поведения.

За основу я взяла методики морального воспитания С.Г.Якобсон, которые систематизировала и адаптировала для детей своей группы. Составила перспективный план совместной деятельности с детьми, где учтены современные и традиционные методики.

Особое внимание я уделила методике работы с персонажем.

С.Г. Якобсон предложила ввести один персонаж и возложить на него моральные функции. Так в группе появился Чиполино.

Какова цель появления персонажа (Чиполино)?

Важнейшей составляющей морального поведения является способность увидеть свои недостатки, осознать свои ошибки. Это способность наедине с собой сказать себе: "Я поступил плохо", "Я должен был поступить иначе" и т.п. Первым шагом в данном направлении является рассказ другим о тех поступках, которые ребенок считает неправильным. Но говорить о своих ошибках малоприятно, поэтому люди не любят признавать их. Поэтому нужно максимально избавить детей от неприятных переживаний, связанных с подобными признаниями. Такие признания должны делаться ребенком в интимной обстановке, одному – единственному человеку.

Кому же ребенок может рассказать о своем поступке? Тому, кто не разболтает и не изменит своего доброго отношения. Для ребенка это крайне необходимо.

Однако не все родители обладают достаточным тактом и чуткостью, чтобы выполнить эти требования. Еще сложнее обстоит дело с воспитателем. Необходимость поддерживать дисциплину, делить дисциплину, делить свое внимание между многими детьми, иногда прибегать к строгостям приводит к тому, что подлинно близкие, душевные отношения с детьми возникают достаточно редко.

Поэтому и появляется "некто" (у нас Чиполино), кто будет любить и понимать ребенка, считать его исключительно хорошим и проявлять заботу о его моральных качествах.

Персонаж, на которого возложены моральные функции, должен быть реальным и осязаемым, обладать определенной внешностью, удовлетворять ряду требований:

•        Внешний вид: выразительное и привлекательное лицо (или мордочка), а также обязательно руки (или лапы), чтобы дети могли здороваться и прощаться с ним не только словесно.

•        Персонаж не живет в группе, а приходит примерно 2-3 раза в месяц на 25-35 минут.

•        Он обладает волшебной способностью: он знает обо всем, что происходит в группе (может иметь волшебное стекло, трубу и т.п.).

•        Он любит всех детей группы, радуется их добрым делам и хорошим поступкам.

•        Содержание общения с детьми не ограничивается только моральной сферой. Он проявляет интерес ко всем сторонам их жизни. Время от времени, но не слишком часто приносит скромное угощение, пластинку или кассету с песенкой, дидактическую игру, игрушки, спортивный инвентарь.

Как работать с персонажем.

Сначала я рассказала детям, что недавно была в другом детском саду и узнала, что у детей там есть друг из волшебной страны. Он любит всех детей, часто приходит к ним в гости и помогает каждому.

Спросила о том, хотят ли они иметь такого волшебного друга? Выяснила, какую помощь дети хотели бы от него получить, обещала, что волшебный друг обязательно придет к ним в гости. Когда гость появляется, то здоровается со всеми детьми и, желая лучше познакомиться с ними, спрашивает, кто во что любит играть, у кого есть дома животные, кто что любит кушать, летал ли кто-нибудь на самолете, плавал ли кто на пароходе, кто с кем дружит. На вопросы отвечают все желающие. Такой хоровой ответ в данной ситуации, в отличии от традиционных занятий, необходим, чтобы беседа была оживленной и дети не теряли к ней интереса.

В другой раз «Чиполино» радуется хорошим поступкам детей. Придя в группу, персонаж говорит, что наблюдал за детьми из своей волшебной страны и очень радовался, видя, что Аня и Ярослав дружно играли, Артем помог товарищу, Василиса и Руслан поделились сладостями и т. п. Он называет всех детей, которые за прошедший период действительно совершили пусть самый маленький, но морально ценный поступок. Предлагает детям рассказать о тех поступках, которые он не видел, и о том, что хорошего случилось в группе за время его отсутствия.

В один из приходов персонаж сообщает, что дети ему так понравились, что он решил написать про них рассказ, как в книжке и зачитывает рассказ про одного из детей. Образ ребенка в этих рассказах отличается от того, каков он на самом деле, и от того, каким он представляется себе самому, но в рассказе он лучше, т.е. ребенку показывают образец, при этом образец не другой ребенок и не литературный персонаж, а он сам. Таким он может стать, если захочет. Так у ребенка формируется положительный образ себя.

Характер персонажа легко допускает наличие у него волшебных предметов, в том числе «волшебной трубы», в которую видно только положительные поступки того, на кого в нее смотрят. Персонаж показывает детям, как работает труба, смотрит в нее на двух-трех детей с разным поведением и видит у них только хорошие черты. Затем в трубу смотрят дети по своему выбору, затем по выбору персонажа.

Способность наедине с собой сказать: «Я поступил плохо», «Я должен поступить иначе», - не появляется вдруг. Ребенок должен приобрести опыт такого отношения к себе и к своим действиям. В этом поможет персонаж, с которым ребенок может поделиться своими переживаниями по поводу проступка. Взрослый в этом случае выслушивает и записывает признание ребенка, никак не комментируя его, кладет записку в сумочку, чтобы передать ее персонажу, и никому не рассказывает о ее содержании. На своем опыте я убедилась, что половина детей группы воспользовалась этой возможностью «облегчить душу».

  1. Блок. Практическая значимость проекта

Для того чтобы привить «привычку к морально-нравственному  поведению»  необходимо  создать вокруг ребенка  среду,  которая поможет развить интерес дошкольника к  миру  уважения, сочувствия, поможет сформировать представление о способах проявления добрых чувств, заботы, внимания, доброты.  Одной из самых важных составляющих  моральной среды, которая должна окружать,является сам педагог, его нравственность, его умение использовать потенциал окружающего социума, культурную среду семьи, детского сада  в моральном воспитании.  Многое  зависит и от форм взаимодействия с детьми.

Чтобы развивать моральные качества, стремление руководствоваться в своих поступках и оценке действий окружающих моральными нормами необходимо использовать, такие методы и приёмы, которые бы ставили ребёнка в активную позицию, упражняли в добрых поступках и делах. Общение совзрослыми должно быть обогащающим  и  охватывающим все стороны личности ребенка. Одной из эффективных форм, позволяющих решать такие проблемы является детская проектная деятельность, практическая деятельность, акции доброты.

Решение  вышеперечисленных задач  предполагает достижение  следующих результатов:

Дети:

1. Становление морально-нравственного поведения, которое представляет собой сознательный выбор морального поступка в простых понятных детям ситуациях.

2. Овладение моральными знаниями и появление личного отношения к соблюдению норм морали (положительного) и к их нарушению  (отрицательного).

3. Возникновение доброжелательных взаимоотношений со сверстниками  и опыта положительных групповых норм.

Педагоги:

Повышение качества работы по моральному воспитанию:

1.Обеспечение взаимодействия всех сотрудников ДОУ по данной проблеме.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности по  изучаемому вопросу.

3. Оптимизация ВОП (использование новых форм и методов взаимодействия педагог – ребенок, педагог – педагог).

  1. Разработать перспективный план мероприятий, способствующих наиболее эффективному развитию морально-нравственных качеств.

Родители:

1.Проявление интереса ко всем мероприятиям, проводимых в детском саду, направленным  на развитие детей.

2.Проявление собственной активности по  вопросам морального воспитания   детей, создание условий для закрепления привычки придерживаться норм морали, в проявлении лучших человеческих качеств.

  1. Блок. Помогут в реализации проекта следующие материалы:

Список произведений для обсуждения:

1. Л.Н. Толстой:

- Лев и собачка

- Девочка и слон

- Корова

- Птичка

- Косточка

- Девочка и грибы

- Пожарные собаки

- Воробей и ласточка и др.

2. В. Осеева:

- Три товарища

- Хорошее

- Что легче?

- Плохо

- Волшебное слово

- В одном доме и др.

3. В. Сухомлинский:

- Как белочка дятла спасла

- Девочка и синичка

- Лисичкины фонарики

- Как ручеек луговую ромашку напоил

- Шар в окошке

- Навестила

- Лепесток и цветок

- Девочка и ромашка и др.

4. С. Баруздин:

- Поход

- Кляксы

- Папин галстук

- Морской кортик и др.

5. М. Дружкова:

- Хороший поступок

6. С. Маршак:

- Рассказ о неизвестном герое

7. К. Ушинский:

- Умей обождать

Опросник (для детей дошкольного возраста):

- Диагностические ситуации – 6 ситуаций для оценивания.

Произведения для инсценирования с детьми:

- Сказка «Три поросенка» на новый лад

- «Друзья»

- «В одном доме» В. Осеева

И другие по выбору….

Список литературы:

  1. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали // Ребенок в детском саду, 2006, № 5. – с. 16 – 17
  2. Грищенко З.А. «Ты детям сказку расскажи…» г. Москва. Яинка-Пресс, 2003 г.
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. – СПб.: Акцидент, 1996. – 224 с.
  4. Ильчук Н.П. Большой воспитательный секрет», Ребенок в детском саду, № 4, 2003 г.
  5. Короткова Н. «Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе», дошкольное воспитание № 8, 2001 г.
  6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  7. Тимофеева И.Н. «Сто книг вашему ребенку» Беседы для родителей, Москва, «Книга», 1987 г.
  8. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
  9. Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. – 112 с.

Приложение 1

Перспективный план мероприятий,

направленных на воспитание морально-нравственного поведения

месяц

недели

1

2

3

4

сентябрь

Творческая игра «Путешествие». Цель: выявление уровня формирования навыков общения со сверстниками.

Обсуждение ситуаций «Хорошие поступки». Цель: выявить знания детей о хороших поступках.

Рассказ о сказочном персонаже.
Цель: стимулировать интерес детей.

Сказочный персонаж приходит в гости. Цель: вызвать интерес, познакомить с новым другом.

октябрь

Показ персонажем моральной пьески «В одном доме». Цель: анализ неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.

Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. Цель: выявить наиболее актуальные проблемы группы и каждого ребенка.

Персонаж радуется хорошим поступкам детей. Цель: формировать у детей умение видеть и оценивать хорошие поступки.

Дидактическая игра «Волшебная труба» с участием персонажа. Цель: формирование способности находить достоинства в каждом члене группы.

ноябрь

Составление письма больному другу. Цель: формирование умения рассказывать о взаимоотношениях со сверстниками.

Моральная пьеска с участием персонажа «Хороший поступок». Цель: формирование личного положительного отношения к соблюдению и нарушению норм морали.

Подготовка моральной сценки для детей средней группы "Зайка Ушастик упал в ручей". Цель: порадовать малышей

Дидактическая игра с участием персонажа «Волшебная труба» Цель: формировать умение видеть хорошее в каждом члене группы.

декабрь

Персонаж радуется хорошим поступкам детей. Цель: продолжение работы по формированию доброжелательных отношений ко всем членам группы.

Показ моральной сценки для детей средней группы "Зайка Ушастик упал в ручей». Цель: формировать положительные взаимоотношения с малышами.

Моральная пьеска с участием персонажа «Три товарища». Цель: продолжать формировать личное положительное отношение к соблюдению и нарушению норм морали.

Сочинение персонажем рассказов про детей. Цель:формирование положительных черт характера.

январь

Рисование «С кем я дружу». Цель: изучение взаимоотношений между детьми.

Сюжетно-ролевая игра «Играем как ты хочешь». Цель: формирование доброжелательных отношений в сюжетно-ролевых играх.

Концерт для малышей. Цель: организация межвозрастного общения.

февраль

Игровая ситуация с участием персонажа «Я поступил плохо, когда…». Цель: формирование критической нравственной самооценки.

Рисование «Воображаемый друг». Цель: формирование представлений о дружбе.

Моральная пьеска с участием персонажа «Чужой кубик». Цель: формирование межличностного общения.

март

Подготовка моральной пьески «Нечестный обмен». Цель: анализ неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.

Игровая ситуация с участием персонажа «Мои хорошие поступки в выходной день». Цель: воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким.

Показ моральной пьески «Нечестный обмен». Цель: анализ неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.

Моральная пьеска по выбору детей. Цель: воспитывать сочувствие.

апрель

Моральная пьеска с участием персонажа «Друзья».Цель: развивать потребность в проявлении гуманных чувств.

Моральная сценка "Порванная книга" с участием детей. Цель:формирование осознания моральной стороны поступков

Игровая ситуация с участием персонажа «Как я поступил, когда…». Цель: формирование критической моральной самооценки.

Дидактическая игра "Узнай по описанию". Цель: формирование представлений об уникальности других детей

май

Творческая игра «Путешествие» Цель: выявление уровня формирования навыков общения со сверстниками.

Цель: выявление уровня формирования навыков общения со сверстниками

Рисование на тему "Добрые и злые". Цель: формировать представление о добре и зле

Дидактическая игра "Опиши товарища". Цель: дать понятие об индивидуальных особенностях других детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование межличностных отношений между детьми дошкольного возраста посредством использования игровых технологий

Для дружного детского коллектива необходима работа воспитателя в этом направлении.Игры на сплоченность,на воспитатние уважения и доверия к сверстникам- обо всем этом я делюсь своим опытом....

Формирования позитивных межличностных отношений в разновозрастной группе детей дошкольного возраста

Актуальность темы исследования определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы, которая вступает в противоречие с ее недостаточной изученностью. В отечественной литературе практически нет...

Круглый стол по теме: «Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми посредством сказкотерапии».

Администрация г. КлимовскУправление образованияМУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»...

"Игры по формированию доброжелательных дружеских отношений между детьми"

Предлагаю Вашему вниманию игры по формированию доброжелательных отношений между детьми....

Игры по формированию доброжелательных дружеских отношений между детьми.

Предлагаю Вашему вниманию игры по формированию доброжелательных отношений между детьми....