Авторская дидактическая игра» «БИЗИБОРД «ДОМИК»
учебно-методический материал (младшая группа)

«БИЗИБОРД «ДОМИК»

«Развивающая игра»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bizibord.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Веселоярский детский сад «Сказка»

Конкурс «Лучшая авторская дидактическая игра»

«БИЗИБОРД «ДОМИК»

«Развивающая игра»

                                                                  Разработала

 Лось  Светлана Анатольевна,

                                                                 воспитатель.

Рубцовский район, 2019

Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста является развитие сенсорных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым и др.

Когда малыши подрастают, их любопытство не знает границ. Обычные бытовые предметы увлекают малыша намного больше, чем самые красивые и дорогие покупные игрушки. Их интересуют ящики, кнопки, выключатели, розетки,  дверные ручки, крючки, замки. Все бы хорошо, если бы не было так опасно. Но приобретать-то навыки нужно, и, чем раньше ребенок научится правильно и безопасно обходиться в доме, тем спокойнее будет у нас на душе.

К сожалению,  современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники еще четыре десятка лет назад. Если раньше малыш хватал в руки все, что попадется, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультиками – всем, что так нравится и намертво приковывает их внимание. Логопеды бьют тревогу – число  ребятишек с речевыми патологиями растет в геометрической прогрессии.

Чтобы нивелировать влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяются и давние методики. Одна из них – методика Монтессори, ставшая сегодня актуальной как никогда.

В своих исследованиях итальянский педагог Мария Монтессори, разработавшая систему поэтапного развития, отмечала, что маленький ребенок воспринимает информацию в большей степени через сенсорные ощущения. В 1907 году она придумала, как дать детям возможность познавать мир безопасно и создала первый бизиборд – доску, на которой разместила дверную защелку, цепочку, шнуровку, обесточенные розетку, штекер и выключатель.

Данная развивающая доска служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности, в процессе работы с данным пособием у детей улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение.

В те времена на доске присутствовало лишь несколько элементов, которые, по мнению специалиста, были необходимы для развития детей – шнурки, цепочка с защелкой, выключатель и классическая розетка с вилкой. Ребенок сам может выбрать элемент, с которым хочет поиграть.

В наши дни предметов на бизиборде существенно прибавилось, но основная концепция этой обучающей «игрушки» не поменялась.

Основной целью такой конструкции было развитие у ребенка интеллекта, воображения и многих бытовых навыков, связанных с моторикой. С тех пор бизиборд многократно изменялся и усовершенствовался, но всегда оставался незаменимым помощником для всестороннего развития мальчиков и девочек.

Развивающая доска помогает малышам познакомиться с внешним миром через интересующие его предметы, помимо прочего развивая мелкую моторику. Положительное влияние на мозг работ с передвижением деталей, застегиванием пуговиц и цепочек, нажиманием на клавиши неоднократно научно доказано.

Т. е. можно смело сказать, что развивающая доска для детей помогает им быстрее понимать мир.

Цель игры с бизибордом – не сама игра, а обучение через игру. А еще точнее – помощь в развитие самостоятельности малышей. Осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.

Современный бизиборд решает несколько задач одновременно – воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.

В процессе работы с детьми определены следующие задачи:

  • Формировать общие сенсорные способности;
  • Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • Способствовать развитию у детей обследовательских умений  навыков;
  • Развивать мелкую моторику рук
  • Закреплять навыки действий с различными предметами;
  • Уметь общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

С помощью развивающей доски происходит развитие:

  • Мелкой и крупной моторики;
  • Внимательности и самостоятельности;
  • Мышления;
  • Сенсорики;
  • Творческого потенциала;
  • Логики, памяти;
  • Развития речи;
  • Навыков (застегнуть пуговку, завязать шнурок, открыть замочек и т.д.)

Формы работы с бизибордом:

  • Образовательная деятельность;
  • Совместная деятельность
  • Индивидуальная деятельность
  • Дидактическая игра

Ожидаемые результаты:

Ребенок:

  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • Любознательный и активный;
  • Имеющий первичное представление о мире и природе;
  • Овладевший необходимыми умениями и  навыками.

Помимо этого данная разработка способствует формированию мотивации к обучению. В процессе решения практических задач у детей формируются важные личностные качества, такие как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе.

Каким должен быть бизиборд, чтобы не навредить, а помочь ребенку? Чтобы правильно сделать бизиборд современного типа, нужно, во-первых, знать, что его элементы компонуются в группы (блоки) следующего назначения:

Моторную – для развития начальных моторных навыков.

Моторно-прикладную – для закрепления первоначальных моторных навыков путем обращения с мелкими подвижными вещами повседневного пользования. Бизиборд Марии Монтессори содержал только этот блок.

Ассоциативную – для ускорения развития отвлеченного мышления на основе закрепленных моторных навыков.

Цветовую, т.к. полноценное развитие цветового зрения способствует лучшим успехам по всем предыдущим пунктам.

Второе – хотя ребенок возится с бизибордом играючи, но давать полную волю своей фантазии, делая бизиборд самостоятельно, нельзя. Фантазировать можно при выборе исходного материала и подборе компонент для заполнения доски из подручных средств, но в определенных пределах.

МОТОРНЫЙ БЛОК

Для развития первичных моторных навыков нужны:

  1. Лабиринт с невыпадающим движком;
  2. Счеты;
  3. Ролики-крутилки.

Крутилки

Гладкий ролик помогает ребенку выработать навык воздействия на предмет нажимом с протяжкой; бугристый – касательным давлением или нажимом на рычажок. Вместо гладкой роликовой крутилки еще лучше будет шариковая 2-координатная. Для горизонтальной доски такую можно сделать из шарика для пинг-понга и шариков от шарикоподшипника.

Лабиринт

Лабиринт бизиборда – не головоломка на сообразительность и ориентацию для взрослых. Пользуясь им, ребенок вырабатывает уже 2-координатную моторику в пределах некоторой протяженной области. Поэтому ошибочными с точки зрения развития малыша будут лабиринты: Беспорядочной конфигурации с множеством мелких тупиков. «Размытый» по доске и невидимый детским глазом весь целиком. Излишне извитой, стилизованный под «настоящий» ландшафт и с имеющим самостоятельное значение бегунком, ребенок еще не дорос до таких обобщений, а когда дорастет, предпочтет играть с машинками, не «привязанным» к направляющему желобу. Правильным будет сделать лабиринт бизиборда из нескольких простых элементов, ломаных и плавно изогнутых. Их раскраска должна быть достаточно крупной и вызывающей ассоциации с естественными объектами сходной конфигурации. Примечание: лабиринт может быть совмещен с цветовым полем, если для него на доске отдельного места уже не находится.

Счеты

Счеты на бизиборде для маленького прежде всего много классных крутилок, которые можно не только вертеть, но и таскать, что есть переход к 2-координатной моторике. И в то же время счеты – важнейшее связующее звено с ассоциативным блоком и не менее важный его элемент. Поэтому счеты на бизиборд нужны «как настоящие». Костяшек на регистрах тоже нужно полное количество.

Первая ступень МОТОРНО-ПРИКЛАДНОГО БЛОКА – дверцы с разнообразными ручками и запорами. Сюда же относится посильный для нажатия детскими ручонками карабин. Наилучший эффект достигается, если дверцы всех 3-х типов – накладные, врезные и накладные над тайниками. Так что не поленитесь, сделайте для бизиборда 2-4 слойную основу. Ключи от замков должны располагаться доступно для ребенка и быть с большими округлыми головками или на кольце с брелоком, чтобы не подавился, вдруг сунет в рот и рефлекторно сглотнет. Но цеплять ключи на цепочку не надо, таким ключом и взрослому не всегда удобно отпирать замок.

От дверей к одежде

И детям, очень хорошо развивающихся, застежки – шнурки на одежде и обуви, часто становятся камнем преткновения. Поэтому моторно-прикладной блок обязательно должен содержать и одежно-обувную часть:

  1. Пуговицы с петлями.
  2. Шнуровку.
  3. Застежку-молнию.
  4. 2-3 куска ремня с пряжками ходовых типов.
  5. Застежки-липучки.
  6. Прищепки.

Шнуровка нужна обувная на изображении или контуре обуви. Беспорядочная шнуровка для неокрепшего воображения просто опасна. Узоров, может быть, чадо и наплетет, но риск получить скрытую психическую травму весьма велик. Шнуровка без петель не так вредна, но полезных навыков не дает и раздражает.

АССОЦИАТИВНЫЙ БЛОК

Образное (отвлеченное, ассоциативное) мышление у человека начинает развиваться где-то с 3-х лет, но основы его закладываются на год-два раньше. Все живое ощущает ход времени, поэтому на бизиборде нужны детские часы с маркировкой стрелок; желательно – реально идущие. По ним малыш научится сопоставлять протекание наблюдаемых процессов со своими биологическими часами и сообразовывать свои действия с ходом времени. Поскольку отрезки времени на часах обозначены, они будут и мостиком к более высоким степеням обобщения.

Высшая степень обобщения – число, цифра. Великий математик Давид Гильберт сказал как-то: «Бог создал целые числа. Все остальное от несовершенства нашего ума».

Переход обобщения от простой совокупности предметов к их количеству, а от количества к его численному выражению начинается со счет: там разные количества однородных предметов различны зримо.

Вспомогательные средства для развития отвлеченного мышления на бизиборде.

Для перехода от интуитивно ощутимого количества к его численному (цифровому) выражению современность предлагает мощное средство – действующий калькулятор. На бизиборде его можно запитать от общего источника. Калькулятор, в свою очередь, станет звеном для перехода к действиям уже на основе обобщения, т.к. области его клавиатуры функционально различны.

ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ у ребенка развивается постепенно, поэтому разукрашивать бизиборд на свой вкус нельзя. К 3-м годам ребенок должен четко различать черное, белое и цвета основного базиса – красный, синий, зеленый; из дополнительных – желтый. К 4-5 годам к ним добавляются еще несколько оттенков серого и остальные дополнительные: голубой (бирюзовый) и пурпурный (фиолетовый).

Бизиборд «Домик»

Бизиборд состоит из следующих предметов:

замки;

шнуровка;

молния-змейка;

дверная и оконная фурнитура, петли;

выключатели и тумблеры;

массажная щётка;

картинки;

разные кусочки тканей, материалов;

шпингалеты и щеколды;

розетки и вилки;

лабиринты;

гибкая гофрированная трубка и шарики;

счёты;

детское пианино;

часы;

пульт;

резиночки со шнуровкой;

прищепки;

музыкальный телефон;

металлофон.

При изготовлении развивающей доски были учтены меры предосторожности:

все детали накрепко прикручены или приклеены;

нет никаких острых элементов, о которые может пораниться ребенок;

игрушка изготовлена из материалов без вредных добавок и примесей.

Время игры ребенка с нашей развивающей доской в среднем 30 минут в день. Развивающая доска рассчитана на детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Игры с бизибордом «Домик» для детей

младшего и среднего дошкольного возраста.

Игра «Как шнуровать ботинки»

Цель игры: научить ребенка шнуровать ботинки самостоятельно. Для малышей может использовать просто как игра-шнуровка без соблюдения правильности шнуровки ботинка.

Ход игры:

Перед тем как осваивать сложные техники шнуровки, нужно ознакомиться с самым простым методом: Возьмите в обе руки по одному шнурку. Закиньте шнурок поверх пальца и зафиксируйте петлю. Обе руки должны держать по одно петле из шнурков, конец которых свободно свисает. Положите одну петлю на другую, не выпуская их из рук. Между петлями образуется небольшое отверстие. В него нужно продеть нижнюю петлю, которая находится в правой руке. Продетую правую петлю аккуратно захватываем левой рукой. Левую петлю фиксируем правой рукой. Медленно отводим руки в сторону. Посередине получится узел из шнурков, а по бокам будет две петли. Самая простая шнуровка готова!

«Кто быстрее?»

Цель: развивать ловкость пальцев рук.
Ход игры:

Играющим (2-3- ребенка) даётся по шнурку с одинаковым количеством узелков. Их задача - быстро их развязать.

«Открой и закрой окошечки»

Цель: Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.

Материал: картинки зверей; небольшие замочки, защёлки, щеколды, ручки — все те предметы, которые относят к дверной фурнитуре;

Описание: необходимо открыть дверку, чтобы увидеть, кто там живёт, какой предмет лишний, что бывает такого цвета и т.д.

«Расскажи сказку»

Цель: Обеспечить неограниченный процесс познания ребенка, развивая мелкую моторику, речь и воображение

Материал: Картинки сказок

Описание: Необходимо подобрать картинки к сказке, разложить их в окошечки в разной последовательности. Ребенок, открывая окошечко, проговаривает сказку по картинке.

 «Много - мало»

Цель: Помочь усвоить понятия «много», «мало», «один». 

Материал: счёты, замочки

Описание: Ребенок находит количество замочков (косточек) по заданию воспитателя (один - много).

«Телефон»

Цель: Способствовать развитию действий руки, совершенствовать мелкую моторику пальцев, речь.

Материал: деревянный телефон.

Описание: 

1вариант - Ребёнку предлагается покрутить круг телефона,

2 вариант - называя цифры и показывая их ребёнку, ребёнок набирает номер 01,02,03, закрепляя с ребёнком какой номер к какой службе относиться,

«Башмачок»

Цель: научить ребенка заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развить у него координацию и сноровку.

Материал: Шнурки

Описание:

1 вариант - Ребёнку предлагается продеть шнурок в дырочки

2 вариант – Ребёнку предлагается зашнуровать ботинок

3 вариант – Ребёнку предлагается завязать бант на ботинке

«Резиночки»

Цель: развитие пространственного мышления, воображения, логики, мелкой моторики, внимания, усидчивости.

Материал: Разноцветные резиночки

Описание: Ребёнок сможет "нарисовать разноцветными резинками" геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы, модели предметов, животных. 

 «Открой – закрой»

Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение,          

мышление.

Материал: крючок, шпингалет.

Описание: Ребенку предлагается открыть и закрыть крючок, шпингалет.

«Волшебный экран»

Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество.

Материал: магнитный экран.

Описание: 

1 вариант -  Ребенку предлагается нарисовать разные линии, кружочки.

2 вариант - Ребенку предлагается нарисовать сладкое, круглое, ароматное,

свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять

неоднократно, используя каждый раз новый материал.

«Юный компьютерщик»

Цель: Развитие логического мышления, внимания, памяти, развитие речи ребенка.

Материал: Клавиатура, калькулятор.

Описание: 

1 вариант - Ребёнок нажимает на кнопки произвольно.

2 вариант Ребёнку предлагается нажать на определённые кнопки, сначало по показу, затем называя буквы или цифры.

«Открой – закрой»

Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение,          

мышление.

Материал: молния.

Описание: Ребенку предлагается открыть и закрыть молнию.

«Включи свет» 

Цель: способствовать развитию сенсорики и мелкой моторики рук.

Материал: выключатели.

Описание: Ребенку предлагается включить и выключить свет.

 «Открой окошко»

Цель: Формировать познавательную деятельность, речь, усидчивость.

Материал: картинки

Описание: Ребёнок открывает окошки и называет картинку.

«Закрой дом» 

Цель: способствовать развитию сенсорики и мелкой моторики рук.

Материал: цепочка, крючок, шпингалет.

Описание: Ребенку предлагается закрыть дом на (крючок, цепочку, шпингалет).

Используемая литература:

1. http://babyzzz.ru/0-1/care/16401.html «Как сделать развивающую доску своими руками?»

2. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/11/26/proekt-razvivayushchie-doski-bizibord «Развивающие доски «Бизиборд»».

3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/08/16/ «Бизиборд – развивающая доска».

4. https://infourok.ru/bizibord-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnih-processov-u-doshkolnikov-s-ras-2785703.html

5. Портал для любящих родителей http://razvitie-krohi.ru/igryi-dlya detey/igrushki/bizibord-razvivayushhaya-doska.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие "Сенсорный домик"

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешно...

Авторское дидактическое пособие "Чудесный домик-развивайка"

Учитывая возраст детей и их наглядно-действенное мышление, мною было разработано многофункциональное пособие "Чудесный домик-развивайка".Многофункциональность пособия состоит в том, что оно одновремен...

Дидактическая игра -Бизиборд

laquo;Дидактическая игра - бизиборд» Цель: Создание условий для развития мелкой моторики рук, развития речи и активизации  умственной деятельности детей.Задачи:- развивать мелкую...

Дидактические игры: Бизиборд «Дом», «Если мамы нет дома», «Варим варенье», «Времена года», «Насекомые».

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

Дидактическая игра -Бизиборд

Воспитанники группы "Затейники" познакомились с Дидактической игрой "Бизиборд". "Бизиборд" - развивающая доска для детей,  которая содержит много различных кнопочек,...

Авторское дидактическое пособие для обучения грамоте: "Фонетический домик"

Данное дидактическое пособие подходит для детей 5-7 лет....