"Развитие культуры общения у старших дошкольников"
статья (старшая группа)

Актуальность развития у детей культуры общения обусловлена не только необходимостью развивать общечеловеческую способность ребенка к межличностному взаимодействию со взрослыми и сверстниками, помочь ему адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Присвоение ребенком культурных образцов (обобщѐнных форм человеческого опыта на основе их включения в доступные детям виды деятельности, развитие социальной и речевой компетентности) является одним из приоритетных направлений в системе образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие культуры общения у старших дошкольников

Современное общество ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания молодого поколения, владеющего всеми достижениями человеческого общества. Это находит отражение в государственных документах: «Конституции» и в Законе РФ «Об образовании», где написано, что каждый человек имеет право на образование и приобщение к культурным ценностям общества. Одной из приоритетных ценностей является культура поведения, важной составляющей которой является культура общения, рассматриваемая как  компонент социально-нравственной компетентности и коммуникативной культуры.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально - личностному развитию воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие коммуникативной и социальной компетентности детей, положительных отношений ребенка к себе и другим людям; приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, создание условий для формирования у ребенка ответственности за другого человека [1].

Актуальность развития у детей культуры общения обусловлена не только необходимостью развивать общечеловеческую способность ребенка к межличностному взаимодействию со взрослыми и сверстниками, помочь ему адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, но и тем, что вследствие социальные изменений последних лет многим людям все труднее позитивно  взаимодействовать с другими, иначе общаются друг с другом и дети.

Со взрослыми ребенок общается с самого рождения, а в  дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники.  Конкретные представления о культуре общения усваиваются растущим человеком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. При этом без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей. Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразный: они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, – и все это протекает естественным образом, без свойственных многим взрослым фальши и лицемерия, хотя при этом эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений зачастую значительно выше, чем у взрослых.

Задачей педагогов дошкольной образовательной организации является «…создание культурной среды развития для каждого ребенка и оказание ему помощи и поддержки в активном освоении культурного опыта» [4, с.241].

В воспитании культуры общения детей педагогу необходимо влиять на все стороны коммуникативного процесса: на информационный обмен (на  содержание коммуникативного процесса), на коммуникативные и поведенческие умения (то есть, на способы речевого и практического взаимодействия) и соответствующие представления дошкольников о нравственных качествах и поступках людей, о нормах и правилах поведения и общения. При этом необходимо учитывать психолого-педагогические особенности дошкольников различных возрастов. Так, с возрастом развивается общение как вид деятельности детей. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают личностные мотивы общения, а также потребности во взаимопонимании и сопереживании. Общение со сверстниками становится внеситуативно-деловым, приобретает черты внеситуативности, у детей складываются устойчивые избирательные предпочтения [2; 5].

А.М.Вербенец  подчеркивает, что «…на сегодняшний день дошкольные образовательные учреждения стоят перед проблемой определения форм организованной образовательной деятельности, позволяющей освоить ребенку основной содержание программы по образовательным областям» [3, с.9].

Автором подчеркивается целесообразность использования ситуационного подхода. При этом основной единицей педагогического процесса является образовательная ситуация, то есть «…такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения [3, с.9].

Как представляется, образовательные ситуации могут эффективно использоваться с целью развития культуры общения детей. Среди различных видов образовательных ситуаций, рекомендуемых воспитателям в качестве средства развития культуры общения у старших дошкольников, можно выделить следующие.

- объяснительно-иллюстративные образовательные ситуации, которые подходят в основном для организованной образовательной деятельности, например, для погружения в тему;

- репродуктивные образовательные ситуации, предполагающие повтор, в ходе которого ребенку транслируется опыт, который он должен усвоить;

- проблемные образовательные ситуации, в ходе которых дети ищут решения в совместной со взрослыми деятельности;

- частично-поисковые образовательные ситуации, которые совмещают в себе показ взрослого и поиск решений проблемы;

- эвристические образовательные ситуации, в ходе которых дети самостоятельно делают открытия.

С целью развития культуры общения у старших дошкольников можно использовать следующие типы образовательных ситуаций: вводную, организационную; образовательную ситуацию   обсуждения; рефлексии; объективизации, осознания; обобщения. Рассмотрим данные образовательные ситуации подробнее.

В начале воспитателем организуется вводная, организационная образовательная ситуация, побуждающая дошкольника к самостоятельному поиску решения возникшей задачи. При этом важно, чтобы ребенок не оказался лишь исполнителем замысла взрослого. Необходимо, чтобы в ходе данной образовательной ситуации у дошкольника сложился замысел его собственной деятельности. Вслед за этим создаются условия для проведения детьми соответствующего ситуации самостоятельного поиска информации. В такой предварительной поисковой работе могут участвовать и родители, выполняя задания воспитателя.

Далее воспитателем создается образовательная ситуация обсуждения тех самостоятельных попыток, которые дошкольники предприняли, чтобы найти решение поставленной задачи. В ходе обсуждения выявляются и сопоставляются разные точки зрения, подбираются аргументы для их доказательства и прочее.

В ходе образовательной ситуации рефлексии получившихся результатов воспитателем проводятся диалог или дискуссия, выясняются, какие способы и средства решения задачи были использованы, удалось ли решить задачу с их помощью, какие из этих способов и средств оказались наиболее эффективны. Создавая такую рефлексивную ситуацию, воспитатель приостанавливает естественный ход процесса решения задачи, давая ребенку возможность осознать совершенное им действие. Затем воспитатель помогает дошкольнику зафиксировать эту остановку и сам останавливает процесс решения задачи. При этом возможны следующие комментарии и вопросы: «Было вот как, а стало...»; «Посмотрим, что здесь происходит...»;  «Что же изменилось? Почему? Что ты для этого сделал? Как ты сделал?»; «Повтори свои действия, нарисуй их» и прочие.

Затем следует объективизация или осознание произошедшего, насколько это типично для рассматриваемого процесса, насколько свойственно ребенку. При этом можно задать ребенку следующие вопросы:   «Ты всегда так делаешь?»; «Это твое правило?»; «У тебя всегда так получается?»; «Можно было поступить как-то по-другому или ты думаешь, что надо было поступить именно так?» «Как по-твоему Саша (Катя или другой ребенок) поступил бы в такой ситуации?» и прочие.

Далее можно рекомендовать организацию обобщения объективного содержания, для чего создаются образовательные ситуации, в ходе которых можно задать ребенку следующие вопросы: «Как ты думаешь, если мы повторим в похожей ситуации наши действия, получится ли тоже самое? Так всегда бывает? Почему так получается?»; «Все так поступают, как и ты, или каждый делает по-другому, по-своему? У любого человека получилось бы именно так в этом случае?

В качестве примера приведем образовательную ситуацию «Письмо поссорившимся ребятам». Педагог предлагает детям «прочесть письмо». В письменном конверте представлена серия из 4-5 сюжетных картинок, изображающих поссорившихся детей. Тема картинок должна отражать проблемную нравственную ситуацию и не должна отражать знакомое детям литературное произведение. В ходе работы над решением проблемы предполагается рассматривание детьми и краткое описание содержания каждой картинки, определение вариантов сюжета, рассказы детей.

Педагог описывает  детям ситуацию: «В одном дворе произошло событие. Дети  - участники события (ссоры) написали письмо с просьбой помочь им разобраться в ситуации и принять правильное решение - что им делать, как поступить.  Как прочесть письмо? Давайте рассмотрим картинки, разложим их по порядку, и попробуем прочесть, о чем рассказывается в письме».

Педагог предлагает детям дать участникам события имена и затем рассказать, как можно исправить положение, то есть разрешить ситуацию и прекратить ссору. «А как бы вы поступили, оказавшись в этой ситуации? Давайте, каждый из вас составит свой вариант события, а потом мы постараемся узнать, кто из вас угадал и прочел письмо правильно».

В рамках данной образовательной ситуации педагог может реализовать различные направления действий детей. Например, с целью совершенствования речи детей и развития их словаря, являющихся важной составляющей культуры общения, дошкольникам предлагается продолжить «переписку». Детям необходимо будет «прочесть письма» в разных вариантах: с отсутствием изображения завязки события, с пропущенной картинкой, отражающей кульминацию события, без окончания события и так далее, вплоть до составления рассказа по одной картинке. Данная образовательная ситуация может быть использована как в ходе совместной образовательной деятельности, как и для индивидуальной работы.

Все предложенные нами разные типы образовательных ситуаций могут быть использованы как в организованной образовательной деятельности, так и в режимные моменты и в самостоятельной деятельности детей. Использование образовательных ситуаций в процессе развития культуры общения у старших дошкольников позволит сформировать у них навыки вежливого поведения в общественных местах и в быту, выполнения норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на доброжелательности и уважении, с использованием соответствующих форм обращений и словарного запаса.

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
  2. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника / А.Г. Арушанова - М.: Мозаика - Синтез, 2012. – 80 с.
  3. Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. Планирование  образовательного  процесса  дошкольной  организации:  современные  подходы  и технология.  Учебно-методическое  пособие.  - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 288 с
  4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 460 с.
  5. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник  / Е.О.Смирнова. - М.: КноРус, 2013. - 280 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание навыков культуры общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной статье приводится актуальность проблемы воспитания культуры общения у дошкольников с ОНР и даны конкретные рекомендации воспитателям логопдических групп по организации работы с детьми  в...

Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование навыков культуры общения у старших дошкольников.

Выявление уровня сформированности культуры общения у детей старшего  дошкольного возрастаДля подтверждения теоретических основ и гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент в двух...

Воспитание культуры общения у старших дошкольников

Воспитание культуры общения у старших дошкольниковКультура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с исп...

" Методы, формы и средства воспитания культуры общения у старших дошкольников"

консультация для воспитателей о воспитании культуры общения у старших дошкольников....

Диагностика уровня сформированности культуры общения у старших дошкольников

Для изучения проблемы формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста мною был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что игры являются важнейшим средством форм...

Развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что развитие культуры общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития их...