Статья по теме "Геокэшинг - одна из современных технологий дошкольного образования"
статья

Татьяна Валерьевна Тиунова

В связи с происходящими изменениями в социуме, от системы образования требуют применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Перед педагогами образовательных учреждений поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение:здоровое, активное, думающее и любознательное. Одним из таких эффективных средств является использование педагогом различных интерактивных методов. Инновационным направлением этой формы работы может стать синтез спортивного ориентирования и геокэшига, который отвечает всем характеристикам методов работы с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geokeshing.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме: 

«Геокэшинг — одна из современных технологий дошкольного образования

        Что такое геокэшинг? Смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник), получается – «поиск тайника в земле». Это действительно смысл «геокэшинга», игры, в которую играют миллионы жителей разных стран мира.

Геокэшинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игры. При этом они используют устройства, имеющие GPS приемник. Такие как ноутбук, навигатор, смартфон или КПК.

Образовательный геокэшинг обладает характерными особенностями интерактивных методик, так как включает в себя:

  • Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
  • Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
  • Наличие ясной, конкретной цели.
  • Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.
  • Групповую рефлексию.
  • Подведение итогов.

Методика проведения элементов геокэшинга с детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:

1 этап - предварительная работа.

  • Изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ находящегося на территории учреждения.
  • Проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.

2 этап - подготовительный.

Педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.

3 этап - проведение игры.

 На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.

4 этап - презентация результатов.

На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.

Наиболее эффективные формы и методы, используемые при реализации технологии «образовательного геокэшинга»:

  • познавательные беседы «Как правильно вести себя на природе», «Какой бывает осень?», «Что нам осень принесла?» и др.
  • экскурсии к дороге, на стройку, в лес, в ландшафтный парк, на стадион и т.д.
  • минутки доброты «Как поднять настроение другу?», «Что такое любовь?», «Ребята, давайте жить дружно», «Волшебное слово» и др.
  • минутки размышлений «Почему подъемный кран не ложиться спать?», «Где живет светофор?», «Как помочь цветам не засохнуть на клумбе?», «Где живут синички?», «Почему одуванчик сменил платьице?»
  • акции: «Птичий домик», «Хлебные крошки», «Покормите птиц зимой», «Неделя добра» и др.
  • трудовой десант «Борьба с королем Мусора», «В гостях у феи Чистоты».
  • экологический патруль «Юные защитники природы».
  • клуб исследователей природы «Юный эколог»
  • лаборатория юного эколога «Любознайка»
  • составление карт; схем.
  • Коллекционирование «Гербарий осенних листьев», «Коллекция фантиков», «Коробка замечательных вещей», «Коллекция Вороненка» и другие.
  • выставки и экспозиции «Чудесная осень», «Лес, точно терем расписной», «Елочка – зеленая иголочка».
  • игры-путешествия «Космическое путешествие», «Путешествие со Светофориком».
  • экологические сказки «Как пчелки спасали лето», «Лесная сказка».

Итоговые мероприятия

Традиционными стали итоговые мероприятия, проводимые после реализации того или иного проекта.

фотовыставки «Как растет наш микрорайон», «До свидания, лето»,

  • фоторепортажи «Изучаем муравьиную семью», «Жизнь замечательных детей», «Мы в лесок ходили», «Юные олимпийцы».
  • развлечения и досуги «День Земли», «Спас про запас», «Праздник цветов», «Осенний праздник», «В гостях у Лесовичка».
  • выставки творческих работ «Мой город», «Зайчишки-плутишки», «Осенний вернисаж», «До свидания, лето»
  • выпуск альбомов, книжек – малышек и т.д.

Задания, которые организаторы образовательного геокэшинга задают игрокам, делятся на следующие три типа:

  • Задания на внимательность и поисковую активность вокруг указанной точки. Ответы на эти вопросы требуют внимания и наблюдательности.
  • Задания на знание исторических фактов и коммуникативную активность.
  • Вопросы — "метки" самой игры в образовательный геокэшинг. Это веселые задания, которые передаются от одной игре к другой.

Способ поиска клада — это поиск по загадкам, по приметам, по схеме. Кладом может быть не предмет, а, например, слово. Необходимо задумать слово, затем записать его буквами на схеме. Описывается внешность одного из детей группы. Участники определяют его по загаданным приметам. Ответом является первая буква имени ребенка (С). Предлагаются остальные приметы, это еда, стул, волосы и ноги, по которым дети отгадывают слова. Необходимо прочитать то слово, которое получилось.

Какие бывают тайники?

Чтобы участвовать в Игре, вам надо находить чужие тайники и прятать свои по загадкам, по приметам, по карте, с помощью компаса… Здесь приветствуется фантазия. К примеру, тайники: используется небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Месторасположения тайников может быть совсем рядом, а может потребовать преодоления серьезных препятствий. Тайник должен быть приурочен к природной, архитектурной, культурной, исторической достопримечательности либо реализовывать какую-то оригинальную и увлекательную поисковую задачу.

Правила игры:

  • Разделиться на команды (детей, родителей и педагогов);
  • Придумать названия команд;
  • Выдать каждой команде карты с развивающими заданиями на каждом этапе;
  • Первая команда покидает место игры, для нее можно придумать какое-нибудь развлечение на это время;
  • Вторая команда получает контейнеры, закладывает тайники и делает пометки на карте. Одной достопримечательности может быть приурочен только один тайник. Недопустимо создание тайника с названием, повторяющим название существующего тайника, или с названием, похожим на уже существующее до степени смешения.;
  • Команды меняются;
  • Вторая команда уходит, первая возвращается, изучает метки на карте и ищет тайники. Команда забирает найденные клады, но на их место обязательно кладет свои, чтобы тайники не пустовали. Тайник считается найденным после отметки (записи) о нахождении на карте. Из тайника можно взять любой клад, заменив его своим, не менее ценным. В этом случае на карте необходимо отметить, что было взято и что положено взамен. После посещения найденный тайник должен быть помещен на прежнее место и хорошо замаскирован;
  • Возвращается вторая команда, проверяет, все ли их тайники были найдены и забирает клады, оставленные первой командой;
  • Дети делятся впечатлениями, рассказывают, какой клад труднее всего было найти.

Виды маршрутов

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

  • Маршрутный лист (написаны станции, где они расположены. Могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
  • «Волшебный клубок» (на клубке прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
  • Карта (схематическое изображение маршрута);
  • «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
  • Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (тайник – ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.

Чаще всего используем в своей работе линейные маршруты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.

Наиболее интересные линейные:

  • «Вместе весело шагать», который проходил совместно с родителями в выходной день на территории города. Целью было формирование активной жизненной позиции и здорового образа жизни. Детей с родителями ждал Незнайка у детского сада, который и попросил помощи. Маршрут дети с родителями искали по карте, в которой последовательно искали тайники. Таким образом, команда пошла по своему маршруту, встречая на пути разных героев (Паук, Баба-Яга, Лесная фея) и выполняя различные задания. Результаты оформляли разными способами.
  • Военная игра «Зарница», посвященная 23 февраля. В ней принимали участие старшие дошкольники.

Штурмовые маршруты проходят в младшем возрасте, т.к. могут проводиться как в закрытом помещении, в группе, так и охватывать разное пространство. Особенностью является то, что дети могут проявлять свое творчество и выбирать способ выполнения заданий. Для малышей это могут быть элементарные задания: найди спрятанные игрушки в группе; найди геометрические фигуры, которые спрятались в группе (их заранее надо повесит в разных участках группового помещения), из которых потом можно сделать аппликацию и т.п. «Наше лето», где дети, передвигаясь по территории детского сада искали признаки лета (картинки, природные элементы), а потом составляли из этого коллаж.

Кольцевые маршруты начинаются и заканчиваются в одной и той же точке. Прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейном, только в определенной последовательности.

К таким маршрутам можно отнести:

  • «Форт Боярт». В нем с удовольствием принимают участие и дети, и родители, и педагоги, которые играют роль метров теней. На каждой станции после правильно выполненного задания участники получают конверт с буквой, из которых в конце составляется слово-подсказка там, где находится клад – золотые монеты. Если же задание не выполнено, то метр теней не отдает конверт. Эта игра командная и играется на время.
  • По городу «День знаний». Это еще один увлекательный маршрут, в котором дети путешествуют по городу с воспитателем с помощью «Волшебного экрана» (планшета), на котором сфотографированы различные места нашего города и дети передвигаются от места к месту, находя там удивительные артефакты, которые имеют историческое значение или символизируют определенное место. Начинается оно с детского сада и в него же дети возвращаются.

Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.

В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.

Таким образом, использование технологии «образовательного геокэшинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Геокэшинг — одна из современных технологий дошкольного образования»

Геокэшинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокэшинг – это разыскивание тайников, сделанные другими участниками игр...

Геокешинг — одна из современных технологий дошкольного образования

Что такое геокешинг? Геокешинг - это приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. А "образовательный геокешинг" - это педагогическая технология, позволяющая ребенку самостоятельн...

Образовательный геокешинг – одна из современных технологий дошкольного образования»

laquo;Геокэшинг» - новое направление педагогики, которое можно использовать и в работе с дошкольниками. Приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в ...

Геокешинг — одна из современных технологий дошкольного образования

Всем понятно, что мир не стоит на месте и новые технические возможности открывают новые формы деятельности человека. Вот Интернет. Для кого-то это возможность заработать, для кого-то &ndash...

Статья "Геокешинг — одна из современных технологий дошкольного образования"

Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры....

Технология «Банк идей», как одна из современных технологий дошкольного образования»

Наше время требует новых подходов, использования современных образовательных технологий, они должны быть очень разнообразны. В своей работе с детьми  используем технологию «Банк идей&r...