Методическая разработка родительского собрания на тему "Стили семейного воспитания"
методическая разработка (подготовительная группа)

Баклушина Елена Валентиновна

В методической разработке родительского собрания подробно рассказывается о стилях семейного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_podg.gr_.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной группе на тему: «Стили семейного воспитания»

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас сегодня на нашем собрании. Я искренне надеюсь, что на протяжении нашей встречи у всех присутствующих будет преобладать только позитивный настрой.

Прошу обратить ваше внимание на мольберт. Как вы думаете, что объединяет эти слова?

Какова же тема нашего собрания? Какую мы поставим цель(актуальность)?

А как вы думаете, почему эта тема актуальна в сегодняшнее время?

Тема

Стили семейного воспитания

Цель

Ознакомление с различными стилями семейного воспитания.

Актуальность

Различные стили родительского воспитания по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка, а, следовательно, и на его социальный статус в той или иной группе.

Для начала ознакомимся с терминологией, прочитайте нам пожалуйста…

Воспитание - это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок.

Стиль семейного воспитания – это определенный тип поведения родителей со своим ребенком, от которого зависит не только то, каким вырастет ребенок, но и то, как сложатся отношения ребенка и родителя спустя много лет. Существуют как благоприятные, так и неблагоприятные стили воспитания, способные привести к различным проблемам в поведении ребенка, исказить его мироощущение и самоощущение. Стиль семейного воспитания складывается из многих составляющих. Это и корректность отношений в семье в целом, и эмоциональные связи между ее членами, и гибкость семьи, способность меняться под влиянием обстоятельств. В целом выделяют следующие стили семейного воспитания: авторитарный, демократический, либеральный и гипоопека.

Итак, что же собой представляют каждый из стилей воспитания.

1. Демократический стиль воспитания – это стиль воспитания, который

основывается на сотрудничестве с ребѐнком.

Родители открыты для общения и обсуждения с детьми,  допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем. Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.

2. Авторитарный

Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно

контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила,

обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»).

Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени

быть независимыми от них.

3. Либеральный стиль

Родитель, придерживающийся либерального стиля воспитания, слабо или

совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет

запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не

отказывают своему чаду ни в чем, любые его требования тут же

выполняются (вседозволенность).
 4.Гипоопека (полное отсутствие контроля).

Родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил, зачастую практически безразличны к собственным детям, закрыты для общения.

Как вы считаете какой стиль воспитания наиболее приемлем для вас?

Лучший вариант- демократический стиль воспитания.

Сейчас я предлагаю вам пройти анкету, ответив на вопросы, возьмите карточку и выберите ответ, который в большей степени относится к демократическому стилю.(1мин)

АНКЕТА

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

3. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

4. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

5. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.
6. Как вы отнесетесь к сквернословию (речь, наполненная неприличными выражениями; непристойные слова, матерные ругательства)  ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще  среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

1

Б

2

В

3

Г

4

Г

5

Б

6

А

Теперь давайте проверим наши ответы.

Пожалуйста, каждый по очереди прочитайте по одному вопросу и дайте свой ответ.

Предлагаю вам ситуацию:

-Папа, меня сегодня Нина Петровна похвалила: я запомнила стихотворение

быстрее всех! Хочешь, расскажу?

-Лучше расскажи мне о своѐм поведении, что ты натворила вчера!- строго

говорит отец.

Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в

себе заряд радости….

Дома девочка делает ещѐ один «заход».

-Мама, хочешь расскажу стихотворение про ѐлочку?

- Мне не до ѐлочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Как вы думаете к какому стилю воспитания относится эта история?

А как бы ответили демократические родители? (гипоопека)

Упражнение «Идеальный ребёнок».
«У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие дети.
Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие качества вы бы хотели видеть в своем ребёнке. (30 сек) Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, психолог задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от ребёнка. А вы сами – такие?!»
Дополнительные вопросы:
- Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?
- Чему вы готовы научиться у своего ребенка?
Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы как родители хотим видеть в своем ребёнке только лучшие качества, забывая о том какими сами были в детстве.

Вывод

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей, поэтому стиль родительского воспитания запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.

Сейчас, я предлагаю вам небольшую творческую работу- составить небольшой буклет, пусть каждый поделится своим опытом и впишет по одному эффективному способу воспитания своего ребёнка(1-2 мин)

В качестве примера можете посмотреть 10 заповедей эффективного воспитания.

Рефлексия

Итак, уважаемые родители, что нового вы узнали для себя?

Что оказалось полезным лично для вас?

В заключении хочу раздать вам памятки, которые называются «Советы родителям».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние стиля семейного воспитания на личность ребенка (комплексная методическая разработка родительского собрания)

   Цель представленного в разработке родительского собрания: информирование родителей об основных стилях семейного воспитания и их влиянии на формирование личности ребенка. Архив мате...

Методическая разработка родительского собрания во 2 младшей группе на тему: "Воспитание у детей толерантности"

Сближение педагогов и родителей в процессе совместного воспитания у малышей толерантности....

Методическая разработка родительского собрания в младшей группе «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»

Форма проведения: традиционное собрание.Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников.Задачи: актуализировать понятие «культура поведения», определить основные аспекты воспитания куль...

методическая разработка родительского собрания "Семейные традиции"

Воспитывая детей в народных традициях развивается национальное самосознание, которое дает ребенку почувствовать себя частью своего народа. Научиться уважать ценности, знать историю своего народа, трад...

Методическая разработка родительского собрания на тему «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода».

С каждым годом наш город становится оживлённее. На улицах появляется всё больше автомобилей. Движение транспорта и пешеходов становится интенсивнее и сложнее. В этих условиях приобретает большое значе...