План работы по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
учебно-методический материал (старшая группа)

Неверова Светлана Павловна
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Пояснительная записка

                                                                             Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

                                                                         И березки у дороги,

                                                                           По которой мы идем

                                                                               Что мы Родиной зовем?

                                                                               Солнце в небе голубом.

                                                                                 И душистый, золотистый

 Хлеб за праздничным столом

                                                                             Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач воспитателя.

Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

  • Актуальность выбранной темы

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Назначение программы связано с необходимостью воспитывать у детей дошкольников представление о той малой Родине, где они живут в данный момент, представление об её историческом прошлом в доступной для их понимания форме, о тех достопримечательностях родного города, о его памятниках, музеях, административных зданиях.Поэтому особую актуальность приобретает работа по воспитанию и развитию у детей нравственно-патриотических чувств, любви к родному краю, уважение и бережное отношение к его природным богатствам.

Реализация программы предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

2.Нормативно - правовое обеспечение программы по самообразованию.

*Конституция Российской Федерации.

*Федеральным законом «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ

*Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

*Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

*Приказ Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г.Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

* Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

3. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, и в частности – чувства патриотизма.

Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом из возрастных особенностей, национальной культуры, традиций народа, природы родного края.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. Работа с семьей в области патриотического воспитания детей требуют серьезного осмысления нетрадиционных подходов и форм, иначе наши усилия окажутся напрасными.

Гражданское и патриотическое воспитание детей чрезвычайно актуально в условиях современного общества. Педагогическая ситуация требует методических материалов и рекомендаций для практических работников дошкольных образовательных учреждений.

Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине

В ходе анализа воспитательно - образовательных отношений в ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию воспитанников были выявлены следующие проблемы:

1.Недостаточная компетентность педагога по данной проблеме, слабое владение современными технологиями и программами по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

2.Отсутствие системы нравственно-патриотического воспитания.

3.Средний уровень сформированности нравственно-патриотических качеств дошкольника.

Для выявления заинтересованности родителей данной темой было проведено анкетирование родителей.

В анкетировании приняли участие 80% родителей. В результате анкетирования мы выявили высокую степень заинтересованности родителей в воспитании патриотических чувств у детей. Поэтому многие родители охотно согласились вести сотрудничество с воспитателями по данной теме. Как видно из результатов анкетирования, многие родители сами испытывают трудности в привитии детям любви к своей малой родине, своей стране. А это значит, что нужно наметить более конкретные и интересные формы работы воспитателя и родителей.

Выбор темы обусловлен пониманием воспитателям и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей и родителей о родном крае, свое стране с другой стороны.

4. Цель и задачи программы

Цель: Повышение профессионального уровня педагога (теоретических и практических знаний и умений) по формированию нравственно-патриотических качеств дошкольника через ознакомление с родным краем.

Задачи:

  • Создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую воспитанию гражданина и патриота своей страны, своего края для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций.
  • Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  • Сформировать нравственные качества личности дошкольников через ознакомление с родным селом;
  • Воспитание у дошкольника любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  • Развивать речь детей старшего дошкольного возраста по средствам использования на занятиях и режимных моментах народного фольклора.
  • Развивать творческие способности детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством.
  • Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:

- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье»);

- консультацию для педагогов на тему: «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем», выступление на педагогическом советепо данной теме.

- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

5. Перспективы при продолжении работы:

- Продолжить работу по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе);

- Изучить новинки методической литературы;

- В работе с детьми использовать интересные формы и методы по развитию нравственно-патриотических качеств личности дошкольника через ознакомление с родным селом; Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;

- В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных праздников, использовать интересные активные формы работы.

6. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным поселком положены следующие принципы:

  • Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
  • Принцип гуманизации. Предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
  • Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном поселке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
  • Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой ДК,музеем и т.п.

Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями поселка.

  • План реализации программы

Направление

Сроки

Содержание

Практические выходы

1 этап Подготовительный: сентябрь - декабрь

1. Теоретический,

методический

анализ

состояния проблемы.

Сентябрь, Октябрь,Ноябрь

В течение года

-Подбор методической, справочной литературы по технологиям нравственно-патриотического воспитания применительно к дошкольному возрасту.

-Составление картотеки методической литературы по проблеме.

-Теоретический анализ материалов передового педагогического опыта по данной теме.

-Составление банка педагогического опыта по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

2. Оценка

возможностей и ресурсов в решении проблемы

Сентябрь, Октябрь,

Определение уровня педагогического процесса: - самооценка педагога; - педагогическая диагностика воспитанников по мет. Верещагиной Н.В. образовательных областей: социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников;

- определение уровня материально - технической базы(создание развивающей предметно-пространственной среды , разнообразие дидактических пособий);

-определение уровня родительской активности, компетентности по нравственно-патриотическому воспитанию. Анкетирование родителей

- «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»

3. Повышение

теоретического

уровня.

Ознакомление с авторскими программами по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:

- «Воспитание на социокультурном опыте»Е.А.Губина, Н.С. Кудряшева, Г.И. Лугвина, Н.Б. Майорова, С.В. Перькова, Н.Ю Твардовская.

- Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд, перер. И доп.- СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304с.

-Изучение технологий, методов и приемов реализации задач нравственно- патриотического воспитания

- Методика игровой деятельности по Губановой Н.Ф.

- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр с окружающим миром (4-7 лет) «Мозаика – Синтез» Москва 2016г.

-Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением

-Система работы в режимных моментах, ОД.

- Проектная и исследовательская деятельность:

- Проведение тематических праздников, дней и недель; экскурсий.

2 этап: Основной. Организация работы по программе.

1. Процесс реализации технологий

нравственно-патриотического воспитания

- Составление комплексно - тематического плана работы с включением мероприятий по нравственно-партиотическому воспитанию дошкольников.

- Участие в педсоветах по данной теме

Информация для родителей и педагогов

Процесс реализации технологий

нравственно-патриотического воспитания

в ДОО

Процесс реализации технологий

нравственно-патриотического воспитания

в ДОО

Деятельность

по

обобщению

опыта

Формы и методы работы:

- Обновление развивающей предметно-пространственной старшей группы (центра патриотического воспитания в старшей - подготовительной группе детского сада «Моя Родина - Россия»). Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию во все группы ДОО.

Беседы с детьми 5-7 лет по темам:

-«Улица, на которой я живу»;

- «Я люблю свое село и район, где я живу»;

-«Памятники и достопримечательности родного поселка. Кто больше назовет улиц нашего села?»

- «Как выращивают хлеб»

-«В русской горнице»

-«Что такое доброта?»

-«Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду».

-«Беседа о березке — символе России».

-«Москва — столица нашей Родины»

«Защитники Родины»

-«Мамочка любимая».

-«Что лучше - плохой мир или хорошая война

-«Покорение космоса».

-«Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны» (старшая - подготовительная группа).

Восприятие рассказов, стихотворений и нравственные беседы по ним:

К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Митяев А. «Мешок овсянки», «Родина»

Есенин «Белая береза»

Аким «Моя родня»,

Э. Мошковская «Хитрые старушки»

Ю.Олеши «Три толстяка»

А.Барто «Мой сосед Иван Петрович»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?

С. Я. Маршак «Друзья -товарищи»

Я.Л.Аким «Друг», «Жадина»

А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»

С. Маршак «День Победы» и др.

Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, родине.

Экскурсии по поселку Пелым (с детьми старшей и подготовительной группы).: в библиотеку, ДК, больницу, храм, музей , к памятнику погибшего солдата.

Дидактические игры (с детьми старшей и подготовительной группы) :

«Сложи герб из фрагментов», «Флаг России»; «Д/и «Кто где живет?»

«Когда это бывает?»Где чей дом?», «Кто, где работает», «Скажи наоборот», «Хорошо- плохо»

,«Наши соседи», «Угадай по описанию».

Просмотр презентации « Наш поселок».

Сюжетно - ролевые игры:

«Моряки», Почта», «Защитники», «Школа»,Путешественники» и др.

Рассматривание дидактического материала: «Фотовыставка «Моя малая Родина», «Моя семья».

«Лента времени» как форма работы с детьми старшей и подготовительной группы.

Прослушивание «Государственного гимна России».

Музыкальные народные игры:«Вышел Ваня погулять», « По – малину в сад пойдем», « Гори - гори ясно!», «Игра с лентой», «Золотые ворота», «Ручеек», и др.

Спортивные народные праздники, развлечения: «День народного единства», «Рождество» «Деньзащитника Отечества», «Масленица».

Проведение акций (с детьми старшей группы): «Мы - спасатели природы», «Покормите птиц зимой»; «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

-Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Мы многое знаем о наше крае»).

Музей- как форма работы :знакомство с жизнью и бытом наших предков в музее «Русская изба»;

Стенд «Моя Родина - Россия»

игры по патриотич. воспитанию.

Выставка рисунков "Улицы нашего села",

«Природа проселка Пелым».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Информация в

родительский уголок

Выставка композиций «Мы с мамой» (к празднику 8 Марта)

Выставка детских работ «Мамин портрет».

Озеленение

территории

учреждения поселка

Экологические акции «Посади дерево», «Украсим клумбыцветами»

Фотовыставка «Моё любимое место в поселке»

-Родительские собрания по проблемам нравственно-патриотического воспитания дошкольников

- Проведение «Дней открытых дверей» с показом ОД по нравственно-патриотическому воспитанию

- Участие родителей в конкурсах и мероприятиях детского сада.

- Участие родителей в экскурсиях по поселку, акциях совместно с детьми

- Работа по благоустройству территории детского сада и поселка.

- Консультации:

- «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»;

- «Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

-«Воспитание маленького гражданина»;

- «Формирование ребёнка, как личности, в процессе ознакомления с народными играми».

Оформление альбома «История развития поселка.

  • этап: обобщающий, март - май 2021 г

-Сбор материалов по технологиям нравственно- патриотическоговоспитания: работы проектировочного характера (планирование, конспекты ОД, мероприятий, копилка методов и приемов)

- Обобщение педагогического опыта по духовно - нравственному воспитанию дошкольников.

-Изучение результатов диагностирования развития детей по данной проблеме.

-Презентация педагогического опыта на педсовете.

8.Ожидаемый результат реализации программы:

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Блок: «Дети» (должны знать:)

5–6 лет.

* Знать свой домашний адрес, название поселка, округа.

* Иметь представление о символике района, округа.

* Знать название улиц села.

*Иметь представление о жизни и быте народа своего поселка.

* Узнавать на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.

* Знать профессии своих родителей.

* Знать правила поведения в природе.

* Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

* Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

* Краткие сведения об истории возникновения поселка.

* Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

*Знать герб, флаг .

* Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

* Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

* Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

* Правила безопасности поведения в природе и на улице поселка.

* Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Блок - «Родители» Критерии:

* Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания;

* Расширение знаний о своем родном селе;

* Включенность родителей в деятельность ДОО:

* Участие в родительском клубе по нравственному воспитанию детей, например: «Традиции моей семьи», «Моя родословная» и др;

*Участие родителей в проведении праздниках, благотворительных акциях;

9. Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников».

Цель: Воспитание гуманной, духовно –нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у дошкольников интереса к национальной культуре, обычаям, тр...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие экологического воспитания в ДОУ через дидактические игры».

Актуальность: Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценно...

План работы по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Содержание 1. Пояснительная записка 2. Актуальность выбранной темы 3. Нормативно - правовое обеспечение программы по самообразованию. 4. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей с...

План работы по самообразованию. Тема::«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

                                             Ф.И.О. Коновалова Татьяна Анатоль...

План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год

        Развить в  ребенке чувства ответственности,  любви к близким,  интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое,  дает человеку...