Опыт работы по теме: "Развитие потенциальных возможностей и творческих способностей детей через танцевально-ритмические движения"
материал

Стрижова Наталья Михайловна

Главная цель работы-познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести детей к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, помочь поверить в свои способности, что они талантливы и неповторимы. Педагогическтй опыт направлен на развитие музыкально-ритмических движений у детей, творческой фантазии в элементарном движении под музыку, так как именно творчество способствует развитию памяти, мышлени, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности.Результат работы проявляется в выступлениях на вечерах развлечений,детских утренниках, концертах и фестивалях муниципального уровня. В практической части опыта  в приложении представлены авторские разработки танцевальных композиций, которые были опубликованы в материалах Всероссийского фестиваля педагогических идей "Открытый урок" Издательского дома "Первое сентября" г.Москва, подборка игр-превращений, игр-миниатюр и многое другое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_muz.ruk_.docx113.44 КБ

Предварительный просмотр:

 


                                                         «Самое лучшее, что есть в жизни - это

                                                          свободное движение под музыку»    

                                                                                           А.И.Буренина.

           Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Эмиль Жак - Далькроз  говорил: «Ритм неограничен, и потому возможности его физического  осуществления  неисчислимы».  Э.Ж.-Далькроз  увидел в музыкально-ритмических упражнениях  универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее  подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен  взрослым и детям. Именно развитие музыкального ритма и танцевальных движений формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

  1. Актуальность.

       Изучение проблемы развития потенциальных возможностей и творческих способностей детей посредством танца актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный  к творческому созиданию. Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном  возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое  активное приобщение  к этому виду деятельности.

        Предусматривается  достаточно широкое использование танца в эстетическом  воспитании  детей и формировании  у них творчества. И, действительно, в танце становление творческих способностей  у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, игры (драматизации) – трёх характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества и танцевально- двигательного воображения.

        Проблема развития потенциальных возможностей и творческих способностей  у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, так как  музыкально-ритмическое творчество может  успешно развиться только при условии  целенаправленного руководства со стороны  педагога, а правильная организация  и проведение данного вида  деятельности  помогут  ребёнку развить   свои творческие  танцевальные способности.

         Поэтому проблема  танцевально-двигательных  движений и танцевального творчества , над которой я работала в течении трёх лет, была для меня актуальна. Выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников  музыкально-ритмических  и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей.

        Главная цель – познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной  пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои  способности, что они талантливы и неповторимы. Ведь танцевальное творчество – это отражение впечатлений, полученных в жизни, выражение своего отношения к образному исполнению. Развитие танцевальных и творческих способностей в хореографической деятельности современные учёные рассматривают как деятельность высшего уровня  познания и преобразования окружающего мира(природного и социального)

          Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения. Особенность состоит во взаимопроникновении  обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу  от обучения  языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.

  1. Принципы педагогического опыта.
  1. Создание непринуждённой обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.
  2. Творческая направленность – создание условий для танцевального творческого самовыражения ребёнка, учитывая его индивидуальные возможности.
  3. Последовательность и систематичность – от простого к сложному.
  4. Принцип партнёрства – вовлечение родителей в данный процесс (открытые занятия концерты, фестивали)
  1. Эффективность педагогического опыта.

       Педагогический   опыт  направлен на развитие музыкально -  ритмических движений у детей, творческой  фантазии в элементарном движении под музыку. Музыкально- ритмические  движения, как вид деятельности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкального произведения. Первоначальные  творческие проявления у детей в области музыкально- ритмических  движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они - начало их будущей творческой деятельности. Ведь именно творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, мнения и навыки применяют их в свободной  самостоятельной  деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей, чувствуют себя более свободно.  После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования посёлка и города.

  1. Результативность опыта.

Работая углублённо по данной теме, я сделала вывод, что учитывая особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной  сферы, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.

Организованная работа по развитию танцевально – ритмических движений помогает  развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический  слух, ощущение музыкальной  формы, музыкальную память и т.д. Результат работы проявляется в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках, в театрализованной деятельности , на родительских собраниях, концертах и фестивалях муниципального уровня.

       В своей деятельности я опиралась на труды таких авторов, как Е.В.Горшкова «От жеста к танцу», С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика», А.В.Буренина «Ритмическая пластика», О.А.Апраксина «Музыка в воспитании творческой личности», М.А.Михайлова, Н.В.Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». Отличительной чертой этих программ является их продуктивная направленность, то есть направленность на формирование у детей способностей к танцевально – ритмическим  движениям  и  танцевальному  творчеству.  Методика занятий, предусмотренная  в  этих  программах,  отличается  значительной  новизной.

  1. Практическая часть.

       ДОУ вступил на путь обновления по всем направлениям воспитательного процесса. Большое значение стало придаваться художественному и эстетическому воспитанию ребёнка, так как существует прямая связь между эмоциональностью и мыслительными способностями.

Педагог должен создавать условия  для развития потенциальных возможностей и творческих способностей детей.

      В дошкольном  детстве работаю с 1987 года музыкальным руководителем. Многое изменилось в образовании за последние годы. От педагога требуется больше знаний, умений, проявления творческих способностей, умение помочь проявится «дремавшим» талантам, которые нельзя растерять, нельзя позволить детским талантам «зачахнуть».

Имея хорошее чувство ритма и будучи учащейся и студенткой посещала 10лет танцевальный кружок народного танца. Имею опыт в постановке танца, в работе над элементами хореографии, ритмики.

     Работая с детьми всех возрастов, я обратила внимание на то, что дети 5 лет могут проявлять хореографические способности. Я провела диагностический срез на проверку умений и  навыков танцевально- ритмических  движений  детей старшей группы. Данная диагностика проводилась осенью, в сентябре, в первой половине дня.

                                 

КАРТА  ДИАГНОСТИЧЕСКОГО  СРЕЗА.

Имя, фамилия ребёнка

Простой

хороводный

шаг

Шаг с притопом и приставной шаг

Боковой и прямой галоп

«Ковырялочка » и поочерёдное выбрасывание ног вперёд

Поскоки

 Тройные притопы с поворотом корпуса и без.

Дробный шаг

Полуприседание с вынесением ноги вперёд на пятку

Эмоциональность и выразительность движений

Ксюша М.

+

++

++

+-

+

+

-

+

+

Андрей С.

+

++

++

+-

+

+-

+

-

+

Ринада Г.

+

+-

++

++

+

+-

+

+

+

Олеся А.

+

++

++

++

+

++

+

+

+

Алёна А.

+

++

++

++

+

++

+

+

+

Рома Ю.

+

- -

++

+-

-

++

+

+

+

Стас Ю.

+

++

++

++

+

+-

-

+

+

Денис Я.

+

++

++

++

+

++

+

+

+

Женя В.

+

-+

--

+-

+

-+

+

+

+

Жора М.

+

+-

+-

++

+

++

+

+

+

Оля С.

+

+-

++

+-

+

++

+

+

+

Рустам М.

+

+-

-+

+-

-

++

+

-

+

Женя П.

+

++

+-

++

+

++

+

+

+

Омелия С.

+

-+

+-

+-

+

++

+

+

+

Заключение: 14 детей имеют хорошее чувство ритма, легко справляются с танцевально-ритмическими движениями, эмоциональны, пластичны, артистичны.

     Каждый ребёнок-это личность и вся работа с ним строится с учётом его индивидуальности.  Я стараюсь учитывать потенциальные возможности каждого ребёнка. Для этого подбираю оптимальные формы развития его способностей. Это, в свою очередь, исключает формализм выполнения требований программы согласно ФГОС ДО.

     Для того, чтобы узнать каждого ребёнка ближе, мною была проведена (с помощью психолога) диагностика по тесту - опроснику  Шмишека «Акцентуация личности» (детский вариант).

   Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей»  К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные  и дополнительные.  Основные черты составляют стержень-«ядро» личности.  В случае яркой выраженности, основные черты становятся акцентуациями характера.

  Тест содержит десять шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей  и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или « нет».

На основании теста на каждого ребёнка составлен «Профиль характера» Максимальная сумма баллов после умножения -24. Признаком акцентуации считается величина , превосходящая 12  баллов.

Сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит о тенденции к тому или иному типу акцентуации. В случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

Полученные данные представлены в виде «профиля личностной акцентуации».  Выделенные Леонгардом  десять типов акцентуированных личностей  разделены на две группы:

            АКЦЕНТУАЦИЯ  характера (демонстративный -

шкала1, педантичный-шкала3, застревающий-шкала2, возбудимый-шкала4.)

           АКЦЕНТУАЦИЯ темперамента (гипертимический-шкала5, тревожно-боязливый-шкала7, циклотимический-шкала10, дистимический-шкала6, аффективный-шкала8, эмотивный-шкала9.)

1. ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП - характеризуется способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, лёгкостью в установлении контактов. Склонен к фантазёрству,  лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позёрству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы. Перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, лёгкую смену настроений. Отмечается эгоцентризм, жажда восхищения, сочуствия, почитания удивления. Сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2. ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП – умеренная общительность, занудство, неразговорчивость. Насторожен, недоверчив, чувствителен к обидам, уязвим, подозрителен, долго переживает и не способен быстро отходить от обид. Стремиться добиться высоких показателей в любом деле, за которое берётся и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Склонность к аффектам(правдолюбие, обидчивость, ревность).

3. ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП – характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжёлостью на подъём. Пассивен, аккуратен, добросовестны, неторопливы, усидчивы, ориентированы на высокое качество работы.

4. ВОЗБУДИМЫЙ ТИП – повышенная импульсивность, инстиктивность, угрюмость, вспыльчив, плохо уживается в  коллективе. Равнодушен, живёт настоящим, извлекая из всего массу развлечений. Присуще повышенная импульсивность.

5. ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП – отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству. Везде вносят много шума, любят компании; среди сверстников стремятся ими командовать. Почти всегда имеют хорошее настроение, высокий жизненный тонус, цветущий вид, хороший сон. Это дети весёлые, легкомысленные и вместе с тем изобретательные, энергичные, деятельные, инициативные. Трудно переносят монотонную деятельность и одиночество.

6. ТРЕВОЖНЫЙ ТИП – свойственны низкая  контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости, застенчивости, стесняются отвечать перед всей группой. Нотации взрослых могут вызвать у них чувство вины, слёзы, отчаяние. У них рано формируется чувство  долга ,ответственности, Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они в большей мере могут раскрыть свои способности. Свойственные им обидчивость, застенчивость мешают им сблизиться с теми, с кем хочется. Не переносят насмешек, обладают дружелюбием, исполнительностью.

7. ДИСТИМИЧЕСКИЙ ТИП – отличаются серьёзностью, даже подавленностью настроения. Пессимисты, занижена самооценка, молчаливы, низкая контактность, избегают шумной компании, замкнуты, заторможены, добросовестны и справедливы.

8. ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТИП -  яркая черта этого типа- это способность восторгаться, восхищаться; свойственна улыбчивость, ощущение радости, счастья, наслаждения. Легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Свойственна высокая контактность, словоохотливость. Привязаны к друзьям, близким, альтруистичны, имеют хороший вкус, эстетичны.

9. ЭМОТИВНЫЙ ТИП – этот тип родственен экзальтированному, но проявления не столь бурны.  Характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость. Ярко выраженная черта – гуманность, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность. Редко вступают в конфликты, обиду носят в себе. Исполнительны, бережно относятся к природе.

10. ЦИКЛОТИМНЫЙ ТИП -  характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Свойственны частые смены настроения, зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них жажду деятельности, многообразие идей. Печальные события вызывают подавленность, замедленность реакций и мышления.

     Можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.

     Типичные циклоиды производят впечатление гипертимных, но затем проявляют вялость, упадок сил. То ,что раньше давалось легко может потом требовать некоторых усилий.

     У лабильных  циклоидов смены настроения короче, чем у типичных циклоидов. В период подъёма выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

           Результаты тестирования детей по этому тесту не выходят за пределы средних показателей. Говоря о результатах данного теста, я поняла, что нет хороших или плохих качеств личности. Есть только индивидуальные особенности, которые отличают одного ребёнка от другого. Мне, как педагогу необходимо развивать творческие способности детей, мышления, их таланты. Учить любить музыку, видеть красивое, воспитывать культуру взаимоотношений.

     Из 14 исследуемых детей всего одна личность не имеет акцентуации характера. Двое детей имеют ярко-выраженную акцентуацию личности, остальные находятся на одинаковом уровне.

У четырёх человек- повышенная тревожность. По шкале гипертивности- 5 человек.

       Исходя из этих данных я поняла: детям с повышенной демонстративностью обязательно нужна какая-то деятельность, в данном случае развитие творческих способностей и занятия танцевальной деятельностью, где он мог бы проявить свою фантазию, артистизм, неординарность мышления.

Типу с повышенной тревожностью НЕОБХОДИМО заниматься  танцевальной деятельностью, чтобы преодолеть чувство собственной неполноценности, застенчивости. Помочь им раскрыться в полной мере, преодолеть робость, сблизиться  со сверстниками: здесь не нужно ничего бояться, потому что все дети танцующие рядом ему близки и знакомы. В свою очередь, дети с гипертимным типом помогут детям с повышенной тревожностью своим высоким жизненным тонусом, энергией, изобретательностью.  В их минорное настроение внесут озорство и веселье.

           Имея собственный багаж и опыт,  с помощью средств музыкально-ритмического и хореографического  воспитания  я поставила следующие задачи:

  • Всестороннее  гармоническое развитие детей через танцевальные движения, воспитание  любви ко всем видам  танцевально- творческой деятельности.
  • Формирование важных музыкально-двигательных умений и навыков, развитие воображения и мышления посредством музыкальных образов.
  • Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развития памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения, взаимоотношений между мальчиками и девочками.
  • Побуждать и приобщать родителей к совместной танцевально-творческой деятельности через занятия, праздники, досуги, концерты и развлечения.

Я вышла на родителей группы с предложением создать танцевальный кружок. С этой целью провела анкетирование. В анкету были включены следующие вопросы:

1.  Считаете ли вы занятия танцами как средство гармонического развития форм тела и организма человека?

 2.  Хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок получил азы хореографии уже в ДОУ?

Анализ этих анкет показал, что большинство родителей  заинтересованы и согласны, чтобы  ребёнок занимался в танцевальном кружке. Кружок был создан  и успешно продолжает  работать .

      Хореографическое искусство обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы в совместно – творческой деятельности. Танец, на мой взгляд, в воспитательном процессе занимает значительное место. И, как предмет обучения,  может вводиться  в качестве кружковой работы в детском саду. Введение хореографии, как кружок, предполагает художественно – эстетическое воспитание и создание условий для развития творческой личности, что возможно в процессе совместной деятельности воспитателя, музыкального руководителя и хореографа.

       Хореография, на мой взгляд, оказывает комплексное воспитательное влияние на физическую и духовную культуру ребёнка. Занятия танцами развивает физические качества: вырабатывают точность, координацию движений, устраняет физические недостатки. Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, умение раскрепощаться, снимает стеснительность, побуждает фантазию и творчество.

         В танцевальной деятельности  я  широко использую музыкально -ритмические упражнения, этюды для воспитания у детей чувства ритма, музыкальности, пластичности и выразительности движений. Музыка помогает детям закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это постепенно воспитывает  и развивает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. Овладевая всё новыми и всё более сложными музыкальными движениями, дети стремятся выполнять их эмоционально и выразительно   под музыку. Учим детей ориентироваться в пространстве. Наши дети умеют находить заданное место по схеме:

А умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит им удовлетворение, радость.

        Музыка у любого человека вызывает моторную реакцию. И мне, как педагогу, необходимо создать условия  для естественных моторных  реакций в движениях всего тела. Это воспитывает у детей творческую активность, воображение, учит детей воспринимать и оценивать свои движения.  Неотъемлемой частью успеха в этом направлении является умение детей переживать, мыслить и оценивать культуру своих движений. Я всегда стараюсь обращать внимание на выражение лиц танцующих детей потому, что именно на лицах яснее всего видно, что дают детям танцевальные движения с музыкальным сопровождением. Занятия танцами повышают эмоциональное состояние детей. И поэтому при подборе музыки я ориентируюсь на детский песенный материал, фольклор, классику и современную эстраду России, на ту музыку, которая  будет стимулировать образность движений и интерес к их выполнению.

         Занятия танцами являются той ступенькой, на которой организм ребёнка приобретает устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Разучивание танцевальных движений основывается на зрительных образах,

так как дети быстро утомляются и не могут долго концентрировать внимание на движении.

     Главная задача – отобрать из всех видов танцевальных движений такие элементы и составить такой комплекс упражнений, игровых образов, этюдов, танцев, которые соответствовали - бы решению художественно – эстетическим проблемам  и  возрастным особенностям детей.

Подбор движений я стараюсь вести с точки зрения:

  • физиологии  возраста и особенностей моторики.
  • развития физических данных (осанка, гибкость, ловкость, сила, координация, возрастные  особенности)
  • формирование культуры общения, манеры поведения.
  •  развитие творческого начала, фантазии детей.

(смотри приложение №1)                                                        

       В старшем дошкольном возрасте (5-6лет) дети обладают способностью овладевать более  усложненными  формами  движений. Это обусловлено тем, что высшая нервная деятельность уже достигает достаточно высокой степени развития. К этому возрасту стремительно возрастают возможности формирования абстрактности мышления. НО несовершенными остаются процессы внутреннего (то есть, условного) торможения. И поэтому, выработка новых движений  немного затруднена. Следовательно, при подборе движений я обращаю внимание на то, чтобы не было их большого разнообразия.

    Своей целью, при обучении танцам, ставлю не только привитие практических навыков исполнения, но и стараюсь развивать художественно- эстетические познания. Для этого необходимо знакомить детей с историей, бытом, национальной  культурой  того или иного народа, с особенностями русской школы танцев, с некоторой балетной и народной музыкой. Поэтому,  я проводила с детьми беседы на следующие темы:

  • Что такое танец?
  • Особенности видов танцев.
  • Знакомство с балетом (общие сведения о театрах, показ фрагментов балета на видео.)
  • Народные танцы – что это такое?
  • Историко-бытовые и бальные танцы (знакомство)

         Для более глубокого восприятия этих тем мною были составлены небольшие  папки-раскладушки с иллюстрациями  фрагментов этих танцев. А так же, в группы  в музыкальные уголки я внесла новую музыкально- дидактическую игру «Узнай танец».

            Работа танцевального кружка состоит из четырёх этапов.

1этап – Организационные занятия:

  • Внешний вид и условия для занятий.
  • Знакомство с двигательным аппаратом человека.
  • Знакомство с основной танцевальной терминологией.

Практические занятия:

  •  виды шагов (бытовой, приставной, танцевальный с ускоренным и замедленным темпом, с поскоками, пружинный, с носка на пятку, с движением рук.
  •  простейшие переводы рук на разные музыкальные размеры, движения рук с различными видов шагов.
  •  постановка детей в пары -  port de bras, исполнения                  различных шагов в паре, освоение рисунка, взаимоотношение партнёров ( между мальчиком и девочкой)
  • перегибы корпуса верёд, назад, в сторону.
  •  импровизации на заданную педагогом мелодию.

2 этап – Элементы классического танца:

  • Постановка корпуса, головы, рук, ног, плеч.
  • Позиции ног  I, II, VI, а III и IV, как связующие.
  • Позиции рук I, II, III.

            demi plie  I, II, III позиции.

  • Подъём на полупальцах –releve.
  • Battement tendu simple из I позиции (в сторону, вперёд, назад)
  • Saute  по свободной позиции (натянутость колен, стоп)

3 этап – Элементы  народно-сценического  танца.

          Изучая движения танца той или другой национальности, я обязательно предварительно знакомлю с особенностями музыки быта, характера того или иного народа, применяя при этом иллюстрации или элементы танцевальных костюмов.

Движения русского танца: - положение рук

                                              - виды переменных ходов (с выносом ноги вперёд                                                                           на носок, с выносом ноги вперёд на каблук,

                                               - с остановкой ( нога на вытянутом носке сзади)

                                               - припадание (на месте, с поворотом вокруг себя)

                                               - притопы (одинарные, тройные)  

                                               - простейшая присядка для мальчиков

                                               - простейшие этюды на исполнение соло и в паре, выполнение  танцевальных рисунков по линии танца, диагонали.

4 этап – Элементы историко-бытового танца:

                    - галоп(прямой, боковой)

                    - шаг полонеза

                    - простейший рисунок полонеза(в кругу или в линии, простые переходы)

                 Структура строения занятия танцами.  

  1. Ходьба . (имеет как общее, так и специальное значение, потому  что   организует, активизирует детей, настраивает на предстоящую работу; помогает овладевать различными по характеру движениями: плавными, энергичными, бодрыми ит.д.)
  2. Выполнение различных танцевальных упражнений, движений, элементов (развивает способность выполнять упражнения в определённом ритме, темпе; при этом развивается внимание, зрительная и двигательная память, музыкальный слух, чувство ритма)
  3. Хореографические элементы . ( включают в себя позиции ног, рук; освоение исходных положений, необходимые для формирования правильной осанки; работа над укреплением мышц брюшного пресса и спины)
  4. Музыкальная игра . (включаем для закрепления полученных умений, навыков и одновременно для расслабления тех или иных групп мышц тела; ситуации, которые  возникают в процессе игры, требуют от детей быстрой  ориентации, инициативы, творчества, быстрой реакции; музыкальные игры имеют большое воспитание у детей воли, выдержки, дисциплинированности.)
  5. Упражнения без предметов . (это пружинные, волнообразные движения, взмахи, повороты, кружения, прыжки различного типа; одновременно эти упражнения способствуют  активизации музыкального восприятия детей.)
  6. Постановка и исполнение рисунков, входящих в танцевальную композицию.

       Танец учит  детей общаться между собой во время движения. Занятия хореографией имеет большое педагогическое значение:

  • выполнение детьми групповых танцевальных упражнений, этюдов, танцевальных композиций требуют единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу;
  • способствуют  формированию коллективистских качеств личности, развивают  коммуникабельность;
  • занятия  дисциплинируют детей, приучают их внимательно относиться друг к другу и к процессу музыкального воспитания.

              Занятия танцами имеют большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный  ритм организует  движения.  Повышает настроение занимающихся. А положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения ещё лучше, энергичнее, тем самым усиливает их воздействие на организм, способствует оздоровлению и активному отдыху.

       В результате грамотно организованной систематической работы по развитию танцевальных движений и творческих способностей у детей улучшилась координация движений, формируется красивая походка, следят за прямой осанкой, улучшилась память при запоминании в построении и перестроении в танцевальных композициях. Становятся очень эмоциональны, ритмичны, пластичны. Дети постоянно выступали ( и продолжают выступать)  на всех праздничных утренниках и развлечениях для детей младших групп, на концертах для родителей в стенах ДОУ и на сцене ДК «Синегорье», не раз принимали участие в фестивалях совместного творчества детей и родителей  Озёрского городского округа «Звёздная семья» и «Веснушки».

Постоянно поддерживаю тесную связь с детской музыкальной  школой г.Озёрск.  Дети музыкальной школы ( бывшие выпускники нашего ДОУ) выступают перед дошкольниками с концертной программой. Восемь  моих воспитанников стали учениками детской музыкальной школы , семь человек рекомендованы в группу эстетического воспитания на базе ДМШ №2, где дети получат более  глубокие знания и умения по следующим дисциплинам:

  1. Танцы и ритмика.
  2. Изобразительная деятельность.
  3. Музыкальное образование(специализация на каком-либо инструменте)
  4. Английский язык.

Шестеро детей являются участниками детского танцевального коллектива «Капитошка» при ДК «Синегорье»  пос. Метлино  Озёрского  городского округа.

 Ещё одним из результатов моей работы считаю оформление картотеки упражнений для развития танцевальной ритмики и танцевального творчества по направлениям: «Игры-миниатюры», «Игры-превращения», «Ритмические фантазии», «Варианты танцевальных движений и композиций». Также, мною разработаны собственные авторские танцевальные композиции, опубликованные в материалах фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2012-2013учебный  год в  издательском  доме «Первое сентября». (см. приложение №2)

Углублённая работа  в развитии и воспитании потенциальных и творческих возможностей детей, а также во взаимоотношениях между собой через танцевальные движения приносит  мне самой большое удовольствие и удовлетворение.

          Таким образом, последовательная и систематическая работа над решением задач музыкально-ритмической  и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, играют огромную роль в становлении личности. Всё это наполняет ребёнка радостью, а

создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.

                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ    №1

 

4.  "СТРЯХНЕМ ВОДУ С ПЛАТОЧКОВ"

Руки согнуть в локтях, ладонь» вниз, кисти свисают, движением предплечья несколько раз подряд сбросить пассивно кисти вниз. Перед этим движением полезно сжать кисти в кулаки, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

5. "НЕЗНАЙКА"

Поднять плечи как можно выше, затем дать им свободно опуститься в нормальное положение (сбросить их вниз).

6. "КРЫЛЬЯ САМОЛЕТА И МЯГКИЕ ПОДУШЕЧКИ"

Поднять руки в стороны,  до предела выпрямив все суставы, напрячь все мышцы от плеча до кондов пальцев (изобразить "крылья самолета"). Затем, не опуская рук,  ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям,  кистям и пальцам  пассивно согнуться.  руки как бы ложатся на мягкую подушку.

7. "МЕЛЬНИЦА"

Свободное круговое движение рук:  описывать руками большие круги, начиная вперед вверх.  Движение маховое:  после быстрого,  энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения,  свободно взлетают, описывая круг,  и свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд»  в довольно быстром темпе (руки летают как "не свои").  Необходимо следить, чтобы в плечах не возникало зажимов. при которые сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость

8. .   «М А Я Т НИ К»

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Руки опушены и прижаты к корпусу,  Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть ступни и на пальцы;  пятки от полз, не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела также переносится на пятки. Носки от пола не отделяются.

перенесение тяжести тела возможно в другом варианте: с ноги на. ногу, из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах» руки прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.

9. "ПАРОВОЗИКИ"

Круговые движения плечами.  Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок.  Непрерывное  неторопливое  круговое  движение  плечами вверх- назад-вниз вперед, локти от корпуса не отводятся, Размах движения во всех направлениях должен быть максимальным.  При движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки, желательно следить, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад,  а не вперед, т. е. расширяя, а не сужая грудную клетку.

10. "КОШКА ВЫПУСКАЕТ КОГТИ"

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук,  руки согнуть в локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны ("комка выпускает когти"), и, наконец, вернуть кисти в исходное положение. Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно,  но с большим напряжением.  Позднее в упражнение следует включить движение всей руки,  то сгибая ее в локтях и приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку ("кошка загребает лапками").

11. "СКАКАЛОЧКА"

Руки опустить перед собой,  пальцы обеих рук переплести,  корпус слегка наклонить,

Перенести через сцепленные руки сначала одну,  потом другую ногу. Руки остаются за спиной.  Затем,  не расцепляя рук, проделать обратное движение и вернуться в первоначальное положение. Положив руки на пояс,-  встать пяточками вместе,  носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы,  продолжая держать пятки вместе, после короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть тела на пятки.

13. «ИГОЛКА С НИТКОЙ»

Игра развивает ориентацию в пространстве,  Мама  "иголочка", ребенок - "ниточка", куда движется иголка  туда и нитка. Затем участники игры меняются ролями. Ребенок становится "иголочкой", а мама  "ниточкой".

14. «МЕДВЕДЬ В ЛЕСУ»

Игра развивает воображение.  Ребёнок лежит на полу в полусогнутом положении. Начинает изображать просыпающегося мишку: поднимается с пола медленно, неуклюже и при этом мягко рычит. Затем начинает ходить по "лесу", двигаясь на внешней стороне стопы.  Ходит тихо, чтобы не пару жить тишину.  Вдруг начинается дождь.  Ладошки малыша превращаются в "дождик". Он говорит "кап- кап" и одновременно хлопает тихо два раза в ладошки. "Дождик" становится все сильней. Голос ребенка тоже становится громче, и слова "кап-кап" произносятся чаше. Учащается и работа ладошек.

7       .    «       П ОДУШЕЧКА"

Хлопки выполняются свободными»  ненапряженныни,  мягкими руками впереди и сзади корпуса.

                                                   8. «ВЕРТУШКИ»

Основаны на поворотам кистей рук от корпуса и обратно, руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении,  работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая.  Движение носит игривый характер.

Д  В И Ж Е Н И Я   Д Л Я   Н О Г

1. ВЕСЕЛЫЙ КАБЛУЧОК

ПРИТОПЫ - одно из основных движений танца. Они соответствуют веселой, плясовой музыке и передают ее ритмический рисунок, при энергичных, сильных притопах следует поднимать выше и быстрее, а опускать чуть тише. Колено опорной ноги должно слегка пружинить.

2. "Я НАСТОЙЧИВАЯ!"

ПРИТОПЫ одной ногой под силу даже самым маленьким детям, в веселой пляске они хорошо активизируют малышей. Надо следить, чтобы при повторении пляски дети поменяли ногу и чтобы, топая, не выносили ногу далеко вперед, руки при этом движении лучше всего ставить кулачками на пояс, что поможет сохранить осанку.

3.     "ТОПОТУШКИ"

ПРИТОПЫ двумя ногами поочередно - это быстрые топочущие шаги на месте, при иж выполнении колени должны сгибаться, корпус следует держать прямо. Движение всегда соответствует задорной, шутливой музыке.

        4. "Я- ВЕСЕЛАЯ"

ПЕРЕМЕННЫЕ ПРИТОПЫ делаются то одной, то другой ногой, с приставлением топнувшей ногой, с приставлением топнувшей ноги обратно к опорной: на "раз" топнуть впереди себя; на "два" - приставить ногу к ноге; потом то же с другой ноги. Чем старше ребенок, тем более быстро могут исполняться притопы, чтобы не потерять равновесие, не следует выносить топающую ногу далеко вперед, необходимо ставить ее рядом с опорной. корпус во время движения необходимо держать прямо, чтобы осанка помогала отразить движением характер музыки.

5. "Я КОКЕТЛИВАЯ"

ВЫСТАВЛЕНИЕ НОГИ ВПЕРЕД НА ПЯТКУ ИЛИ НА НОСОК - элемент польки и других народных и детских танцев. Нога на пятку выставляется сильно согнутой в подъеме , так, чтобы носок смотрел вверх - задорно и весело; корпус остается прямым. На носок нога мягко выставляется косо -вперед, подъем выпрямляется. Корпус можно слегка наклонить к выставленной ноге, взгляд направить на носок (будто глядя на свой красивый башмачок). Во всех случаях ногу следует выставлять недалеко от опорной ноги, чтобы не переносить тяжесть тела на выставленную ногу.

5. "Я ОЗОРНАЯ*

ПРЫЖКИ С ВЫБРАСЫВАНИЕМ НОГИ ВПЕРЕД - одно из любимых плясовых движений детей. Во время движения надо следить, чтобы дети не теряли хорошей прямой осанки и старались держать ноги близко одна к другой. Чем старше ребенок, тем легче ему выносить ногу вперед, не сгибая колено и почти касаясь носком ноги пола, носок при этом следует слегка повернуть наружу.

Прыжки с выбрасыванием ног не следует делать очень сильными,  нужно соизмерять их с возможностями детей, при движении корпус должен, оставаться спокойным, чуть откинутым назад, руки положены на пояс кулачками или скрещены на груди.

7. "Я СТРЕМИТЕЛЬНАЯ"

БОКОВОЙ ГАЛОП - элемент бальных и многих народных танцев. при галопе вправо движение идет правым плечом вперед; корпус в сторону движения не поворачивается; правая нога делает шаг вправо, левая приставляется к ней пяткой, как бы подталкивая для следующего шага вправо; при движении влево - наоборот. Носки обеих ног слегка разведены в стороны. Характер движения полетный, легкий. Если музыка стала более энергичной, правая нога поднимается выше и опускается на пол с легким ударом, прыжок делается сильнее и выше. Чтобы быстрее научиться этому движению, исполнять его лучше сначала по прямому направлению, а лишь затем по кругу.

        8. "Я- ЛЁГКАЯ"

ШАГ ПОЛЬКИ - представляет собой сочетание легкого пружинящего бега и подскоков:  на "раз-и-два" - три небольших шага бегом на носках -правой, левой, правой ногой; на "и" - подскок на правой ноге, левая слегка сгибается в колене.  Затем три шажка - левой, правой, левой - и подскок на левой ноге.

повороты на месте, направо-налево или кругом в польке исполняют тремя пружинящими легкими шагами (притопами) на носках.

В польке девочки часто придерживают юбочку, а мальчики обычно кладут руки на пояс кулачками.

        9. "ПРУЖИНКА"

ПРУЖИНКА - движение исполняется без остановок, включает покачивание вниз и вверх (похоже на покачивание на пружинном матрасе). Исполняется в удобном для детей темпе, не слишком быстром, но и не замедленном, без напряжения мышц.

10. "ПРЫГАЮ, КАК МЯЧИК'

ПОДПРЫГИВАНИЕ - элементарный вид движения, доступного детям любого возраста, Больший или меньший отскок от пола может быть использован вв зависимости от характера музыкально-двигательного образа. В любом случае приземляться следует бесшумно» мягко сгибая колени. Корпус всегда должен оставаться прямым, подпрыгивания могут иметь варианты: на двух ногах, на одной, попеременно, в чередовании прыжков на двух ногах с прыжками на одной.

11. "Я ПОРХАЮ, КАК МОТЫЛЕК"

Подскоки с ноги на ногу обычно выполняются под музыку веселой польки и передают ее беспечный,  непринужденный и отрывистый характер. Движение выполняется без большого напряжения,  руки при этом помогают подскоку легкими взмахами.

ПЛАВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ  ДЛЯ РУК

1. "ВЕТЕРОК"

Перекрестные движения рук над головой,  в работе участвует плечо, предплечье, кисть.

2. "ЛЕНТОЧКИ"

Попеременные пластичные движения правой и левой руками вверх и вниз перед грудью»,

3. "ВОЛНА"

Плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед. "Волна" образуется за счет пластичного движения плеча,  предплечья, кисти."Волна" может плавно перетекать из одной руки в другую.

4. "КРЫЛЬЯ"

Плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опушены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.

5. "ПОЮЩИЕ РУКИ"

Из положения "руки в стороны" мягким движением кисти направляются навстречу друг другу, 'словно "собирая" перед собой упругий воздух, такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны, корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и откидываясь назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Развитие познавательной деятельности дошкольников в повседневной жизни детей"

" В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность"       Старший дошкольник - маленький фантезер, неу...

опыт работы на тему" Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

    Государственное автономное профессиональное                  образовательное учреждение города...

Опыт работы по теме: «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

ВВЕДЕНИЕ.   Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий...

Развитие музыкально - творческих способностей детей через музыку и движение

Развитие музыкально - творческих способностей детей через музыку и движение...

Опыт работы" "Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений"

Развитие творческих способностей детей посредством танцевально-ритмических движений....