Разноцветное пламя-эксперимент с огнём
занимательные факты (подготовительная группа)

Донченко Екатерина Сергеевна

Конспект экспериментальной деятельности

«Разноцветное пламя огня»

(«РАДУЖНАЯ АКАДЕМИЯ увлекательных наук»)

(Познакомить  с огнём и его свойствами)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект экспериментальной деятельности

«Разноцветное пламя огня»

(«РАДУЖНАЯ АКАДЕМИЯ увлекательных наук»)

Подготовила и провела:

Донченко Е.С.

Цель: Показать роль огня в жизни человека, закрепить знания о вреде и пользе огня.

Задачи:

-        Познакомить детей с историей использования огня человеком.

-        Научить детей осторожному обращению с огнём.

-        Познакомить  с огнём и его свойствами;

-        Закрепить знания детей о вреде и пользе огня.

-        Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведенных опытов с природным материалом.

-        Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность, логическое мышление, речь.

Оборудование и материал: спички, тарелочки для эксперимента, соли химических элементов иодид калия, хлорид кальция, раствор соляной кислоты 10%, сульфат меди, хлорид натрия, чашка для выпаривания.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята , сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает
Без зубов, а кусает.(Огонь)

Воспитатель: Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячелетия. Люди постепенно научились использовать силу огня. Ребята скажите, для чего человеку нужен огонь?( для приготовления пищи, чтобы согреться)

Воспитатель: Для обжига посуды тоже нужен был огонь. Позже люди научились строить дома и чтобы разжечь огонь они стали делать каменные очаги или печи из кирпича и камня. Это помогало согревать дом. Затем люди придумали новый способ отопления – пустили по трубам воду. А сделать ее горячей помогает тоже огонь. С помощью огня совершается много полезных дел, он, верно, служит людям в быту и на производстве.

Воспитатель: Послушайте легенду :

Давным-давно, когда на Земле появились первые люди, они не знали огня. Днем людей согревало солнце, а по ночам они дрожали от холода. Боги скрывали от людей тайну огня. Но нашелся среди богов один, пожалевший людей его Прометей. Однажды он похитил божественный огонь и принес его людям. Рассердился за это на него самый главный бог Зевс и решил наказать его. Он

приказал приковать Прометея в горах.Долгие годы страдал Прометей в горах, прикованный к ним цепями. По приказу Зевса его терзал огромный орел, а цепи не позволяли узнику отогнать злую птицу. Лишь через много лет его освободил из плена богатырь, его звали Геракл. Он убил орла и разорвал цепи. А люди в благодарность за то добро, что принес Прометей, сложили о нем эту легенду.

Воспитатель:  Огонь — это свет и тепло. На него можно смотреть бесконечно. Наверное, это осталось в нас от далеких предков, для которых огонь был загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своем жилище.

Я предлагаю сделать физкультминутку: «Пламя костра»

Огонь свечи, огонь костра,
Огонь могучего пожара.
Огни — они все мастера
Ниспосланного людям дара.

(Дети садятся на корточки, опускают голову на колени, руки опущены вдоль туловища.

Дети медленно поднимаются, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над

головой. С поднятыми над головой руками дети наклоняются из  стороны в сторону, корпус вправо- влево, затем кружатся- такой вот  огненный танец)

Наш костер затухает, затухает и потух.

Воспитатель:  Молодцы! Садимся на места  и дальше нас ждут эксперименты с огнем! Только для начала вспомним правила безопасности! (перечисляют правила поведения пожаробезопасности, когда находятся рядом с огнем, химическими веществами)

Воспитатель: На пламя можно смотреть бесконечно. Оно завораживает, красивое. Сегодня мы попробуем изменить  цвет пламени, используя соли различных металлов. Очень зрелищный опыт. Красиво смотрится в темноте. Эффектно и видны четкие различия в цвете пламени.

Показывает эксперимент только сам педагог.

Дети-наблюдают за происходящим.

Некоторые химические элементы способны окрашивать пламя в характерный для этого элемента цвет. Цвет пламени может меняться в зависимости от химических примесей.  Цвет огня определяется температурой пламени и тем, какие химические вещества в нём сгорают. Очень красиво горят различные соли и действительно разных цветов: красное, зеленое, голубое, фиолетовое и обычное желтое пламя.

Стандартный способ окрашивания слабосветящегося газового пламени - введение в него соединений металлов в форме легколетучих солей (обычно, нитратов или хлоридов): желтое - натрия, красное - стронция, кальция, зеленое - цезия (или бора, в виде борноэтилового или борнометилового эфира), голубое - меди (в виде хлорида).

В синий окрашивает пламя селен, а в сине-зеленый - бор.

Температура внутри пламени различна и с течение времени она меняется (зависит от притока кислорода и горючего вещества). Синий цвет означает что температура очень высокая до 1400 С, желтый - температура чуть меньше, чем когда синее пламя.

Голубой огонек, например, который можно видеть при горении природного газа, обусловлен угарным газом, который и придаёт пламени этот оттенок.

Калий - один из важнейших представителей группы щелочных металлов. В чистом сухом воздухе при обыкновенной температуре он не изменяется, в обычном — покрывается слоем едкого калия и углекислой его соли; в свежем разрезе в темноте светится, а в тонких пластинках окисляется столь быстро, что может загореться; расплавленный и нагретый, он также горит; пламя его обладает фиолетовым цветом. 

При нагревании на воздухе или в кислороде кальций воспламеняется и горит красным пламенем с оранжевым оттенком. С менее активными неметаллами (водородом, бором, углеродом, кремнием, азотом, фосфором и другими) кальций вступает во взаимодействие при нагревании.

При внесении в пламя растворимых солей кальция пламя окрашивается в кирпично-красный цвет.

Медь придает пламени зеленый оттенок. При высоком содержании меди в сгораемом веществе пламя имеет яркий зеленый цвет, практически идентичный белому.

Окислы меди (в опыте для зелёного пламени используются соляная кислота и кристаллики меди) дают изумрудно-зеленое окрашивание. Зеленый цвет и его оттенки огню придают также барий, молибден, фосфор, сурьма.

Азотнокислый и солянокислый растворы меди имеют голубой или зеленый цвет; при прибавлении аммиака цвет раствора изменяется в темно-синий.

Для желтого пламени требуется добавка поваренной соли, нитрата натрия или хромата натрия.

Насыпем в чашку чуть-чуть поваренныой соли - в пламени появятся жёлтые язычки. Такое жёлто-оранжевое пламя дают соли натрия (а поваренная соль - это хлорид натрия). Жёлтый цвет - это цвет натрия в пламени. Натрий есть в любом природном органическом материале, поэтому пламя мы обычно и видим жёлтым. А желтый цвет способен заглушить другие цвета - такова особенность человеческого зрения. Желтые язычки пламени появляются при распадении солей натрия. Такими солями очень богата древесина, поэтому обычный лесной костер или бытовые спички горят желтым пламенем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С огнём не играйте,с огнём не шутите.

Презентация использована ,как наглядный метод обучения правильному обращению с огнём....

Развлечение по пожарной безопасности для старшего дошкольного возраста. С огнём не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!

Развлечение способствует воспитанию интереса и уважения к работе пожарных, выявляет признаки возникновения пожаров, закрепляет правила предупреждения пожаров и правила поведения при пожаре...

«Здоровье и жизни свои берегите! С огнём не играйте! С огнём не шутите!"

Спортивное развлечение по пожарной безопасности...

Беседа "С огнём не играйте, с огнём не шалите, здоровье и жизни свои берегите!"

Занятие, которое покажет детям опасность игры с огнём....

" С огнём не играйте!С огнём не шалите!"

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...

Развлечение по пожарной безопасности с детьми старшей группы «С огнём не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!»

Задачи:·         Формировать у дошкольников представления о пожарной безопасности.·          Расширят...