Обобщение опыта работы: "Использование ИКТ в развитии творческих способностей дошкольников в рамках ФГОС ДО"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Филиппова Виктория Борисовна

Дошкольный возраст является наиболее сенситивным (чувствительным) для развития творческих способностей. Для этого использую различные технологии: здоровьесберегающие, ИКТ и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_dou.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 30 Г. КИРОВСКА

Обобщение опыта работы музыкального руководителя по теме:

«Использование ИКТ  в развитии  творческих способностей дошкольников

 в рамках ФГОС ДО».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ФИЛИППОВА В.Б.

2021г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.

  1. Актуальность проблемы.

  1. Новизна педагогического опыта.

  1. Теоретическая база.

  1. Воспитание в ребенке творческих способностей.

  1. Взаимодействие с педагогами.

  1. Сотрудничество с социумом.

  1. Работа с родителями.

  1. Результативность опыта.

  1. Используемая литература.

«Надо развивать творческое начало у всех,

                                                  чтобы мир не оставался таким, какой он есть,

а преображался. Преображался к лучшему…»

Джанни Родари.

  1. Пояснительная записка.

Актуальность развития творческих способностей вызвана потребностями окружающего мира и окружающей среды, так как творческий подход необходим во всех видах деятельности.

Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. Общество нуждается в активных творческих людях.

Гегель писал: «Человек должен родиться дважды, один раз естественно, а затем духовно».

Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые надо развивать с детства.

В становлении личности ребёнка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребёнок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность. Музыка – это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Она способна вызвать в ребенке творческую фантазию.

Известный австрийский композитор Карл  Орф говорил: «Кем бы ты ни стал в дальнейшем, ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, - задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление».

  1. Актуальность проблемы.

Музыкальное развитие по требованиям ФГОС перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из направлений художественно-эстетического развития. Новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребенка должны быть развиты творческие способности, т.е. он должен обладать:

- развитым воображением;

- инициативностью;

- самостоятельностью;

- любознательностью.

Таким образом, всё выше перечисленное ещё раз доказывает необходимость развития музыкальных творческих способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сенситивным (чувствительный) и если не руководить развитием ребёнка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

Исходя из этого, мною была определена основная идея опыта работы: «Использование ИКТ в развитии творческих способностей у детей старшего возраста в рамках ФГОС ДО».

         В процессе работы над темой самообразования определила цели:

воспитание гармонически развитой личности; постижение мира через музыкальные образы; развитие музыкально-эстетических представлений и художественно-творческих способностей детей.

Для достижения указанных целей  поставила  следующие задачи:

- развивать интерес к музыкальному искусству, знание которого является важным показателем духовной культуры человека;

- углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки;

- развивать эстетические чувства детей;

- расширять представления детей о возможностях музыки.

Музыка способна вызвать в ребенке творческую фантазию и поэтому развитие творческих способностей осуществляю через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

  1. Новизна педагогического опыта.

Дошкольный возраст очень важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека.

В реализации педагогического опыта использовала такие инновационные технологии как ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятиях.

  1. Теоретическая база.

Н.А.Ветлугина отмечает, что необходимым условием возникновения детского творчества является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма), ребята приобретают необходимые навыки, умения, знания для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

При составлении конспектов НОД я опираюсь на:

- методические пособия и работы по развитию певческих навыков детей дошкольного возраста, таких авторов как Б.Асафьева, К.Орфа, З.Кодаи, Г.Струве, В.Емельянова и др.

- методики и рекомендации М.Ю.Картушиной, В.В.Емельянова, О.В.Кацер, Е.Н.Тиличеевой;

- современные музыкальные концепции педагогов-новаторов, таких как Т.Боровик, Т.Тютюнниковой, А.Бурениной, И.Каплуновой, И.Новоскольцевой;

- журналы «Музыкальный руководитель», «Танцевальная палитра», электронный  музыкальный журнал «Оливье» и др.

Изучение теоретического материала различных педагогов и мой практический опыт показал, что для развития творческих способностей ребенка необходимо:

- подбирать специальный музыкальный репертуар и методы работы с ним;

- на занятиях по слушанию использовать музыку других видов музыкальной деятельности;

- «включать» в занятие синтез искусств (изобразительное искусство и художественное слово);

- организовать развивающую предметно-пространственную среду в музыкальном зале и в группах.

  1. Воспитание в ребенке творческих способностей.

Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от педагога применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательной программы в условиях ФГОС, способствующей формированию человека современного общества.

Использование новых приемов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей.

ИКТ я использую во всех видах музыкальной деятельности: слушании, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.

Использование компьютера в учебном процессе дает дополнительную информацию, разнообразный иллюстративный материал. Использование новых приемов объяснения и закрепления в игровой форме повышает внимание детей, усиливает мотивацию дошкольника.

Слушание – активный творческий процесс, т.к. слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать,  осмыслить.

Знакомство с новой темой сопровождаю показом слайдов, видеофрагментов, презентаций, фотографий, репродукций картин художников и портретов композиторов. Дошкольники с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П.И.Чайковского («Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи»); А.Вивальди («Зима», «Осень»), ЭГрига («Утро») и др. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия.

Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Короткие и длинные звуки», «Весело-грустно», «Песня, танец, марш» и т.д.

Для решения задач восприятия музыки использую методы: наглядный (рассматривание картин, презентаций, знакомство с музыкальными инструментами),  словесный (метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать ребенку почувствовать ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму; рассказ педагога, беседа; слушание классической музыки в исполнении различных оркестров), слуховой (слушают  и определяют звучание музыкальных инструментов народного и симфонического оркестра: домра, балалайка, гусли, рожок, скрипка, виолончель, труба, кларнет, литавры и др.)  и практический (игровой метод, упражнения, метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него).

Практический метод: игра на воображаемых инструментах; «звучащие жесты»;  «оркестровку» (игра на музыкальных инструментах); «ручки танцуют», игра с карточками «цвет-настроение» и т.д.

Интересным для детей заданием является соединение творческого музыкального движения, дети с радостью выдумывают собственные движения. Они любят подражать сказочным героям (Фея Драже, Баба Яга), движениям животных – это дает возможность выразить свое восприятие музыки.

Пение.

Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально – слуховых представлений.

В разделе «Пение» использую мультимедийные программы, где дошкольники знакомятся с основами музыкальной грамоты, высотой и длительностью звуков, динамикой, темпом и т.д.

Большой популярностью у детей пользуются ролики-клипы с детскими мульт – песнями: «Цвета», «Веселые гуси», «Выглянуло солнышко из-за серых туч», «Кап-кап, тук-тук-тук», «Солнечная капель»; развивающие музыкально-дидактические игры: «Кого разбудило солнышко?», «Музыкальные загадки для детей»  и др.

Разработала серию творческих заданий для развития песенного творчества:

- импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов (пропеть имя с различной эмоциональной окраской и интонацией: нежно, ласково, сердито, весело, с различной силой звука; звукоподражания: «Пробуждение», «Весенняя сказка», «Кто как кричит»,  на музыку В.Шаинского «Кузнечик»);

- импровизация музыкальных вопросов и ответов («Что ты хочешь, кошечка?» и ответ:  «Молочка немножечко»; «Здравствуйте, ребята!» и ответ: «Здравствуйте», «Аня, ты где?» и ответ: «Я здесь!» и т.п.)

- сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре («Весна идет, весне дорогу!»», «Пошел котик на базар. Купил котик самовар» и др.)

 инсценирование песен: «Песенка про домашних животных», «Как на тоненький ледок», «Галоши», «Как у наших у ворот», «Зимушка», «Урожайная» и др.

Музыкально - ритмические движения  занимают важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения (Л.Выготский), именно в музыкальном движении у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции – радость, удовольствие, что является важным условием формирования творчества.

В разделе «Музыкально - ритмические движения» использую видео-коллекцию: «Ритмические танцы для детей», «Танцевальный марафон», «Видео-зарядка для детей», «игровые танцы», «Танцы-повторялки для детей» и т.д.

Развивая творческие способности средствами музыкально-ритмического движения использую психолого-педагогический метод:

- педагогическое наблюдение;

- прием проблемного обучения и воспитания;

- индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку;

- прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного процесса (отдыха, релаксации).

Для формирования контакта друг с другом использую коммуникативные и сюжетные  игры  («Дружок», «Ты шагай!», «Зашагали ножки», «Здравствуй, друг!», «У меня, у тебя звонкие ладошки», «Найди себе пару», «Лавата») и танцы:

- «Все мы делим пополам»;

- «Приглашение»;

- «Танец маленьких утят»;

- «Ку-ку»;

- «Сара Барабу»;

- «Бабка - Ежка, выгляни в окошко!»;

- «Разноцветная игра»;

- «Танец листьев»;

- «Танец с зонтиками»;

- «Капельки»;

- «Танец снежинок»;

- «Танец петрушек»;

- «Танец белочек с орешками»;

- «Весна - красна идет»;

- «Танец цветов»;

- «Зверобика» и т.д.

Методы и приемы, используемые при организации музыкально-ритмических движений:

  1. Наглядно-слуховой  (художественное исполнение музыки педагогом);
  2. Словесный  (образный рассказ о новой игре, танце);
  3. Метод упражнения (многократное повторение и закрепление движений);
  4. Поэтапное разучивание репертуара танцев;
  5. Практические приемы: игровые, соревновательность,  сравнение и контрастное  чередование движений и упражнений, импровизация и т.п.

Танцы обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческой активности детей, а так же доставляет им большое удовольствие и радость.

Игра на детских музыкальных инструментах – вид детской исполнительской деятельности, который привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуется восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует развитию волевых качеств: выдержка, настойчивость, усидчивость, чувство ритма, память, внимание. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности.

 Игра на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

На музыкальных занятиях знакомлю детей с инструментами: шумовыми, ударными, струнными, духовыми  и т.д.; с группами симфонического и народного оркестра. В разделе «Игра на музыкальных инструментах» использую  компьютерные презентации и развивающие дидактические игры: «Музыканты гномики», «Лесной концерт», «Сказки – шумелки»,   помогают запоминать названия музыкальных инструментов и их звучание.

Формы работы с детскими музыкальными инструментами:

- Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам («Бабушка, испеки оладушки», «Два веселых гуся» (деревянные ложки) и др.);

- «Оркестровка» музыкальных произведений (выбирают инструмент, соответствующий характеру музыки. При повторном слушании дети играют ритмично, в характере музыки не заглушая общего звучания). Например, «Полька» М.Глинки (бубны, колокольчики); пьеса из балета П.И.Чайковского « Щелкунчик» - «Вальс снежинок» (металлофон, треугольник, маракасы); «Танец Феи Драже» (треугольник, металлофон, колокольчики, маракасы); пьеса «Итальянская полька» С.В.Рахманинова (бубны, маракасы, металлофон, бубенчики), «Вальс-шутка» С.Прокофьев (металлофон, бубенцы, треугольник), русская народная пьеса «Утушка луговая» (бубны, маракасы, ксилофон, ложки, рубель, трещотки, бубенцы);

- Звуковая  иллюстрация стихов («Апрель», «Дроздок»,  «Золотило солнышко», «Ноги и ножки» и т.д.);

- Сказки – шумелки («Осень», «Весенняя сказка», «Мышиная история», «Зима в лесу»).

  1. Взаимодействие с педагогами.

В соответствии с ФГОС ДО использую деятельностный  и компетентностный подход в построении образовательного процесса.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Стандарте) определены целевые ориентиры, принципы и задачи дошкольного образования на современном этапе, которые реализуются комплексно во всех областях развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое  и физическое развитие.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

         Вот почему в процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие всех педагогов работающих с детьми.

Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя.

Работу с детьми осуществляю  во взаимодействии с воспитателями, логопедом, психологом и др.

На групповых занятиях воспитатели оказывают большую помощь: разучивают вместе с детьми песни, танцы, музыкальные импровизации. На группы я даю воспитателям тексты песен, танцевальные номера, фонограммы песен и танцев, которые в свободное время воспитатели разучивают с детьми. Воспитатели всех групп принимают участие в подготовке детей к праздникам, ежегодным муниципальному речевому фестивалю между сельскими образовательными учреждениями на базе МБДОУ № 30 г. Кировска,  фестивалю детского творчества «Как прекрасен этот мир», городским конкурсам: «Маленький принц», «Россияночка», вокально-инструментальный конкурс «Семь нот», «Праздник танца» и др.

7. Сотрудничество с социумом.

Главное преподнести детям все многообразие музыки, которое разбудит в них интерес к дальнейшему ее познанию и развитию своих творческих способностей. Для этого свою работу в ДОУ строю в форме взаимодействия с Домом культуры,  Волонтерским центром, ДШИ н.п.Коашва, МОУСОШ № 10, ЦДТ «Хибины» г. Кировска.

8. Работа с родителями.

-Размещаю в родительском уголке консультации и рекомендации по музыкальному воспитанию;

- Совместная подготовка участников к конкурсам, фестивалям; приглашение родителей на репетицию;

- Выставка грамот «Наши победы и достижения»;

- Анкетирование родителей;

- Беседы с родителями выпускников о подготовке к музыкальной школе;

- Награждение родителей за помощь в работе по музыкальному воспитанию;

- Выступление на родительском собрании;

- Приглашение родителей на общие мероприятия в качестве участников (танец с выпускниками) и зрителей;

- родители оказывают  помощь в украшении зала к праздникам, пополнению необходимыми атрибутами.

9. Результативность опыта.

Результаты моей работы выражены в положительной динамике развития связной речи, обогатился словарный запас. Дети проявляют интерес к пению; показывают высокий уровень развития вокально-хоровых навыков; умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру песни, как хором, так и сольно, в ансамбле. У дошкольников появился интерес к игре на детских музыкальных инструментах. При игре дети слушают друг друга, точно исполняют ритм произведения, учитывают динамические оттенки (форте - пиано), учатся играть сольно и в ансамбле. Дети научились переносить навыки и умения, полученные на занятиях в повседневную жизнь, значительно повысился уровень мотивации к учебной деятельности. У детей появилась способность самостоятельно оценивать свою творческую продукцию.

Также принимаем активное участие в городских, региональных  и всероссийских конкурсах, где неоднократно становились лауреатами 1, 2, 3 степени и призерами. 

 

10. Используемая литература:

  1. Буренина А.И.Программа «Ритмическая мозаика» - Ленинградский областной институт развития образования, 1997.
  2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  3. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  4. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников – М., 1998.
  5. Радынова О.П. Слушаем музыку. Рекомендации к комплекту дисков «Музыкальная шкатулка» - М.: ТЦ Сфера, 2018.
  6. Судакова Е.А. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. – СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  7. Топ-топ-топотушки! Музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста. Материалы для музыкальных руководителей ДОУ/ сост. Н.В.Нищева. – СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему: "Активизация познавательных и творческих способностей дошкольников на занятиях по математике".

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития различных видов...

Обобщение опыта работы "«Использование художественных техник для развития у дошкольников творческих способностей в изобразительной деятельности».

В ДАННОЙ ПУБЛИКАЦИИ СМОДЕЛИРОВАНЫ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: Создание обогащённой предметно-развивающей среды, каждый компонент которой представляет собой оригинальную модель.Подбор методов и приёмов для ...

Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...

Обобщение опыта: «Окружающий мир как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Выступление на педагогическая конференции: "Инновационные подходы к образованию дошкольников: педагогические достижения и проблемы".Обобщение опыта воспитателя Семеновой Н. А.: «Окружающий мир как сре...

Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»

Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность. Органическое соединение движения, ...