Картотека пальчиковых игр
методическая разработка

Свирковская Елизавета Александровна

Картотека пальчиковых  игр 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx55.72 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

пальчиковых игр

Засолка капусты

Мы капусту рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.

Репка

Репку мы сажали
Пальцами как будто роем лунку на детской ладошке
Репку поливали
Имитируем, как льется вода из лейки
Вырастала репка
Выпрямляем постепенно пальчики
Хороша и крепка!
Ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!
Расцепили руки, потрясли кистями

Звук Т в огороде                                                                   

Повторяй за мной зарядку.

В ней звук Т пришел на грядку.

Тыква — вот, а вот — томат.

Здесь — капуста, здесь — салат,

Тмин, картошка, артишок

И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы,

Будем есть мы до весны.              

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.

Сколько грядок в огороде?                                                     

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Рад, два, три, четыре, пять —

Поможем урожай собрать.

Как у нашей Зины

Как у нашей Зины

Овощи в корзине:

Вот пузатый кабачок,

Положили на бочок,

Перец и морковку

Уложили ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина – молодец!

Сливы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик — самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

Варим компот                                                                     

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают"
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Опять" варят" и "мешают"

Яблонька                                                                                     

У дороги яблонька стоит,

Руки сплести над головой, пальцы разжаты.

На ветке яблочко висит.

Сложить запястья вместе.

Сильно ветку я потряс,

Руки над головой, движения вперед-назад.

Вот и яблочко у нас.

Ладони  перед грудью, имитируют, что держат яблоко.

В сладко яблочко вопьюсь,

Соединить запястья, ладони развести.

Ах, какой приятный вкус.

 

Сливы

Кисти рук сжаты в кулак

Большой пальчик сливы трясёт

(разогнуть большой палец),

Второй их собирает

(разогнуть указательный палец),

Третий их домой несёт

(разогнуть средний палец),

Четвёртый высыпает

(разогнуть указательный палец),

Самый маленький – шалун  

(разогнуть мизинец)

Всё, всё, всё съедает.

Апельсин                                                                                   

Мы делили апельсин. Апельсин всего один

(соединить пальцы обеих рук, дотронувшись подушечками, представить в руках круглый апельсин).

Эта долька для кота(показать левую ладошку, правую сжать в кулак, приподняв фаланги указательного пальца и мизинца «уши кота»).

Эта долька для ежа (показывается тыльная сторона и левая, ладонь еще раз, затем пальцы обеих рук переплести, соединив тыльными сторонами ладони).

Эта долька для улитки (правую руку положить на стол, выставить указательный палец и мизинец, остальные сжать в кулак. Левую ладонь положить на правую).

Эта долька для чижа (левая ладонь открыта. Правая рука на

локте, все пальцы соединены с большим пальцем «голова чижа»).

Ну а волку — кожура (руки сжимаются в кулаки и энергично разжимаются).

Прогулка в лес                                                                   

— Мальчик-с-пальчик, где ты был?

(Большой палец левой руки четыре раза сгибается.)

Долго по лесу бродил!

(Большой палец правой руки четыре раза сгибается.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках,

(большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными),

Встретил белочку, синичку,

Встретил волку и лисичку,

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(четыре пальца последовательно сгибаются «кланяются»).

   Дождик                                                                                         

Меж еловых мягких лап

(поглаживание подушечками пальцев поверхности стола)

дождик кап-кап-кап

(постукивание пальцами по столу).

Где сучок давно засох

Серый мох, мох, мох

(касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук).

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко).

Кто нашёл его, друзья? (Касание указательным пальцем правой руки поочередно всех пальцев левой руки.)

По грибы

Пальчик, пальчик, где ты был? (Пальцы сжаты в кулак.)

Этот пальчик в лес ходил, (отгибается мизинец).

Этот пальчик гриб нашёл, (отгибается безымянный палец).

Этот пальчик чистить стал, (отгибается средний палец).

Этот пальчик жарить стал, (отгибается указательный).

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел. (отгибается большой палец).

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(считается каждый палец отдельно).

Пальчики в лесу

Дети держат перед собой левую, а затем правую руку ладонью к себе.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел.        

(Загибают мизинец.)

Этот пальчик чистить стал.        

(Загибают безымянный палец.)

Этот резал.                                

(Загибают средний палец.)

Этот ел.                                

(Загибают указательный палец.)

Ну, а этот лишь глядел.                

(Загибают большой палец и щекочут ладошку.)

Погода                                                                                  

Ветер северный подул:

«С-с-сс», все листья с липы сдул...                            

(Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»       

(Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.         

(Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил,               

(Плавные движения кистями рук вперед - назад.)

Одеялом их накрыл.                       

(Ладони крепко прижать к столу.)             Е. Карельская

По ягоды

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод — полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть —

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять...

Снова буду собирать.        И. Лопухина

 

Цветок  1

Вырос высокий цветок на поляне.

(руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, пальцы развести и слегка округлить).

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмичное движение пальцами вместе врозь).

Дружно дают под землёй корешки.

(ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

Цветок   2

Поднять руки, сжатые кулачки приставить друг к другу.

Растет цветок, поднимается
(выпрямлять пальцы)
Лепестки его раскрываются
(ладони соприкасаются основаниями в виде чашечки, а десять пальчиков-лепестков разводить  в стороны как можно дальше)

Цветок   3                                                                             

Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок - пион!

(подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые - получается "бутон"; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть - получается большой раскрытый "цветок")

Цветы                                                                                         

Наши алые цветы распускают лепестки.

(локти и предплечья прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки перед лицом, затем кисти раскрываются в виде чаши).

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(кисти рук в виде чаши делают движения почасовой стрелке и против часовой стрелки).

Наши алые цветки закрывают лепестки,

(пальцы плотно соединяются, кисти рук медленно из чаши делают лодочку?),

Тихо засыпают, головой качают.

(кисти рук в виде лодочки или бутона наклоняются вправо и влево).

 

Сорока-белобока

Сорока-белобока

Печку топила, кашу варила,

На пороге скакала, гостей созывала.

Гости не бывали, кашку не едали.

Всё своим деткам отдала:

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Ты, малец-удалец, за водой не ходил,

Дров не пилил, кашу не варил,

Шу-уу-у! Прочь лети! Нет тебе ничего!

Птички  

Птички прилетали,
Крыльями махали.
Сели. Посидели.
И дальше полетели.

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)

Птенчики в гнезде                                                             

Улетела птица- мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки-птицы
Мамины гостинцы.

(все пальцы правой руки обхватить левой ладонью - получается "гнездо"; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде)

Индюк

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.

Пальчики обеих рук "идут" по столу.

 

Сколько было утят в стае?

Как-то летним вечерком утята стаей шли гуськом.

Шли они на пруд купаться, порезвиться, поплескаться.

Первый среди них — вожак. Идет гордо:  «Кря-кря-кряк!»

 У трех других утят спинки желтые блестят.

А последний поотстал. Очевидно, он устал.

Из травы высокой вдруг, вызвав у утят испуг,

Еще двое выбегают, место в стае занимают.

Ну-ка быстро сосчитаем: сколько было утят в стае?

Ритмично соединять сначала большой и сложенные вместе средний и указательный пальцы, а затем большой и указательный, соединять и разъединять все пальцы, изображая хвост индюка.

Гусь   

 

Где ладошка? Тут? Тут.

На ладошке пруд? Пруд.

Палец большой —

Это гусь молодой.

Указательный — поймал,

Средний — гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Этот палец нас кормил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда — в живот! Вот!          

Птичий двор                                                                         

Наши уточки с утра:

«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда:

«Га-га-га! Га-га-га!»

А индюк среди двора:

«Бал-бал-бал! Балды-балды!»

Наши курочки в окно:

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»

А как Петя-петушок Ранним утром поутру

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

Чижи                                                                                           

Жили в квартире сорок четыре

Сорок четыре веселых чижа:

Чиж-судомойка, Чиж-поломойка,

Чиж-огородник, Чиж-водовоз,

Чиж за кухарку, Чиж за хозяйку,

Чиж на посылках, Чиж-трубочист...

Спать захотели, Стелют постели

Сорок четыре веселых чижа:

Чиж на кровати, Чиж на диване,

Чиж на корзине, Чиж на скамье,

Чиж на коробке, Чиж на катушке,

Чиж на бумажке, Чиж на полу.                    

Где обедал воробей?

— Где обедал, воробей?

— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного...

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя,

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.                

Утята

Раз-два — шли утята.

Три-четыре — за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

 А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался —

Громко-громко запищал:

— Пи-пи-пи — не пищи!

— Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи...» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Зайцы

Скачет зайка косой

(указательный и средний пальцы правой руки

вверх, остальные выпрямить и соединить).

Под высокой сосной

(ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены).

Под другою сосной

(ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы

широко расставлены).

Скачет зайка другой

(указательный и средний пальцы левой руки

вверх, остальные выпрямить и соединить)

Белка                                                                                           

Сидит белка на тележке.

Продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

Кому в платок,

Кому в роток,

Кому в лапочку.

(Кисти сжаты в кулаки и прижаты друг к другу. Большие пальцы отогнуты и тоже прижаты друг к другу. Все пальцы сжимаются и разжимают

Ловкий зайка                                                                     

Раз, два, три четыре, пять,

Вышел зайка погулять.

Что нам делать, как нам быть?

Надо заиньку ловить!

Снова будем мы считать:

Раз, два, три четыре, пять,

(Руки сжаты в кулаки. На счет 7-5 отгибаются, пальцы правой руки. Затем отгибаются указательный и средний пальцы левой руки. В конце пальцы обеих рук сжимаются и отгибаются по одному на счет 1-5.) 

Кого встретили в лесу?                                                           

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной.

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны.

Там живет барсук.

Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь.

Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

Зайчики. 

Поставить все пальчики одной руки на ладонь другой или на стол.

Вышли зайки на лужок,
Всталив маленький кружок  
(пересчитываем заек)
Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка, …
Будут лапками стучать  
(пальчики стучат по ладони вместе или вразнобой)
Постучали, постучали и устали
Сели отдыхать.

Повстречались

Повстречались два котенка: "Мяу- мяу!",

Два щенка: "Авав!",

Два жеребенка: Игого!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные паль

Серенький козёл                                                               

Как- то серенький козёл в огород поесть зашёл.              

Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.

Посмотрел по сторонам - есть еда и здесь и там.

Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.

Под копытами - трава,     Опускаем подбородок.

А над головой - листва.   Поднимаем подбородок вверх.

Наклонись - капусту кушай,  Наклоняемся вниз.

А вверху - большие груши. Встаём на носочки,тянемся вверх.

Сзади огурцы растут,   Поворачиваемся назад.

Впереди кусты цветут,  Возвращаемся обратно.

Слева - молодой лучок,  справа - вкусный кабачок.

Полуобороты вправо-влево.

Здесь - сто ягодок, там - двести,  Наклоны вправо-влево.

Козлик крутится на месте.    Крутимся.

Динь-динь-бом                                                                           

Динь-динь-бом,  --«позвенеть» у правого уха

Ходит кошка с бубенцом.

Мыши сразу услыхали.  -- руку к левому уху 

Динь-бом, динь-бом.

Быстро в норку убежали  -- бежать пальцами по столу 

Динь-бом, динь-бом.

Затворили крепко дверь  -- спрятать руки под стол

Динь-бом, динь-бом.

Не поймаешь их теперь. --погрозить пальчиком

Динь-бом, динь-бом.

Коза

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьёт —

Забодает, забодает, забодает!

(Большой и указательный пальцы одной руки делают шагающие движения, а указательный и средний другой руки выставлены вперед, как рога. Кулачками стукнуть по столу 2 раза. Выпрямленные и согнутые пальцы обеих рук энергично соединить 2 раза с большими пальцами, затем повторить первое движение.)

Привяжу я козлика

Привяжу я козлика

К белой берёзке,

Привяжу рогатого

К белой берёзке.

— стой, мой козлик,

Стой, не бодайся!

Белая берёзка,

Стой, не качайся!

(Правой рукой показать «рога»: отогнуть указательный палец и мизинец. Левую руку поставить на локоть, пальцы широко раздвинуты. Сделать легкие движения кистью и пальцами левой руки с отогнутыми двумя пальцами — «рогами».)

Пять телят                                                                           

Этот телёнок пьёт молоко,

Этот телёнок ушёл далеко.

Этот телёнок травку жуёт,

Этот телёнок копытцами бьёт.

Это телёнок мычит: «Почему все разошлись?

Скучно мне одному!»

(Кисти сжаты в кулак. Последовательное разгибание каждого пальца от большого до мизинца.)

Лошадки                                                                                     

Вот помощники мои.

Их, как хочешь, поверни.

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Чок-чок-нок, чок-чок-нок,

Скачет резвый табунок.

(Руки лежат на столе ладонями вниз. Па счет «раз, два, три, четыре» поочередное продвижение толевой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Повторить несколько раз в розничном темпе.

Поросята                                                                               

Два пухлых поросёнка купаются в пруду

 (два больших пальца, опущенных вниз, вращаются на поверхности стола).

Два ловких поросёнка играют в чехарду

 (два указательных, пальца «перескакивают» друг через друга).

Два сильных и высоких играют в баскетбол

 (два средних пальца поднимаются и опускаются несколько раз: «подбрасывают мяч»).

Два самых быстроногих бегут гонять в футбол

(два безымянных пальца скользят, изображают толкание мяча).

Два маленьких, весёлых танцуют и поют.

 (два мизинца «скачут» по поверхности стола).

Потом все поросята обедать в дом идут.

(пальцы «шагают» по столу).

Машинистки

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Туки-туки-тук!

Туки-туки-тук

И постукивают.

И похрюкивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

(Руки лежат на столе. В темпе чтения стихотворения выполняются легкие движения кистями рук. Пальцы быстро двигаются, имитируя печатание на пишущей машинке. Темп выполнения движений постепенно ускоряется.)

Цап-царап                                                                           

Ребенок кладет свою ладошку поверх вашей, мама размеренно читает стишок, а малыш слушает ее и внимательно следит за движениями. В нужный момент – на слове «цап-царап» малыш отдергивает руку, чтобы его пальчик не попался.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет –
Коготки поточит.
Цап-царап!

Затем в игру вступает другая рука.

Черепаха                                                                                     

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

Пять поросят                                                                     

Пять поросят гуляли на просторе,

(Быстро двигать пальчиками по столу.)

Пять поросят пошли купаться к морю.

(Медленно переставлять пальчики по столу.)

Один из них устал. (Загнуть большой пальчик.)

— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:

Четыре поросенка гуляли на просторе,

Четыре поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал. (Загнуть указательный пальчик.)

— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:

Три поросенка гуляли на просторе,

Три поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал. (Загнуть средний пальчик.)

— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:

Два поросенка гуляли на просторе,

Два поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал. (Загнуть безымянный пальчик.)

— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:

Один поросенок резвился на просторе,

Один поросенок пошел купаться к морю,

Потом устал. (Загнуть мизинчик.)

— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:

Не осталось поросят!

Богатый Ермошка

Богат Ермошка —

У него собака да кошка,

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

Вот как кошка на окошке

Шьет рубашку для Ермошки.

А собака-пустолайка лепешки печет.

Кот в уголочке сухари толчет.

Курочка в сережках избушку метет.

Выполнять действия и движения руками и пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения.

Погладим котенка                                                             

— Киса, кисонька, кисуля!

 — Позвала котенка Юля.

— Не спеши домой, постой!

 — И погладила рукой.

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Барашки                                                                                    

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

Кошка и мышки                                                               

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает -

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает, вмиг от кошки удирает.

Котята

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 2 раза                  

Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.  2 раза

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.  2  раза

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.  2 раза

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Поросята                                                                                    

Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,  Мизинцы.

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. Безымянные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю  "Фонарики".

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,  Средние.

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. Указательные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, Большие.

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

Два козлика

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.

Как-то раз к кому-то в гости шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

А навстречу шёл другой, возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.

Два рогатых глупых братца стали на мосту бодаться,

Не желая уступить и другого пропустить.

Долго козлики сражались, разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

На слово "бух" - хлопаем в ладоши.

И с моста в водичку - плюх!

Роняем руки на колени.

Зайцы

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев дремали под кустом,

И двое вдруг сказали: “Вон человек с ружьём”

Двое закричали: “Давайте убежим!”,

Двое прошептали: “Давайте помолчим!”,

Двое предложили: “Мы спрячемся в кустах!”

А двое вдруг спросили: "Он может сделать “Бах”?"

“Бах” - выстрелил охотник,

Хлопаем в ладоши.

Нажав ружья курок,

Бежим пальчиками по столу или коленям.

И десять серых зайцев пустились наутёк.

Кошка и горшок с молоком

В кухне нашей под столом cтоит крынка с молоком.    

(складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)

К крынке кошка подошла

(“идем” указательным и средним пальцами правой руки)

Сверху сливки попила (указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)

Глубже сунулась в горшок: - Молочка напьюсь я впрок!

(засовываем палец глубже в кружок-горшок)

Что случилось? Ой-ой-ой!

Кошка крутит головой (крутим головой)

Налакалась молочка –

Не уйти ей из горшка! (пытаемся вытянуть палец из кружка)

С головы горшок не слез. С ним и убежала в лес!

(топоча пальцами обеих рук по столу, показываем как кошка убежала)

Заяц и кочан капусты                                                             

Встал зайчишка рано

(кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)

Вышел на поляну.

По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)

И большой кочан нашел (кулак другой руки)

Стал зайчишка с хрустом

Грызть кочан капусты:

Хруст-хруст, хруст-хруст…

(“заяц” грызет кулак и причмокивает)

Съел, свалился под куст

И уснул. Проснулся… Сладко потянулся

(c усилием растопыриваем все пальцы)

А домой добрался – долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу)

Змейка                                                                                  

Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка".

Посмотрите-ка, друзья, у меня живёт змея!

Медленно вращаем кистью руки.

По дивану, по коврам может ползать тут и там.

Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). начала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).

Хоть и нет у змейки ножек, очень быстро по дорожке,

Широко открыв свой рот за лягушками ползёт.

Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).

Нет у этой змейки глаз и поймала в этот раз

Не лягушек, не стрекоз, Волнообразные движения рукой.

А ребёночка за нос. "Змея" хватает за нос партнёра по игре.

Кролик                                                                                      

Маленький кролик с большими ушами,

Кисти прижать к голове, как ушки.

Розовым носом,

Указательными пальцами дотронуться до носа.

Смешными усами

Указательные пальцы прижаты к губам.

Норку глубокую роет себе сильными лапками в мягкой земле.

Роем норку (колени).

Чистит он шёрстку себе

"Чистим шёрстку".

Или спит. Руки складываем, кладём под щёку.

Кролик ушами всегда шевелит.

Шевелим "ушами".

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов

Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.

Черепашка                                                                        

Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.

Моя черепашка в коробке живёт,

Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).

Купается в ванне,

Волнообразные движение кулаком в воздухе.

По полу ползёт.

"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).

Её на ладошке я буду носить,

Руки возвращаются в исходное положение.

Она не захочет меня укусить

Отрицательный жест головой.

Мышиная семья

Это папа-мышь. (показываем большой палец) Он красивый, как все мышки:              

У него мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)

У него большие уши (рисуем пальцем в воздухе уши)

У него острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем кносу

А хвост – во-о-о-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.30 cм)

Это мама-мышь. (показываем указательный палец)

Она красивая, как все мышки:

У нее мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)

У нее хорошенькие ушки (рисуем пальцем в воздухе уши)

У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу

А хвост – во-о-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.20 см)

Это брат-мышь. (показываем средний палец) Он красивый, как все мышки:

У него мягкая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)

У него чумазые уши (рисуем пальцем в воздухе уши)

И острый нос (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу

А хвост – во-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.15 см)

Это сестра-мышь. (показываем безымянный палец) Она красивая, как все мышки:

У нее шелковистая шкурка (гладим одной рукой кисть другой руки)

В ушах сережки (рисуем пальцем в воздухе уши)

У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу

А хвост – во-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.10 см)

Гномики-прачки 
Жили-были в домике
(дети сжимают и разжимают кулачки) 
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чикки, Микки.
 
(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика) 
Раз, два, три, четыре, пять,
 
(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого) 
Стали гномики стирать
(трут кулачками друг о друга) 
Токи - рубашки, Пики - платочки,
Лики - штанишки, Чикки - носочки,
(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого) 
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Новые кроссовки

Как у нашей кошки

На ногах сапожки,

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка - новые кроссовки.

Загибать пальчики, начиная с большого.

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

"Шагать" по столу средним  и указательным пальцами обеих рук.

Ляпы-тяпы                                                                         

По дороге в Тяпы-Ляпы шли гуськом четыре шляпы

Шляпу старую с пером звали дедушкой Петром.

Шляпу с кисточкою синей звали бабушкой Аксиньей.

Шляпу с красной ленточкой звали внучкой Леночкой.

Ну а шляпу с козырьком звали внуком Игорьком.

Тяпы-Ляпы — это дача. Есть у шляп одна задача:

Дождик ночью прошумел, в огороде уйма дел.

И спешат четыре шляпы лук полоть, картошку тяпать.

Вот пришли, передохнули, разом тяпками взмахнули.

Вскоре каждая из шляп стала тяпать:

Тяп-тяп-тяп!                 

Три Катюшки                                                                             

В деревушке

Три Катюшки

Взяли в руки три катушки,

Шуре сшили сарафан,

Сшили дедушке кафтан,

Сшили бабушке жакет,

Сшили дедушке жилет.

А девчонкам и мальчишкам —

Всем Андрюшкам и Наташкам —

Сшили яркие штанишки,

Сшили пестрые рубашки.                           

Перчатка                                                                            

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив,

Складываем ладоши "ковшом"

Мышат позвала.

Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Погладила (отшлёпала) всех и отправила спать.

Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

 

Ладушки

Ладушки, ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше — два. Паше — два.

Ванне — два. Тане — два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

(Руки лежат па столе. Попеременно показываются то ладонь, то ее тыльная сторона. Ладонь одной руки накрывает другую. Затем руки поставить па локти, пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. В завершение показать большие пальцы.)

Диалог                                                                                   

  • В лавку ходил? (Большой палец дважды сгибается.)
  • хХодил (указательный палец дважды сгибается).
  • Лопату купил? (Большой палец дважды сгибается.)
  • Купил (средний палец дважды сгибается).
  • Грядку вскопал? (Большой палец дважды сгибается.)
  • Вскопал (безымянный палец дважды сгибается).
  • Картошку собрал? (Большой палец дважды сгибается.)
  • Собрал (мизинец дважды сгибается).
  • И чисто помыл? (Большой палец дважды сгибается.)
  • Помыл (указательный палец дважды сгибается).
  • И много сварил? (Большой палец дважды сгибается.)
  • Сварил (средний палец дважды сгибается).
  • Вот теперь отдохнуть тебе дам, а уж съем я картошку сам!(Большой палец сгибается и распрямляется. )

Помщники                                                                                  
Раз, два, три, четыре

(дети сжимают и разжимают кулачки) 
Мы посуду перемыли.
(трут одной ладошкой о другую) 
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибают пальчики, начиная с большого пальчика) 
Мы посуду перемыли,
(опять трут одной ладошкой о другую) 
Только чашку мы разбили,
(загибают пальчики, начиная с мизинца) 
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали.
(сжимают и разжимают кулачки)

Братцы                                                                                  

 Засиделись в избушке братцы.         

Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.

Захотел меньшой прогуляться         

Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды. 

Да скучно ему гулять одному.         

Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

Зовет он братца вдвоем прогуляться.         

Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно им гулять двоим.         

Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.

Зовут братца втроем прогуляться.         

Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды. 

Грустно старшим сидеть в избе.         

Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.

Зовут они братцев домой к себе.         

Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

Кто приехал   (болгарская игра)                                             

Дети складывают пальцы обеих рук.

Кто приехал? Быстро хлопают кончиками больших пальцев.)

Мы, мы, мы!

(Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)

Мама, мама, это ты?  (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!   (Хлопают кончиками указательных пальцев.)

Папа, папа, это ты?   (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!    (Хлопают кончиками средних пальцев.)

Братец, братец, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!        (Хлопают кончиками безымянных пальцев.)

Ах, сестричка, это ты?(Хлопают кончиками больших пальцев.)

Да, да, да!        (Хлопают кончиками мизинцев.)

Все мы вместе, да, да, да!         (Хлопают всеми пальцами.)

Встречи-проводы                                                                

Открытые ладони обеих рук поворачиваете к малышу. Он делает то же самое.

Сережина (имя малыша) ладошка – мамина ладошка.
Здравствуйте ладошки
(ладошки прижимаются друг к другу)
И до свидания!
(ладони разошлись)
Сережин (имя малыша) пальчик – мамин пальчик
Здравствуйте пальчики!
(кончики пальцев соприкасаются)
До свидания, пальчики!
(разъединяем и машем ими)

Пальчик-мальчик                                                                     

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

Маланья                                                                              

У Маланьи у старушки         

Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. 

Жили в маленькой избушке         

Сложить руки углом, показать избушку.

Семь сыновей,         Показать семь пальцев.

Все без бровей,         Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,         

Растопыренные ладони поднести к ушам. 

Вот с такими носами         

Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. 

Вот с такими усами,         

Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.

Вот с такой головой,         

Очертить большой круг вокруг головы. 

Вот с такой бородой!         

Показать руками большую окладистую бороду 

Они не пили, не ели,         

Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".

На Маланью все глядели,         

Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так...

Дети показывают загаданные действия

Дружная семья                                                                           

Кто-то делает вот так —

Рубит дерево вот так:

Тук-тики, тук-тики, так!

Кто-то делает вот так —

Молотком стучит вот так:

Дзинь-тики, дзинь-тики, так!

Кто-то делает вот так —

Тесто шлепает вот так:

Шлеп-тики, шлеп-тики, так!

Кто-то делает вот так:

Топ-тики, топ-тики.

Лбом о столик:

Тук-тики.

Чашку на пол:

Дзинь-тики.

Возле стенки:

Шлеп-тики. Так!            

Братцы                                                                               

Пошли два братца

Вместе прогуляться,

А за ними еще два братца.

Ну а старший — не гулял,

Очень громко их позвал.

Он за стол их посадил,

Вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.

  

Кулачки                                                                                      

Кулачки мы вместе сложим (кулаки прижаты друг к другу),

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и поднять (пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх).

Крестики и нолики                                                           

У меня на столике
Крестики и нолики,
Захотел Илья Пятков
Сделать их из пальчиков
И фигурки у него
Получаются легко.
Захотите - научу
Девочек и мальчиков
Делать их из пальчиков?
(кисти рук с прямыми пальцами положить на стол: "крестики" - зацепить безымянный палец за мизинец (или средний - за указательный);

Пальчики-непоседы

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот кружок рисует,

Этот пальчик ловко скачет,

Будто лёгкий, лёгкий мячик,

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребёт как мышка,

А большой мой, толстячок,

Спать улёгся на бочок.

 

(Выполнение названных движений пальцами обеих рук одновременно.)

Где твой пальчик?                                                             

—где твой пальчик большой?

—у меня за спиной.

  • А где твой указательный?
  • Посмотри внимательней!
  • А где средний твой палец?
  • Вот какой он красавец!
  • А где твой безымянный?

—вот, с кольцом оловянным!

—а мизинчик-малышка?

—вот он младший братишка!

(Пальцы плотно сжаты в кулак. По очереди показать каждый названный палец, затем опять спрятать его, сжав кулачок.)

Пальчики                                                                                   

Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.

Этот пальчик хочет спать.        (Загибают мизинец.)

Этот пальчик лег в кровать.        (Загибают безымянный палец.)

Этот пальчик чуть вздремнул.  (Загибают средний палец.)

Этот пальчик уж уснул.        (Загибают указательный палец.)

Этот крепко-крепко спит.        (Загибают большой палец.)

Тише-тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!        (Распрямляют пальцы рук.)

Далее игра повторяется с движениями пальцев правой

руки.

Мизинчик                                                                            

Маленький мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: - Не надо плакать,
На, поешь немножко!
(кисти руки сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца; с последней строчки большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопки на счет.

Вышел пальчик погулять.

Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони.

Только вышел из ворот -

Глядь, другой к нему идет.

Присоединяется средний палец.

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи.

Затем - безымянный.

Вместе встанем в хоровод - вот.

Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони.

Прыг-скок                                                                            

На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. Либо поднимайте и опускайте пальцы по очереди.

Наши пальцы на ладошке
Пусть попрыгают немножко:
Прыг-прыг-прыг.
Наши пальцы на ладошке
Пусть потопают немножко:
Топ-топ-топ.

Пять пальцев                                                                             

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...