Самообразование по теме: «Использование приемов мнемотехники как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».
учебно-методический материал

Дроздова Ирина Александровна

Индивидуальный план по самообразованию

Воспитателя (специалиста) МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

ФИО Дроздова Ирина Александровна

На 2019-2020 учебный год.

 

Тема: «Использование приемов мнемотехники как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».

 

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К.Д.Ушинский

 

Актуальность

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детейГлавной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

    Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть лучших результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

    На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

    Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

    Употребление не литературных слов и выражений.

    Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

    Трудность в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

    Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

    Плохая дикция.

    Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

    Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

    Условия реализации: группа «Апельсин»- младший дошкольный возраст 3-4 года.

    Цель:

    Формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста, через систему использования приёмов мнемотехники.

     

    Задачи:

    * Развивать связную и диалогическую речь.

    * Развивать у детей умение с помощью мнемотаблицы понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

    * Обучать детей правильному звукопроизношению.

    * Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

    * Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

    * Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

     

     

    Ожидаемый результат: при использовании приемов мнемотехники будет повышаться уровень развития связной речи в дошкольном возрасте.

     

    Литература:

     

    1. ФГОС ДО

    2. Перспективное планирование по программе Васильевой изд. - «Учитель», 2011г.

    3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, А.А. Москва 2012 г.

    4. Широких Т. Д. Учим стихи, развиваем память. /Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр.59

    5. Акимова Г. Память-на «5» ( эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.

    6. Большаева Л. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.-СПБ.: «Детство-Пресс», 2001г.

    7. Белоусова Л. Угадай, как нас зовут.- М. «Просвещение», 1985г.

    9. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание». 1990г. № 10

    10. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2003г.

    11. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика».- 2006г.

    12. Интернет ресурсы.

    Этапы работы

    Содержание работы

    Сроки

    Форма работы

    Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и тд.)

    1. Диагностический: Проводится индивидуальная оценка речевого развития каждого ребёнка.

    * Изучение научно- педагогической литературы по использованию приёмов мнемотехники для развития связной речи детей.

    * Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

    Сентябрь-ноябрь 2021г.

    Участие в мероприятиях по ознакомлению с опытом коллег.

    Подготовка консультации для родителей: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей».

    2. Прогностический.

    1. Определение цели и задач работы над темой.

    2. Прогнозирование результатов.

    Ноябрь 2021г.

    Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

    Подготовка. Изготовление мнемотаблиц, мнемодорожек.

    3. Практический: Проведение занятий с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи по средствам работы мнемотехники.

    1. Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

    2. Формирование методического комплекса.

    3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

    4. Корректировка работы.

    На протяжении всего учебного года ( с сентября 2021г. По май 2022г.)

    Осуществление запланированных мероприятий (апробация методики и тд.)

    Привлечение родителей к изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов. Выставка собранных материалов.

    4. Обобщающий.

    1. Подведение итогов.

    2. оформление результатов работы по теме.

    3. Представление материалов.

    Май 2022г.

    Анализ проведенной работы.

     

    5. Внедренческий

    1. Внедрить в образовательный процесс использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи: -при составлении описательных рассказов; при заучивании стихотворений; при пересказе сказок; при составлении творческих рассказовю

     

    Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

    Распространение опыта.

     

     

     

    Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie.odt26.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Индивидуальный план по самообразованию

    Воспитателя (специалиста) МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

    ФИО Дроздова Ирина Александровна

    На 2019-2020 учебный год.

    Тема: «Использование приемов мнемотехники как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».

    «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К.Д.Ушинский

    Актуальность

     Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

    Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть лучших результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

    На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

    Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

    Употребление не литературных слов и выражений.

    Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

    Трудность в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

    Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

    Плохая дикция.

      Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

    Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

     Условия реализации: группа «Апельсин»- младший дошкольный возраст 3-4 года.

    Цель:

    Формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста, через систему использования приёмов мнемотехники.

    Задачи:

    * Развивать связную и диалогическую речь.

    * Развивать у детей умение с помощью мнемотаблицы понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

    * Обучать детей правильному звукопроизношению.

    * Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

    * Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

    * Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

    Ожидаемый результат: при использовании приемов мнемотехники будет повышаться уровень развития связной речи в дошкольном возрасте.

    Литература:

    1. ФГОС ДО

    2. Перспективное планирование по программе Васильевой изд. - «Учитель», 2011г.

    3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, А.А. Москва 2012 г.

    4. Широких Т. Д. Учим стихи, развиваем память. /Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр.59

    5. Акимова Г. Память-на «5» ( эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.

    6. Большаева Л. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.-СПБ.: «Детство-Пресс», 2001г.

    7. Белоусова Л. Угадай, как нас зовут.- М. «Просвещение», 1985г.

    9. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание». 1990г. № 10

    10. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2003г.

    11. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика».- 2006г.

    12. Интернет ресурсы.

    Этапы работы

    Содержание работы

    Сроки

    Форма работы

    Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и тд.)

    1. Диагностический: Проводится индивидуальная оценка речевого развития каждого ребёнка.

    * Изучение научно- педагогической литературы по использованию приёмов мнемотехники для развития связной речи детей.

    * Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

    Сентябрь-ноябрь 2021г.

    Участие в мероприятиях по ознакомлению с опытом коллег.

    Подготовка консультации для родителей: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей».

    2. Прогностический.

    1. Определение цели и задач работы над темой.

    2. Прогнозирование результатов.

    Ноябрь 2021г.

    Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

    Подготовка. Изготовление мнемотаблиц, мнемодорожек.

    3. Практический: Проведение занятий с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи по средствам работы мнемотехники.

    1. Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

    2. Формирование методического комплекса.

    3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

    4. Корректировка работы.

    На протяжении всего учебного года ( с сентября 2021г. По май 2022г.)

    Осуществление запланированных мероприятий (апробация методики и тд.)

    Привлечение родителей к изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов. Выставка собранных материалов.

    4. Обобщающий.

    1. Подведение итогов.

    2. оформление результатов работы по теме.

    3. Представление материалов.

    Май 2022г.

    Анализ проведенной работы.

    5. Внедренческий

    1. Внедрить в образовательный процесс использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи: -при составлении  описательных рассказов; при заучивании стихотворений; при пересказе сказок; при составлении творческих рассказовю

    Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

    Распространение опыта.

    Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы. Консультация для воспитателей ДОУ на тему: " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ СХЕМ И ОПОРНЫХ КАРТОЧЕК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

    Рекомендации воспитателям ДОУ  об использование опорных схем в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах для развития связной речи у детей дошкольного возраста....

    Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

    Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...

    Опыт работы«Развитие мелкой моторики. Как средство повышения уровня речевого развития детей. Младшего и среднего дошкольного возраста».

    Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, ...

    Центр театральной деятельности как средство повышения эффективности речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР

    Театральный центр, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников и выступает эффективн...

    Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

    Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...

    Технология «Сторителлинг» - как средство повышения качества речевого развития детей дошкольного возраста.

    Сторителлинг – это технология для развития   речи и творчества дошкольников — это искусство рассказывать интересные, запоминающиеся истории....

    Доклад на тему «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

    laquo;Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»...