Самообразование по теме: «Использование приемов мнемотехники как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».
учебно-методический материал
Индивидуальный план по самообразованию
Воспитателя (специалиста) МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска
ФИО Дроздова Ирина Александровна
На 2019-2020 учебный год.
Тема: «Использование приемов мнемотехники как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К.Д.Ушинский
Актуальность
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть лучших результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление не литературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Трудность в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Условия реализации: группа «Апельсин»- младший дошкольный возраст 3-4 года.
Цель:
Формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста, через систему использования приёмов мнемотехники.
Задачи:
* Развивать связную и диалогическую речь.
* Развивать у детей умение с помощью мнемотаблицы понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
* Обучать детей правильному звукопроизношению.
* Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
* Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
* Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Ожидаемый результат: при использовании приемов мнемотехники будет повышаться уровень развития связной речи в дошкольном возрасте.
Литература:
1. ФГОС ДО
2. Перспективное планирование по программе Васильевой изд. - «Учитель», 2011г.
3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, А.А. Москва 2012 г.
4. Широких Т. Д. Учим стихи, развиваем память. /Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр.59
5. Акимова Г. Память-на «5» ( эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
6. Большаева Л. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.-СПБ.: «Детство-Пресс», 2001г.
7. Белоусова Л. Угадай, как нас зовут.- М. «Просвещение», 1985г.
9. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание». 1990г. № 10
10. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2003г.
11. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика».- 2006г.
12. Интернет ресурсы.
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и тд.) |
1. Диагностический: Проводится индивидуальная оценка речевого развития каждого ребёнка. | * Изучение научно- педагогической литературы по использованию приёмов мнемотехники для развития связной речи детей. * Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах. | Сентябрь-ноябрь 2021г. | Участие в мероприятиях по ознакомлению с опытом коллег. | Подготовка консультации для родителей: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей». |
2. Прогностический. | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Прогнозирование результатов. | Ноябрь 2021г. | Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | Подготовка. Изготовление мнемотаблиц, мнемодорожек. |
3. Практический: Проведение занятий с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи по средствам работы мнемотехники. | 1. Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4. Корректировка работы. | На протяжении всего учебного года ( с сентября 2021г. По май 2022г.) | Осуществление запланированных мероприятий (апробация методики и тд.) | Привлечение родителей к изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов. Выставка собранных материалов. |
4. Обобщающий. | 1. Подведение итогов. 2. оформление результатов работы по теме. 3. Представление материалов. | Май 2022г. | Анализ проведенной работы. |
|
5. Внедренческий | 1. Внедрить в образовательный процесс использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи: -при составлении описательных рассказов; при заучивании стихотворений; при пересказе сказок; при составлении творческих рассказовю |
| Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. | Распространение опыта. |
|
|
| Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план по самообразованию
Воспитателя (специалиста) МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска
ФИО Дроздова Ирина Александровна
На 2019-2020 учебный год.
Тема: «Использование приемов мнемотехники как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К.Д.Ушинский
Актуальность
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть лучших результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление не литературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Трудность в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Условия реализации: группа «Апельсин»- младший дошкольный возраст 3-4 года.
Цель:
Формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста, через систему использования приёмов мнемотехники.
Задачи:
* Развивать связную и диалогическую речь.
* Развивать у детей умение с помощью мнемотаблицы понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
* Обучать детей правильному звукопроизношению.
* Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
* Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
* Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Ожидаемый результат: при использовании приемов мнемотехники будет повышаться уровень развития связной речи в дошкольном возрасте.
Литература:
1. ФГОС ДО
2. Перспективное планирование по программе Васильевой изд. - «Учитель», 2011г.
3. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, А.А. Москва 2012 г.
4. Широких Т. Д. Учим стихи, развиваем память. /Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр.59
5. Акимова Г. Память-на «5» ( эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
6. Большаева Л. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.-СПБ.: «Детство-Пресс», 2001г.
7. Белоусова Л. Угадай, как нас зовут.- М. «Просвещение», 1985г.
9. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание». 1990г. № 10
10. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2003г.
11. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика».- 2006г.
12. Интернет ресурсы.
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и тд.) |
1. Диагностический: Проводится индивидуальная оценка речевого развития каждого ребёнка. | * Изучение научно- педагогической литературы по использованию приёмов мнемотехники для развития связной речи детей. * Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах. | Сентябрь-ноябрь 2021г. | Участие в мероприятиях по ознакомлению с опытом коллег. | Подготовка консультации для родителей: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей». |
2. Прогностический. | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Прогнозирование результатов. | Ноябрь 2021г. | Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | Подготовка. Изготовление мнемотаблиц, мнемодорожек. |
3. Практический: Проведение занятий с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи по средствам работы мнемотехники. | 1. Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4. Корректировка работы. | На протяжении всего учебного года ( с сентября 2021г. По май 2022г.) | Осуществление запланированных мероприятий (апробация методики и тд.) | Привлечение родителей к изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов. Выставка собранных материалов. |
4. Обобщающий. | 1. Подведение итогов. 2. оформление результатов работы по теме. 3. Представление материалов. | Май 2022г. | Анализ проведенной работы. | |
5. Внедренческий | 1. Внедрить в образовательный процесс использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи: -при составлении описательных рассказов; при заучивании стихотворений; при пересказе сказок; при составлении творческих рассказовю | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. | Распространение опыта. | |
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/20/picture-69214.jpg)
Из опыта работы. Консультация для воспитателей ДОУ на тему: " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ СХЕМ И ОПОРНЫХ КАРТОЧЕК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Рекомендации воспитателям ДОУ об использование опорных схем в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах для развития связной речи у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/06/picture-650784-1438890921.jpg)
Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-702141-1511450390.jpg)
Опыт работы«Развитие мелкой моторики. Как средство повышения уровня речевого развития детей. Младшего и среднего дошкольного возраста».
Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/31/picture-1213674-1580492943.jpg)
Центр театральной деятельности как средство повышения эффективности речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР
Театральный центр, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников и выступает эффективн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/24/picture-617713-1429869393.jpg)
Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"
Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/20/picture-998226-1516445082.jpg)
Технология «Сторителлинг» - как средство повышения качества речевого развития детей дошкольного возраста.
Сторителлинг – это технология для развития речи и творчества дошкольников — это искусство рассказывать интересные, запоминающиеся истории....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/29/picture-1498506-1701238733.jpg)
Доклад на тему «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
laquo;Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»...