Социальное воспитание.Эффективные формы работы по "социализации" дошкольников с ОВЗ.
презентация к уроку (подготовительная группа)

Лодыгина Ольга Николаевна

Под социально-коммуникативным развитием подразумевается:

- процесс развития биологически необходимых и социально одобряемых  стереотипов поведения,

- формирование представлений о нормах и социальных ожиданиях определенного поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_vospitanie.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад №60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара Эффективные формы работы по социализации дошкольников с ОВЗ Учитель –дефектолог (тифлопедагог) Гроссман М.В. Воспитатели: Лодыгина О.Н. Попова Л.А.

Слайд 2

Социальное развитие связано с формированием Я- концепции (осознанием ребенком себя как личности) Под социально-коммуникативным развитием подразумевается Процесс развития биологически необходимых и социально одобряемых стереотипов поведения Формирование представлений о нормах и социальных ожиданиях определенного поведени я

Слайд 3

Личность - это человек, который достиг определённого, достаточно высокого уровня своего психического развития (Л.И. Божович ). Развитие личности- последовательность и поступательность изменений, которые происходят в сознании и поведении личности . Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социально-личностное развитие - процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду. .

Слайд 4

СЕМЬЯ ДЕТСКИЙ САД ШКОЛА ВУЗ РАБОТА Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения.

Слайд 5

Социализация! Невозможна без общения Непрерывный процесс, который длится всю жизнь Имеет стадии Зависит от окружения человека Помогает найти свое место в обществе, выжить в нем Формирует жизненную позицию человека

Слайд 7

НАБЛЮДЕНИЕ и АНАЛИЗ проблем социализации воспитанников в группе Легко ли вступает ребенок в контакт со взрослыми и детьми Имеются ли отличия в общении со знакомыми и малознакомыми людьми Является ли ребенок инициатором общения, совместных игр С удовольствием ли участвует в коллективных играх Использование коммуникативных (речевых средств)

Слайд 8

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Слайд 9

ТРЕБОВАНИЯ к социально-личностному развитию дошкольника Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям Развитие положительного отношения ребёнка к себе, окружающему миру Создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения Формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово Создание коммуникативной компетентности ребёнка Формирование у детей социальных навыков

Слайд 10

Некоторая / частичная социальная дезадаптация (нарушение установленных норм поведения в обществе) Девиантное поведение

Слайд 11

Факторы влияющие на социализацию дошкольника с особыми образовательными потребностями: Психофизиологические особенности Характер инвалидности Недостаток физического здоровья Ограниченные возможности для участия в деятельности, соответствующей возрасту Сохраняется отставание по темпу развития и временным характеристикам ведущих видов деятельности: взаимодействие и общение со сверстниками; освоение способности к сюжетно-ролевой игре; освоение различных видов игр. Низкий возрастной уровень развития самооценки, самоотношения, аффективной стабильности. Слабо формируется опыт необходимости нравственного выбора, опыт долженствования. Правила отношений между людьми усваиваются механистически, формально. Статус предписываемый обществом Достигаемый статус

Слайд 12

Реализация образовательной области «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» социализация личности дошкольника коммуникативное развитие дошкольника Позитивная социализация ребенка Обеспечение эмоционального благополучия дошкольника Получение нового опыта с радостью и удовольствием Умение взаимодействовать с окружающими людьми Умение достигать общих интересов Выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других людей Развитие положительного самоощущения Формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде 1

Слайд 13

Социальное развитие детей дошкольного возраста Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Доброжелательное отношение к людям Эмоциональная отзывчивость Способы взаимодействия Выполнение элементарных правил поведения Передача эмоционального состояния в играх Сопереживание Обогащение представлений о людях, о семье Умение понимать окружающих людей, проявлять доброжелательность Общение и взаимодействие Расширение представления об окружающем мире Правила и нормы культуры поведения и общения Эмоциональная отзывчивость Обогащение представлений о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях Распознавание эмоций в мимике, жестах, интонации Активное проявление эмоциональной отзывчивости, доброго отношения Культура поведения и общения Углубление представлений о семье, родственных отношениях Знакомство с вежливыми формами общения Представления о себе ; самоуважение ; самоконтроль Гуманность

Слайд 14

Использование специальных приемов методов, технологий 2 1 2 1 2

Слайд 15

Утренний групповой сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой еще в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е.Е.Кравцова, Г.Г Кравцова) и «утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т.Н.Доронова и др.) Технология группового сбора «Утро радостных встреч» и «Вечерний круг»

Слайд 16

Технология группового сбора «Утро радостных встреч» и «Вечерний круг» ЦЕЛЬ: обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласовывания целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности. Создает общность детей и взрослого Воспитание уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям Умение распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние свое и других людей Совершенствуются навыки культуры и общения (умение использовать различные формы приветствий, комплиментов) Создается эмоциональный настрой (позитивный, деловой) Развивается речь и коммуникативные умения: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других Развиваются способности: выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, т. е. в развитии у детей ключевых компетентностей

Слайд 17

Технологически групповой сбор : Прост в применении Легко воспринимается взрослыми и детьми любого возраста Значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса Закладывает основу для других позитивных изменений Позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми

Слайд 18

. Приветствие (вариант: пожелания, комплементы, подарки) 1-3 мин. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) 2-5 мин. Обмен НОВОСТЯМИ 2- 10мин. СТРУКТУРА группового сбора ПЛАНИРОВАНИЕ ДНЯ (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности; выбор центров активности 5-12 мин. Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 мин. Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут все основное время. Структура утреннего группового сбора может быть изменена. Начать групповой сбор можно с любой части, главное – не превращать его в рутинную и скучную обязанность

Слайд 19

Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как: Чувствовать себя значимым Управлять собой, своим временем, действительностью, отношениями с другими людьми Радоваться и развиваться

Слайд 20

Выбор «Директоров» (группы, раздевалки, столовой) ответственных за жизнь в группе прогулку организацию питания

Слайд 21

Цель: формирование саморегуляции, самоконтроля, самооценки; групповых правил и общепринятых норм поведения в ходе различных видов детской деятельности и в режимных моментах. ЭКРАН- ТАБЛИЦА «Дружной семейки»

Слайд 22

Экран настроения и психолого-эмоциональной разгрузки в группе «Мои эмоции»

Слайд 23

Цель: отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка. Научить ребёнка понимать своё настроение, свои эмоции и чувства должен взрослый. Для этого в группе организован уголок настроения и психолого-эмоциональной разгрузки.

Слайд 24

Диагностировать эмоциональное состояние ребенка для корректировки силы и интенсивности воспитательного воздействия через наглядные варианты фиксации полученных данных Учить детей определять свое эмоциональное состояние Развивать эмпатийные способности ребенка (способность постигать эмоциональное состояние свое и другого человека) Задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание Организовать систематическую работу по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей Обеспечить индивидуальный подход к психологическим особенностям каждого ребенка

Слайд 25

Использование стойкой симпатии; личностных качеств (лидерство, ответственность, поддержка) для развития мотивации, участия в коллективных видах деятельности включения в групповую деятельность ребенка с особыми образовательными потребностями.

Слайд 26

Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает десять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно. Старший научный сотрудник ФГБУ Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАО, автор технологии эффективной социализации, социальный психолог.

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация нетрадиционных форм работы в игровой деятельности со сказочным материалом как средство формирования социальной компетентности дошкольников

Актуальность обусловлена необходимостью введения ребенка в социальный мир, необходимостью обеспечения системы работы, направленную на социальное развитие ребенка, необходимостью обеспечения взаимодейс...

«Содержание и формы работы с родителями и социальными партнерами по профилактике школьной дезадаптации»

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом  меняет весь его образ жизни. Многочисле...

Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»

Основные формы работы  социального педагога с семьями детей «группы риска.»...

Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства

Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общени...

Использование нетрадиционной досуговой формы работы воспитателя и родителей в ДОУ с целью создания единого социально-образовательного пространства

Взаимодействие воспитателей и родителей – сложный процесс. Он представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общени...