Становление и развитие системы общественного дошкольного образования в России.
статья

Становление и развитие системы общественного дошкольного образования в России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление и развитие системы общественного дошкольного образования в России.

Задание:

Какое внимание уделяется государством развитию системы дошкольного образования в России (до революции, в советский период развития, в настоящее время).

В конце XIX начале XX вв. стало постепенно расти количество дошкольных учреждений, предназначенных для детей из бедных семей: фабричные ясли; народные детские сады. Появлялись они преимущественно в городах с развитой промышленностью, там, где родители были заняты на производстве. В народных детсадах на одну воспитательницу приходилось до 50 детей, причем группы были разновозрастные. Дети находились в садиках от 6 до 8 ч. Несмотря на слабое финансирование, организационные и методические трудности, некоторые педагоги занимались поиском и апробацией эффективных программ - методик, материалов, лучших форм организации работы с детьми. Так постепенно накапливался практический опыт по общественному воспитанию детей дошкольного возраста.

Первый детский сад открылся в 1863 году в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Открыла его жена известного профессора и педагога Карла Люгебиля Софья. Сам термин "детский сад" - это буквальный перевод немецкого слова "Kindergarten". А первые курсы для подготовки воспитательниц в детсадах заработали в городе на Неве в 1871 году.

 Особой программы не было - большая часть занятий проводилась на природе. Дети играли в спортивные игры. Особое внимание уделялось "нравственному воспитанию" - девочки и мальчики пели церковные песни, учили молитвы. На целый день детей не оставляли - максимум на полдня.

С тех пор принципы дошкольного образования менялись каждые 20-30 лет.

1917 - 1919 год. Принята "Декларация по дошкольному воспитанию". Документ закреплял главные принципы: доступность и бесплатность общественного воспитания для всех дошколят. Впервые при МГУ им. Ломоносова появился факультет с дошкольным отделением. Тогда же прошел Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию и появился первый детский сад для глухонемых детей.

Особое внимание уделялось тогда обучению начальной грамоте и алфавиту. В то же время в стране появляется прообраз "Азбуки" - первое издание книги "Родная речь и ее развитие". Воспитатели активно используют ее для занятий.

В программе детсада окончательно закрепился "тихий час".

1934 - 1938 год. Появилась первая "Программа работы детского сада", а также "Руководство для воспитателей. Появляются ведомственные детсады (примыкающие к предприятиям, заводам). В это же время появляется журнал "Дошкольное воспитание". По его данным, в то время в детсадах воспитывались около 2 миллионов малышей.

Утро детей начиналось с утренней зарядки. Затем шли развивающие уроки: малышей учили вырезать из бумаги, лепить из глины, рисовать. Обязательным было общение с животными. Во многих детсадах жили кошки и стояли аквариумы - дети учились взаимодействовать с живой природой. Кроме этого, малышей учили счету и даже конструированию.

1944 год. Великая отечественная война оставила многих детей без родителей. В это время возникают дошкольные интернаты и детские дома с круглосуточным пребыванием, где жили осиротевшие дети. Число мест в новых учреждениях стремительно росло. Чему их учили? В основном, патриотизму, интернационализму, любви к Советской Армии, труду и обороне. Все другие дисциплины были отодвинуты на второй план - время диктовало свои приоритеты.

1959 год. Появились ясли, куда можно было отдать ребенка с 2 месяцев. В это же время была создана комплексная типовая программа воспитания, которая стала единым рабочим документом для всех детсадов страны.

1965-1970 годы. Специалисты разрабатывают шестиуровневую систему работы с детьми: через знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку.  Профессиональный уровень воспитателей заметно вырос, образование движется вперед семимильными шагами.  Количество детей в детсадах уже превысило 15 миллионов.

1984 - 1990 годы. В стране появилась первая "Типовая программа обучения в детском саду", которая готовила дошколят к обучению в школе с 6 лет.

2010 - 2020 годы. Система дошкольного образования кардинально изменилась. Владение конкретными навыками и умениями уступило место развитию самостоятельной активности малышей.

В 2013 году впервые в российской истории был принят ФГОС - федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Если раньше детям предлагали просто знать и применять знания, то сейчас учат самостоятельно находить решения нетипичных ситуаций, и выбирать, чему же они хотят научиться? Появление Цифровой образовательной среды сделало познавательный процесс интерактивным