ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
статья (младшая группа)

Мамедова Ольга Анатольевна

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.

                                                       Мамедова О.А., Цветкова О.Г.

                                                       АНО ДО «Планета детства «Лада»

                                                       Детский сад № 99 «Капелька»

                                                      Самарская область

Аннотация: В статье представлены подходы к организации диагностического обследования умственного развития детей 2-3 лет. Выделены особенности взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Ключевые слова: ранний возраст, диагностическое обследование, умственное развитие, компетентность родителей и педагогов.  

Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это один из важнейших этапов развития ребенка, поскольку в данном возрасте происходит интенсивное овладение способами ознакомления с окружающими предметами в процессе общения со значимым взрослым.

Данный период характеризуется существенными переменами в жизни маленького ребенка. Он начинает ходить и осваивать пространство, которое ранее было недоступно для самостоятельного изучения предметов. На втором году жизни ребенка наблюдается активное развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у ребенка определяется ведущая рука и формируется согласованность действий обеих рук [6].

Благодаря взаимодействию с предметами и в результате совместной деятельности со взрослыми, у ребенка расширяется кругозор, активно развивается речь, формируются представления о себе.

Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что чем раньше диагностированы особенности развития ребенка, тем впоследствии, при необходимости, успешнее будут реализованы коррекционно-развивающие программы. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, то есть нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне [6].

При выборе диагностического инструментария психолого-педагогического обследования умственного развития детей раннего возраста мы руководствовались тем, что у них ведущим способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это возможно только в том случае, когда ребенок готов и может сотрудничать, то есть у него имеется желание выполнять задание, предложенное взрослым.

В детском саду № 99 «Капелька» АНО ДО «Планета детства «Лада», в рамках работы педагога - психолога, ежегодно проводится мониторинг вновь поступивших детей с использованием методики «Ранней диагностики умственного развития детей 2-3 лет» Е.А. Стребелевой. В основе оценки действий ребенка используется концепция Л.С. Выготского  о двух уровнях умственного развития: актуального (действия, которые ребенок способен выполнить самостоятельно) и ближайшего (те действия, которые ребенок может выполнить при помощи взрослого). Наличие широкой зоны ближайшего развития считается надежным признаком дальнейшего успешного обучения.

Необходимо отметить тот факт, что психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста может совпадать с периодом адаптации ребенка к детскому саду. Известно, что в период адаптации большое внимание следует уделять возрастным особенностям развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания. Поэтому, мы особое внимание уделяем эмоциональному состоянию детей и выбираем наиболее благоприятное время для обследования.

В детском саду, целью обследования является не только получение данных о развитии каждого ребенка, но и информирование родителей воспитанников о ходе реализации диагностики на различных ее этапах. Актуальность и важность повышения психологической компетентности родителей по вопросам развития и воспитания детей состоит в том, что семья является ближайшим и постоянным социальным окружением ребенка. Взаимодействие с родителями воспитанников мы выстраиваем  следующим образом:

  • знакомимся с родителями, на данном этапе мы стремимся завоевать  их доверие, создаем комфорт и уют во всех помещениях детского сада;
  • после поступления ребенка в группу детского сада знакомимся с семьей, проводим работу по знакомству родителей между собой, налаживаем непосредственный контакт;
  • педагог - психолог обрабатывает сведения о семьях воспитанников, после чего организуются условные родительские группы, объединенные одними и теми же проблемами;
  • информируем родителей о цели и особенностях проведения обследования.

Анализ проведенной работы показал важность и необходимость разработки для родителей информационных листов, которые включали в себя:

  • краткое описание особенностей умственного развития детей 2-3 лет, с целью повышения компетентности родителей в вопросах формирования представлений  о познавательной активности ребенка;
  • описание цели проведения диагностики, для информирования родителей о значении процедуры психологического обследования;
  • описание процедуры проведения обследования с целью информирования о том, что диагностика проводится в игровой форме, индивидуально, в спокойной  для ребенка обстановке;
  • описание используемого дидактического оборудования и места проведения диагностического обследования;
  • информирование родителей о времени проведения дополнительного консультирования, в том числе дистанционных форм, при необходимости.

В детском саду создано единое поле понимания ценностей, идей. Источником общих смыслов выступает повышение компетентности участников образовательного процесса, в котором и педагоги, и родители могут не только обмениваться информацией и специализированными знаниями, но и опытом.

Первоочередной задачей являлось формирование у родителей положительного отношение к ранней диагностике умственного развития и повешение компетентности в вопросах познавательной активности детей. Поэтому в доступной форме объяснялись особенности игровых задач, которые предлагается решить ребенку, как будут использоваться полученные данные в дальнейшем.  

Родители, компетентные в вопросах умственного развития детей  2-3 лет, заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве, положительно относятся к психолого-педагогической  диагностике.

 После проведения диагностического обследования и обработки данных проведена консультация с педагогами групп раннего возраста. Они были ознакомлены  с результатами обследования и получили рекомендации для дальнейшей работы с детьми, у которых часть игровых диагностических заданий вызывала затруднения. Педагогом - психологом детского сада в помощь воспитателям разработаны рекомендации  индивидуальной работы с детьми. Они включают:

  • сводную таблицу с результатами диагностического обследования, где цветом выделены те задания, которые ребенок не смог выполнить;
  • направленность каждого игрового задания;
  • рекомендации по результатам выполнения ребенком каждого игрового задания в виде предложенных развивающих игр;
  • таблица индивидуальной работы с ребенком, где фиксируются проведенные развивающие занятия и результаты их выполнения

В ходе проведенной работы педагоги отслеживают, какие задания ребенок способен выполнять самостоятельно, а какие только при помощи взрослого.

Весьма важным по результатам проведенного диагностического обследования является разработка рекомендаций для родителей воспитанников, включающая:

  • подбор игрушек, соответствующих  возрасту ребёнка;
  • подбор игр, соответствующих  индивидуальным особенностям данного ребенка;
  • подбор индивидуальных игровых заданий для развития мелкой моторики, соотносящих действия и согласованность руки.

На основе диагностических данных, разработанных рекомендаций для педагогов и родителей воспитанников и проведенных развивающих занятий с детьми, осуществлено информирование родителей по вопросам умственного развития детей. Происходит рефлексия тех успехов, которые уже демонстрирует ребенок и наблюдение за его дальнейшим развитием.

Важно, что на каждом этапе в деятельность включены все участники образовательного процесса. Родители узнают особенности развития ребенка на различных возрастных этапах, заинтересованы в сотрудничестве с педагогами, проявляют внимание к психологическим особенностям ребенка, положительно относятся к деятельности педагога-психолога, выстроен диалог на всех этапах диагностического обследования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г. С. Общая психология. Учебное пособие для вузов -  М.: Академический проект, 2003 г. – 496 с. - ISBN 5-8291-0316-8 - Текст: непосредственный
  2. Ватунина Н. Д. Ребенок поступает в детский С.А: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.И. Каплан. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.: ил.; 21см. Детские сады- Методика работы FB B 83-58/480 FB B 83-58/479 Текст: непосредственный
  3. Люблинская А.А. Детская психология /  А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.
  4. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.]; под ред. Е.А. Стребелевой. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 164 с.
  5. Смирнова Е.О., Орлова И.А., Нестерова И.В. Психологическая служба раннего возраста (на примере ДОУ №47) // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 1. С. 73–82.
  6. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3лет): Ранняя диагностика умственного развития./ Альманах института коррекционной педагогики РАО.- М., 2001 № 4 "Ранний возраст", стр.26 - Текст: непосредственный

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к организации диагностической работы

Проблема диагностики чрезвычайно актуальна и значима для дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса...

Аналитические справки по результатам диагностических обследований состояния речи детей логопедического пункта

Аналитические справки по результатам диагностических обследований состояния речи детей  логопедического пункта...

Диагностические таблицы результатов психолого-педагогического обследования познавательного развития детей с ОВЗ 3-4 лет по методике Е.А. Стребелевой

В данном материале представлены сводные таблицы результатов психолого-педагогического обследования познавательного развития детей с ОВЗ 3-4 лет за учебный год...

«Особенности проведения и организации диагностического исследования умственного развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»

     Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоени...

Протокол психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественная оценка действий. Под редакцией Е.А. Стребелевой)

Пример заполнения протокола по реультатам  психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественна...