Авторская разработка Лэпбук по программе З.М.Зариповой "Говорим по-татарски"
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Шаронова Асия Наильевна

Лэпбук как средство обучения второму государственному языку. 

Обучение детей татарскому языку в детском саду - одна из самых актуальных проблем в современном мире. Хорошее владение татарским языком как средство общения - веление сегодняшнего дня, оно необходимо не только для успешной учебы в дальнейшем, но и для интеллектуального и нравственного становления дошкольников.Через дидактическую игру идет организованное обучение и самостоятельное закрепление пройденного материала. 

Дидактические игры:

1."Помоги маме".

2."Делаем овощной салат"

3."Фрукты для компота"

4."Волшебные цвета"

5."Командир"

6."Что растет в огороде?"

7."Угости друзей"

8."Предложи членам семьи посуду"

9."Сколько?"

10."Одень куклу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема лэпбука "Уйный-уйный усэбез"21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская разработка Лэпбук по программе З. М. Зариповой «Говорим по-татарски»

Яруллина Светлана Нурулловна

Шаронова Асия Наильевна

Тема лэпбука: «Уйный-уйный усэбез»

Цель Лэпбука: Закрепить в режимных моментах и в игровой деятельности лексический минимум по обучению детей татарскому языку, предусмотренный учебно-методическим комплектом.

Актуальность: В связи с внедрением с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук  дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.

Лэпбук как средство обучения второму государственному языку.

Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых актуальных проблем в современном мире. Хорошее владение татарским языком как средством общения – веление сегодняшнего дня, оно необходимо не только для успешной учебы в дальнейшем, но и для интеллектуального и нравственного становления  дошкольников. Необходимость целенаправленного изучения того или иного языка с малых лет подчеркивается и в исследованиях Л.С. Выготского, А.М. Шахнарович, А.А. Леонтьева, А.Ш. Асадуллина, Ф.Ф. Харисова,Ч.М. Харисовой, которые подчеркивают, что именно старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом в обучении языкам, так как он характеризуется эмоциональной  готовностью к овладению прочностью запоминания языковой информации.

Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей двум государственным языкам, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности в развитии их познавательной самостоятельности. А так как учебно-методический комплект является основой дидактических игр по обучению детей татарскому языку, ведь именно через дидактическую игру идет организованное обучение, и самостоятельное закрепление пройденного материала.

Дидактическая игра: “Волшебные цвета”

Цель. Закрепить умение различать и правильно называть цвета. Развивать эстетический вкус.

Ход игры.  Участвуют 2 -4  игрока. Игроки выбирают карты с изображением разноцветных мячей. Ведущий задает вопросы “Это что?”, “Какой?” (Бу нәрсә? Нинди?). Дети называют . Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки с разноцветными мячами на столе.

Дидактическая игра: «Помоги маме».

1. Назови продукты, необходимые для компота и салата.

2. Попроси продукты для компота и салата.

Речевой образец: «Алма (груша, виноград, лимон, бәрәңге, кишер, помидор, суган, шалкан) бир әле».

Дидактическая игра: «Делаем овощной салат».

1. Как ты спросишь, что надо для салата.

Речевой образец:

- Салатка нәрсә кирәк? - Салатка кишер кирәк.                  - Нинди кишер? – Чиста, зур, тәмле, сары кишер кирәк.

- Салатка нәрсә кирәк? - Салатка кыяр кирәк.                     - Нинди кыяр? – Чиста, кечкенә, тәмле, яшел кыяр кирәк.

- Салатка нәрсә кирәк? - Салатка шалкан кирәк.                - Нинди шалкан? – Чиста, зур, тәмле, сары шалкан кирәк

Дидактическая игра: «Фрукты для компота». 

1. Как ты спросишь, что надо для компота.

Речевой образец: «Компотка нәрсә кирәк?» - «Компотка алма кирәк». «Компотка нәрсә кирәк?» - «Компотка лимон кирәк». «Компотка нәрсә кирәк?» - «Компотка виноград кирәк». «Компотка нәрсә кирәк?» - «Компотка банан кирәк».

Дидактическая игра: “Командир”

Цель.  Закреплять знакомые глаголы, упражнять в склонении их с именами существительными. Развивать самостоятельную мыслительную деятельность.

Ход игры: Участвуют 3 -4 игрока. На сериедине карточка с обозначением имен существительных. Ведущий стрелку поворачивает на какой  - нибудь глагол. Дети составлают предложение с использованием существительного и глагола. Игроки дают команды медвежонку, например: “Аю алма аша», «Аю сот оч», «Аю уйна», «Аю утыр», «Аю йокла», «Аю чалбар ки», «Аю кулмэк сал».

Дидактическая игра: «Что растет в огороде?»

1. Назови овощей, которых знаешь.

2. Как ты ответишь на вопрос: «Нәрсә үсә?».

Речевой образец: «Бәрәңге». «Помидор». «Кыяр». «Кәбестә». «Кишер».

3. Придумай вопрос со словом «какой».

Речевой образец: - «Нинди бәрәңге?»-«Зур (кечкенә), чиста (пычрак), сары (кызыл) бәрәңге». «Нинди помидор?»-«Зур (кечкенә), чиста (пычрак), сары (кызыл, яшел) помидор». «Нинди кыяр?»-«Зур (кечкенә), чиста (пычрак), яшел кыяр». «Нинди кәбестә?»-«Зур (кечкенә), чиста (пычрак), яшел кәбестә». «Нинди кишер?»-«Зур (кечкенә), чиста (пычрак), сары кишер».

Дидактическая игра: “Угости друзей”

Цель. Закрепить слова, определяющие членов семьи, продукты,. Развивать диалогическую речь, внимание, память.

Ход игры.

1 вариант. Пригласи за стол, назови, кто сидит за столом.

2.Как ты предложишь кушать животным те продукты, которые они любят. Продукты, которые они хотят кушать, изображены в сердечках. Найди соответствующую «наклейку» и «приклей» на стол.

Речевой образец: «Акбай, мә аш, аша». «Аю, мә алма, аша». «Мияу, мә ботка, аша». «Куян, мә кишер, аша».

2 вариант. Дети отвечают на вопрос “Какой” (Нинди?) 

Дидактическая игра: «Предложи членам семьи посуду».

 Предложи членам семьи  посуду и «положи» на стол. Повтори.

Речевой образец: « Эби, мә зур зәңгәр тәлинкә». «Эти, мә зәңгәр чиста кашык». «Эни, мә кызыл матур тәлинкә». «Малай, мә сары кечкенә кашык».

Дидактическая игра: «Найди чайную пару».

1. Назови,  какого цвета блюдце. Попроси у друга карточку с изображением чашки такого же цвета и положи  на блюдце.

Речевой образец:

– Чынаяк бир, әле.

– Нинди чынаяк?  – Кызыл (зәңгәр, сары яшел) чынаяк.

– Мә, кызыл (зәңгәр, сары яшел) чынаяк.  – Рәхмәт

Дидактическая игра:  “Сколько?”

Цель. Закрепить умения считать до 10. Активизировать в речи  использование числительных.

Ход игры. Участвуют 3-5 игрока.  Детям раздаются карты с числами. На разрезных карточках изображены предметы в определенном количестве. Ведущий показывает маленькие карточки.

Спрашивает “Сколько?”(Ничә?). Дети должны подсчитав, назвать число написаное на карте. Кто первым правильно назовет свою карту, тот- победитель.

Дидактическая игра:  «Одень куклу»

Цель. Закрепить знания о предметах одежды. Упражнять в определении величины, цвета одежды.

Ход игры. Участвуют 8 детей. Детям раздаются картинки  кукол девочки и мальчика. Дети по желанию одевают кукол. Потом показывают моду.

Загадки про овощи и семью.

Закрепить название овощей, членов семьи. Развивать речь детей, мышление, память, внимание. Посредством игровых ситуаций, вызвать желание детей говорить на татарском языке. Обогащение и активизация словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка по татарскому языку "Табышмаклар"

Авторская разработка по татарскому языку "Табышмаклар"...

авторская разработка: книжка о лебедях на татарском языке

авторская разработка на татарском языке про лебедейКогда преобразовала в пдф формат произошли некоторые смещения....

Реализация УМК в обучении татарскому языку детей дошкольного возраста (авторская разработка)

Пояснительная записка.Детский сад — первое звено в системе образования. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими я...

Авторская разработка "Дидактическое пособие "Лэпбук"

        Лэпбук «Познаем мир» содержит разнообразные увлекательные задания по темам: «Одежда, обувь», «Игры и игрушки», «Овощи и фру...

Лэпбук «Логопедическая неделька» (авторская разработка)

Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется. Данное пособие  – отли...

Авторская разработка "Лэпбук Животный мир Якутии"

Лэпбук «Животный мир Якутии» представляет собой самодельную интерактивную тематическую папку с кармашками, в которых содержатся игры по данной теме. Лэпбук состоит из 3 страниц. В нем пред...