Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию (рисование) на тему: «Украшение башкирского камзола»
план-конспект занятия

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию (рисование) на тему "Украшение башкирского камзола" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Конспект

организованно - образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (рисование) на тему:

 «Украшение башкирского камзола»

старшая группа

Подготовила:

воспитатель Казакбаева З. Ф.

2019 г.

Доминирующая образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Интегрированные задачи.

Образовательные: 

- продолжать знакомство с народным башкирским костюмом, орнаментом, учить расписывать камзол, применяя ранее полученные навыки, учить рисовать согласно образцу, совершенствовать навыки рисования красками, продолжать учить доводить начатое до конца;

Развивающие:

- способствовать развитию интереса к изучению башкирского искусству, развивать мышление, воображение, художественный вкус, технические навыки рисования красками, творческие способности детей, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- формировать патриотическую культуру, способствовать развитию интереса к башкирскому искусству, выявлять эстетический вкус в создании красивых сочетаний красок, толерантность, самостоятельность в выполнении задания.

Словарная работа: камзол, күлдәк, ҡашмау, ҡусҡар.

Активизация словаря: орнамент, Республика, национальность.

Виды детской деятельности: изобразительная, познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Одежда башкир», развивающая игра «Составь башкирскую одежду», беседа на тему «Национальная одежда башкир», рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах, разучивание подвижной игры «Юрта»

Работа с родителями: украшение куклы «Айрат», «Айгуль» национальными костюмами.

Материал и оборудование:

Раздаточный  : акварельные краски (зеленая, красная, желтая), тканевая салфетка, кисточки, непроливайки, шаблоны камзола для росписи, иллюстрации;

Демонстрационный материал: образец рисования, иллюстрация башкирской национальной  одежды башкир, технологическая карта «Рисование узора на камзоле»

Оборудование: магнитофон, платки для шатра, мольберт.

  1. Организационное начало занятия.

Вступительная беседа.

Дети стоят в кругу.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Приветствие. Мы сегодня будем вместе работать. Друга слева поприветствуем на русском языке – Здравствуй! Друга слева на башкирском языке- Һаумы! Сегодня мы с вами будем работать вместе дружно.

  1.  Знакомство с темой занятия.

В. Ребята, а сейчас скажите пожалуйста, какое сейчас время года.

Д. Осень. Листья желтеют, падают и т.д.

В. А что мы видим в окне.

Д. Город

В. А как называется наш город.

Д. Наш город Салават.

В. А в какой республике мы живем.

Д. Мы живем в республике Башкортостан.

Я люблю степной простор,
Вольный мой Башкортостан.
Я люблю седины гор,
Мудрый мой Башкортостан.

Я люблю твоих людей,
Добрый край Башкортостан.
Слава Родине моей,
В сердце ты Башкортостан!

  1. Беседа «Костюмы народов Башкортостан»

В. В нашей республике живет много людей разных национальностей. Вот я, например, башкирка по национальности. А вы кто?

Д.  Русские, башкиры, татары, армяне, казахи и т.д.

В.  У каждого народа своя культура, свои обычаи, национальные костюмы.

- Посмотрите, в нашем уголке дружбы стоят куклы одетые в русские и башкирские народные костюмы. Как вы думаете, в таких костюмах можно сейчас встретить людей на улицах нашего города?

- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные)костюмы? Когда их одевают? (В музеях, на старых фотографиях, на фольклорных праздниках, на концертах, на концертах народных танцев, песен, на картинках художников)

  1. Знакомство с мужским башкирским костюмом.

Рисунок №1

В. Ребята, посмотрите на картинки и скажите пожалуйста, что здесь изображено?

Д. Девочка и мальчик в национальном костюме.

В. Правильно на этом рисунке изображен башкирский национальный мужской костюм, а на этом женский.

В. Давайте посмотрим что носили мужчины?

Д. Мужчины башкир одевали просторную и длинную рубашку с длинными рукавами и широкие штаны.

В. А кто скажет, как на башкирском языке будет рубашка?

Д.  Рубашка- күлдәк. А давайте еще раз скажем, чтобы все запомнили- күлдәк

В. А что одевали поверх рубашки?

Д. Поверх рубашки носили короткую безрукавку.

В. А кто запомнил, как она называется.

Д. Камзол

В. На улицу обычно надевали длинный халат. Как она называется?

Д. Елән.

В. Одежду подпоясывали ремнем(билбау)        

В. А какие головные уборы носили башкиры?

Д. Мужчины на голове носили тюбетейку. В холодное время года поверх тюбетейки надевали меховые шапки.

В. Как на башкирском будет меховая шапка.

Д. Бүрек.

В. Какую обувь носили башкиры.

Д. Наиболее распространенной обувью были сапоги- сарыки.

В.  А из чего их изготавливали?

Д. Из шкуры.

  1. Знакомство с женским башкирским костюмом.

Рисунок №2

В. Рассмотрим женский башкирский народный костюм.

Женская одежда была разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья и шаровары.

В. А что надевали на платье? Кто запомнил название этой одежды?

Д. На платье надевали камзол.

В. А давайте еще раз скажем кам- зол, чтобы все запомнили. А на какую современную одежду она похожа?

В. А что они делали, чтобы камзолы выглядели яркими, нарядными?

Д. Их украшали серебренными монетами, вышивкой, бисером.

В. А на праздник женщины одевали елән. Их тоже украшали серебренными монетами и бисером.

В. Какие головные уборы можете назвать?

Д. Головным убором был небольшой платок, зимой поверх платка надевали меховую шапку, а праздничным головным убором был ҡашмау.

В. Молодцы. Сколько слов запомнили. А сегодня в вам пришла в гости девочка. Пригласим ее?

  1. Сюрпризный момент «К нам пришла Айсылу»

(Под народную башкирскую мелодию входит в группу «Башкирская красавица Айсылу, в национальном костюме и танцует башкирский танец)

Айһылыу. Һаумыһығыҙ, малайҙар һәм ҡыҙҙар. Я пришла к вам в гости. Меня зовут Айһылыу.

В. Здравствуй, Айһылыу. Ребята, поздоровайтесь с Айһылыу.

Д. Здравствуй, Айһылыу

  1. Дидактическая игра «Назови части одежды»

В. Посмотрите, какое красивое платье у нашей гостьи- с оборками внизу- на башкирском языке платье называется – күлдәк. На голове- ҡашмау. Айһылыу к нам пришла в башкирском женском национальном костюме.

А. Вам понравилась моя одежда?

  1. Решение проблемной ситуации.

В. Ребята, посмотрите, в костюме Айһылыу чего то не хватает.

Д. У нее нет камзола

В. Я вам предлагаю расписать и подарить коллекцию камзолов нашей гостье.

В. Посмотрите, что я вам принесла?

Д. Это камзол.

В. А как он украшен.

Д. Камзол украшен орнаментом.

В. А для начала скажите, что такое орнамент? В переводе «орнамент» - украшение, узор, которым украшают одежду, посуду, мебель, здания.

Просмотр слайдов (до 7 слайда)

В. Что украшали орнаментом?

Д. Одежду, ковры, посуду.

В. А какие цвета использовали в орнаменте?        

Д. Красный, черный, желтый.

В. А узоры рисовали не просто так. У каждого узора свой символ. Давайте посмотрим символы орнамента(Сл.№8)

И каждый символ несет свой смысл. Например, кускар это символ производительной деятельности человека, плодородия. Как вы думаете, если человек украсил таким орнаментом, что можно о нем говорить?

Д. Если человек украшал свою одежду с таким орнаментом, значит он хотел показать, что он трудолюбивый, любящий природу человек.

В.  А теперь посмотрите на следующий слайд и скажите какие символы вы увидели?

Д. Кускар, сердечки.

В. А сердце означает что он гостеприимный человек.

Из каких элементов украшен наш камзол?

Д. Кускар, треугольник, круг.

В. Треугольник означает трудолюбие, а круг это форма монет. Значит, что можно сказать о человеке, который украсил свою одежду таким орнаментом?

Д. Что он трудолюбивый, богат.

В. Какие цвета мы будем использовать.

Д. Красный, желтый.

В. Чтобы наши пальчики слушали нас подготовим их к работе.

Физминутка «Подвижная игра «Тирмә»

  1. Практическая работа

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе

Мальчики и девочки.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Ознакомление с технологической картой «Рисование узора на камзоле»

В. Наш камзол раскрашен, поэтому начнем рисовать орнамент. С чего же мы начнем работу. Передняя часть камзола состоит из двух частей: левого края и правого. Начнем слева, чтобы потом не испачкать наши ручки. Край камзола украшали разноцветными лентами. И мы украсим свой камзол ленточкой- полоской. Сначала обведем левую часть переда, а потом правую. Затем середину украсим треугольником, чтобы наших девочек не сглазили. А нижнюю часть украсим символом кускар. Чтобы показать богатство народа украсим камзол монетами- кружочками.

В. Башкирская пословица гласит: «Кто без дела, тот без сил!» Желаю вам творческих успехов!

Мы с вами отдохнули, а теперь продолжим нашу работу.

  1. Рефлексия.

В. В свою коллекцию камзолов мы договорились подарить нашей гостье. Нарядим башкирских красавиц нашими камзолами и подарим Айсылу.

В. Какие элементы одежды национального костюма вы запомнили? Как украшали национальный костюм.



Предварительный просмотр:

        

Конспект

организованно - образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (рисование) на тему:

 «Украшение башкирского камзола»

старшая группа

Подготовила:

воспитатель Казакбаева З. Ф.

Доминирующая образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Интегрированные задачи.

Образовательные: 

- продолжать знакомство с народным башкирским костюмом, орнаментом, учить расписывать камзол, применяя ранее полученные навыки, учить рисовать согласно образцу, совершенствовать навыки рисования красками, продолжать учить доводить начатое до конца;

Развивающие:

- способствовать развитию интереса к изучению башкирского искусству, развивать мышление, воображение, художественный вкус, технические навыки рисования красками, творческие способности детей, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- формировать патриотическую культуру, способствовать развитию интереса к башкирскому искусству, выявлять эстетический вкус в создании красивых сочетаний красок, толерантность, самостоятельность в выполнении задания.

Словарная работа: камзол, күлдәк, ҡашмау, ҡусҡар.

Активизация словаря: орнамент, Республика, национальность.

Виды детской деятельности: изобразительная, познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Одежда башкир», развивающая игра «Составь башкирскую одежду», беседа на тему «Национальная одежда башкир», рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах, разучивание подвижной игры «Юрта»

Работа с родителями: украшение куклы «Айрат», «Айгуль» национальными костюмами.

Материал и оборудование:

Раздаточный  : акварельные краски (зеленая, красная, желтая), тканевая салфетка, кисточки, непроливайки, шаблоны камзола для росписи, иллюстрации;

Демонстрационный материал: образец рисования, иллюстрация башкирской национальной  одежды башкир, технологическая карта «Рисование узора на камзоле»

Оборудование: магнитофон, платки для шатра, мольберт.

  1. Организационное начало занятия.

Вступительная беседа.

Дети стоят в кругу.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Приветствие. Мы сегодня будем вместе работать. Друга слева поприветствуем на русском языке – Здравствуй! Друга слева на башкирском языке- Һаумы! Сегодня мы с вами будем работать вместе дружно.

  1.  Знакомство с темой занятия.

В. Ребята, а сейчас скажите пожалуйста, какое сейчас время года.

Д. Осень. Листья желтеют, падают и т.д.

В. А что мы видим в окне.

Д. Город

В. А как называется наш город.

Д. Наш город Салават.

В. А в какой республике мы живем.

Д. Мы живем в республике Башкортостан.

Я люблю степной простор,
Вольный мой Башкортостан.
Я люблю седины гор,
Мудрый мой Башкортостан.

Я люблю твоих людей,
Добрый край Башкортостан.
Слава Родине моей,
В сердце ты Башкортостан!

  1. Беседа «Костюмы народов Башкортостан»

В. В нашей республике живет много людей разных национальностей. Вот я, например, башкирка по национальности. А вы кто?

Д.  Русские, башкиры, татары, армяне, казахи и т.д.

В.  У каждого народа своя культура, свои обычаи, национальные костюмы.

- Посмотрите, в нашем уголке дружбы стоят куклы одетые в русские и башкирские народные костюмы. Как вы думаете, в таких костюмах можно сейчас встретить людей на улицах нашего города?

- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные)костюмы? Когда их одевают? (В музеях, на старых фотографиях, на фольклорных праздниках, на концертах, на концертах народных танцев, песен, на картинках художников)

  1. Знакомство с мужским башкирским костюмом.

Рисунок №1

В. Ребята, посмотрите на картинки и скажите пожалуйста, что здесь изображено?

Д. Девочка и мальчик в национальном костюме.

В. Правильно на этом рисунке изображен башкирский национальный мужской костюм, а на этом женский.

В. Давайте посмотрим что носили мужчины?

Д. Мужчины башкир одевали просторную и длинную рубашку с длинными рукавами и широкие штаны.

В. А кто скажет, как на башкирском языке будет рубашка?

Д.  Рубашка- күлдәк. А давайте еще раз скажем, чтобы все запомнили- күлдәк

В. А что одевали поверх рубашки?

Д. Поверх рубашки носили короткую безрукавку.

В. А кто запомнил, как она называется.

Д. Камзол

В. На улицу обычно надевали длинный халат. Как она называется?

Д. Елән.

В. Одежду подпоясывали ремнем(билбау)        

В. А какие головные уборы носили башкиры?

Д. Мужчины на голове носили тюбетейку. В холодное время года поверх тюбетейки надевали меховые шапки.

В. Как на башкирском будет меховая шапка.

Д. Бүрек.

В. Какую обувь носили башкиры.

Д. Наиболее распространенной обувью были сапоги- сарыки.

В.  А из чего их изготавливали?

Д. Из шкуры.

  1. Знакомство с женским башкирским костюмом.

Рисунок №2

В. Рассмотрим женский башкирский народный костюм.

Женская одежда была разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья и шаровары.

В. А что надевали на платье? Кто запомнил название этой одежды?

Д. На платье надевали камзол.

В. А давайте еще раз скажем кам- зол, чтобы все запомнили. А на какую современную одежду она похожа?

В. А что они делали, чтобы камзолы выглядели яркими, нарядными?

Д. Их украшали серебренными монетами, вышивкой, бисером.

В. А на праздник женщины одевали елән. Их тоже украшали серебренными монетами и бисером.

В. Какие головные уборы можете назвать?

Д. Головным убором был небольшой платок, зимой поверх платка надевали меховую шапку, а праздничным головным убором был ҡашмау.

В. Молодцы. Сколько слов запомнили. А сегодня в вам пришла в гости девочка. Пригласим ее?

  1. Сюрпризный момент «К нам пришла Айсылу»

(Под народную башкирскую мелодию входит в группу «Башкирская красавица Айсылу, в национальном костюме и танцует башкирский танец)

Айһылыу. Һаумыһығыҙ, малайҙар һәм ҡыҙҙар. Я пришла к вам в гости. Меня зовут Айһылыу.

В. Здравствуй, Айһылыу. Ребята, поздоровайтесь с Айһылыу.

Д. Здравствуй, Айһылыу

  1. Дидактическая игра «Назови части одежды»

В. Посмотрите, какое красивое платье у нашей гостьи- с оборками внизу- на башкирском языке платье называется – күлдәк. На голове- ҡашмау. Айһылыу к нам пришла в башкирском женском национальном костюме.

А. Вам понравилась моя одежда?

  1. Решение проблемной ситуации.

В. Ребята, посмотрите, в костюме Айһылыу чего то не хватает.

Д. У нее нет камзола

В. Я вам предлагаю расписать и подарить коллекцию камзолов нашей гостье.

В. Посмотрите, что я вам принесла?

Д. Это камзол.

В. А как он украшен.

Д. Камзол украшен орнаментом.

В. А для начала скажите, что такое орнамент? В переводе «орнамент» - украшение, узор, которым украшают одежду, посуду, мебель, здания.

Просмотр слайдов (до 7 слайда)

В. Что украшали орнаментом?

Д. Одежду, ковры, посуду.

В. А какие цвета использовали в орнаменте?        

Д. Красный, черный, желтый.

В. А узоры рисовали не просто так. У каждого узора свой символ. Давайте посмотрим символы орнамента(Сл.№8)

И каждый символ несет свой смысл. Например, кускар это символ производительной деятельности человека, плодородия. Как вы думаете, если человек украсил таким орнаментом, что можно о нем говорить?

Д. Если человек украшал свою одежду с таким орнаментом, значит он хотел показать, что он трудолюбивый, любящий природу человек.

В.  А теперь посмотрите на следующий слайд и скажите какие символы вы увидели?

Д. Кускар, сердечки.

В. А сердце означает что он гостеприимный человек.

Из каких элементов украшен наш камзол?

Д. Кускар, треугольник, круг.

В. Треугольник означает трудолюбие, а круг это форма монет. Значит, что можно сказать о человеке, который украсил свою одежду таким орнаментом?

Д. Что он трудолюбивый, богат.

В. Какие цвета мы будем использовать.

Д. Красный, желтый.

В. Чтобы наши пальчики слушали нас подготовим их к работе.

Физминутка «Подвижная игра «Тирмә»

  1. Практическая работа

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе

Мальчики и девочки.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Ознакомление с технологической картой «Рисование узора на камзоле»

В. Наш камзол раскрашен, поэтому начнем рисовать орнамент. С чего же мы начнем работу. Передняя часть камзола состоит из двух частей: левого края и правого. Начнем слева, чтобы потом не испачкать наши ручки. Край камзола украшали разноцветными лентами. И мы украсим свой камзол ленточкой- полоской. Сначала обведем левую часть переда, а потом правую. Затем середину украсим треугольником, чтобы наших девочек не сглазили. А нижнюю часть украсим символом кускар. Чтобы показать богатство народа украсим камзол монетами- кружочками.

В. Башкирская пословица гласит: «Кто без дела, тот без сил!» Желаю вам творческих успехов!

Мы с вами отдохнули, а теперь продолжим нашу работу.

  1. Рефлексия.

В. В свою коллекцию камзолов мы договорились подарить нашей гостье. Нарядим башкирских красавиц нашими камзолами и подарим Айсылу.

В. Какие элементы одежды национального костюма вы запомнили? Как украшали национальный костюм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей Речевое развитие (приобщение к художественной литературе) - Художественно - эстетическое развитие (рисование, музыкальная деятельность) подготовительная к школе группа с ТНР (ОНР III) Тема: "Волшебные краски осени."

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно- эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного  опыта, эмоциональной сферы лично...

Конспект НОД средней группе. Художественно-эстетическое развитие /Рисование/ Тема: «Украшение платочка тувинскими узорами»

Конспект занятия по рисованию в средней группеТема: «Украшение платочка тувинскими узорами»Вид деятельности: интегрированная(продуктивная, игровая)Форма проведения: групповаяЦель: формиров...

НОД по ОО "Художественно-эстетическому развитию" (Рисование) в старшей группе на тему "Украшение национальной одежды тувинским узором"

НОД по ОО "Художественно-эстетическому развитию" (Рисования)  в старшей группе на тему "Украшение национальной одежды тувинским узором"...

Проект по изо-терапии «Волшебный мир красок» ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование), (чтение художественной литературы) ОО «Речевое развитие» (развитие речи)

Актуальность проекта. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель –  моделирование эмоционального состояния и заботы о до...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по (художественно-эстетическому развитию) рисование с использованием нетрадиционной техники рисования (рисование пальчиками) на тему: «Зимнее дерево»

Цель: учить детей рисовать зимние деревья нетрадиционным способом - пальчиками.Образовательные  задачи: закрепить с детьми признаки времени года – Зима; развивать эстетическое восприятие, о...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию(аппликация) в средней группе «Башкирский ковер»

Знакомство  детей с башкирским орнаментом - ступеньки, состоящих из полосок разных цветов. Учить резать полоски по прямой, составлять из них узор паласа....