социо-игровые подходы с детьми дошкольного возраста
материал

Тиссен Есения Викторовна

социо-игровые подходы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatiya.docx28.01 КБ
Файл plan_meropriyatiy_2.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Комплекс мероприятий по  взаимодействию детей дошкольного возраста в подгруппе сверстников в рамках реализации ФГОС»

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает на развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников.

А это возможно при особой организации детей в образовательном процессе, а именно при использовании парной и подгрупповой работы.

Именно актуальность организации подгрупповой работы определила тему: Организация взаимодействия детей дошкольного возраста в подгруппах сверстников в рамках реализации ФГОС.

Проблема: Дети бывают разные: кто-то проявляет лидерские качества, другие более замкнуты. У детей не сформированы коммуникативные умения, дети не умеют войти в игру, обратиться к сверстнику, взрослому. Проявляют неуверенность, робость, что мешает проявить свою активность. Не умеют самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Проявляют нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности; негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками.

Именно подгрупповая форма работы объединяет детей, и помогает урегулировать и снять конфликтные ситуации.

цель: Создание условий для оптимального развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО посредством включения их в подгрупповую работу

 задачи: 

  • Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности;
  • Развитие умений успешного общения;
  • Совершенствование межличностных отношений в группе.

При организации подгруппового взаимодействия детей важно соблюдать следующие условия:

1.  Учитывать интересы и возможности детей

2.  Учитывать особенности состава подгруппы (разновозрастные, по половой принадлежности, по интересам)

3.  Составлять задания для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в подгруппе.

4.  Распределять роли между участниками подгруппы

5.  Организовывать коммуникацию в подгруппе и между подгруппами

6.  Анализировать способ деятельности. Итогом подгрупповой работы должна быть рефлексия деятельности.

Безусловно, подгрупповая форма организации работы имеет немало плюсов и минусов. 

Плюсы: 1.  Повышается познавательная мотивация.

2.  Снижается уровень тревожности детей, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3.  В группе выше эффективность усвоения и актуализации знаний.

4.  Улучшается психологический климат в группе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. 

Минусы.

1.  Подгрупповой работе надо сначала научить. Для этого педагог должен потратить время на каких-то занятиях. Без соблюдения этого условия подгрупповая работа бывает неэффективна.

2.  Организация подгрупповой работы требует от педагога особых умений, затрат усилий.

3.  При непродуманном комплектовании подгрупп некоторые дети могут пользоваться результатами труда более сильных сверстников.

4.  Разделение на подгруппы может проходить непросто, даже драматично.

5.  В группе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для педагога.

Хотя ведущую роль в подгрупповой работе играют дети, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства педагога.

Объединение на подгруппы – это важный момент в организации работы. Способов объединения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в подгруппе, и на какой результат эта подгруппа выйдет.

Варианты комплектования подгрупп, которые я использую  в работе:

1. По желанию.

Объединение в подгруппы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование подгруппы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

·  Разделитесь на группы по... человек.

·  Разделитесь на... равные группы.

2. Случайным образом.

Подгруппа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой подгруппе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования подгрупп полезен в тех случаях, когда перед педагогом стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в подгруппах, в которых между детьми сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» подгруппы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине группы); с помощью импровизированных «фантов» (один из детей с закрытыми глазами называет номер подгруппы, куда отправится ребенок, на которого указывает в данный момент педагог) и т. п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо педагогом, либо любым ребенком. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые), по цвету носочков и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся детей. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в подгруппе и некоторого отдаления от других.

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться педагогом (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ребенок), либо выбираться детьми. Формирование подгрупп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою подгруппу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

5. По выбору педагога.

В этом случае педагог создает подгруппы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить детей с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор подгрупповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Виды подгрупповой работы, используемые мной в работе.

1. Работа в парах.

2.Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода подгруппой «по цепочке».

Можно использовать, например, при составлении рассказа о каком-либо животном, предмете, при составлении описательного рассказа и т. д.).

3.Охота за сокровищами.

Педагог составляет вопросы, задает детям.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Подгруппа должна ответить на вопросы, используя ресурсы: энциклопедию, газету, альбом, журнал…

4.Пазлы.

Дети делятся на несколько подгрупп, и каждая получает свою часть темы. Также все подгруппы получают необходимые ресурсы, с помощью которых они изучают части темы. После изучения материала или выполнения задания член подгруппы объясняет своим коллегам свою часть темы, основы которой он изучил и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

В соответствии с требованиями ФГОС ведущая роль отводится игровой деятельности, поэтому в своей работе использую следующие игры и упражнений для детей во время организации режимных моментов:

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем;

- Игры на взаимодействие и эмоционального сближения;

Сюжетно-ролевая игра как фактор становления межличностных отношений;

Подвижные игры, хороводные игры;

-Ритуалы начала и завершения дня, празднование дней рождения воспитанников;

Проведение праздничных событий, групповые мероприятия, и тематических проектов. Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом.

В процессе совместной деятельности в течение дня, педагог, работающий с малыми группами, выполняет разные функции:

1.  Он может контролировать.

2.  Организовывать.

3.  Оценивать работу детей.

4.  Участвовать в работе группы.

5.  Предлагать участникам разные варианты решений.

6.  Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Опыт работы показывает, что педагогу, который организует подгрупповую работу, не следует:

  • сидеть за своим столом;
  • воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из группы;
  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить дети в доброжелательной форме;
  • нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на детей подавляюще;
  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из детей.
  • и не следует ходить по группе или стоять около детей в начале групповой работы: дети часто стесняются высказываться в присутствии педагога. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, педагог тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; следует разрешить отсесть в другое место ребенку, который хочет работать один; нельзя требовать в группе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в группе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Принципы выбора заданий для подгрупповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов подгруппы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
  • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет подгруппа в целом;
  • задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
  • задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной подгруппы.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Возможно, предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который они смогут контролировать себя и провести рефлексию.

1)  работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми,  не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

2)  работать по алгоритму (плану)

3)  своевременно выполнять задание: следить за временем (песочные часы), доводить начатое дело до конца

4)  качественно выполнять работу  (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5)  каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Критерии эффективности подгрупповой работы.

1. Адекватность выбора подгрупповой формы работы

2. Целеполагание (цель подгрупповой работы):

3. Содержание подгрупповой работы

4. Организация рефлексии подгрупповой работы

Итог: В подгрупповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует терпения и кропотливой работы.

Список использованной литературы

1.  П., Ю. Групповая работа с детьми раннего возраста. Учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. - СПб: ИРАВ, 1998.

2.  В. Развитие игровой деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.;

3.  М. Как организовать обучение в малых группах. - СПб.: Педагогика, 2000 г.

4.  Н. Межличностное общение. - СПб: Питер 2002 г.;

5.  Г., П. Коррекция развития дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2008г.

6.  А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.

7.  ФГОС ДО от 17октября  2013 г. N 1155.

8.  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2010г



Предварительный просмотр:

План мероприятий

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

№ п/п

Содержание

№ п/п

Содержание

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Ребенок и кукла

Упражнение «Приветствие»

Игра «Догадайся, кто я?

Игра «Похоже – непохоже»

Ритуал прощания

Изобрази себя

Упражнение приветствие

Рассматривание автопортретов русских художников

Рисование «Мой автопортрет»

Игра «Составь портрет»

Игра «Я-скульптор»

Ритуал прощание

Отражение в зеркале

Упражнение «Приветствие»

Игра «Кто у нас хороший?»

Игра «Узнай, про кого я расскажу»

Ритуал прощания

Узнай по голосу

Упражнение приветствие

Игра «Телефонный разговор»

Дидактическая игра «Кто позвал?»

Ритуал прощание

Какого цвета твои глаза и волосы

Упражнение «Приветствие»

Игра «Догадайся, про кого я расскажу»

Игровое упражнение «Знакомство с колобком»

Аппликация «Мой портрет»

Ритуал прощания

Ты и твое имя

Упражнение приветствие

Игра «Имена»

Игра «Ласковые слова»

Упражнение «Постарайся отгадать»

Рисунок

Ритуал прощание

Все мы такие разные

Упражнение приветствие

Рассматривание общего фото группы

Игра «В лесу»

Игра «Имена»

Игровое упражнение «Узнай, где твоя ладошка?»

Подвижная игра «Каравай»

Ритуал прощания

Что ты любишь поесть?

Упражнение приветствие

Рисование «Любимое блюдо»

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Игра «Смак»

Игра Я и друзья»

Ритуал прощание

Что тебе нравится?

Упражнение приветствие

Аппликация «Что тебе нравится?»

Ритуал прощания

Проба на вкус и запах

Упражнение приветствие

Игра «Путешествие в страну запахов»

Игра «Любимый запах

Ритуал прощание

Выбор игры, любимая игрушка

Упражнение приветствие

Дидактическая игра «Моя любимая игрушка»

Чтение стихотворения А. Барто «Игрушки»

Дидактическое упражнение «Что ты выберешь?»

Ритуал прощания

Что ты хочешь носить?

Упражнение приветствие

Демонстрация одежды

Игра «Я-модельер»

Игра «История костюма»

Презентация своей одежды

Ритуал прощание

Вкусный - невкусный

Упражнение приветствие

Стихотворение С Маршака «Воробей в зоопарке»

Дидактическая игра «Угадай на вкус», «Кто что любит»

Ритуал прощания

Что ты умеешь делать?

Упражнение приветствие

Изготовление елочных игрушек

Ритуал прощание

Обычный - странный

Упражнение приветствие

Сказка К.Чуковского «Путаница»

Шапочки героев сказки

Ритуал прощания

Какой ты, что тебе нравится?

Упражнение приветствие

Фотографии детей

Изготовление альбома «Что я люблю»

Ритуал прощание

ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ

Красивое-безобразное

Упражнение приветствие

Рассказ В. Сухомлинского «Что лучше?»

Рисование своей сказки о «красивом» и «безобразном»

Игра «Мир красоты»

Ритуал прощание

Грусть, радость, спокойствие

Упражнение приветствие

Чтение стихотворения С. Маршака «Перчатки»

Этюд «Кто как радуется»

Ритуал прощания

Робкий

Упражнение приветствие

Упражнение «Волшебный стул смелости»

Игра с зеркалом «Похвали себя»

Игра «Скажи другу комплимент»

Ритуал прощание

Изменение настроения

Упражнение приветствие

Чтение сказки Т. Козловой «Почему плакал котенок?»

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

Ритуал прощания

Смелый

Упражнение приветствие

Чтение книги В. Маяковского что такое плохо»

Чтение Рассказа Л.Толстого «Котенок»

Игра «Спасаем Мишку»

 «Что такое хорошо и

Ритуал прощание

Страх

Упражнение приветствие

Показ кукольного театра «Волк и семеро козлят»; «Пых»

Игра «Пчелка в темноте»

Ритуал прощания

ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Мимические признаки эмоций

Упражнение приветствие

Этюд «Догадайся, что произошло»

Изготовление карточек с изображением эмоций

Игра «Мои ощущения»

Мимическая гимнастика

Подвижная игра «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»

Ритуал прощание

Друзья

Упражнение приветствие

Разгадывание загадок про животных

Игра «Выбери друга»

Танец «Стыдно ссориться с друзьями»

Ритуал прощания

Твои поступки и чувства других

Упражнение приветствие

Игра «Я разведчик»

Упражнение «Я справлюсь»

Ритуал прощание

Ссора

Упражнение приветствие

Разыгрывание ситуации ссоры;

Чтение сказки «Два жадных медвежонка»

Чтение стихотворения «Подружки»

Игра «Выбери друга»

Ритуал прощания

Спорящие лица

Упражнение приветствие

Лото «Спорящие лица»

Изготовление масок с сердитым выражением лица

Ритуал прощание

Как помириться

Упражнение приветствие Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да Масляный»

Разучивание «мирилок»

Ритуал прощание

Горе

Упражнение приветствие

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Когда я грустил (рассказы детей)

Игра «Море волнуется»

Этюд «Северный полюс»

Ритуал прощание

Совместная игра

Упражнение приветствие Игра «Птички в домике», «Два мяча»

Подвижная игра «Пузырьки»

Ритуал прощание

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Совместное дело

Упражнение приветствие

Рисование ладошками «Солнышко»

Сюжетно-ролевая игра «День и ночь»

Ритуал прощание

Я считаю себя хорошим

Упражнение приветствие

Чтение К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»

Рисование «Мой друг»

Игра «Скажи соседу комплимент»

Игра «Ласковые имена»

Ритуал прощание

С кем я дружу

Упражнение приветствие

Чтение С. Решетникова «Друг»

Игра «Закончи фразу»

Упражнение «Подари камешек»

Игра «Приглашение»

Ритуал прощание

Одиночество

Упражнение приветствие

Игра «Сбор рукопожатий»

Игра «Скульптура»

Ритуал прощание

Портрет друга

Упражнение приветствие

Аппликация «Портрет моего друга»

Исполнение песни «Дружба крепкая»

Ритуал прощание

Ссора

Упражнение приветствие

Показ кукольного театра «Лиса и журавль»

Этюд «Давай помиримся»

Игра «Банк идей»

Ритуал прощание

Дразнить, обижать

Упражнение приветствие

Чтение русских народных дразнилок

Кукольный театр «бычок и лиса»

Ритуал прощание

Как можно объяснить все взрослым

Упражнение приветствие

Игра «Поручения-обращения»

Рисования «Запреты»

Упражнение «письмо родителям»

Ритуал прощание

Вместе с друзьями

Упражнение приветствие

Чтение пословиц

Чтение стихотворения Е.Серова «Нехорошая история»

Игра «Парашут»

Игра «Если нравиться тебе, то делай так»

Настольные игры в микрогруппах

Ритуал прощание

Совместные игры

Упражнение приветствие

Эстафеты

Коллективный портрет группы

Ритуал прощание

Список используемой  литературы

  1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Педагогическое общество России , 2000.
  2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н.П. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
  3. Дьяченко О. М.и др.  «Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности», М.: Новая школа, 2004;
  4. Князева О. Л., Стеркина Р. Б.; Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.
  5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2006
  6.   В. Развитие игровой деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.;
  7.  М. Как организовать обучение в малых группах. - СПб.: Педагогика, 2000 г.
  8.  «Социо-игровые подходы к педагогике» авторы Е.Е.Шулешко, А.П.Ершова, В.М.Булатов

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Идеи социо-игровой педагогики и их значимость в работе с детьми дошкольного возраста»

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это  та деятельность, которой  ребенок хочет заниматься и в которой он:  ...

Мастер-класс для педагогов на тему "Социо-игровая технология как эффективный метод повышения воспитательного потенциала НОД с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов по использованию социо-игровой технологии в организации интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста....

Игры социо–игровой направленности для детей младшего дошкольного возраста.

Игры социо–игровой направленности для детей младшего дошкольного возраста....

Сценарий детского социо-игрового развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Письмо от Карлсона».

Цель: Развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников.Задачи:1.     Развивать коммуникативные навыки детей;2.     Совершенствовать умение согласовыват...

Сценарий детского социо-игрового развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Письмо от Карлсона».

Цель: Развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников.Задачи:Развивать коммуникативные навыки детей;Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями других;Развивать навык ра...

Картотека игр социо-игровой технологии для детей старшего дошкольного возраста

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игров...