«Реализация принципа преемственности образования как условие сопровождения одаренного ребенка в прогимназии»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Галицкая Елена Александровна

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в прогимназии - образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт развития образования

Кафедра социально-педагогического образования

«Реализация принципа преемственности образования как условие сопровождения одаренного ребенка в прогимназии - образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

 

Работу выполнила слушатель курсов повышения квалификации

«Педагогика духовно-нравственного развития:

воспитание в контексте ФГОС»

педагог-психолог

Галицкая Елена Александровна

Санкт-Петербург

2017


Содержание:

  1. Введение
  2. Практическая часть
  3. Заключение
  4. Список литературы

Введение

«Таланты редки и их надо беречь и сохранять, в них настоящая сила нации»

В.Вернандский

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждения образования. Задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.

Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.

Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.

Практическая часть

Целью и непременным условием психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка является не только выявление и развитие его особых способностей, т.е. самореализация, но в первую очередь создание условий для сохранения и укрепления его психофизиологического и личностного здоровья, успешной социализации.

В дошкольном возрасте ребенок с признаками одаренности – не столь уж редкое явление. Однако сохранить и приумножить свою одаренность удается далеко не всем. Итогом отсутствия грамотного сопровождения таких детей является значительное сокращение одаренных етей в среднем и старшем звене общего образования.

Кроме того, ранний возраст обычно является наиболее уязвимым для одаренного ребенка. Часто в первую очередь окружающие замечают не творческие способности таких детей, а их эмоционально-поведенческие особенности, а также и неравномерность психического развития, когда одни навыки развиваются значительно быстрее, а иногда и в ущерб другим. Например, эмоциональная реактивность, либо чрезвычайная замкнутость; конфликтность, агрессивность, импульсивность; задержки речевого развития; недостаточное развитие навыков самообслуживания, произвольности (не только поведения, но и других психических процессов – внимания, памяти…).

Такие дети нуждаются в особой поддержке и в первую очередь в обеспечении принципа преемственности образования (согласно ФГОС). Преемственность – это построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень развития. Особенно эффективно принципы непрерывности и преемственности образования могут быть реализованы в рамках такого образовательного учреждения как прогимназия – образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. К сожалению, таких образовательных организаций сейчас мало. Всего в СПб их 13-ть (из них 2 – образовательные учреждения компенсирующего вида, начальная школа + дет сад – 6-ть организаций и прогимназий 5-ть).

Уникальный опыт нашего учебного заведения – прогимназии № 675 Красносельского района Санкт-Петербурга «Талант» заключается в том, что воспитание и образование ребенка у нас – это естественный неразрывный процесс.  Преемственность образования во всех ее формах – это наша среда и наша система координат. Мы не отделяем дошкольное образование от начального общего, общее образование от дополнительного. Одни и те же педагоги дополнительного образования занимаются с детьми от 3-х до 11-ти лет и знают о своих воспитанниках и их способностях почти все. Это позволяет нам работать наиболее эффективно. Наш коллектив – это команда профессионалов: воспитатели, учителя, специалисты, психологи, методисты, под руководством директора, Гордеевой Ольги Вячеславовны, мы все работаем вместе, непрерывно находимся рядом с детьми в том возрасте, когда закладывается фундамент развития их творческих способностей.  Само название нашего ГБОУ «Талант», говорит о том, что фокус внимания наших педагогов направлен на выявление, сохранение и развитие у наших воспитанников творческих способностей. И мы считаем, что в той или иной мере талантом наделен каждый ребенок.

В раннем возрасте, когда у детишек еще не развиты навыки самообслуживания, когда они еще только учатся говорить и понимать других, учатся взаимодействовать с другими (взрослыми и сверстниками), сложно и, казалось бы, совсем невозможно заметить их одаренность.  Но это не совсем так. На признаки одаренности указывает наличие устойчивого интереса к определенному виду деятельности или области знания, настойчивость в достижении желаемого, стремление добиться результата практически любой ценой. Часто с самого раннего детства детишки, обладающие особыми способностями, отличаются от других своим поведением, своими эмоциональными реакциями, темпами психического и физического развития. Иногда они долго не говорят, часто физически неловки, и почти всегда у них есть сложности во взаимоотношениях с другими. Они готовы заниматься тем, что им интересно с удивительным упорством, и в то же время отказываются от других видов деятельности. С такими детишками обычно приходится не просто.

Хочется так же отметить, что дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в ДОУ, а не в кругу семьи.  Вот почему нам так важно заметить признаки одаренности ребенка, обратить на это внимание его родителей, и конечно, поддержать интерес, предоставить ребенку возможность развивать свои способности.

В ГБОУ № 675 «Талант» реализуется программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Она включает в себя своевременную диагностику возможностей, адекватное содержание обучения и воспитания, внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологий, психологическое и педагогическое сопровождение обучающихся, побудительно-интенсифицирующая деятельность педагогических работников.

Основными задачами сопровождения одаренных детей являются следующие:

  1. Создать условия для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
  2. Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель.
  3. Отслеживать особенности развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.
  4. Повысить психолого-педагогическую компетенцию педагогов, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка

Этапы сопровождения развития одаренного ребенка:

Первый этап диагностический. Он предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, педагогов и других людей, имеющих контакт с ребенком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, педагоги вместе с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития.

Второй этап уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение психолого-педагогической диагностики. На этом этапе осуществляется сбор дополнительной информации от других педагогов, родителей, проводится тестирование. Затем осуществляются обобщение всей информации о ребенке, определяется группа сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.

Третий этап - проведение развивающей работы с одаренным ребенком в группе или классе, кружке, студии, секции; консультативной и другой работы с родителями. На данном этапе активно используют возможности учреждений дополнительного образования.

Данный опыт создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции дошкольного, начального школьного и дополнительного образования.

Четвертый этап - анализ промежуточных результатов сопровождения одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года и по необходимости диагностику успешности развития одаренного ребенка и корректировку его индивидуальной образовательной программы. Педагоги общего и дополнительного образования организуют разнообразные формы презентаций результатов развития одаренного ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моно-спектакли, фестивали, конкурсы и др.

Возможности ГБОУ прогимназия № 675 Красносельского района Санкт-Петербурга «Талант», с учетом преемственности дошкольного и младшего школьного образования, позволяют нам вовремя заметить проявления отдельных способностей или общей одаренности ребенка, поддержать их развитие, и в то же время создать благоприятные условия для формирования «запаздывающих» навыков, сопровождая ребенка до 11-ти лет – возраста формирования произвольности психических процессов, а так же создать условия для плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.

Заключение

Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга

Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и образовательное учреждение работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому образовательное учреждение в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.

Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству.

Список литературы.

1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие 2004, г. Ростов-на-Дону

2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.

3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..

4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” 1996, СПб.

5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. 1998, М.

6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.

7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. М.

8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996, г. Ярославль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования.

Материал представлен в форме эссе, а именно основные моменты рассматриваемой темы выделены тезисно....

Система работы ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района по реализации принципа преемственности дошкольного и начального общего образования.

В работе представлены мероприятия, проводимые в ГБОУ СОШ №684 "Берегиня" для реализации принципа преемственности между дошкольным и начальным общим уровнями образования....

"ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Анализ ожиданий родителей дошкольников и первоклассников от детского сада и школы. Прогноз школьных трудностей различными участниками образовательного процесса....

«Программа дошкольного образования как средство реализации принципа преемственности в прогимназии»

Создать комплекс условий, обеспечивающих сотрудничество дошкольного отделения с отделением начальной школы на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы....

Публикация "Особенности психологического сопровождения одаренного ребенка с особыми возможностями здоровья средствами арт-терапии в условиях детского сада."

Статья в сборнике «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося : материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции» /под ред. Е.Н. Лекомцевой Ярославль Р...

«Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования»

Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача пер...