Консультации для родителей
консультация

Иродова Марина Викторовна

Предварительный просмотр:

  1. Взрослый, его значение в развитии ребенка

Роль взрослого в развитии дошкольника всегда была в центре внимания большинства теорий развития. Прежде всего этот вопрос вставал при рассмотрении роли наследственности и среды в становлении личности ребенка. Теории эмпиризма и нативизма определяли их принципиально по- разному. Первые (Дж. Локк, Дж. Уотсон, А. Бандура и др.) считали взрослого определяющим фактором развития. Вторые (Э. Геккель, Г.С. Холл, К. Бюллер и др.) отрицали значимую роль воспитания и обучения. Двухфакторные теории развития признавали важность и средового и социального факторов. Теория конвергенции В. Штерна трактует психическое развитие ребенка как результат взаимодействия, смешения наследственности и внешних условий среды, прежде всего взрослого (В.Штерн и др.). Психоаналитическая концепция противопоставляла естественное, биологическое развитие ребенка социальному давлению, осуществляемому взрослым, прежде всего родителями, а затем широким социумом. Взрослый понимался двояко, с одной стороны, как субъект, стремящийся подавить биологические влечения ребенка через запреты и нормы, с другой стороны как необходимое условие полноценного физического и психического развитие ребенка. Постоянное стремление ребенка к достижению гомеостаза, равновесия между давлением со стороны взрослого и естественных влечений и есть движущая сила развития, полагал З. Фрейд и его последователи (психодинамический подход). Именно в дошкольном детстве на фаллической стадии, согласно периодизации З.Фрейда, роль родителей в развитии личности становится амбивалентной. Происходит идентификация себя родителем своего пола и отчуждение от него, возникает чувственное влечение к родителю противоположного пола. Ребенок открывает для себя различия между полами, происходит выбор первого   сексуального   объекта,   формируется   комплекс   Эдипа/Электры,

возникает    амбивалентное    отношение    к    отцу/матери    (враждебность/

восхищение). Последствия этих процессов будут сказываться на личности человека всю его жизнь.

В культурно-исторической психологии взрослый для ребенка, прежде всего, носитель человеческой культуры. Процесс интериоризации внешних, материальных средств в ходе общения ребенка со взрослым был широко исследован в отечественной психологии Л.И. Божович, Л.А. Венгером, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожецем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией и многими другими.

Сам процесс общения и отношений ребенка со взрослым глубоко изучался М.И. Лисиной, ее учениками и последователями9.



Предварительный просмотр:

Готовность к школе, ее социальный компонент

Психологическая готовность к школе – необходимое условие ус- пешного обучения первоклассника. Она подразумевает становление личностного (социального, эмоционального, мотивационного), умственного и произвольного компонентов.

Особое место в личностной готовности ребенка к школе отводится социальной готовности, коммуникативной инициативе, уровню развития общения с детьми и со взрослыми. Ряд отечественных и зарубежных исследователей склонны говорить об этом компоненте как о центральном (В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова и др.)39, делающем возможным продуктивное сотрудничество ребенка с учителем и успешную передачу культурного опыта в процессе обучения (С.Н. Костромина, А.А. Реан и др.).40

Специфическое отношение со сверстниками, появляющееся к концу дошкольного возраста, строится на основе преобладания общественных мотивов поведения, усвоения правил. Прежде всего, оно проявляется в стремлении устанавливать и поддерживать деловое общения по поводу совместной учебной деятельности и может стать базой для построения кооперации в первом классе (В.С. Мухина)41. Важное место для дошкольника приобретает мнение о себе окружающих, он начинает осознавать, что оценка другими людьми будет строиться исходя из его успехов в новой учебной деятельности. Таким образом, коммуникативная готовность неразрывно связана с уровнем развития самосознания, рефлексии, волевых процессов.

Зачастую успешность освоения первоклассником новой социальной ситуации развития зависит от того, как прошло социальное становление ребенка в дошкольном возрасте: насколько полным и адекватным оно было. Кроме того, поведение первоклассника во взаимодействии с педагогом и сверстниками, его статусная позиция в классе зачастую могут служить показателями успешности его адаптации к школе (Ю.А. Громыко, Н.И. Гуткина и др.)42.

Характеризуя степень социальной готовности и к школе современных дошкольников можно предположить, что у большинства она достаточно высока. При этом отношения со сверстниками благополучны, а

коммуникация с учителем несколько затруднена (А.К. Нисская, 2013). Авторы исследования интерпретируют данное наблюдение как проявление высокой значимости фигуры учителя в формировании представления о собственной успешности ребенка в роли ученика и недостаточном освоении делового способа сотрудничества 43. Взаимодействие же со сверстниками, с одной стороны, хорошо освоено, с другой - относительно менее значимо.

Данное исследование подтверждает представление о высокой значимости социальной готовности дошкольника для успешного вхождения в школьную жизнь. Так, дошкольники, успешно выстраивавшие отношения с социальными взрослыми, поступив в школу, быстрее осваивают учебную программу, оцениваются учителем как более способные контролировать свое поведение. Они более позитивно оценивают свои учебные успехи. Умение со сверстниками в дошкольном детстве связано с представлением о себе как о хорошем ученике. Дети, проявлявшие себя в детском саду готовность оказывать и просить о помощи, оцениваются учителями как более произвольные, а сами – выше оценивают свое субъективное благополучие.

Можно заключить, что высокая ориентация ребенка на взрослого, умение выстраивать с ним отношения оказался наиболее значимым паттерном в успешной адаптации ребенка к школе. Он помогает ребенку соблюдать правила и контролировать свое поведение, чувствовать себя хорошим учеником, быстрее осваивают учебную программу. Умение общаться со сверстниками в дошкольном детстве также способствует тому, что первоклассник считает себя успешным в учебной деятельности. Несмотря на существенный вклад, который вносит социальная готовность дошкольника к школе, сегодня нельзя говорить о том, что ребенок – единственный, кто должен быть готов.

Современные международные и российские исследования показывают, что готовность и умение коммуницировать необходимы и родителям, и представителям образовательных организаций. Активная, грамотная коммуникация до школы и в процессе перехода способствует его успешности, поддерживает достижения детей на протяжении всей начальной школы. Высокая оценка родителями и учителями качества общения друг с другом определяет развитие учебных навыков детей и их участие в общественной жизни класса на протяжении первого года в школе является фактором последующей эмоциональной адаптации детей к школе.

Эти и аналогичные данные послужили основанием для распространения соответствующих практик, обеспечивающих коммуникативную готовность семьи и школы. Необходимыми шагами считаются следующие (La Paro, Kraft-Sayre, Pianta 44):

  • общение с семьей в первые дни пребывания ребенка в саду или первом классе,
  • регулярное взаимодействие с семьей для стимулирования родителей к самостоятельным воспитательным действиям,
  • объединение семейных и общественных возможностей через ориентирование родителей в доступных специалистах и сервисах,
  • привлечение семей к участию в классных и школьных событиях, поддержка их волонтерской помощи, обеспечение родителей информацией о возможностях участия,
  • регулярные семейные собрания в школе, направленные на просвещение и укрепление связей,
  • встречи родителей и педагогов школы и сада для обмена опытом, обсуждения сходства и различия, знакомства со школьным зданием и учителями, и пр.

В Японии специальным документом, регламентирующим подготовку семьи и школу к переходу в школу, указывается на то, что любая инициатива, направленная на улучшение перехода, должна начинаться с диалога между педагогами двух ступеней образования (Report on the Seamless Connection between Early Childhood Education and Primary Education). Им вменяется регулярно обсуждать возникающие образовательные спорные вопросы, организовывать мероприятия с совместной активностью детей, воспитывающихся на разных ступенях образования, обеспечивать родителям детей разных ступеней возможность задать друг другу вопросы, принять участие в обсуждении проблем образовательных организаций, выстраивать общее понимание между родителями и педагогами для того, что бы улучшить совместное управление.

Наконец, качество коммуникации и степень социальной готовности взрослых зачастую рассматривается как показатель благополучия вхождения семьи в школьную жизнь. Это отражается в направленности оценки таких индикаторов как: доступность для семей информации, связанной с переходом, вовлеченность родителей в школьную жизнь, участвуют в мероприятиях, общаются с учителями; присутствие в отношения между родителями и школой обоюдности и уважения и т.п.



Предварительный просмотр:

  1. Детско-родительские отношения

Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Как считают многие исследователи, во-первых, детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка - с одной стороны родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ему опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой – научить его заботиться о себе самому. В-третьих, особенность родительского отношения

к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка (Е.О. Смирнова)14.

Детско-родительские отношения являются важнейшим фактором развития и благополучия ребенка. Этот постулат верен для самых разнообразных и широких методологических рамок.

Для последователей психоанализа взаимодействия с матерью и отцом являются первыми ситуациями, где принцип удовольствия сталкивается с принципом реальности. Преодоление Эдипова комплекса (или комплекса Электры) в отношениях с родителями противоположного пола становится фундаментальным шагом в развитии психики, ее структуры, механизмов вытеснения и т.п. В контексте эпигенетической теории Э. Эриксона общение младенца с матерью есть первый опыт взаимодействия с обществом. Он дает ребенку первые нормы, ритуализации и позволяет постепенно выстроить эго- идентичность. Гуманистическая психология говорит о критической роли формирования привязанности между ребенком и матерью для всего дальнейшего хода жизни человека. В культурно-исторической парадигме все развитие высших психических функций обусловлено взаимодействием с обществом, первый опыт которого ребенок получает в семье. Именно родители удовлетворяют биологические и социальные потребности ребенка, помогают ему войти в более широкий социум, обеспечивают ощущение безопасности, уважения и поддержки.

С начала дошкольного возраста ребенок все больше автономизруется от родителя, вместе с тем, их отношения качественно усложняются, приобретают новые формы и содержание, перестают определяться исключительно ситуацией, в которой разворачивается общение. Основным фокусом сотрудничества ребенка младшего дошкольного возраста и взрослого становится «теоретическое» познание, где взрослый выступает

«эрудитом», способным ответить на детские вопросы. В старшем дошкольном возрасте родители значимы не столько, как источник знаний или определенного отношения, но как личности с множеством характеристик, не касающихся ребенка напрямую. Его интересует место родителей в обществе (профессия, социальное положение, доход и т.д.), их интересы, привычки и личные качества (Е.О. Смирнова, 1997)15.

Таким образом, несмотря на то, что к дошкольному возрасту детско- родительские отношения уже во многом оформились (сложилось отношение родителя к своей роли и к ребенку, установился определенный тип привязанности), они все еще трансформируются, принципиально влияя на развитие и благополучие ребенка.



Предварительный просмотр:

 «Игра в жизни ребенка младшего возраста»

(для родителей)

                                                                               

"Давай    поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть врачом или продавцом, парикмахером или косолапым мишкой. Обычно, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам объясняет нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми он недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей психики. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными - по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений, и т.д. В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни. Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.

Ребёнок должен соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца.

Игра формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. Как иногда бывает трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями. При этом достаточно просто сказать неуклюжему ребенку, что теперь он будет зайчиком и должен прыгать так, чтобы его не услышала лиса, и все его движения станут точными.

Коллективная игра требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра особо требовательна к развитию речи ребенка: он должен объяснить, во что и как хотел бы играть, договориться со сверстником. Поэтому те дети, которые начинают поздно говорить, или их речь имеет нарушения, испытывают трудности в играх со сверстниками. В таких случаях следует как можно быстрее подключать специалистов и выявлять причины нарушения. Такая же ситуация складывается, когда при смене места жительства ребенок преодолевает языковой барьер, начиная говорить на чужом языке. Очень важно вовремя оказать ему психологическую помощь, иначе с ребёнком почти никто не будет играть.

Игра бурно развивает воображение ребенка: из стульев он сооружает поезд, из кубиков гараж. Ребенок постоянно импровизирует в игре. Пытается задействовать всех и вся вокруг себя. Хорошо, когда взрослый помогает придумывать сюжеты, а главное - непосредственно участвует в игре. Этим он не просто доставляет ребенку радость, а помогает ему в развитии.

Дети, наблюдая за взрослыми, стремятся подражать им во всем, жить с ними на равных, воспроизводя в игре то, что им близко и интересно (действия людей в быту, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В этих играх важна тема, содержание, последовательность отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик - самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. Они присущи ребенку после 3-4 лет.

Возрастные периоды игры у детей младшего возраста

В 3-4 года ребёнок овладевает предметными действиями, легко переносит их с одного предмета на другой. Малыш кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлеты, укладывает ее спать в коробку-кровать. В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у младших детей в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, т. к. каждый новый предмет - это новая игра. Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны. Они не связаны в единое целое. Взрослый помогает малышу приблизиться к первым сюжетно-ролевым играм. Самое главное, не осложнять игру длинными ролями, постараться "оживить" для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что можно с ними поиграть и обязательно участвовать в игре.

Взрослый должен научить ребёнка использовать предметы-заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, сварить макароны из травы. Также можно развести костер, используя ветки, испечь там картошку, замещая её шишками, приготовить пирог из песка, используя ведёрко для формы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.

Немалую роль в развитии ребенка играют игры-драматизации. В качестве сюжета можно использовать русские народные сказки: "Колобок", "Теремок", "Репка" и др. Обыгрывая эти сказки, дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки, изменять интонацию, темп речи, имитировать движения зверей). Многие родители боятся того, что их дети сильно увлекаются игрой и совершенно не обращают внимания на то, что происходит в реальной жизни. Но так ли это на самом деле? Это только кажется, что ребенок, играя, уходит от действительности. На самом деле он в состоянии следовать логике реальности. Вот практический пример, игра, которая была предложена детям.

Сказка "Три медведя"

Материал: Вместо медведей детям предложили целые спички и половинки (с предварительно отрезанными серными головками), а вместо кроватей - спичечные коробки.

Цель: Дети должны были сами выбрать, какой предмет будет замещать тот или иной персонаж.

Результат: Все дети, даже самые маленькие, одинаково сделали свой выбор: полспички - это Мишутка, целые спички - мама и папа, коробки - постели и т.д. Когда же им предлагали сделать другой выбор (полспички - мама, а целая - Мишутка), ребята вполне серьезно говорили: "Так не бывает".

Но предметная игра, игра с предметами заместителями - это только предпосылка развитой сюжетно-ролевой игры, которая становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Пример ролевой игры, организованной путем развития цепочки действий.

Содержание игры: Вместе с малышом сварить обед для куклы. Покормить ее, потом вместе помыть и убрать посуду. Затем, раздеть ее и уложить спать в постельку. Потом можно заняться делами по дому: постирать грязные вещи, вытереть пыль и т.д. В этой игре мы видим последовательность игровых действий, и именно это поднимает ее на более высокий уровень. Позже малыши учатся сами разыгрывать сюжеты сказок, фильмов, сами составляют сценарии для игр. Развитие сюжетов детских игр в большей степени определяется взрослым, который знакомит малыша с разными сферами жизни, обогащает и развивает его игровую деятельность, учит его практически всему.

Наша обязанность - наблюдать за ребенком, как он играет на улице, со сверстниками, умеет ли договариваться с детьми о выполнении своей роли. Помогать ему в этом. Но делать это незаметно, непринужденно. Ведь именно коллективная игра развивает у ребенка умение устанавливать отношения со сверстниками. Если у ребенка возникли трудности, взрослый должен помочь ему выбрать сюжет, объяснить, как лучше распределить роли, и, конечно же, стать партнером по игре. Помогая ребенку импровизировать по ходу игры, взрослый развивает творческое воображение малыша, способность быстро перестраивать отношения с партнёрами.

Игры, развивающие навыки общения

Педагогами-психологами разработаны прекрасные программы развивающих занятий для дошкольников, которые направлены на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста. Предлагаемые групповые игры строятся на отношениях игрового партнёрства, при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности.

Игра 1. «Раздувайся, пузырь!»

(Освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения.)

Задачи игры: Научить ребёнка последовательному выполнению двух ролей - приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к партнеру.

Описание игры: Взрослый подходит к одному из детей и приглашает его поиграть ("Как тебя зовут?", " Машенька, пойдем играть!"). Взяв ребенка за руку, взрослый подходит с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка, он предлагает и ему присоединиться и подать руку Машеньке. Втроем они идут приглашать следующего ребенка и т.д. Когда все дети будут приглашены, они вместе с взрослым берутся за руки, образуя круг (" Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит взрослый. - А теперь, давайте, сделаем маленький кружок"). Все вместе становятся тесным кружком и начинают "раздувать пузырь", делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: "Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!". Когда получится большой круг, взрослый входит в него и говорит: "Лопнул пузырь!" Все хлопают в ладоши, произносят "Хлоп" и сбегаются к центру. После этого игра начинается сначала.

Правила игры:

  1. Когда пузырь раздувается - двигаться назад и к концу текста взяться за руки.
  2. На слово " Хлоп " руки разнимаются, и все бегут к центру. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Игра 2. «Карусели»

(Развитие способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы.)

Задача игры: Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями.

Описание игры: Эта игра также начинается с последовательного приглашения детьми друг друга в общую игру. Когда все участники игры собираются в общую цепочку, она замыкается и образуется круг. "Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит взрослый.- Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась". Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова: "Еле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз-два, раз-два (пауза). Вот и кончилась игра".

Движения: Сначала карусель медленно движется в правую сторону. Темп речи и движения постепенно ускоряются. На слова "побежали" карусель меняет направление движения. Темп движения постепенно замедляется, и на словах "раз-два" все останавливаются. Потом дети собираются в круг, и игра начинается сначала.

Правила игры:

  1. Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движения круг не обрывался.
  2. Поворачиваться лицом в сторону движения карусели.
  3. Подчиняться общему темпу движения и дружно хором произносить слова.

Игра 3. «Куклы пляшут»

(Развитие у детей умения уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания и побуждения.)

Задача игры: научить детей выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. (Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу).

Описание игры: Взрослый говорит детям: "Смотрите, какие куклы сегодня пришли поиграть с нами! Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними". Показывает. Потом он предлагает нескольким детям выбрать кукол и потанцевать с ними (произвольно). "А теперь, - говорит взрослый,- подумайте, кому передать свою куклу". Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.

Правила игры:

  1. В начале игры каждый выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя.
  2. Куклу можно передавать только тому, кто ещё не плясал.

Игра 4. «По дорожке Катя шла»

(Овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражение симпатии и приязни к сверстнику.)

Задача игры: развивать у ребенка активное воображение. (Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику).

Описание игры: Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один (Катя), кого заранее выбирает взрослый, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам: "По дорожке Катя шла, Катя тапочки нашла". Дети, кружась за руки, идут по кругу вправо, а Катя, находясь внутри круга, - влево. "Катя тапки примеряла, чуть надела - захромала".

(Катя изображает, что надевает тапочки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает.) "Стала Катя выбирать, кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, на, надень и попляши". (Хоровод останавливается, все смотрят на середину круга.) Катя и Коля пляшут в середине круга, и игра начинается сначала.

Правила игры:

  1. Выполнять движения в строгом соответствии с текстом.
  2. Выбирать тех детей, которые ещё не были в кругу и не плясали.

Все предложенные игры очень просты в применении, занимательны и интересны. Их можно проводить как в помещении, так и на улице. Не бойтесь экспериментировать и придумывать новые игры для детей. Все правильно придуманные и направленные на развитие детей игры хороши, тем более, если вы принимаете в них непосредственное участие. Игра - это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра - это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития. Мы должны принимать все меры для того, чтобы общее психическое развитие ребенка было в норме. Чтобы наши дети бесконтрольно не смотрели по телевизору или видеомагнитофону телесериалы и "ужастики", перенося их травмирующие психику сюжеты в свои игры, а познавали окружающий мир через призму добра и красоты. Только тогда игра для малыша станет полезной и познавательной. И именно от такой игры он получит все то, что пригодится ему в дальнейшей жизни.



Предварительный просмотр:

КАК ВЛИЯЕТ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

         В медицинской литературе имеются исследования, указывающие на возникновение у детей признаков утомления, нервозности, боли в животе, тошноты под влиянием длительного просмотра телепередач. Два часа просмотра телевизора равносильно прочтению нескольких толстых книг. Однако ребенок не в состоянии усвоить такой объем информации за короткий отрезок времени, поэтому он утомляется.

Нередко бывают случаи, когда мама, не зная, чем занять заболевшего ребенка, на целый день включает ему телевизор. А потом удивляется, почему ребенок стал капризным, вялым, откуда у него появились ночные страхи. Засидевшись у телевизора допоздна, ребенок недосыпает, что неблагоприятно сказывается на его нервной системе и психических функциях. Проводя долгие часы перед телевизором, дети лишают себя игр, меньше гуляют и меньше двигаются. Снижение двигательной активности ухудшает адаптационные возможности организма, физическую работоспособность и выносливость, повышает рост заболеваний.

Из-за длительного сидения в мягком кресле осанка у ребенка часто портится. Следует также иметь в виду, что двигательная активность регулирует обмен веществ. Дети с нарушенным обменом веществ нередко страдают ожирением, чаще болеют, в два раза чаще у них отмечается повышенное артериальное давление по сравнению со здоровыми сверстниками.

Просмотр телепередач, как всякая зрительная работа, может привести к зрительному утомлению. Нагрузка на зрение у детей с каждым годом увеличивается. Уже у трехлетних малышей, согласно современным исследованиям, зрительная работа (занятия рисованием, лепкой, рассматривание картин, просмотр диафильмов, теле- и видеопередач) занимает около 1,5 часов в день, что составляет 17 часов в неделю. У детей 5-6 лет нагрузка составляет около 2,5 часов, соответственно 21 час в неделю. Таким образом, продолжительность зрительной работы у дошкольников в течение недели достаточно велика. Наибольшую нагрузку для зрения создает просмотр телевизионных передач, что может, по мнению врачей, являться одним из факторов, способствующих развитию и прогрессированию заболеваний органов зрения.https://mdou8.edu.yar.ru/uslugi_naseleniyu/saved/image_18.jpeg

КАК УМЕНЬШИТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

https://mdou8.edu.yar.ru/saved/image_15_w250_h250.jpegХорошее состояние здоровья и нормальное физическое развитие ребенка во многом зависят от режима дня в семье. Не секрет, что чем больше малыш смотрит телевизор, тем больше устает, а чем больше устает, тем больше его тянет к телевизору. Постарайтесь, чтобы день был наполнен интересной для ребенка деятельностью: пусть малыш играет, рисует, гуляет, бегает, «читает» вместе с взрослыми умные и добрые книги. Физическая активность в детском возрасте играет важную роль в развитии защитного тонуса мышц, способствует формированию у ребенка хорошей осанки.

Для совместного просмотра телепередачи лучше всего удобно расположиться на своих местах (кресле, диване, детском стуле) на расстоянии не ближе 1,5-2 метров и не далее 5,5-5 метров от экрана телевизора (в зависимости от размера экрана по диагонали). Стоять телевизор должен на уровне глаз сидящего или чуть ниже. Если ребенок носит очки, во время передачи их следует обязательно надевать, чтобы излишне не напрягать зрение.

При просмотре телепередачи важно создать благоприятное для глаз освещение. Не рекомендуется просмотр в полной темноте, так как все время происходит дезадаптация с яркого экрана на темный фон комнаты, отчего глаза быстро устают. Лучше всего смотреть телевизор, освещенный верхним светом или любым боковым источником света (бра, торшер), не находящимся в поле зрения ребенка и не отражающимся на экране телевизора. Сберечь глаза помогут также и упражнения, которые можно делать во время рекламных пауз. Предложите ребенку посмотреть вдаль, закрыть глаза и мысленно представить себе увиденную картинку или любимых героев, детали одежды, выражение лица. Днем телевизор лучше всего смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни закрывать окна легкими шторами. Важно, чтобы телевизор был хорошо отрегулирован, изображение на экране должно быть четким и достаточно контрастным.

Как телевидение влияет на психическое развитие ребенка. Телевизор прочно вошел в жизнь наших детей. Телевизионный экран все чаще заменяет мамины колыбельные песни, разговоры с отцом, бабушкины сказки, становясь главным «воспитателем» ребенка.

Бесконтрольное увлечение дошкольника просмотром телепередач может иметь отрицательные последствия не только для его здоровья, но и психического развития. В настоящее время, когда подросло поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными.

Отставание в развитии речи.В последние годы у детей все чаще отмечается задержка речевого развития: дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Практически в каждой группе детского сада есть малыши, нуждающиеся в специальной логопедической помощи. Вы спросите: причем здесь телевидение?

Действительно, сидящий у экрана ребенок постоянно слышит речь, что должно способствовать его речевому развитию. Да и какая разница, кто разговаривает с малышом – взрослый или герой мультфильма? Разница большая. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание словесных оборотов. Речевое развитие ребенка происходит только в процессе живого, непосредственного общения, когда малыш не просто слушает чужую речь, а вовлечен в диалог. Поэтому речь с экрана телевизора остается для малыша малоосмысленным набором слов, не становится «своей», а значит, не способствует, а, скорее, тормозит речевое развитие ребенка.

Затруднения в чтении.Понимая отдельные слова и короткие предложения в тексте, ребенок, привыкший к отображению событий на экране, не всегда может удержать их в памяти и связать между собой. В результате нарушается целостное восприятие текста, а значит, и его понимание.

Неспособность играть и проявлять инициативу.Дети, которые смотрят по телевизору все подряд, более пассивны, чем их сверстники. Они реже выступают с предложениями в совместных играх, чаще обижаются, отходя в сторону, или вступают в конфликт, устраивают драки со сверстниками вместо того, чтобы настоять на своем. При этом темы игр лишены самостоятельности, представляют собой имитацию увиденного на экране.

Неспособность к концентрации внимания.Быстро меняющиеся телевизионные картинки могут стать причиной детской невнимательности. Ребенок привыкает к постоянной и скоротечной смене образов и звуков, что, в свою очередь, формирует в нем соответствующий «пучок ожиданий». Если же во время занятия этого не происходит, он начинает скучать, становится непоседливым, не может сосредоточиться, стремится к смене впечатлений.

Нарушения в развитии образной памяти и мышления.Образную память характеризует способность длительное время зрительно удерживать какую-либо картинку. Чем дольше мы ее удерживаем, тем лучше у нас память. При просмотре телевизора каждый новый кадр «гасит» предыдущий, причем все происходит очень быстро, что детренирует, а не развивает память. Отрицательное воздействие телевидения на развитие образного мышления выражается в неумении детей зрительно представить что-либо, например геометрическую фигуру, осенний лес и т. п.

Снижение фантазии и творческой активности.Творческое мышление ребенка развивается только на основе собственной активности, живого интереса к реальному миру. Если при чтении книги нам приходится многое домысливать, рисуя в своем воображении образы героев, картины природы, окружающую обстановку, то в телевизионных программах зрительные образы уже созданы. Поэтому даже самые лучшие фильмы тормозят развитие дошкольника, его творческий потенциал.

https://mdou8.edu.yar.ru/saved/image_14_w250_h131.jpegПросмотр боевиков резко усиливает агрессивность детей, особенно расторможенных или сверхэмоциональных. Существует и другой аспект, касающийся агрессивности, вызванной просмотром телепередач. Перед экраном телевизора ребенок длительное время сидит неподвижно. По окончании просмотра дошкольник приходит в состояние неестественного двигательного возбуждения: не может ничем заняться, склонен к агрессии, пребывает в дурном настроении, что связано не с содержанием просмотренной передачи, а с вынужденным покоем у экрана. Агрессивное содержание передачи только усиливает влияние на его общее состояние.

Все вышесказанное вовсе не означает призыва исключить телевидение из жизни малыша. Это невозможно, да и бессмысленно. Однако, важно осознавать, что, пока ребенок не готов адекватно воспринимать телевизионную информацию, использовать ее по назначению, участие взрослых в воспитании и развитии малыша просто необходимо.



Предварительный просмотр:

  1. Овладение социальными нормами и правилами

Нормы и правила усваиваются ребенком через взрослого. Ребенок

«снимает» нормы, наблюдая за жизнью взрослых, прежде всего, за их взаимоотношениями, поведением, повседневными высказываниями, оценками в семье. Чем более единообразны и созвучны требования реальному поведению взрослых, тем более ответственно ребенок относится к выполнению взрослых, но при этом демонстрирует более зависимое поведение.11

Умение следовать социальным нормам формируется в игре, продуктивных видах деятельности, в повседневной жизни на протяжении всего дошкольного возраста. Примером для подражания могут стать другие дети, художественные персонажи, герои мультфильмов, фильмов, компьютерных игр и т.д.

Ребенок не сразу способен слушаться взрослых. В 3 года он имеет некоторые представления о нормах поведения, проявляет большой интерес к образцам поведения, активно осваивает их и пытается применить к любой ситуации, даже к неодушевленным предметам. Но внутренний контроль за поведением только начинает формироваться, и ребенок готов соблюдать лишь некоторые нормы. В одних ситуациях он может слушаться (не шлепать по луже), в других – не способен сдерживать себя (рассердившись, может ударить другого ребенка или отнять игрушку).

Однако младшие дошкольники уже умеют оценивать поведение других детей, порицают их за плохое поведение: «Миша Иру бьет, а девочек бить нельзя». Нарушение норм другими детьми вызывает желание проверить,

можно ли так вести себя всем: «Я не виноват, он первый начал». Ребенок не пытается выяснить отношения со сверстником, а апеллирует к взрослому, обращая внимание на нарушение требования взрослого, а не самого правила:

«Мама говорит, что надо делиться. А он мне машинку не отдает». Таким образом дети хотят не повлиять на другого ребенка, а уточнить непреложность исполнения нормы. Пока еще в младшем дошкольном возрасте норма усвоена жестко, она не предполагает вариативности ее соблюдения. В ситуации, когда взрослый предлагает трехлетнему ребенку нарушить запрет, например, вытереть носовым платком ботинки, ребенок отказывается нарушить правило. В то время как в 6 лет он уже с радостью соглашается побаловаться вместе со взрослым. Главное, чтобы не последовало наказание.

В среднем дошкольном возрасте на первый план выступают нормы общения со сверстниками. Игровая деятельность развивается и требует привлечения партнеров к игре. Приходится учитывать мнение, интересы, потребности, эмоции других детей. К 4-м годам ребенок уже может проявлять сочувствие, сопереживать сверстникам, делиться игрушками, сладостями, уступать при необходимости, сдерживать агрессивные эмоции. Пока дети не понимают сложностей поведения и эмоций другого человека, но чувствуя поддержку и одобрение взрослых, стараются вести себя «по- доброму». Они принимают нормы формально, вне контекста ситуации. Лишь постепенно, эти внешние формы поведения интериоризируются, становятся внутренними переживаниями, нормативной регуляцией поведения.

К началу старшего дошкольного возраста, к 5-ти годам, дети осваивают большое количество норм, стараются адекватно их применять, переживать в случае их несоблюдения. К концу дошкольного детства они начинают самостоятельно оценивать свои поступки, исходя из своих представлений о том, какую оценку их поведения дадут окружающие. На основе этого строится самооценка. К 6-7 годам дети выполняют  правила

достаточно сознательно, во многом понимая их значимость. Это приводит к тому, что дети стремятся отслеживать выполнение правил другими детьми, решают конфликтные ситуации сами, не обращаясь к взрослому, что необходимо для полноценной игровой деятельности.

Важным показателем усвоения норм и правил поведения является развитие у дошкольника чувства гордости и чувства стыда, заставляющие ребенка соотносить свои поступки с ожиданиями взрослых, а затем и сверстников. Дошкольники начинают гордиться собой не только в том случае, если его похвалил взрослый, но тогда, когда он сам понимает, что совершил хороший поступок.

Во многом такие изменения в поведении, в оценке ситуации и самого себя связаны со сменой его социальной позиции и вносят вклад в дальнейший переход к школьному обучению.

Если взрослый непоследователен в выдвижении норм или не регулярно обращает внимание на их нарушение, у детей не

складываются представления о необходимости ее соблюдения.

Эмоциональные реакции взрослого воспринимаются ими как

негативное отношение к себе не ведут к усвоению нормы, а лишь к

повышению тревожности самого ребенка.



Предварительный просмотр:

  1. Развитие детского общения со сверстниками на протяжении дошкольного возраста

Социальная ситуация развития дошкольника во многом характеризуется тем, что сверстники становятся для ребенка более предпочтительными партнерами, чем взрослые. Они уже не только партнеры по игре, но и друзья.

Как и общение со взрослыми общение со сверстниками развивается и проходит ряд этапов. В младшем дошкольном возрасте общение имеет характер эмоционально-практического взаимодействия. Сверстник является

«невидимым зеркалом», в котором ребенок видит, прежде всего, себя. Становясь старше, к 4-6 годам, дети стремятся к ситуативно-деловому сотрудничеству со сверстником. Содержанием общения становится совместная игровая деятельность. Вместе этим возникает потребность в признании и уважении со стороны другого ребенка. К концу дошкольного детства общение уже является внеситуативным, складываются устойчивые избирательные предпочтения.33

На всех этих этапах группа сверстников влияет на развитие ребенка, который должен постоянно применять усвоенные им правила и нормы, примеряя их к конкретной ситуации, условиям, участникам взаимодействия, проявляя такие сложных форм поведения как притворство, юмор, хитрость и др. Столь широкий диапазон способов взаимодействия определятся многочисленными задачами, решаемыми ребенком при взаимодействии с другими детьми: управление действиями партнера, контроль за его поведением, оценка поступков другого ребенка, навязывание собственного мнения и т.д., а кроме того чрезвычайной эмоциональной насыщенностью.

Помимо мнения взрослого в дошкольном детстве складывается еще один инструмент влияния на развитие личности и поведения ребенка – общественное (групповое) мнение34.

В группе младших дошкольников общее мнение отсутствует. В своих суждениях о других детях они руководствуются отношением взрослого. Мнение одного ребенка не влияет на других. В 4-5 лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников. Для группы детей среднего дошкольного возраста характерно такое качество как конформность

  • КОНФОРМНОСТЬ

податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, появляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с

первоначально не разделявшейся им позицией большинства

А.В. Петровский видел причину этого явления в том, что доминирующей тенденцией детсадовского детства является адаптация, при которой наиболее важным становится принятие групповых норм и правил.

«Это достигается за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии растворения в

«общей массе» (А.В. Петровский, 2006, С. 46).35.

В экспериментах В.С.Мухиной группе детей давали попробовать сладкую кашу. Только одному ребенку из группы доставалась ложка соленой каши. Взрослый спрашивал, сладкая ли каша. Все дети отвечали, что сладкая. Ребенок, которому досталась соленая каша, в начале очень удивлялся, но потом соглашался со всеми и говорил, что каша сладкая. На вопрос взрослого, почему он так сказал, ребенок отвечал: «Она соленая. Но все ведь сказали, что сладкая».

В шесть лет конформность значительно снижается. Перед приходом в школу у ребенка вырабатывать собственное мнение, он демонстрирует поведение, отличное от окружающих, начинают нарастать тенденции индивидуализации и в какой-то степени интеграции (А.В. Петровский). Ребенок отстаивает свое мнение, в том числе по отношению к другому ребенку. При этом его мнение может иметь четкую аргументацию: «Валя хорошая, она мне нравится, хотя и плачет. Просто ее обижают». У некоторых детей происходит застревание на одной из стадий. Например, он надолго остается конформистом, неспособным не только высказать, но и иметь собственное мнение. Большинство исследований доказывает, что это связано с особенностями семейного воспитания, например, с авторитарным стилем или гиперопекой родителей.

В

Детская группа значительно меняется на протяжении дошкольного

возраста. В 3-4 года появляются объединения из трех и более детей, но, как правило, они неустойчивые, быстро распадаются. Их интересы концентрируются вокруг предметной деятельности, ограничиваются совместным использованием предметов или игрушек. В среднем дошкольном возрасте начинают появляться более или мене устойчивые объединения. Дети говорят о том, что у них появились друзья, рассказывают о них, четко помнят их, даже, если они не ходят какое-то время в сад.

К концу дошкольного возраста достаточно устойчивые объединения существуют в каждой группе дошкольного учреждения, увеличивается численность входящих в них детей, и сокращается число детей редко общающихся с другими. Увеличивается продолжительность взаимодействия

детей до нескольких недель или даже месяцев. Это свидетельствует о том,

что в этом возрасте детские отношения начинают структурироваться, происходят социально-психологические процессы, обусловленные не столько влиянием взрослого, сколько особенностями взаимодействия самих детей36.

Специально модифицированные социометрические процедуры (В.В. Абраменкова, Я.Л. Коломинский, Т.А.Репина, А.А.Рояк) показали, что в группе дошкольников представлены практически все социометрические категории – высоко-, средне- и низкостатусные дети.

  • СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС

место (положение) субъекта в системе межличностных отношений в данной малой группе. Социометрический

статус выражает степень

привлекательности его личности для других членов группы

Высокостатусные дети, как правило, занимают лидирующую позицию в совместной, в том числе игровой, деятельности детей. Среднестатусные дошкольники объединяются в небольшие группы или присоединяются к объединениям, образующимся вокруг высокостатусных детей. Дошкольники с низким статусом оказываются изолированными, если общение и игровая деятельность не регулируются педагогом.

Изменения интрагрупповой структуры соответствует возрастной динамике.

  • ИНТРАГРУППОВАЯ СТРУКТУРА

принятое распределение руководства и подчинения, прав и обязанностей между членами группы, порядок

отношений и совместных действий членов группы, характер коммуникаций и предпочтений

В младшей группе детского сада социометрическая структура не полная, в них отсутствуют либо «звезды» либо «отверженные». К старшему дошкольному возрасту таких неструктурированных объединений остается совсем немного. Кроме того можно говорить о том, что от младшего к старшему возрасту увеличивается внутригрупповая дифференциация. Это выражается, например, в том, что увеличивается количество выборов, которые получаю высокостатусные дети.

Исследования Т.А.Репиной, А.А.Рояк и др. показали, что социометрический статус ребенка может быть достаточно устойчивым. Так около половины детей сохраняли свой статус на протяжении нескольких лет. При этом наиболее устойчивыми оказались позиции высокостатусных детей, а наименее – низкостатусных. Это, скорее всего, объясняется тем, что воспитатели в большинстве случаев стараются поднять статус отвергаемого ребенка. Их работа приносит положительные результаты, поднимая детей на более высокое статусное место.

Социально-психологические процессы в группе детского сада отражаются и в системе мотивов социометрических предпочтений. Выделяют четыре группы мотивов, лежащих в их основе.

К первой группе относятся мотивы, встречающиеся у детей младшего дошкольного возраста и носящие глобальный характер без осознания конкретных причин отношения к сверстнику («потому что нравится»). Во вторую группу входят мотивы, основанные на каком-либо качестве ребенка («добрый», «веселый», «красивый»). Они характерны для детей 4-5 лет. В старшем дошкольном возрасте преобладающими становятся мотивы третьей группы, обусловленные интересом к совместной деятельности («хорошо бегает», «куклы хорошие приносит»). К четвертой группе относятся мотивы, в основе которых лежат дружеские отношения («он мой друг, мы всегда вместе»). Они развиваются к концу дошкольного возраста.

Динамика        мотивации        социометрических        выборов        отражает

качественное своеобразие процессов социально-психологического развития

детского сообщества. Если в среднем дошкольном возрасте дети дружат, потому что играют, то к концу дошкольного детства дети играют, потому что дружат. Можно сказать, что характер взаимодействия детей начинают определять реальные отношения межличностной значимости.

Важной социально-психологической характеристикой дошкольного возраста является появление связи между самооценкой и притязаниями ребенка и мнением о нем сверстников.

В младшем дошкольном возрасте для ребенка было характерно завышать оценку себя, не принимая во внимание мнение окружающих. В среднем дошкольном возрасте снижение или повышение самооценки зависит от отношения к ребенку и мнения взрослого. Самооценка и притязания старших дошкольников напрямую зависят от оценок сверстников, чем выше мнение сверстников о ребенке, тем выше его самооценка и, наоборот (С.Н.Карпова, Л.Г. Рузская, С.Г. Якобсон и др.)37. Следовательно, уже в детском саду группа не только дает понять ребенку, как к нему относятся, но эта информация серьезным образом влияет на него.

Сверстник начинает играть роль «значимого другого», определяющего не только социометрический и эмоциональный статус ребенка, но и влияющего на его самооценку, притязания и систему ценностей.



Предварительный просмотр:

Развитие представлений об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста

Проблема воспитания дошкольников средствами окружающей природы привлекала внимание исследователей с давних времен и по сей день.

Окружающий мир — это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле — это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок. Природный мир — живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира. Социальный мир — люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями. Социальная действительность — конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.

В дошкольном детстве отражение предметов или явлений окружающего мира осуществляется на уровне представлений. Дошкольник мыслит наглядно, образами. Основными задачами ознакомления с окружающим миром дошкольников являются:

1. формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

2. развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

3. ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

4. формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);

5. формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни;

6. формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе;

формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина, пластмасса, дерево, металл и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека. Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются.

Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов. Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя:

• ознакомление с явлениями социальной жизни;

• ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

• ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира, так же могут использоваться различные дидактические игры, как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Еще одним способом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.

Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность. Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельным.

Взрослый может и должен целенаправленно руководить творческими проявлениями детей, использовать полученные в процессе развития рисования навыки в других видах организованной образовательной деятельности ребенка, в частности при ознакомлении его с окружающим миром.



Предварительный просмотр:

Раннее профессиональное самоопределение детей дошкольного возраста

        Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

        Ранняя профессиональная ориентация дошкольников - специально организованное информирование дошкольников о мире профессий средствами игровой деятельности, создающей у детей определенный опыт профессиональных действий, профессионального поведения. 

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте

Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др.

Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы — выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых.

Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда.

Таким образом, чем раньше начнётся специально организованное информирование детей дошкольников о мире профессий посредством игровой деятельности, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, профессиональное и личностное развитие, удовлетворённость жизнью, личностный и профессиональный рост каждого человека в современном обществе.

Детский сад является первой и важной ступенью подготовки будущих тружеников своей страны. Уже в детском саду дети начинают знакомиться с трудом взрослых, узнают о разных профессиях.  Так же в дошкольном возрасте происходит формирование первоначальных трудовых навыков и умений: ребенок учится лепить, рисовать, делать поделки из разных материалов, строить из конструктора, выполняет несложные трудовые поручения по уходу за растениями и животными, помогает родителям в быту. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Сюжетно-ролевая игра является незаменимым помощником в приобщении детей к миру профессий. Она возникает в том случае, когда у ребенка имеются определенные знания и представления о каком-нибудь событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. И  чем больше у дошкольника знаний  о разных профессиях и действиях, которые выполняет взрослый в рамках свой профессиональной деятельности, тем разнообразнее сюжет и интереснее игра ребенка.  Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.

Уже в дошкольном детстве, наблюдая за игрой ребенка, можно выявить его интересы и способности. У кого-то лучше, получается, выполнять задание  по образцу  или схеме, придуманной взрослым, а кто-то, наоборот, сам с удовольствием придумывает новые конструкции домов или узор, играя с мозаикой. Кто-то в игре берет на себя главные роли и придумывает замысел игры, а  кто-то лишь выполняет задуманное.

http://www.lifewomens.ru/adm/images/vospitatelu_detskogo_sada/Igra_magazin_detyam_doshkolnogo_vozrasta.jpghttp://1.bp.blogspot.com/-77ieud8XB7c/UhzW_vGN1cI/AAAAAAAABi0/_z_a2eqsLlM/s1600/DSCN1187.JPG

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=323b366be340cee1&mb=imgdb_preview_63http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_870d14b22db254070e9f47a272c4eff5.jpg



Предварительный просмотр:

Создание развивающей среды в семье.

Для детей младшего дошкольного возраста решающее значение имеет богатство окружающей среды дома. Поэтому желательно, чтобы ребенка окружали:

• Игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение отдавать природным материалам и объектам;

• Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;

• Различные движущиеся игрушки;

• Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки, формы-вкладыши;

• Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.);

•Конструкторы, мозаика;

• Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, открыть-закрыть; выдвинуть-задвинуть;

• Разрезные картинки, пазлы из 4-8 элементов, кубики с картинками;

• Шнуровки, застегивающиеся коврики на развитие мелкой моторики рук.

• Настольно-печатные игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)

• Разнообразные материалы для творчества: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.

•Машины, куклы с набором одежды, мебель, посуда, наборы игр по профессиям («Доктор», «Парикмахерская» и др.)

•Фигурки  животных;

•Мягкие игрушки;

•Книги с иллюстрациями.

Фантазируйте вместе с малышом, предлагайте ему как можно больше игр, развивающих мелкую моторику. Ведь такие игры не только принесут Вашему ребенку море веселья и впечатлений, но и будут способствовать его речевому, интеллектуальному и гармоничному развитию в целом. Ведь, как говорил известный педагог В.Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

https://images.ru.prom.st/714054984_w640_h640_polese-piramidka-.jpghttp://fabulai.com/wp-content/uploads/2018/09/Mega-Bloks-First-Builders-Imagination-Building-Set-100-Pieces-ClassicB.jpg



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ                   У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0247/00071aae-e41b6050/img4.jpg

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека.

Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребенку школа, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени — умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.

Факторами, на основании которых формируется чувство времени, являются:

Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.

Переживания – чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность успеть сделать за тот или иной его отрезок. И это, послужит основой формирования планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объём работы соответственно отведенному на неё времени. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вопрос, как научить ребенка чувству времени, сначала может показаться многим родителям очень сложным, поэтому нужно   заинтересовывать ребенка, обучать играючи и “растянуто” во временном промежутке, то еще в дошкольном возрасте можно научить малыша хорошо понимать, что такое время и зачем оно нужно всем людям. Понимание времени, или узнавание времени - это навык, которому ребенок должен обучаться постепенно. Тут и там, дома и на улице малыш будет слышать от мамы, папы и от других людей слова и рассуждения на тему “время”. Например, про минуты и часы, про сегодня и вчера, о том, что рано и поздно, о лете и зиме. Если сейчас вы спросите себя о том, когда же и как вы научились разбираться в часах и определять время суток, то, скорее всего, вы на этот вопрос однозначного ответа не дадите. Ясно то, что без этого навыка наша жизнь невозможна.

Как научить ребенка понимать время? Время абстрактно. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Для ребенка-дошкольника овладение умением ориентироваться во времени дается весьма сложно. Это вызвано особенностями развития мыслительных операций, которые состоят в преобладании наглядных видов мышления над логическими. Когда стоит начинать обучать ребенка определению времени? Оптимальный возраст для процесса обучения - это период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Однако, нужно создавать подготовительные условия для овладения ребенком этим жизненно необходимым умением. Как обучить ребенка определению времени? Не стоит начинать обучение определению времени суток сразу с детального изучения циферблата. Это ничего положительного не принесет.  

Учимся определять время года и месяц

 Следующим этапом в понимании ребенком времени выступает ознакомление с временами года и месяцами. В первую очередь, следует начинать обучение тогда, когда ребенок уже осознает, что такое жара и холод, ориентируется в природных изменениях. Есть несколько способов для успешного обучения. Можно вместе с ребенком сделать карту времен года, на которой отобразить все месяцы картинками. Совместный досуг послужит не только обучающим методом, но и хорошим развлечением.

На такой своеобразной карте необходимо отразить особенности каждого месяца, чтобы ребенок видел и мог впоследствии ассоциировать, например, сентябрь со школой, а декабрь – с Новым годом.

В книжных магазинах вы найдете богатый ассортимент наглядной учебной детской литературы. Яркие красочные иллюстрации помогут ребенку лучше запомнить каждый месяц года. Задания выполняются в игровой форме, что помогает ребенку лучше усвоить и закрепить информацию.

Домашние театрализованные представления сослужат хорошую службу в понимании и запоминании окружающего мира. Инсценируйте, например, сказку «Двенадцать месяцев». Кроме того, различные загадки, стишки и песенки про месяцы года не только развлекут малыша, но и потренируют его память.

Поэзия соответствующей тематики и «картинная галерея», нарисованная самим ребенком помогут в нелегком запоминании всех месяцев года. Вы можете предложить ребенку изобразить каждый месяц, а затем вместе установить правильность рисунков.

Учимся различать время по циферблату

 Если ребенок успешно усвоил времена года и части суток, настало время переходить к собственно понятию и определению времени. Это “ученье” рациональнее начать с ребенком, когда он знает цифры. И когда счет для него не является проблемой. То есть годам к пяти - пяти с половиной. Для ваших уроков следует использовать не настоящие часы, а игрушечные или самодельные, с тремя стрелками (картонная модель часов) и цифрами - арабскими (1,2,3 и так далее, до 12), которые можно изготовить вместе с ребенком. Необходимо, чтобы циферблатные стрелки на этих часах легко крутились. Сначала следует разобраться со стрелками.

 Этап первый - знакомство с секундой стрелкой:

На примере будильника с секундной стрелкой, проще всего объяснить ребенку, что означает секунда. Нужно сказать, что это миг, когда, например, хлопаешь в ладошки. Пускай ребенок при каждом перемещении стрелки хлопает.

Когда стрелка опишет целый круг, значит, прошла минута. Обязательно следует дать понять, что минута состоит из 60 секунд. Привлеките внимание ребенка к различиям между стрелками: часовая стрелка короткая и широкая, а минутная - длинная и узкая.

 Этап второй - знакомство с часом:

Начинаем с определения часов. На картонном макете-циферблате нужно поставить большую стрелку на 12, а маленькой отсчитывать часы по порядку - 1, 2, 3, 4 часа и дальше, обязательно акцентируя внимание малыша на том, что правильное движение стрелки - по кругу справа налево. Надо непременно дать понятие о том, что большая стрелка движется намного медленнее, чем секундная. И, когда она полностью описывает круг, проходит один час.На первых порах не стоит вводить минуты, пусть кроха научится разбираться в часах. После объяснения следует выполнить закрепляющие упражнения: попросить малыша показать конкретное время, определить время, представленное на циферблате и др. Обычно, дети быстро усваивают такую информацию и могут по заданию родителей выставить часы на игрушечном циферблате. Если ваш ребенок усвоил данную информацию, переходим к изучению минут.

Этап третий - знакомство с минутой:

Теперь на циферблате можно начертить черточки для обозначения минут, причем 12 более длинных и жирных - под каждым часом, по 4 более коротких обычных - в их промежутках.

Выставляя стрелки на макете, нужно дать понятие, как определяют по часам промежуток времени в 5 минут и в 1 минуту. Объясните малышу следующее: если часовая стрелка указывает ровно, например, на три часа, то минутная стрелка расположена на отметке «двенадцать», а если минутная стрелка обосновалась на отметке «шесть», значит это половина часа. Закрепите новые знания малыша в упражнениях. После этого переходите к новому объяснению. Дайте ребенку общую информацию, что в одном часе - 60 минут. На часах изображены 5, 10, 15, 20 и т.д. минут. Перемещая стрелки, не забывайте называть правильное время, представленное на циферблате.

После закрепите новые знания на практике, выполнив с ребенком ряд упражнений. В первое время надо изображать на циферблате и говорить, например, так: “Сейчас 1 час 15 минут”, а не “Сейчас четверть второго” или так: “Сейчас 6 часов 45 минут”, а не “Сейчас без четверти семь”. Понятие четверти для ребенка немного сложнее, поэтому спешить с ним не стоит. Введение понятий «четверть», «двенадцать минут восьмого», «полтора часа» и т.д. является достаточно сложным для него. Следует немного подождать. Пойдя в школу и став немного старше и опытнее, малыш быстро усвоит еще неизвестные ему временные определения и понятия. Ребенку очень понравится возиться с макетом, показывать разные значения времени и проговаривать их вслух для взрослого. Спустя некоторое время можно будет усложнить задание и попросить ребенка назвать, сколько пройдет минут, если минутная стрелка, к примеру, пройдет от цифры 5 до цифры 9.

Конечно, многие папы и мамы начнут протестовать. Видите ли, зачем ребенку знать часы с циферблатом, если практически везде уже используют электронные часы с указанием всего-навсего четырех цифр? В защиту часов традиционного формата можно сказать, что циферблат помогает видеть прошлое и будущее почти в один момент, тогда как на цифровых часах видно только настоящее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...