"Кто привык трудиться, тому без дела не сидится"
план-конспект занятия (старшая группа)

Григорьева Татьяна Алексеевна

Работа по ранней профориентации с воспитанниками ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_kto_privyk_truditsya_tomu_bez_dela_ne_siditsya.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОД «Кто привык трудиться, тому без дела не сидится» для детей старше-подготовительной группы

Цель: формировать и совершенствовать трудовые навыки детей.

Задачи:  учить детей трудиться в коллективе, закрепить приемы и методы организации коллективного труда и пользоваться инструментами,  учить детей понимать поставленную задачу. Воспитывать самостоятельность, дружелюбие, чувство ответственности за общее дело, удовлетворение от успешно выполненной работы, умение предлагать свою помощь другим, оценивать свою работу и работу товарищей.

Оборудование и материал: тазики с водой, мыло, губки, полотенца, кукольная посуда; фартуки, палочки для рыхления, лейки, тряпочки, опрыскиватель, клеенки; материал для ремонта книг; ободки с изображением посуды; костюм Федоры; эмблемы; угощение для детей.

Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», заучивание поговорок и пословиц о труде; хозяйственно-бытовой труд детей.

Ход занятия

1. Организационный этап

Воспитатель. Посмотрите, ребята, сколько у нас гостей. Давайте поделимся со всеми своим хорошим настроением и поприветствуем мир, который нас окружает!

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой (сложить ладони домиком над головой)

Живут в нём солнце, дождь и гром (показываем солнце, пальцем по ладошке, «замок» руками)

Лес и речной прибой (руки вверх, пальцы растопырены «лес», пальцы в «замке» двигаются)

Живут в нём птицы и цветы («крылья», руки вперед пальцы рук растопырены «цветы»)

Весёлый звон ручья (одной рукой «волна»)

Живёшь в том доме светлом ты (сложить «домик»)

И все твои друзья (за руки взять соседей)

Воспитатель. Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть и сделать много интересного и получить самые яркие впечатления от того, что окружает нас.

Дети садятся на стулья.

2. Мотивационно - ориентировочный этап

Появляется Федора (ребенок), идёт, зевает.

Федора.  Я посуду бы помыла,

Только ручек не поднять.

Я бы щей себе сварила,

Только хочется поспать.

Ой, болит голова,

Да, наверно я больна.

Воспитатель. Как же тебе, Федора, не стыдно, спать собираешься, а пол не метён, в углу паутина, цветы неухоженные, книжки порвались. Смотри, даже посуда обиделась на тебя.

Дети надевают ободки с изображением посуды.

Чашка. Сколько можно, мы не мыты!

Ручки все с боков отбиты?

Ложка. Я вся в масле и вся в саже,

Блеска нет на ложке даже.

Скалка. Я так больше не могу

От Федоры убегу.

Тарелка.  И меня она не мыла

О тарелке позабыла.

Нож.  Я не режу, затупился,

В железяку превратился.

Блюдце.  Ах, мы бедная посуда,

Жить с Федорой очень худо.

Все вместе.  От Федоры мы уйдём,

Опустеет ее дом. (снимают шапочки и присоединяются к остальным детям)

Воспитатель.  Ребята, а кто же остался с Федорой?

Дети.  Тараканы, пауки, мыши.

Воспитатель. Федора, неужели тебе хочется ходить такой замарашкой и быть ленивой?

Федора. Нет.

3. Поисковый этап

Воспитатель. Что же нам делать с Федорой?

Дети. Надо научить Федору аккуратности и чистоте.

Федора.  А кто же мне поможет и научит быть трудолюбивой и аккуратной?

Воспитатель. Наши ребята! Они у нас все умеют делать: дежурят по столовой, поддерживают порядок в группе. Умеют мыть игрушки, подклеивать  книжки,  любят ухаживать за растениями. А сколько пословиц и поговорок знают о труде!

Дети. - Кто не работает, тот не ест.  

- Труд кормит, а лень портит.  

- Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.  

- Было бы желание, будет и умение.  

- Что сделано наспех, то сделано на смех.  

- Дело мастера боится.  

- Делу время, потехе час.  

- Глаза боятся, а руки делают.  

- Землю красит солнце - а человека труд.  

- Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Воспитатель. Не грусти, Федора, все будет хорошо. Ребята, давайте поиграем с Федорой.

Речевая подвижная игра «Угадайте, что я делаю?» 

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь - не знаем,
Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например: чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, поворачивает что-то в мясорубке и т. д.

Дети угадывают действия.

Воспитатель. Ребята, поможем Федоре, научим ее мыть посуду, ухаживать за растениями, подклеивать книжки.

Дети. Да.

4. Практический этап

Воспитатель. Тогда за дело! Нам предстоит славно потрудиться. Работать нужно добросовестно, хорошо.

Ребята, что же нам нужно для ухода за посудой?

Дети. Вода, мыло, губка, полотенце.

Воспитатель.  А как мы будем мыть посуду?

Дети. Работать будем парами – одни будут подавать посуду, а другие – мыть её. Намыливаем губку и моем посуду с внутренней и внешней стороны, а затем ополаскиваем в чистой воде. Ставим чистую посуду на полотенце.

Воспитатель. А как мы будем ухаживать за комнатными растениями?

Дети. Нужно разрыхлить землю в горшках с комнатными растениями, протереть листочки от пыли, полить сухие растения.

Воспитатель.  А как лучше подклеивать книги?

Дети. Надо отрезать полоску, нанести на бумажную полоску клей и приклеить к поврежденной части книги, прижав полоску тряпочкой. Воспитатель. Но прежде чем начать работу, нужно вспомнить правила безопасного обращения с предметами труда.

Ребенок. Мыльными руками нельзя тереть глаза (будет щипать, могут заболеть). Не разбрызгивать воду, можно поскользнуться и упасть на пол.  Ребенок. Рыхлить от стенок горшка к корню, чтобы не повредить корни растения.  Листья протирать аккуратно, тихонько, чтобы не сломать их. Поливать так, чтобы носик лейки был у стебля растения.  

Ребенок. Нельзя размахивать ножницами, можно поранить соседа. Воспитатель. Тогда за дело! Нам надо определиться, кто какую работу будет выполнять. Я предлагаю разделиться на три звена. В каждом звене нужно выбрать командира. Командиры, подойдите ко мне и получите для своего звена эмблемы.  Выбирая эмблему, вы выбираете работу. (Дети выбирают). 

Воспитатель. Прежде чем начать работу давайте немного разомнемся. 

Физкультминутка «Как мы маме помогали»

Раз, два, три, четыре,                  (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли:                      (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку,  ковшик, ложку      (Загибают пальчики по одному, начиная              с  большого)

И  большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                       (Опять трут ладошкой ладошку)

Только чашку мы разбили.               (Загибают пальчики)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть  сломали.

Так мы  маме помогали.                    (Сжимают и разжимают кулачки)

Воспитатель. А сейчас ребята надеваем спецодежду и приступаем к работе. (В ходе работы проводится индивидуальная работа)

Воспитатель (или гости) приводит Федору в порядок: причёсывает, переодевает, вытирает лицо.

Федора выполняет каждый вид работы.

Федора: Ребята, какие вы молодцы. Как хорошо потрудились, и меня научили.

Воспитатель.  Вот и стала ты опрятна и красива и приятна.

Федора. Я теперь много умею,

Что вела себя так, сожалею!

Ой, спасибо вам, ребята,

Теперь буду аккуратной.

Федора. Хорошо у вас, но мне нужно бежать догонять свою бедную посуду. До свидания, ребята!

5. Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель. Ребята, каждый из вас делал свое маленькое дело. Как вы думаете, после того, как мы все дружно потрудились, при помощи каких пословиц можно подвести итог нашей работе?

Дети. Сделал дело – гуляй смело. Делу время – потехе час.

Воспитатель. Ребята, интересно мы с вами сегодня провели время, и доброе дело сделали – научили Федору трудиться.

Чему мы научили Федору? С чем вам было тяжело справиться? А какой труд не вызвал затруднений? Понравилось вам трудиться сообща, и почему?

Дети исполняют песню «Всегда найдётся дело для умелых рук», муз. Александрова, сл. М. Ивенсена.

Воспитатель. Ребята, я хочу закончить наше занятие словами пословицы: «Какова работа, такова и плата». Вот вам угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие: «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится»

Программное содержание:1.      Продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки детей.2.      Воспитывать привычку к трудовому усилию. Научит...

Интегрированное занятие: «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится»

Программное содержание:1.      Продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки детей.2.      Воспитывать привычку к трудовому усилию. Научит...

Консультация для родителей "Чтоб без дела не сидеть..."

Данная консультация направит родителей на формирование у детей стремление к знаниям, настойчивость, умение преодолевать трудности и добиваться результата....

Лэпбук «Кто любит трудиться, тому есть чем похвалится».

Лэпбук «Кто любит трудиться, тому есть чем похвалится»....

Паспорт проект «Кто любит трудится, тому без дела не сидится»

Дети дошкольного возраста так мало знакомы с трудом взрослых в сельской местности. А на вопрос: откуда берутся овощи или фрукты отвечают, что всё продаётся в магазине.Труд-основа нашей жизни, нашего б...

Отчёт по проекту "Кто любит трудиться, тому без дела не сидится"

Дети дошкольного возраста так мало знакомы с трудом взрослых в сельской местности. А на вопрос: откуда берутся овощи или фрукты отвечают, что всё продаётся в магазине.Труд-основа нашей жизни, нашего б...