Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"
статья

Аннотация.

      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной работы с детьми, имеющими  нарушение фонематического слуха. Данная статья адресована практическим логопедам, учителям начальных классов, методистам и воспитателям специализированных ДОУ компенсирующего вида, а также родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Фонематический слух. Этапы его формирования.

Аннотация.

      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной работы с детьми, имеющими  нарушение фонематического слуха. Данная статья адресована практическим логопедам, учителям начальных классов, методистам и воспитателям специализированных ДОУ компенсирующего вида, а также родителям.

        В 30-х годах прошлого века  Л. С. Выготский   ввёл понятие  «фонема»: он доказал, что фонема является единицей развития детской  речи.  Развитие детской речи происходит путём развития системы фонем, а не путём накопления отдельных звуков [1]. Фонема – не просто звук, а имеющий значение звук. Л. С. Выготский обратил внимание на восприятие фонем. Согласно его точке зрения, «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонем происходит только на фоне человеческой речи». Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи [1].

      Л. С. Выготским был введён термин «фонематический слух», включающий в себя три речевые операции:

1. способность слышать есть данный звук в слове или нет;

2. способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

3. способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.                   Фонематический слух - сенсорная основа нашей речи. В отличие от музыкального или звуко-высотного слуха, направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух «занимается» различением фонем - частей слова, имеющих «смысл», содержание, обладающих значением [1].

       Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека в «решетке фонем» [2, С. 92].     На основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, а на основе этого фонематического процесса формируются более сложные фонематические процессы: анализ, синтез и представление.    Овладение фонематическими процессами имеет большое значение для речевого развития, потому что они представляют собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

        В онтогенезе развитие и становление фонематических процессов происходит постепенно и по определённым закономерностям.

      Начало формирования фонематического слуха происходит очень рано. Уже на 3-4 неделе жизни ребёнок выделяет речь человека из любых других звуковых раздражителей, затем ребёнок постепенно становится всё более внимательным, приспосабливается к тонкому различению речевых звуков [3, С. 118].

     В восприятии речи взрослого человека ребенок проходит несколько этапов-уровней:

     1 уровень (3-6 месяцев). У ребёнка выражено речевое внимание, ребёнок всё больше прислушивается к звукам человеческой речи, начинает узнавать знакомые голоса, реагирует на интонацию. К концу этого периода особую значимость для ребёнка приобретает ритм.

    2 уровень (6-10 месяцев). Ребенок начинает различать слова понимать короткие инструкции: «Дай ручку», «Где мама?». Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.

   3 уровень (10-18 месяцев). В начале этого периода ребёнок начинает понимать названия предметов и игрушек. К одному году ребёнок начинает узнавать предметы на картинках, а к 1,5 годам может узнать их на сюжетной картинке.

    4 уровень (2-3 года). Исследования отечественных психологов, лингвистов - Н. X. Швачкина и А. Н. Гвоздева показали, что к двум годам ребенок различает все звуки родного языка. Иначе говоря, к двум годам фонематический слух ребенка оказывается сформированным. Ребёнок понимает название действий, двухступенчатую инструкцию, а к 2,5 годам начинает понимать значения предлогов и вопросы косвенных падежей. К трём годам понимает прочитанные ему короткие рассказы.

   5 уровень (3-4 года). К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. К этому же времени у ребёнка заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Ребёнок понимает значение сложноподчинённых предложений и предлогов вне конкретной привычной ситуации. На этой основе начинает формироваться фонематический анализ [4, С. 128].

      Становление фонематического восприятия хорошо описано в работах Н. Х. Швачкина (1948). Там выделены 12 генетических рядов фонематического восприятия. Сперва ребёнок начинает различать наиболее грубо противопоставленные звуки – гласные и согласные, затем происходит постепенная дифференциация: гласных звуков; согласных: шумных-сонорных,  твёрдых-мягких,  носовых плавных, губных-язычных,  взрывных-фрикативных, переднеязычных заднеязычных,  глухих-звонких,  шипящих-свистящих.  Швачкин определил последовательность различения речевых звуков, которая идёт от различения контрастных к различению всё более близких звуков. Вначале формируется различение гласных фонем, затем согласных, это обусловлено тем, что гласные звуки чаще встречаются и лучше воспринимаются. Кроме того, различение наличия и отсутствия согласного появляется раньше, чем различение согласных звуков по признакам. Различение согласных звуков начинается с того, что ребёнок выделяет сонорные и шумные звуки. Раньше других ребёнок начинает выделять артикулируемые шумные звуки среди прочих шумных согласных. На этом этапе в развитии фонематического восприятия участвует не только слух, также большое влияние оказывает и артикуляция. Таким образом, происходит тесное взаимодействие между речедвигательным и речеслуховым анализатором [5, С. 114]. В дальнейшем ребёнок начинает распознавать артикулируемые твёрдые и мягкие согласные, а затем и те, которые позднее появляются в речи. После этого ребёнок начинает дифференцировать внутри групп согласных от сонорных к шумным. Далее происходит различие звуков по способу образования, прежде всего взрывные и фрикативные. Взрывные согласные различаются и артикулируются раньше, так как наличие смычки способствует усилению кинестетических ощущений в процессе артикулирования этих звуков. На следующей стадии появляется различение передне- и заднеязычных звуков. Затруднение дифференциации этих согласных объясняется неточностью кинестетических ощущений положения языка в ротовой полости. Затем ребенком усваивается дифференциация глухих и звонких согласных.

    Вначале происходит их акустическое различение, на основе чего возникает произносительная дифференциация, которая способствует совершенствованию акустической дифференциации. На этом этапе также большая роль отводится взаимодействию речеслухового и речедвигательного анализаторов [5, С. 114]. Позже в процессе развития фонематического восприятия ребенком усваивается дифференциация свистящих шипящих, плавных и [й]. Шипящие и свистящие звуки в речи детей появляются поздно в силу близости по своим артикуляторным признакам, и различаются только тонкой дифференциацией движений передней части спинки языка.          Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.       Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. В возрасте 6 лет дети говорят, в целом, правильно, но все же у значительного числа их имеются фонетические недочеты речи (искажения, чаще замены звуков). В этом возрасте начинается активное формирование фонематического синтеза, накапливаются фонематические представления [6, С. 215]. В младшем школьном возрасте сформированы все фонематические процессы и дети способны применять навыки звукового анализа при чтении и письме

        Всю систему работы по развитию у детей фонематических процессов условно  можно разделить на шесть этапов:

I этап — узнавание неречевых звуков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового и слогового анализа и синтеза.

I этап

    На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап

     На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап

    На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

IV этап

    На данном этапе детей учат различать слоги. Сначала проводится дифференциация слогов с акустически наиболее контрастными согласными ротовыми—носовыми звуками: «ма — фа», «мо — хо». Затем — с наиболее контрастными ротовыми звуками одного способа и различного местообразования: «фа —ха». Далее, выполняя упражнения по фонематическому дифференцированию, где ребенок учится выделять слоги со звуками одного местообразования и различного способа образования: «фа — та». В последнюю очередь проводится работа по различению слогов с глухими — звонкими: «па — ба»; твердыми — мягкими: «та — тя»; свистящими — шипящими звуками: «са — ша».

V этап

        На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно

обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

Взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет u-u-u-u. Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, u-u-u-u), а дети поднимают соответствующие картинки. Затем игра усложняется.

VI этап

     Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового и слогового анализа и синтеза.

Дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова. Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Параллельно детей учат выделению из слога гласного, затем согласного, определению наличия заданного звука в слове. Проводится анализ гласных звуков.

Используемая литература.

1.. Выготский, Л. С. Детская речь. [Текст]: / Л.С. Выготский. – М., 1996. – 420 с.

2. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений [Текст]: / под ред. Л. С.Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 680 с.

3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст]: / А.Н. Гвоздев М., 2011. – 277 с.

4. Лалаева, Р.И., Логинова Е.А., Титова Т.А. Теория речевой деятельности [Текст]: / Р.И. Лалаева – Хрестоматия СПб. Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 413 с.

5. Трефилова, Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии // Вопросы психологии [Текст]: / Т.Н. Трефилова 1997 г., №5 - М 2012. – 384с.

6. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте [Текст]: / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Миссаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

"Фонематический слух и фонематическое восприятие. Картотека игр"

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематического в...

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников

Развитие фонематического слуха является важной задачей в исправлении речевых недостатков у детей. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи....

Консультация для воспитателей: "ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ."

ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ....