«Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)

Шитикова Юлия Вениаминовна

Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни. Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации деятельности детей. Как отмечает автор учебника «Дошкольная педагогика» Козлова С. А.: «Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает серьезное дело. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация 21.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Первоначальные знания об окружающей жизни ребенок приобретает именно в эти годы. В дошкольном возрастеу него начинает формироваться определенное отношение к окружающему его миру: людям,труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. И именно в этот период закладывается основа, направленная на формирование и развитие духовных и общечеловеческих ценностей. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка. Происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольникаИгра и игрушка — обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала, что у каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни. Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации деятельности детей. Как отмечает автор учебника «Дошкольная педагогика» Козлова С. А.: «Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми». С одной стороны, от богатства замысла игры, степени увлеченности этим замыслом зависит сила эмоций, умственного и волевого усилия, организованность каждого участника игры. С другой стороны, без хорошей организации детского коллектива невозможно успешное развитие игры. Игры создают положительный эмоциональный фон, который способствует более активному познанию, учению, повышению умственной активностиИгра вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено. Особое место в теории и практике воспитания и обучения детей, занимают дидактические игры, которые специально созданы для решения конкретных задач развития дошкольниковДидактическая игра является одним из важных средств формирования умственной активности дошкольников,в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, дети овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. Многие дидактические игры учат детей находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Теме игры и её влияния на развитие ребенка дошкольника посвящены многие исследования. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Теорию игры разрабатывали как зарубежные (Ж. Пиаже, В. Штерн, К. Гросс) так и отечественные психологи (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин). Педагоги создавали и создают целые системы дидактических игр. Это Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. Однако данная проблема нуждается в доработке с учетом практики современных детских садов. Таким образом,объектом исследования являетсяумственное развитие детей среднего дошкольного возраста.Предмет исследования: влияние игровой деятельности на умственное развитие дошкольников.Это позволило сформулировать цель моего исследования: изучение влияния дидактической игры на умственное развитие дошкольников среднего возраста.

Слово «игра»«играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном значении.Так в энциклопедическом словареИгра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др. ; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Таким образом детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества. В период 17–18 вв. философские, педагогические взгляды на игру как своеобразный способ взаимодействия человека с окружающим миром нашли свое отражение в работах Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо и др. ,предпринявшим попытки обоснования взаимосвязи игр с умственным, трудовым и нравственным воспитанием. Для игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста характерно появление ролевых взаимодействий. В этом возрасте происходит разделение игровых и реальных взаимодействий, игровые действия ребенок начинает выполнять не ради себя, а ради смысла игры. Игре принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, А. М. Горький, Н. К. Крупская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Луначарский, Д. Б. Эльконин и др.). Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре. Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. Практические задачи, которые должен решить в игре ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями. Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне. Важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу. Особенно показательно замещение игрового действия словом. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Дети среднего дошкольного возраста лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения, преодолевается так называемый «познавательный эгоцентризм»(Д. Б. Эльконин). Урунтаева Г. А.раскрывает влияние игры на формирование различных психических процессов: Игровая деятельность дошкольника среднего возраста является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-дидактическая игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Цель-научить ребенка разбираться в сложившейся экономической ситуации. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошк...

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста...

Семинар--практикум для воспитателей ДОУ "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию семинар- практикум "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста" На этом семинаре я поделилась...

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.«Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошк...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...