Формирование высших психических функций
презентация

Липницкая Ирина Леонидовна

Этапы формирование ВПФ у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл формирование ВПФ2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование высших психических функций Педагог – психолог, нейропсихолог Липницкая И.Л.

Слайд 2

База формирования ВПФ – это возраст от 0 до 3 лет. В первые 12 часов жизни ребенка 75% зрелости подкорки и 35% зрелости коры. Лишние функции редуцируются и ребенок становится рефлекторным.

Слайд 3

3 месяца – это время угасания рефлексов, ребенок должен становиться произвольным. Появляется комплекс оживления (эмоциональный ответ ребенка в сопровождении двигательной активности и гуление ). 6 месяцев – понимание ребенком окружающего пространства. Переход от гуления к лепету. Появляется функция мышления (непрерывность предметов – это первая мыслительная операция (видит, щупает)).

Слайд 4

При кормлении из ложки у ребенка есть реакция на приближающийся объект (это начало формирования пространственного мышления для развития абстрактных представлений). 9 месяцев – попеременное ползанье, самая важная основа для формирования пространственных представлений. Появление в речи повторяющихся звукокомплексов .

Слайд 5

1 год – появление номинаций (слов), соотнесение слова и конкретного объекта или действия. Ребенок начинает ходить. От 1 года до 1,5 - активная исследовательская позиция (должны быть все формы исследовательской деятельности: обонятельные, оральные, тактильные). Это может продолжаться до 2 лет. Должна быть сформирована ориентировка на сенсорные эталоны (где у нас красный мячик?). Частый тактильный контакт развивает теменную зону (сенсорное развитие). Если тактильного контакта мало, то ребенок дольше созревает и имеет проблемы с адаптацией (моторная расторможенность или вычурная неловкость).

Слайд 6

От 1,5 до 2 лет – активно встает форма функционального использования предметов. Смена функций речи (из номинативной речь должна стать коммуникативной). В речи появляется глагол. Активная функциональная деятельность с предметами (это период наглядно – действенного мышления). Тактильный гнозис в основном лицом (все предметы пробуются на зубок). От 2 до 3 лет - должны быть сформированы программы последовательных действий. Начинает формироваться мотив. Тактильный гнозис переходит на руки.

Слайд 7

3 года – кризис « Ясам » , начинается психологическая сепарация. Ребенок начинает понимать, что то, что нравится ему не всегда нравится другим (умение хотеть и достигать желаемого является основой для формирования лобных структур). Ребенок должен научиться отказаться от нежелательного намерения. Когда ребенок принимает ограничение и меняет свое поведение формируется регуляция деятельности.

Слайд 8

В 3 года – начинается расширение функциональности объектов (палочку могут использовать и как указку, и как градусник, и как ручку и пр ). Активное использование ассоциативных форм деятельности (игры в кубики, дочки – матери и пр.).

Слайд 9

От 3 до 6 лет - начинает активно функционировать социальный вектор развития (это внешние условия для перехода функции от морфологичности к функциональности). В целом развитие идет по двум векторам: морфологическому (четкая локализация функции на участках головного мозга) и функциональному (когда все морфологические структуры созрели и функции накапливают качественные характеристики). Рефлекс « Что такое? » активирует ретикулярную формацию, а она активирует весь мозг. Важна игровая деятельность, особенно сюжетно – ролевые игры. С 5 лет появляется произвольность (это управляющие функции мозга), которая очень активно развивается в 13-14 лет и совершенствуется до 21 года.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование высших психических функций дошкольников посредством наглядного моделирования

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни каждого человека, в значительной мере определяющей все его последующее развитие. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности...

Система работы "Формирование высших психических функций дошкольника посредством наглядного моделирования"

Система работы «Формирование ВПФ дошкольника посредством наглядного моделирования» ...

Игры по развитию фонематических процессов, формированию артикуляционной гимнастики, высших психических функций

Упражнения по формированию артикуляционной моторики, по формированию фонематических процессов, высших психических функций....

Эссе на тему: «Моя роль в формировании высших психических функций у моего ребенка и у моих воспитанников»

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный советский психолог, Лев Семёнови...

Формирование слоговой структуры слова и высших психических функций у детей с ОНР

В конспекте занятия демонстрируются различные упражнения , на основе которых формируется слоговая структура слова и высшие психические функции у детей с общим недоразвитием речи....

Значение коррекционной ритмики в формировании высших психических функций у детей с ОВЗ

     "Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных, речевых и психологических упражнений происх...