Картотека дидактических игр для детей второй младшей – средней групп. Словесные игры.
картотека (средняя группа)

Пронягина Ольга Евгеньевна

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

 

ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ ПОКАЖЕМ'

Дидактическая задача. Учить детей называть действие сло­вом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.

Игровые правила. Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.

Игровые действия. Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

—      Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем».

Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.

Что я делаю? — спрашивает он у детей.

Дрова пилите.

Давайте все будем пилить дрова. Приглашают водящего.

Где вы были? Что делали? — спрашивает он. Дети отвечают хором:

—      Где мы были, не скажем, а что делали, покажем. Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отга­дывает:

—      Вы пилите дрова.

Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, иг­рать на пианино и др.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму гла­гола, говорит, например, «танцеваете», «рисоваете», воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.

—      Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель. - Пра­вильно сказал Вова: «Мы рисуем». Вова скажи правильно, что делают дети,— предлагает воспитатель.

—      Они рисуют.

 

МЫШИ*

Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал. Игровые правила. После слова хлоп мышеловка захлопы­вается, и пойманные мыши остаются в кругу, затем опять ста­новятся в общий круг.

Игровые действия. Бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

— Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (3—4 детей), они будут бегатъ по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой.

Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова:

Ах, как мыши надоели!        Берегитесь вы, плутовки!

Развелось их, просто страсть!       Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели.      Как поставим мышеловки,

Всюду лезут — вот напасть!          Переловим всех сейчас!

 

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек.

Когда воспитатель произносит слово хлоп, дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считает­ся пойманным и становится в общий круг.

 

  • ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ*

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном звуко-произношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила. Воробушки прыгают только после слов «прыг, прыг, прыг»; улетают в свои гнезда только после сигнала автомобиля.

Игровые действия. Имитация летающих птичек.

Ход игры. Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит:

         Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?

—      У-у-у,— повторяют дети.

—      Сейчас мы поиграем так,— продолжает воспитатель. — Я — автомобиль, а вы все воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:

Воробей с березы        Больше нет мороза,

На дорогу — прыг!     Чик-чирик!

Когда я скажу «прыг», вы встанете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг,

Когда я скажу «чик-чирик!», вы полетите, кто куда хочет, махая крыльями

А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.

После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выпол­няет все движения, но не стремится делать это первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения.

Игра повторяется 2—3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.

 

  • КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?*

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Игровые правила. Отвечать на вопрос «Кто в домике живет?» нужно только тем детям, кто сидит в домике (дети издают звуки животных, которых они изображают).

Игровые действия. Звукоподражание; имитация движений различных животных и птиц.

Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4—5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.

Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит:

Тук-тук-тук, кто в этом домике живет? Дети отвечают:

Му-му-му.

Ме-е.

Мяу-мяу.

Бе-е, бе-е.

Га-га-га.     \

Ко-ко-ко.

Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.

Если дети произносят звуки недостаточно хорошо (недоста­точно четко и громко), воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет?» дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» И т. д.

Игра повторяется несколько раз, количество животных посте­пенно увеличивается.

Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.

 

  • ГУСИ

Дидактическая задача. Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Игровые правила. Действовать только в соответствии с текстом стихотворения, по сигналу воспитателя.

Игровые действия. Имитация движений гусей.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси»: «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «щипать травку»), а в этом углу будет мой дом.

Воспитатель объясняет детям ход игры.

Слова воспитателя       Действия детей

Тег-тег-тег,          Дети вытягивают шеи, расстав-

Гуси белые, гуси серые,        ляют пальцы, машут руками.
Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули, Все вместе произносят:

Лапы красные растопырили,         «Га-га-га! Не хотим домой. Нам

Крыльями машут,       и здесь хорошо!»

Носы раскрывают.

Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей.

 

  • ГУСИ-ГУСИ*

Дидактическая задача. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровые правила. Убегать от волка только после слов: «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»

Игровые действия. Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.

Слова хозяйки гусей   Ответы гусей

Гуси! Гуси!         Га-га-га!

Есть хотите?       Да-да-да!

Ну, летите! Нам нельзя!

Почему?    Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

 

СКОЛЬКО?*

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом; упражнять детей в счете.

Игровые правила. Объединяться в пары, в тройки дети могут только после соответствующих слов стихотворения.

Игровые действия. Имитация движений зайца, жаворонка, лошадок, гребцов.

Вот жаворонок с нивушки

Взвился и полетел.

Вы слышите, как весело

Он песенку запел?

Три зайца от охотника Прыжками в лес бегут, Скорей, скорее, зайчики, В лесу вас не найдут!

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихо­творение:

Две лодочки по озеру Широкому плывут; Гребцы сидят на лавочках И весело гребут.

Четыре скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камешкам

Подковы их стучат.

Воспитатель спрашивает у детей, сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей. Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть:

— Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изобра­жать то жаворонка, то зайцев, то лодочки, то лошадей. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите по одному, а когда я скажу о зайцах, вы объединитесь по трое в одну группу и поскачете, как зайчики, в лес.

Слова

1-е четверостишие

Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответ­ствующие движения.

Движения

2-е четверостишие

3-е четверостишие 4:е четверостишие

Имитируя полет жаворонка, дети бегают по комнате. Дети объединяются в группы по трое и прыгают, как зайцы, по направлению к лесу. Объединяются по двое и, изобра­жая гребцов, гребут веслами. Объединяются в группы по четы ре и скачут, изображай лошадок

Эта игра проводится в конце года.

 

  • ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?

Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, уме­ние замечать непоследовательность в суждениях.

Игровые правила. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Игровые действия. Отгадывание небылиц.

Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры:

— Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем расска­зе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

Примерные рассказы воспитателя:

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках»,— сказала Света. «А я люблю купаться в реке,— сказала Люда,— мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небыли­цу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трех.

 

  • ЗЕРКАЛО

Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей.

Игровые правила. Стараться выполнять движение точно так, как показал водящий.

Игровые действия. Подражание действиям товарища. Приду­мывание разнообразных движений.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:

Ровным кругом, Друг за другом, Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет, Будем дружно выполнять.

народные игры

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

 

КАРАВАЙ*

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном согла­совании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную актив­ность.

Игровые правила. Движения должны совпадать с текстом. Водящего выбирает тот, кто стоит в кругу.

Игровые действия. Изображают каравай разной величины, танцуют, напевают плясовую мелодию.

Ход игры. Дети и воспитатель становятся в круг. Воспита­тель говорит:

— Дети, сегодня мы поиграем в игру «Каравай». День рож­дения сегодня у Вани. Мы будем ему читать стихотворение, а он будет стоять в кругу и слушать, как мы громко, правильно произ­носим все слова.

Слова         Движения

Как на Ванин день рожденья

Ходят по кругу, затем останавливаются,   делают   круг   широким,

Вот такой...         сужают круг,

Вот такой...         приседают все,

Вот такой...         руки поднимают кверху и

Вот такой...         хлопают в ладоши.

Каравай, каравай!       Ваня подходит к Гале,

Кого хочешь выбирай!         выводит ее в круг. Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Все в кругу пляшут.

Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Можно вспомнить и о тех, у кого только недавно был день рождения; например у Нины, у Светы, первыми выбрать их в круг.

  • КОРШУН

Дидактическая задача. Упражнять детей в диалогической речи; учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Игровые правила. Убегать от коршуна можно только после слов: «Чтобы твоих детушек клевать!»

Игровые действия. Коршуна выбирают считалочкой. Цыплята убегают от коршуна, он их старается поймать.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят.

Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном,— говорит воспитатель.

Коршун, коршун, что ты делаешь? — спрашивает на­седка.

Ямочку копаю,— отвечает коршун.

Что в ней ищешь?

Камешек.

Зачем тебе камешек?

Чтобы носик точить.

Зачем тебе носик точить?

Чтобы твоих детушек клевать!

Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами,— продолжает воспитатель. — Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окружен­ное стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун». Старайтесь не попадаться в лапы коршуну.

Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.

 

  • КАРУСЕЛЬ

Дидактическая задача. Учить детей говорить в быстром и мед­ленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворе­ния, реагировать на словесный сигнал.

Игровые правила. Темп бега должен соответствовать словам стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу воспитателя.

Игровые действия. Изображают карусель, бег в разном темпе.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца:

—      Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произ­носить такие слова:

Еле, еле, еле, еле,         А потом кругом, кругом —

Завертелись карусели,    Все бегом, бегом, бегом.

Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:

Тише, тише, не спешите,   Раз и два, раз и два — Карусель остановите,        Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавли­вается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель.

При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст

 

  • ЗАЙКА

Дидактическая задача. Развивать умение согласовывать дви­жения со словами, действовать по словесному сигналу.

Игровые правила. Убегают зайки только после слов «зайка прыг... и убежал».

Игровые действия. Имитация движений, характерных для зайчика.

Ход игры. На одной стороне площадки отмечают места зайцев, и каждый из детей становится на свое место. По сигналу воспи­тателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого заранее выбирают считалочкой, становится в середину. Все дети вместе с воспитателем сопровождают текст движениями:

Слова         Движения

Зайка беленький сидит,         Дети стоят в кругу.

Он ушами шевелит,                 Начиная,   со   слов   «вот   так»,

Вот так, вот так              поднимают руки к голове, пово-

Он ушами шевелит.                 рачивают кисти то в одну, то в

Зайке холодно сидеть, Другую сторону.

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.       Начиная со слова «хлоп», хлопают

Надо лапочки погреть.         в ладоши.

Зайке холодно стоять, Начиная со слова «скок», пры-

Надо зайке поскакать. гают на двух ногах на месте.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать. Воспитатель хлопает в ладоши,

Кто-то зайку испугал, и  дети   разбегаются   по   своим

Зайка прыг... и убежал.        «домам».

 

  • ЧТО САЖАЮТ НА ОГОРОДЕ

Дидактическая задача. Учить детей классифицировать пред­меты по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Игровые правила. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровые действия. Кто ошибся, тот платит фант, который потом отыгрывает.

Ход игры. Воспитатель спрашивает: 1 — Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внима­тельно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает.

Воспитатель начинает:

Морковь.

Да!

Огурцы.

Да!

Свекла.

Да!

Сливы.

Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимате­лен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Ме­бель», «Одежда» и др.

 

  • КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА

Дидактическая задача. Учить детей соотносить описание при­роды в стихах-или прозе определенным временем года; раз­вивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровые правила. Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Игровые действия. Отгадывание времени года по стихотворе­нию.

Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» — и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома Зовут меня...

(Зима)

Загадки

Я соткано из зноя, Несу тепло с собою. Я реки согреваю, «Купайтесь!» — приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я...

(Лето)

Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаясь сосен И елочек. Я...

(Осень)

 

  • УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Дидактическая задача. Побуждать детей рассматривать пред­меты, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в дан­ный момент не видит.

Игровые правила. Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Игровые действия. Игровая ситуация — получение подарка с различными предметами, загадывание, отгадывание. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает:

—      Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одно­го бока красное, откусишь его — вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется»,— подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (Стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать.)

Воспитатель вспоминает:

—      Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

 

  • ДОБАВЬ СЛОВО

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном обозна­чении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентировку в пространстве.

Игровые правила. Отвечает только тот, кому бросит мяч воспитатель.

Игровые действия. Дети ищут правильные слова, обознача­ющие разные расположения в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложения нужным словом.

Ход игры. Воспитатель говорит:

— Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы

видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова впереди меня и позади меня? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова справа, слева, позади, впереди, отвечать, где этот предмет находится. Воспитатель начинает:

Стол стоит... (бросает мяч одному из играющих).

Позади.

Полочка с цветами висит... (бросает мяч другому ребенку).

Справа.

Дверь от нас...

Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, под­нять руку и указать этой рукой на предмет.

Какая рука у тебя ближе к окну?

Правая.

Значит, где находится от тебя окно?

Справа.

Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова слева, справа, впереди, позади, а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.

Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с зада­нием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве.

 

  • А ЧТО ПОТОМ?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

Игровые правила. Называть в правильной последовательности все, чем дети занимаются в детском саду в течение дня.

Игровые действия. Кто ошибется, садится на последний стул (как в игре «Испорченный телефон»); передача камешка тому, кто должен отвечать.

Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

— Помните, мы с вами говорили на занятии о том, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передви­нутся.

Можно ввести такой игровой момент: воспитатель поет песен­ку «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику». — «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

Игра проводится в конце года.

 

  • КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Дидактическая задача. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Игровые правила. По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.

Игровые действия. Передача камешка тому, кто отвечает.

Ход игры. Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года.

— А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и ска­жет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.

Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

  • КАКОЙ ПРЕДМЕТ?

Дидактическая задача. Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по опре­деленному признаку (величина, цвет, форма); развивать быстро­ту мышления.

Игровые правила. К одному слову нужно подобрать много предметов. Кто больше вспомнит слов, тот и выигрывает.

Игровые действия. Группировка предметов; поощрение побе­дителей.

Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: — Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высо­кие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

—      Длинный,— говорит воспитатель и передает камешек соседу.

—      Платье, веревка, день, шуба,— вспоминают дети.

—      Широкий,— предлагает воспитатель следующее слово. . Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они полу­чили знания о величине предметов.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

—      Красный.

Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или:

—      Круглый.

Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали большее количество слов, следует похвалить.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 160»

 

«Картотека дидактических

 игр для детей

второй младшей – средней групп.

Словесные игры»

                                                             Подготовила

                                                                   воспитатель:

                                                   Пронягина Ольга Евгеньевна

г.Нижний Новгород

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ ПОКАЖЕМ'

Дидактическая задача. Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.

Игровые правила. Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.

Игровые действия. Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

—        Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем».

Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.

Что я делаю? — спрашивает он у детей.

Дрова пилите.

Давайте все будем пилить дрова. Приглашают водящего.

Где вы были? Что делали? — спрашивает он. Дети отвечают хором:

—        Где мы были, не скажем, а что делали, покажем. Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:

—        Вы пилите дрова.

Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например, «танцеваете», «рисоваете», воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.

—        Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель. - Правильно сказал Вова: «Мы рисуем». Вова скажи правильно, что делают дети,— предлагает воспитатель.

—        Они рисуют.

МЫШИ*

Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал. Игровые правила. После слова хлоп мышеловка захлопывается, и пойманные мыши остаются в кругу, затем опять становятся в общий круг.

Игровые действия. Бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

— Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (3—4 детей), они будут бегатъ по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой.

Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова:

Ах, как мыши надоели!        Берегитесь вы, плутовки!

Развелось их, просто страсть!        Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели.        Как поставим мышеловки,

Всюду лезут — вот напасть!        Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек.

Когда воспитатель произносит слово хлоп, дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

  • ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ*

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном звуко-произношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила. Воробушки прыгают только после слов «прыг, прыг, прыг»; улетают в свои гнезда только после сигнала автомобиля.

Игровые действия. Имитация летающих птичек.

Ход игры. Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит:

        Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?

—        У-у-у,— повторяют дети.

—        Сейчас мы поиграем так,— продолжает воспитатель. — Я — автомобиль, а вы все воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:

Воробей с березы        Больше нет мороза,

На дорогу — прыг!        Чик-чирик!

Когда я скажу «прыг», вы встанете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг,

Когда я скажу «чик-чирик!», вы полетите, кто куда хочет, махая крыльями

А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.

После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится делать это первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения.

Игра повторяется 2—3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.

  • КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?*

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Игровые правила. Отвечать на вопрос «Кто в домике живет?» нужно только тем детям, кто сидит в домике (дети издают звуки животных, которых они изображают).

Игровые действия. Звукоподражание; имитация движений различных животных и птиц.

Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4—5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.

Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит:

Тук-тук-тук, кто в этом домике живет? Дети отвечают:

Му-му-му.

Ме-е.

Мяу-мяу.

Бе-е, бе-е.

Га-га-га.        \

Ко-ко-ко.

Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.

Если дети произносят звуки недостаточно хорошо (недостаточно четко и громко), воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет?» дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» И т. д.

Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.

Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.

  • ГУСИ

Дидактическая задача. Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Игровые правила. Действовать только в соответствии с текстом стихотворения, по сигналу воспитателя.

Игровые действия. Имитация движений гусей.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси»: «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «щипать травку»), а в этом углу будет мой дом.

Воспитатель объясняет детям ход игры.

Слова воспитателя        Действия детей

Тег-тег-тег,        Дети вытягивают шеи, расстав-

Гуси белые, гуси серые,        ляют пальцы, машут руками.
Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули, Все вместе произносят:

Лапы красные растопырили,        «Га-га-га! Не хотим домой. Нам

Крыльями машут,        и здесь хорошо!»

Носы раскрывают.

Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей.

  • ГУСИ-ГУСИ*

Дидактическая задача. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровые правила. Убегать от волка только после слов: «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»

Игровые действия. Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.

Слова хозяйки гусей        Ответы гусей

Гуси! Гуси!        Га-га-га!

Есть хотите?        Да-да-да!

Ну, летите!        Нам нельзя!

Почему?        Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

СКОЛЬКО?*

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом; упражнять детей в счете.

Игровые правила. Объединяться в пары, в тройки дети могут только после соответствующих слов стихотворения.

Игровые действия. Имитация движений зайца, жаворонка, лошадок, гребцов.

Вот жаворонок с нивушки

Взвился и полетел.

Вы слышите, как весело

Он песенку запел?

Три зайца от охотника Прыжками в лес бегут, Скорей, скорее, зайчики, В лесу вас не найдут!

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Две лодочки по озеру Широкому плывут; Гребцы сидят на лавочках И весело гребут.

Четыре скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камешкам

Подковы их стучат.

Воспитатель спрашивает у детей, сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей. Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть:

— Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев, то лодочки, то лошадей. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите по одному, а когда я скажу о зайцах, вы объединитесь по трое в одну группу и поскачете, как зайчики, в лес.

Слова

1-е четверостишие

Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.

Движения

2-е четверостишие

3-е четверостишие 4:е четверостишие

Имитируя полет жаворонка, дети бегают по комнате. Дети объединяются в группы по трое и прыгают, как зайцы, по направлению к лесу. Объединяются по двое и, изображая гребцов, гребут веслами. Объединяются в группы по четы ре и скачут, изображай лошадок

Эта игра проводится в конце года.

  • ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?

Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровые правила. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Игровые действия. Отгадывание небылиц.

Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры:

— Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

Примерные рассказы воспитателя:

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках»,— сказала Света. «А я люблю купаться в реке,— сказала Люда,— мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трех.

  • ЗЕРКАЛО

Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей.

Игровые правила. Стараться выполнять движение точно так, как показал водящий.

Игровые действия. Подражание действиям товарища. Придумывание разнообразных движений.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:

Ровным кругом, Друг за другом, Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет, Будем дружно выполнять.

народные игры

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

КАРАВАЙ*

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность.

Игровые правила. Движения должны совпадать с текстом. Водящего выбирает тот, кто стоит в кругу.

Игровые действия. Изображают каравай разной величины, танцуют, напевают плясовую мелодию.

Ход игры. Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель говорит:

— Дети, сегодня мы поиграем в игру «Каравай». День рождения сегодня у Вани. Мы будем ему читать стихотворение, а он будет стоять в кругу и слушать, как мы громко, правильно произносим все слова.

Слова        Движения

Как на Ванин день рожденья

Ходят по кругу, затем останавливаются,   делают   круг   широким,

Вот такой...        сужают круг,

Вот такой...        приседают все,

Вот такой...        руки поднимают кверху и

Вот такой...        хлопают в ладоши.

Каравай, каравай!        Ваня подходит к Гале,

Кого хочешь выбирай!        выводит ее в круг. Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Все в кругу пляшут.

Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Можно вспомнить и о тех, у кого только недавно был день рождения; например у Нины, у Светы, первыми выбрать их в круг.

  • КОРШУН

Дидактическая задача. Упражнять детей в диалогической речи; учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Игровые правила. Убегать от коршуна можно только после слов: «Чтобы твоих детушек клевать!»

Игровые действия. Коршуна выбирают считалочкой. Цыплята убегают от коршуна, он их старается поймать.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят.

Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном,— говорит воспитатель.

Коршун, коршун, что ты делаешь? — спрашивает наседка.

Ямочку копаю,— отвечает коршун.

Что в ней ищешь?

Камешек.

Зачем тебе камешек?

Чтобы носик точить.

Зачем тебе носик точить?

Чтобы твоих детушек клевать!

Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами,— продолжает воспитатель. — Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун». Старайтесь не попадаться в лапы коршуну.

Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.

  • КАРУСЕЛЬ

Дидактическая задача. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Игровые правила. Темп бега должен соответствовать словам стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу воспитателя.

Игровые действия. Изображают карусель, бег в разном темпе.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца:

—        Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле, еле, еле, еле,        А потом кругом, кругом —

Завертелись карусели,    Все бегом, бегом, бегом.

Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:

Тише, тише, не спешите,   Раз и два, раз и два — Карусель остановите,        Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель.

При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст

  • ЗАЙКА

Дидактическая задача. Развивать умение согласовывать движения со словами, действовать по словесному сигналу.

Игровые правила. Убегают зайки только после слов «зайка прыг... и убежал».

Игровые действия. Имитация движений, характерных для зайчика.

Ход игры. На одной стороне площадки отмечают места зайцев, и каждый из детей становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого заранее выбирают считалочкой, становится в середину. Все дети вместе с воспитателем сопровождают текст движениями:

Слова        Движения

Зайка беленький сидит,        Дети стоят в кругу.

Он ушами шевелит,                    Начиная,   со   слов   «вот   так»,

Вот так, вот так                    поднимают руки к голове, пово-

Он ушами шевелит.                    рачивают кисти то в одну, то в

Зайке холодно сидеть,        Другую сторону.

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.        Начиная со слова «хлоп», хлопают

Надо лапочки погреть.        в ладоши.

Зайке холодно стоять,        Начиная со слова «скок», пры-

Надо зайке поскакать.        гают на двух ногах на месте.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.        Воспитатель хлопает в ладоши,

Кто-то зайку испугал,        и  дети   разбегаются   по   своим

Зайка прыг... и убежал.        «домам».

  • ЧТО САЖАЮТ НА ОГОРОДЕ

Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Игровые правила. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровые действия. Кто ошибся, тот платит фант, который потом отыгрывает.

Ход игры. Воспитатель спрашивает: 1 — Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает.

Воспитатель начинает:

Морковь.

Да!

Огурцы.

Да!

Свекла.

Да!

Сливы.

Нет!

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

  • КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА

Дидактическая задача. Учить детей соотносить описание природы в стихах-или прозе определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровые правила. Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Игровые действия. Отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» — и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Дел у меня немало — Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома Зовут меня...

(Зима)

Загадки[1]

Я соткано из зноя, Несу тепло с собою. Я реки согреваю, «Купайтесь!» — приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я...

(Лето)

Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаясь сосен И елочек. Я...

(Осень)

  • УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Дидактическая задача. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровые правила. Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Игровые действия. Игровая ситуация — получение подарка с различными предметами, загадывание, отгадывание. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает:

—        Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его — вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется»,— подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (Стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать.)

Воспитатель вспоминает:

—        Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

  • ДОБАВЬ СЛОВО

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентировку в пространстве.

Игровые правила. Отвечает только тот, кому бросит мяч воспитатель.

Игровые действия. Дети ищут правильные слова, обозначающие разные расположения в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложения нужным словом.

Ход игры. Воспитатель говорит:

— Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы

видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова впереди меня и позади меня? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова справа, слева, позади, впереди, отвечать, где этот предмет находится. Воспитатель начинает:

Стол стоит... (бросает мяч одному из играющих).

Позади.

Полочка с цветами висит... (бросает мяч другому ребенку).

Справа.

Дверь от нас...

Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

Какая рука у тебя ближе к окну?

Правая.

Значит, где находится от тебя окно?

Справа.

Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова слева, справа, впереди, позади, а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.

Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с заданием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве.

  • А ЧТО ПОТОМ?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

Игровые правила. Называть в правильной последовательности все, чем дети занимаются в детском саду в течение дня.

Игровые действия. Кто ошибется, садится на последний стул (как в игре «Испорченный телефон»); передача камешка тому, кто должен отвечать.

Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

— Помните, мы с вами говорили на занятии о том, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести такой игровой момент: воспитатель поет песенку «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику». — «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

Игра проводится в конце года.

  • КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Дидактическая задача. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Игровые правила. По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.

Игровые действия. Передача камешка тому, кто отвечает.

Ход игры. Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года.

— А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.

Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

  • КАКОЙ ПРЕДМЕТ?

Дидактическая задача. Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Игровые правила. К одному слову нужно подобрать много предметов. Кто больше вспомнит слов, тот и выигрывает.

Игровые действия. Группировка предметов; поощрение победителей.

Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: — Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

—        Длинный,— говорит воспитатель и передает камешек соседу.

—        Платье, веревка, день, шуба,— вспоминают дети.

—        Широкий,— предлагает воспитатель следующее слово. . Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

—        Красный.

Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или:

—        Круглый.

Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали большее количество слов, следует похвалить.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей второй младшей, средней группы - Витамины и здоровый организм

Цель: Продолжить знакомить детей со значением витаминов для здоровья человека, уточнить представления детей об овощах и фруктах. Воспитать у детей понимание ценности здоровья. Учить высаживать лук. ...

Картотека подвижных игр для детей второй младшей, средней групп и старшего дошкольного возраста

Игра представляет главную для дошкольников форму деятельности. Подвижная игра же предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений, направлена на решение двигательных задач и осн...

Проект Художественно-эстетическое воспитание детей второй младшей – средней группы. «Весёлые мелодии»

«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира».В. А. Сухомлинский....

Индивидуальные маршруты развития детей второй младшей-средней группы

Индивидуальные маршруты развития детей второй младшей-средней группы...

Картотека летних прогулок во второй младшей – средней группе.

Картотека летних прогулок во второй младшей – средней группе....

«Картотека дидактических игр для детей второй младшей – средней групп. Настольно - печатные игры»

Настольно-печатные игры ПАРНЫЕ КАРТИНКИ Дидактическая задача. Воспитывать у детей наблюдатель­ность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизи...