Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды.
проект

Шуляк Светлана Геннадьевна

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_ds_mo_sentyabr1.pptx2.1 МБ
Microsoft Office document icon obsledovanie_sostoyaniya_rpps.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды. Подготовили: Шуляк С.Г. Алтаева А.А. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка «Детский сад №1 «Жар-птица»

Слайд 2

Согласно п. 3.3.4 ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Слайд 3

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой); двигательную активность, в т. ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения дошкольников. Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утверждённом приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Слайд 4

Достаточное количество средств обучения и воспитания с учётом специфики образовательной программы и возрастных возможностей детей. Наличие материалов для разных видов детской деятельности: игры (ролевой, режиссерской, с правилами), продуктивной, познавательной деятельности и физической активности. Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с РППС и возможность для самовыражения. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ

Слайд 5

Маркеры роли – специфические предметы, обозначающие роли, которые призваны помочь ребенку перевоплотиться, принять новую позицию, почувствовать себя другим и удержать это чувство в игровом взаимодействии. Не менее важная их функция – «узнаваемость» для партнера, направляющая игровой диалог. Для детей маркер очень привлекателен: он понятен для них, позволяет быть в игре именно тем, кем он и желает быть.

Слайд 6

Под предметами - заместителями мы понимаем любую вещь ( предмет ), не имеющую игрового назначения (неоформленный или природный материал), которая используется в игровой деятельности и выступает в роли различных игровых предметов в зависимости от игровой ситуации. По мнению Д.Б. Эльконина, «замещение одного предмета другим впервые возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию действия недостающим предметом , отсутствующим в данный момент ».

Слайд 9

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ Гибкое зонирование помещений. Возможность менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, характера игры, сюжета, интересов и возможностей детей. Наличие открытой для преобразования модульной мебели. Наличие стационарных и сменяемых разделителей и маркеров среды: ширм, мягких геометрических модулей, мебели на колёсах, лёгких перегородок, скамеек, больших лоскутов ткани, ковриков.

Слайд 11

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ Возможность по-разному использовать различные составляющие развивающей предметно-пространственной среды. Например, стулья – автобус, а стол, накрытый тканью - домик. Наличие полифункциональных предметов, которые можно использовать в качестве предметов-заместителей. Например, маты, мягкие модули, ширмы. Наличие природного и бросового материала, который не обладает жестко закреплённым способом использования.

Слайд 12

ВАРИАТИВНОСТЬ Наличие различных игровых зон, пространств для игры, конструирования, уединения. Разнообразие игр и игрушек для свободного выбора детей. Периодическая сменяемость игрового материала. Появление новых предметов, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Слайд 17

ДОСТУПНОСТЬ Доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Свободный доступ для детей ко всем игровым материалам. Наличие открытых шкафов, полок, стеллажей, соответствующих росту детей. Исправность и сохранность материалов и игрового оборудования.

Слайд 18

БЕЗОПАСНОСТЬ Соответствие всех элементов развивающей среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Наличие сертификатов соответствия на игрушки и оборудование.

Слайд 19

Позитивные тенденции в организации развивающей предметно-пространственной среды

Слайд 20

Позитивные тенденции в организации развивающей предметно-пространственной среды

Слайд 21

Позитивные тенденции в организации развивающей предметно-пространственной среды 2. Эстетика интерьера

Слайд 22

Позитивные тенденции в организации развивающей предметно-пространственной среды 3. Участие в оформлении помещения своей группы 4. Музыкальное сопровождение

Слайд 23

Вопросы для самопроверки 1. Имеются предметы-заместители . 2. Отсутствуют старые, изношенные игрушки. 3. Нет однотипных игрушек. 4. Имеются динамические игрушки. 5. Имеются предметы и оборудование, которое легко перемещать, создавая новые игровые зоны и пространства. 6. Содержание игровых уголков периодически обновляется и пополняется. 7. Дети имеют возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды. 8. Имеется уголок уединения. 9. Новые игры и игрушки используются детьми для организации различных видов деятельности. 10. Неисправные игрушки и неполноценные объекты отсутствуют.

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Муниципальное методическое объединение воспитателей южного района

Тема: «Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды»

Подготовили:

воспитатели

МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица»

Шуляк С.Г., Алтаева А.А.

Рубцовск, 2021

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды.

Созданию адекватной предметной среды в дошкольной педагогике всегда уделялось достойное место, поскольку она является важнейшим условием хорошего самочувствия и развития детей. Известно, что в связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появились новые приоритеты и ориентиры в создании предметной среды. Одной из приоритетных задач педагогических коллективов является поддержка инициативы детей во всех видах детской деятельности. Для реализации данной задачи предметно-пространственная среда ДОО должна отвечать определённым требованиям.

Согласно п. 3.3.4 ФГОС ДО развивающая  предметно-пространственная  среда должна быть:

содержательно насыщенной;

трансформируемой;

полифункциональной;

вариативной;

доступной;

безопасной.

Сегодня мы рассмотрим, каковы тенденции и трудности в создании необходимых условий для организации среды в ДОУ и познакомим вас с результатами обследования состояния предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях г. Москвы специалистами Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек.

Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утверждённом приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);
  • двигательную активность, в т. ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения дошкольников.

И предлагаем, на примере обследования московских детских садов, проанализировать развивающую предметно- пространственную среду вашей группы, с точки зрения соответствия федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

На основе проведённого обследования мы увидим, как требования к предметно-пространственной среде реализуются в современных дошкольных учреждениях.

Первым и важнейшим требованием к развивающей предметно-пространственной среде является ее содержательная насыщенность, которая предполагает наличие необходимых и достаточных материалов для разных видов детской деятельности: игровой, продуктивной, познавательной деятельности и физической активности. Эти материалы должны быть хорошего качества и соответствовать возрастным возможностям детей.

Однако проведенный анализ дошкольных групп показал, что качество игрушек и оборудования далеко не всегда соответствует необходимым психолого-педагогическим требованиям. К сожалению, в группах недостаточно игрушек, способствующих развитию ребенка. Педагоги пытаются преодолевать эти трудности путем самостоятельного изготовления игрового материала, в том числе с привлечением родителей воспитанников. Однако это не всегда решает данную проблему.

Значительные трудности возникают при подборе игрушек, предназначенных для главной деятельности дошкольников — сюжетной игры. Набор кукол в большинстве ДОО крайне однообразный — это преимущественно куклы-девочки и младенцы (пупсы). Кукол, изображающих персонажей разного возраста и профессий, практически нет. Крайне редко встречаются куклы мужского пола, столь важные для мальчиков. Совсем редки маркеры роли — детали, позволяющие ребенку принять и удержать игровую роль.

Маркеры роли – специфические предметы, обозначающие роли, которые призваны помочь ребенку перевоплотиться, принять новую позицию, почувствовать себя другим и удержать это чувство в игровом взаимодействии. Не менее важная их функция – «узнаваемость» для партнера, направляющая игровой диалог. Для детей маркер очень привлекателен: он понятен для них, позволяет быть в игре именно тем, кем он и желает быть.

В отличие от нарядов, которых бывает в избытке в уголках ряжения, маркеры роли - это не костюмы, а отдельные детали, символизирующие ту или иную роль и помогающие ребенку почувствовать себя каким-либо персонажем. К ним относятся всевозможные воротники, шапочки, маски, повязки, сумки или рюкзачки, детали костюмов животных, словом то, что ребенок надевает на себя, чтобы перевоплотиться.

Следует подчеркнуть, что далеко не всё игровое оборудование соответствует потребностям игровой деятельности. Например, в группах можно увидеть много муляжей - точных копий продуктов питания, овощей, фруктов. Они красиво выглядят, украшают игровые уголки, но их использование в игре крайне ограниченно - представляя собой конкретные продукты питания, муляжи затрудняют развитие игрового сюжета. Между тем игрушка должна быть максимально открытой, чтобы ребенок мог по-разному использовать ее и придавать ей свои значения.

Под предметами-заместителями мы понимаем любую вещь (предмет), не имеющую игрового назначения (неоформленный или природный материал), которая используется в игровой деятельности и выступает в роли различных игровых предметов в зависимости от игровой ситуации. По мнению Д.Б. Эльконина, «замещение одного предмета другим впервые возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию действия недостающим предметом, отсутствующим в данный момент»

Таким образом, важную роль в игровой деятельности ребенка играют так называемые предметы-заместители, способствующие развитию воображения, знаково-символической функции мышления. К сожалению, в части дошкольных групп предметы-заместители отсутствуют, что существенно обедняет предметно-пространственную среду.

К негативным явлениям следует отнести также использование старых, изношенных игрушек, неразборчивость при комплектовании игрового оборудования с точки зрения его педагогической значимости. В некоторых группах наблюдается избыток однотипных игрушек при дефиците других важных игровых материалов (например, машин грузовиков очень много, при этом отсутствуют машины специального назначения: скорая помощь, пожарная машина, полиция и др.).

В большинстве ДОУ отсутствуют динамические игрушки, движение которых задается самим играющим: кегли, волчки, балансирующие игрушки (типа клюющих курочек), «шагающие» или «лазающие» игрушки. Такие игрушки чрезвычайно полезны для развития тонкой моторики, познавательной активности, детского экспериментирования.

Отдельно следует упомянуть об играх с правилами. В последнее время на отечественном рынке появилось множество новых увлекательных настольных игр, которые способствуют становлению произвольного поведения детей, развивают их мышление, навыки общения, воображение. Однако они зачастую не доходят до дошкольных образовательных организаций, и репертуар настольных игр остается стереотипным и весьма архаичным (лото, домино, шашки и т. д.). Причем даже эти традиционные игры не всегда пригодны для использования: одни из них хранятся в закрытых шкафах, другие содержатся в плачевном состоянии (их детали перепутаны или утеряны, коробки потрепаны). В результате воспитанники лишены важнейшего вида совместной игровой деятельности, который столь важен для формирования ценных качеств личности.

Важным требованием к развивающей предметно-пространственной среде является ее трансформируемость, которая подразумевает возможность изменений пространства в зависимости от характера игры, сюжета, меняющихся интересов и возможностей детей.

Наличие в группе специальных предметов (легких перегородок, ширм, геометрических модулей, скамеек, больших лоскутов ткани) и их передвижение с целью создания новых зон и преобразования имеющихся позволяет оптимально использовать площадь помещения и трансформировать ее под конкретную игру.

К сожалению, эти предметы имеются далеко не во всех ДОО. Большинство обследованных групп оснащено традиционными игровыми уголками для сюжетных игр: «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская». Подобные жесткие, неподвижные (буквально прикрученные к полу) игровые модули провоцируют стереотипные действия.

Кроме того, стационарное игровое оборудование занимает большую площадь и препятствует трансформируемости предметно-пространственной среды, вносит в детскую игру штампы, мешая проявлению самостоятельного игрового творчества.

Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться, создавая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов. Современные трансформируемые и мягкие модули создают прекрасные условия для организации детьми игрового пространства самой разнообразной тематики.

Во многих ДОУ практикуется негибкое использование помещений, зачастую провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с воспитанниками, что крайне нежелательно в дошкольном возрасте. Например, фиксированное фронтальное расположение столов и стульев с неизбежностью приводит к тому, что воспитанники сидят «за партами» в неудобных застывших позах в течение длительного времени. Это отрицательно сказывается на их осанке, физическом и психологическом самочувствии, и в целом препятствует реализации их индивидуальных творческих способностей. Гибкое зонирование помещения, использование условных и открытых для преобразования мебельных и вспомогательных модулей, позволит решить эти проблемы и не потребует специальных затрат.

Следующее требование — полифункциональность материалов — предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды. Например, детская мебель в игре может стать маркером игрового пространства (стул — машиной или домиком, а стол, накрытый тканью, — жилищем или норой). Использование матов, мягких модулей, ширм также значительно расширит возможности игры.

Так, в ходе обследования групп более развернутые формы сюжетной игры наблюдались там, где педагоги разрешают воспитанникам включать в игру стулья или столы. Однако в большинстве групп детям запрещается использовать эти предметы, что существенно обедняет возможности свободной игры. Детские стульчики и столы незаменимы в создании игрового пространства.

Свободное использование детской мебели, дополненной мягкими модулями и полотнищами тканей, — незаменимый для ребенка опыт самостоятельного преобразования действительности и активного освоения пространства своей жизни.  

Вариативность предметно-пространственной среды предполагает наличие различных игровых пространств, а также разнообразие игр и игрушек, обеспечивающее свободный выбор детей.

Практически во всех обследованных ДОО соблюдается принцип зонирования пространства: в группах имеются зоны для режиссерских игр, транспортных игрушек, художественной деятельности и др. Однако, зачастую отсутствуют уголки уединения, где ребенок может побыть в одиночестве. Это делает его пребывание в группе психологически напряженным, снижает эмоциональный настрой и в целом нарушает его право на отдых.

Ребенок находится в группе из 20–30 детей на протяжении 9–12 часов, что является достаточно мощной нагрузкой на зрительное и слуховое восприятие, а также на эмоциональную сферу.

Создание и оборудование таких уголков в пространстве группы, предоставление возможности уединяться помогут ребенку почувствовать себя в покое, безопасности, восстановить необходимые ресурсы. Особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке малыши. Старшие дошкольники часто испытывают потребность в отстаивании своих психологических границ. Граница уединения может быть даже условной — стол закрыт полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое.

Вариативность игровой среды включает также периодическую сменяемость игрового материала. Появление новых игрушек и предметов вызывает у детей эмоциональный отклик и стимулирует игровую активность и развитие игровой деятельности.

Так, игрушки для сюжетных игр должны дополняться новыми игрушками, регулярно обновляться для того, чтобы игра воспитанников не превращалась в воспроизведение штампов. Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у них самостоятельности, инициативности и творческого воображения.

Однако в ходе обследования было выявлено, что в большинстве групп комплект игрушек и игр остается стабильным в течение всего учебного года. Дети достаточно быстро осваивают предметную среду и испытывают скуку и потерю интереса даже к самым хорошим игрушкам.

Разделение тех же игровых комплектов на несколько частей и посменное предъявление игровых материалов воспитанникам (например, смена игрушек раз в три месяца) могли бы сделать игру более разнообразной и эмоционально насыщенной. Новые игрушки вызовут эмоциональный и творческий подъем, а возврат к «старым» - будет пробуждать воспоминания к прошлым играм, многие из которых воспитанники захотят повторить, внося в них элементы нового опыта.

Стоит отметить, что большинство ДОО недостаточно эффективно использует участок в педагогическом процессе, ограничиваясь традиционными прогулками и подвижными играми на воздухе. Лишь в отдельных ДОУ дети вовлечены в озеленение участка, на территории созданы уголки-огороды, цветники, «уголки» сада или поля, которые используются для формирования у дошкольников основ экологического сознания.

Достаточно редко на участке оборудуется пространство для свободной игровой деятельности. А ведь именно на прогулке дети могут и должны играть в сюжетные игры, поскольку часто в образовательной программе, реализуемой детским садом, существует дефицит времени для свободной игры.

Для сюжетной игры на улице прежде всего требуются домики или укрытия. Это может быть как классический домик (пластиковый, бревенчатый или дощатый), так и беседка, или детский городок. Домиками могут быть также элементы растительного ландшафта — высокий кустарник, сплетенные ветви деревьев. Хорошо, если дети могут самостоятельно построить домик из подручных материалов. Прекрасная возможность для создания пространства сюжетной игры — большие картонные коробки. С их помощью можно «сооружать» поезда, машины, «строить» дома и даже целые города. Они могут стать прекрасными маркерами пространства для ролевой игры. И, конечно же, детям нужны маркеры роли и предметы оперирования. На улице более богатая возможность использования предметов-заместителей (палочки, веточки, камушки, листья могут стать в игре чем угодно).

Во многих ДОО прогулки одновозрастных групп организуются по принципу закрытой системы, что ограничивает социальные контакты воспитанников с другими детьми и взрослыми. Между тем организация совместных событий, праздников, походов в гости в мини-группах, совместных прогулок обогащает личный опыт дошкольников, расширяет возможности их социальных контактов, способствует развитию коммуникативных и познавательных способностей. Конечно, мы понимаем, что в условиях сегодняшних ограничений мы не можем этого делать, но будем надеяться, что скоро сможем перейти на обычный режим работы и у воспитателей будет возможность расширить социальные контакты между воспитанниками разных групп.

Среди требований к предметно-пространственной среде также выделяется ее доступность, которая предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, игровым материалам. Нередко в детских садах новые красивые игрушки экспонируются на верхних полках вне досягаемости воспитанников или закрыты в шкафах в ожидании проверяющих или комиссии. Таким образом получается, что игрушки не используются по своему непосредственному назначению, а сохраняются для удовлетворения запросов проверяющих и используются, как украшение помещений в определённых ситуациях.

Размещение игр и игрушек, оборудования для рисования, лепки, конструирования должно обеспечивать каждому ребенку свободный к ним доступ, а также удобство их использования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. От исправности и сохранности игрушек зависит возможность играть с ними. Если у машинки отваливаются колеса, а у куклы плохо держится голова, если детали пазлов или мозаики растеряны, играть с ними невозможно. Как показало обследование, таких неисправных игрушек и неполноценных комплектов в детских садах, к сожалению,  тоже достаточно. 

Несмотря на отмеченные недостатки, в ходе проведенного обследования были выявлены и определенные позитивные тенденции. Среди них стремление приблизить условия ДОО к домашним.

В некоторых ДОО имеются уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерьера. Все это позитивно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности. Этому же способствует практика экспонирования фотографий детей и членов их семьи, которая была отмечена в отдельных детских садах, а также широкое экспонирование детских рисунков. Для каждого ребенка чрезвычайно важно, чтобы именно его работы, независимо от качества, время от времени участвовали в этих экспозициях. Это повышает его самооценку, создает чувство сопричастности к жизни детского сада, а «неожиданные» и «неправильные» рисунки, выставленные для обозрения, раскрепощают творческое воображение дошкольников в изобразительной деятельности.

Часто педагоги создают «выставки» из лучших, с их точки зрения, работ, ущемляя тем самым достоинство других детей, работы которых не выставляются. Иногда на выставках под видом детских размещаются работы, сделанные взрослыми — родителями или воспитателями, что совершенно бессмысленно.

Особое внимание уделяется эстетике интерьера, которую с полным правом можно отнести к лучшим традициям российского дошкольного воспитания. Зачастую, при скромном материально-техническом оснащении работники ДОО обеспечивают оформление интерьера на высоком эстетическом уровне за счет собственного художественного творчества и помощи родителей. Занавески, роспись стен, шкафов, декоративные панно, разнообразные оригинальные поделки подчас являются истинно художественными изделиями. Обстановка детских садов становится все более уютной и эстетичной. И это очень важно, поскольку она помогает комфортному самоощущению детей и оказывает влияние на их эстетическое воспитание.

Однако в некоторых случаях эта взрослая эстетика не имеет отношения к детской жизни и требует слишком бережного обращения, что ограничивает активность дошкольников. Воспитанникам нужно пространство для свободной деятельности и физических действий, а предметы интерьера часто становятся «неприкасаемыми». Поэтому очень важно продумать баланс в использовании эстетичных, но в то же время не слишком дорогостоящих декоративных элементов и изделий в оформлении пространства групп, чтобы дети могли свободно организовать различные виды деятельности, а взрослому не приходилось их ограничивать, контролируя сохранность дорогостоящих элементов декора. Гораздо важнее, чтобы помещение украшали детские поделки, рисунки, любимые картинки и предметы.

Очень важно, чтобы дети (в особенности старшие дошкольники) принимали участие в оформлении помещения своей группы.

На практике обычно воспитатели, украшая пространство детского сада, ориентируются в основном на собственные эстетические представления и проверяющие комиссии, при этом педагоги не учитывают тот факт, что детская эстетика имеет свою специфику, которая далеко не всегда совпадает со вкусами взрослых.

В ряде ДОО музыкальное сопровождение (в т. ч. классическая музыка) используется не только на специальных занятиях, но и в разных режимных моментах, как в помещении, так и на участке, что создает музыкальную среду развития ребенка.

Таким образом, проведенное обследование выявило как позитивные, так и негативные тенденции в организации предметно-пространственной среды ДОО. При этом оно показало, что требования ФГОС ДО реализуются в большинстве детских садов реализуются частично.

А сейчас мы предлагаем вам посмотреть на экран и самостоятельно проанализировать содержание РППС в вашей группе и для себя ответить да или нет на следующие вопросы:

  1. Имеются предметы-заместители.
  2. Отсутствуют старые, изношенные игрушки.
  3. Нет однотипных игрушек.
  4. Имеются динамические игрушки.
  5. Имеются предметы и оборудование, которое легко перемещать, создавая новые игровые зоны и пространства.
  6. Содержание игровых уголков периодически обновляется и пополняется.
  7. Дети имеют возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды.
  8. Имеется уголок уединения.
  9. Новые игры и игрушки используются детьми для организации различных видов деятельности.
  10. Неисправные игрушки и неполноценные объекты отсутствуют.

Если на все или большинство вопросов вы ответили утвердительно, значит развивающая среда вашей группы соответствует или максимально приближена к требованиям ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование самостоятельной математической деятельности в процессе создания предметно-игровой среды математического содержания»

Главным условием успешного развития является: ранее начало, опережающее развитие, свобода выбора, самостоятельность и наличие предметно-развивающей среды в группе....

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания предметно-игровой среды

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, выраб...

Анализ и оценка созданной предметно-игровой среды д/с №410 Воспитатель Капустина Ирина Вячеславовна

«Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом… Воображение  развивается только в коллективе, обязательн...

Психолого - педагогическое обследование состояния предметно - пространственной среды групп ДОО.

Согласно п.3.3.4 ФГОС ДО развивающая предметно - пространственная среда должна быть:1. Содержательно насыщенной.2.Трансформируемой.3. Полифункциональной.4. Вариативной.5. Доступной.6. Безопа...

Состояние предметно-пространственной среды по социально-коммуникативному развитию.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства...

Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников, предусматривающие научно-методическое, психолого-педагогическое обеспечивание, организацию предметно пространственной среды.

Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.Насыщая групповое пространство, надо учитывать в п...