Публикация «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»
статья

                                                       Работа представлена на Всероссийский конкурс статей.

В процессе экспериментирования ребёнок  учится видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_detskogo_eksperimentirovaniya_.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»

Известно, что у детей дошкольного возраста мышление является наглядно-действенным и наглядно- образным, следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строится на наглядных и практических методах.

   Основным видом детской поисковой деятельности признанно экспериментирование, в котором ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

   Теоретической основой использования метода детского экспериментирования являются разработанные академиком Н. Н. Поддъяковым основные положения, среди которых особенно важны следующие:

Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;

В нём наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования);

В процессе экспериментирования достаточно чётко представлен момент саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования;

Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;

В ходе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; развитие речи при формулировании обнаруженных закономерностей и выводов;

Детское экспериментирование стимулирует становление самостоятельности, целеполагания,   способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата.

       На первой ступени я большое внимание уделяла созданию информационной среды и информационного обеспечения, определению стратегии развития по данному направлению. Образовательная деятельность в данном направлении представляет собой комплекс интегрированных занятий с дошкольниками. Выстраивая проект занятия с учетом дифференцированного подхода к ребенку в ходе развития познавательной активности средствами экспериментирования, я детально продумываю выбранные методы и приемы обучения. Мероприятия проходят в увлекательной игре, в которой участвуют и дети, и педагоги. Я всегда ставлю задачу или проблемный вопрос, на который дети сами ищут ответ. Этот процесс представлен в игровой форме: дошкольники помогают сказочным персонажам решить задачу, спорную ситуацию, выйти из затруднительного положения; сказочные герои могут ошибаться и высказывать неправильное мнение, в этом случае дети помогают им обнаружить ошибку.      

Ребёнка нужно научить высказывать свою точку зрения, рассуждать, доказывать, спорить, делать выводы, ставить вопросы и находить на них ответы, уметь видеть предметы с новой необычной и неожиданной стороны. Именно методом экспериментирования дети могут этому научиться. Ребенок не получает готовых ответов, а учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения, находить собственные ответы на сложные вопросы. Подсознательно удовлетворенность от этого помогает ребенку расти нравственной личностью. Каждый развивается по своему индивидуальному плану, здесь нет места страху, неуверенности, тревоге, подавленности.

У большинства детей манипуляции находятся на примитивном уровне и могут оставаться на нем длительное время. Через некоторое время дети теряют интерес к материалу и действиям с ним. Поэтому, до того как интерес у детей угаснет,   предлагаю им решить какую-либо изобразительную задачу путем использования выявленных ими свойств материалов и предметов. Дети решают проблемную задачу, например, как изобразить шерстку котенка, выбирают найденные в процессе экспериментирования приемы графического изображения: рисование по-сырому, на натертой воском бумаге или тычком жесткой полусухой кистью, оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой, рисование штрихом и т. д.

Экспериментирование позволяет не только выбрать способы изображения, найденные ранее, но и «открыть» новые. Поэтому я имею в своем арсенале необходимые материалы и средства рисования и  ввожу их для исследования детьми в свободное время.

Дети свободны в выборе средств изображения и поэтому безбоязненно экспериментируют, изучая все возможности использования различных материалом и средств. Детское экспериментирование не ограничивается рамками рисования, дошкольники с удовольствием используют в аппликационных и коллажных работах. Наши любимые темы: «Нетрадиционные способы рисования», «Превращения полосатых ковриков», «Бумагопластика или волшебные полоски», «Мастерская удивительной ладошки». Кстати, и взрослые и дети отмечают, что совместное творчество сближает, раскрепощает и приносит массу положительных эмоций.

Особую выразительность аппликационным работам придают нетрадиционные для нее материалы. Интересный вариант — введение в композицию нарисованной работы объемных элементов с помощью приклеивания или пришивания. Всегда предоставляю детям максимально разнообразный материал в свободное пользование.

 Эксперименты с различными материалами в изобразительной деятельности обогащают воображение детей образами, развивают их эстетическую восприимчивость к окружающему миру. Такие качества необходимы для развития творческих способностей детей, которые, несомненно, необходимы им не только в изобразительной и других видах деятельности, но и для становления творческой личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников»

Консультациядля педагогов«Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческомразвитии дошкольников»...

Статья для педагогов ДОУ «Роль детского экспериментирования в развитии дошкольников»

Данная статья поможет педагогам детских садов понять: какую роль для ребенка дошкольного возраста играет детское экспериментирование и насколько актуален данный метод в работе с детьми....

Детское экспериментирование в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников.

Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников. https://nsportal.ru/albom/2018/11/14/terenteva-anna-andreevna/detskoe-eksperimentirovanie-v-hudo...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие дошкольников Тема: «Путешествие колобков».

Тема: «Путешествие колобков». Возрастная группа:1 младшая группа, дети 2-3 лет. Форма НОД: занятие Форма организации: групповая. Учебно-методический  комплект: Про...

«Взаимосвязь детского экспериментирования и художественно — эстетического развития дошкольников».

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...