Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6 -7 лет
методическая разработка (подготовительная группа)

Кистенева Ольга Валерьевна

Актуальность исследования заключается в том, что поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребенка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Школьное обучение, состоящее из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка.

Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы – проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, которое дает ему возможность успешного начала обучения. В самом общем виде проблема школьной готовности заключается в соответствии психических свойств и качеств ребенка требованиям школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdravstvuy_shkola.docx122.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6 -7 лет

Автор – составитель:

Воспитатель подготовительной группы

 Кистенева Ольга Валерьевна

Санкт – Петербург

2021

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребенка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Школьное обучение, состоящее из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка.

Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы – проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, которое дает ему возможность успешного начала обучения. В самом общем виде проблема школьной готовности заключается в соответствии психических свойств и качеств ребенка требованиям школы.

В современной литературе не существует единого и четкого определения понятия «готовности к школе», или «школьной зрелости». Разные ученые (А. Анастази, М.Ю. Стожарова, А.В. Запорожец и др.) выделяет определенные качества, подчеркивая их важность. Наибольшую актуальность и значимость в подготовке детей к школе составляет формирование мотивационной готовности.

Понятие мотивационной готовности также недостаточно изучено в психолого-педагогической литературе, хотя в работах многих психологов подчеркивается роль личностных, и именно мотивационных, факторов, определяющих успешность школьного обучения (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.С. Славина Н.А. Менчинская). А.Г. Гогоберидзе считает, что мотивационная готовность выражается в активном стремлении и желании ребенка к обучению в школе, к усвоению новых знаний. Наличие у ребенка желания учиться определяется мотивами.

По результатам исследования, проведенного коллективом педагогов РГПУ им. А.И.Герцена, для многих дошкольников стремление к поступлению в школу обусловлено внешними мотивами, в основном связанными с переменой привычного образа жизни, приобретением новых школьных принадлежностей: ярких портфелей, тетрадей и ручек и т.п. Однако успешность обучения в школе во многом определяется формированием внутренних мотивов, тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок теряет интерес к дошкольному способу жизни, дошкольным занятиям и видам деятельности и проявляет активную заинтересованность в школьно-учебной действительности, которая связана с учением.

Таким образом, анализ литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования внутренних мотивов у дошкольников и недостаточной разработанностью понятия мотивационной готовности в психолого-педагогической литературе.

Ребёнка нельзя заставить учиться, но можно создать условия, чтобы он захотел учиться. В этом и заключается проблема исследования: каковы педагогические условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет?

В соответствии с модернизацией российского дошкольного образования и введением Федерального государственного образовательного стандарта усилия педагогов, психологов направлены на обновление и пересмотр содержания дошкольного образования, совершенствование форм и методов обучения, разработку новых образовательных технологий [1].

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проект в детском саду – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет».

Цель исследования – Теоретическое обоснование и практическая апробация проекта «Здравствуй, школа!» для формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет.

Объект исследования – процесс формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования – педагогические условия использования проекта «Здравствуй, школа!» как средства формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет.

Гипотеза исследования: Можно предположить, что формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет посредством использования проекта «Здравствуй, школа!» будет протекать успешнее при соблюдении следующих условий:

- систематическое проведение различных видов деятельности, включенных в проект;

- организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе;

- включение родителей в совместную работу.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности.
  2. Определить уровень развития мотивационной готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.
  3. Разработать и частично апробировать проект «Здравствуй, школа!» для формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет.
  4. Разработать материалы в помощь родителям по проблеме исследования.

Практическая значимость данного исследования заключается в обобщении и систематизации теоретического материала по проблеме формирования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе с использованием метода проекта  и проведения его частичной практической апробации в системе реального дошкольного учреждения. Мы надеемся, что реализованный опыт будет интересен другим образовательным учреждениям в системе подготовки дошкольников.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование родителей, количественная и качественная обработка результатов.

Основные понятия: психологическая готовность, интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, познавательные и социальные мотивы учения, внутренняя позиция школьника, мотив, проектная деятельность, проект.

Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Понятие мотивационной готовности в психолого-педагогической литературе

Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы – проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность успешного начала обучения. В самом общем виде проблема школьной готовности заключается в соответствии психических свойств, качеств ребенка требованиям школы.

В современной психологии не существует единого и четкого определения понятия «готовности к школе», или «школьной зрелости» [3, С.32].

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками» [4, С.13].

А.И. Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.» [5, С.11].

Психологическая готовность в соответствии с разными требованиями школы к психике ребенка, распадается на две глобальные части: готовность интеллектуальная и личностная. Это два традиционных направления в попытках построения надежной системы прогнозирования первоначальной школьной успеваемости.

1. Интеллектуальная готовность ребенка к школе:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

2. Личностная готовность. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Этот компонент включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.

В последние годы в психологии дошкольного возраста намечается тенденция по преодолению подхода к изучению мотивов как таких образований, которые лишь сопутствуют определенной деятельности или стоят вне ее. С позиций современных воззрений мотив рассматривается как одно из важнейших структурных образований самой деятельности.

Многие авторы (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.Д. Шадриков и др.) подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению. Важно, что мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности [21].

Мотивационно готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

Мотивационная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. Д.Б. Эльконин подчеркивает значение мотивов учения, которые позволяют определить последовательность в формировании позиции школьника и формируют его мотивационную готовность к школьному обучению [34].

Д.В. Солдатов, анализируя исследования отечественных и зарубежных ученых, приходит к выводу, что могут быть найдены такие черты мотивации дошкольника, которые позволят говорить о том, что формирование зрелой учебной мотивации находится в «зоне ближайшего развития» ребенка (по Л.С. Выготскому). Он называет совокупность черт, характерных для мотивационной готовности к школьному обучению «порогом» мотивационного развития или «зрелой внутренней позицией школьника», необходимой для школьного обучения. В связи с этим психологически готовым к школьному обучению можно считать ребенка, обнаруживающего психологические черты, лежащие в интервале от минимума до максимума школьных требований [31].

По С.Л. Рубинштейну «мотив» является тем «строительным» материалом, из которого складывается характер, потому мотивы выполняют двоякую функцию: во-первых, они побуждают и направляют деятельность ученика; во-вторых, они придают этой деятельности субъективный характер. Потому можно говорить о том, что смысл учебной деятельности, в конечном счете, определяется ее мотивами [30].

Согласно мнению многих ведущих отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов [14], А.К. Маркова), дошкольный период связан с развитием и усложнением мотивационной сферы личности дошкольников, с появлением общественно-ценных мотивов и «соподчинением» их.

Исходя из теоретических взглядов понятие «мотивационной готовности» к школе определяется, как один из основополагающих аспектов, влияющих на успешное начало обучения и адаптацию ребенка в школе. В связи с этим мотивационная готовность понимается, как наличие познавательной активности, желание занять новую позицию – позицию школьника [32].

Говоря о мотивационной готовности, Л.И. Божович отмечает, что у ребенка к семилетнему возрасту появляется осознание своего социального "Я", стремление к новому положению в системе доступных ему общественных отношений и к новой общественно-значимой деятельности - к позиции ученика.

Л.И. Божович также подчеркивает, что к школьному возрасту меняется и направленность личности ребенка со стороны своего содержания: растет устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребенка [6, С.40].

По мнению Л.И. Божович, к концу дошкольного возраста у ребёнка впервые формируется «внутренняя позиция» - целостное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте – перестает удовлетворять ребенка. Воображаемого участия в жизни взрослых становится недостаточно, и у дошкольника появляется стремление занять новое более взрослое положение в жизни и осуществлять связанную с этим деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это реализуется в стремлении стать школьником.

Л.И. Божович понимает мотивы учения как «то, ради чего учится ребенок…, то, что побуждает его учиться» [7, С.62], при этом она выделяет две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы, связанные с отношениями школьника к окружающей его социальной действительности;

2) учебные мотивы, определяемые непосредственным интересом к деятельности [7, С.62].

Н.И. Гуткина анализирует мотивы учебной деятельности на начальном этапе обучения первоклассников. Среди мотивов учебной деятельности она выделяет познавательные мотивы, социальные и мотивы достижений.

1) Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний.

2) Социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе, следовательно, меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.

3) Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Дети, обладающие выраженной мотивацией избегания неудачи, стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.) [13].

Н.Ф. Талызина считает, что в младшем школьном возрасте преобладают 3 группы мотивов:

1. Широкие социальные мотивы младших школьников выглядят как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и самоопределения (после школы продолжать учиться или работать, выбрав профессию). Тот факт, что ребенок осознает общественную значимость учения, создает личностную готовность к школе и положительные ожидания к ней как результат социальной установки. Эти мотивы выступают, как понимаемые и связаны с далекими, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы долга и ответственности, которые сначала не осознаются детьми, но реально действуют в форме добросовестного выполнения заданий учителя, стремления соответствовать всем его требованиям. Однако эти мотивы присущи далеко не всем детям, что связано с 1) неточным пониманием ответственности и безответственности в этом возрасте и с 2) некритичным отношением к себе и часто - завышенной самооценкой.

2. Узколичные мотивы выступают в форме стремления получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или одобрение родителей, избежать наказания, получить награду (мотивы благополучия) или в форме желания выделиться среди сверстников, занять определенное положение в классе (престижные мотивы).

3. Учебно-познавательные мотивы прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением, прежде всего, способом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных интересах, стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса.

В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая [33].

Проблема уровней развития мотивации учения наиболее подробно разработана А.К. Марковой [22]. Она выделяет пять основных уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения [22].

Таким образом, мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Учебная деятельность первоклассников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре школьника, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Наряду с осознанием общественной значимости школьного учения, умением подчинять свое «хочу» слову «надо», желанием трудиться и доводить начатое дело до конца, стремлением к успеху и адекватной самооценкой, мотивы учебной деятельности будут оказывать влияние на особенности обучения ученика.

  1. Особенности мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников

В структуре стартовой готовности к обучению в школе это одно из наиболее важных качеств.

По определению мотив — это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, и др. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые «запускают» (побуждают) и направляют активность человека. В том случае, когда деятельность побуждается внешними факторами, например указанием взрослого, говорят о внешних мотивах поведения и деятельности [2, С.24].

В реальной жизни действует одновременно не один, а целая система мотивов, которые образуют сложные взаимосвязи. Взаимодействие мотивов может быть построено по принципу доминирования (подчинения одних мотивов другим) и взаимодополнения, когда один мотив усиливает действие другого. Может наблюдаться и борьба мотивов, когда одновременно действует несколько взаимоисключающих мотивов (например, ученик хочет посмотреть интересную передачу по телевидению и понимает, что если досмотрит передачу до конца, то не успеет выполнить домашнее задание). Как правило, борьба мотивов сопровождается неприятными переживаниями, и в конечном итоге побеждает один из конкурирующих мотивов. Задача взрослого в данной ситуации — усилить действие нужного мотива и ослабить конкурирующий мотив (так, в рассмотренном примере мама может предложить ребенку записать передачу на видеомагнитофон и посмотреть ее после выполнения задания; можно предложить прочитать вместе книгу, по которой поставлен фильм, или просто рассказать, чем закончится история) [13, С.30].

Для того чтобы взрослый (педагог, родитель) мог правильно понять поведение и действия ребенка и управлять ими, ему необходимо знать, какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.

В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные потребности (потребность в социальном признании, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении, мотивы долженствования). К концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника [10, С.72].

Говоря о мотивах учения в структуре стартовой готовности к школе, имеются в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний, на данном этапе развития и которые могут служить основой для формирования собственно учебных мотивов. Собственно учебный мотив (осознанная потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей) формируется в процессе школьного обучения и в мотивационной структуре дошкольников и начинающих школьников, как правило, отсутствует.

Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу: для одного ведущим мотивом учения может оказаться стремление занять место отличника в классе, для другого — получение отличной оценки и одобрения взрослого, для третьего — интерес к новым знаниям, четвертый воспринимает обучение в школе как новую игру, пятый ходит в школу потому, что «мама так сказала», и т.д. [8, С.41].

Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков выделяют шесть основных мотивов, достигающих максимального развития к концу дошкольного возраста:

- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника

- учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

- оценочные мотивы, стремление получить оценку взрослого, его одобрение и расположение;

- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника;

- внешние по отношению к школе и учению мотивы – «я пойду в школу, потому что мама так сказала»;

- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность – «Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями» [24].

По мнению А.Н. Леонтьева, среди разнообразных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок, т.к. именно высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости [21, С.177].

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.

Трудность оценки мотивов учения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в беседе, как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т.е. отвечает так, как этого ждут от него взрослые. Например, на вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?» — ребенок, не задумываясь, отвечает утвердительно. Есть и другая причина: дошкольнику еще трудно анализировать свои желания и переживания в отношении незнакомой ему ситуации школьного обучения и дать объективный ответ о том, хочет ли он учиться и почему [17, С.253].

В то же время, наблюдая за поведением ребенка в привычных для него ситуациях (особенно во время занятий в детском саду), воспитатель группы достаточно легко может определить мотивы желания (нежелания) учиться в школе.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

  1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
  2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
  3. формирование опыта учебной деятельности [5, С.50].

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться» и др.) и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием [5, 23].

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, раз питие творческого воображения и свободы мышления). В сюжет игры можно ввести роль Незнайки — ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила. Вначале роль Незнайки выполняет кукла, затем любой из детей по желанию.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка — все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Поэтому при планировании работы детского сада по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить работе с родителями [6, С.65].

Для формирования собственно учебных мотивов на ранних этапах обучения в школе можно использовать все виды мотивов, присущих дошкольнику (чем больше у ребенка стимулов к учению, тем лучше), при этом основной упор нужно делать на доминирующие мотивы.

  1. Возможности проектной деятельности для формирования мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников

Проектирование (от лат. Projectus – брошенный вперед) - тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте [18].

Проект – замысел решения проблемы, имеющей для обучающеюся жизненно важное решение. Проект – это выражение, утверждение и воплощение личной истины, личного убеждения [12].

Метод – дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи [25].

Проектное образование предполагает формирование образовательной среды в соответствии с запросами обучающегося, задачами, которые он ставит перед собой по логике своих интересов, в соответствии с личными образовательными потребностями [12].

Цель проектного обучения – создать условия, при которых дети:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление [27].

На сегодняшний день в дошкольных учреждениях используется большое многообразвие проектов, классифицирующиеся по различным признакам. Смешанная классификация проектов на анализе источников [15, 16, 18] представлена в Приложении 1.

В проектной деятельности ребенок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:

- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);

- открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;

- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс [16].

Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, затем был перенесен в общеобразовательную школу. Джон Дьюи (1859-1952), американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма, ставил целью сделать жизнь ребенка содержательной, насыщенной творческим трудом и существенными достижениями, предлагая для этого «строить обучение через его целесообразную деятельность, ориентируясь на его личный интерес и практическую необходимость полученных знаний и дальнейшей жизни» [19].

Развитие данный метод получил в работах В. Килпатрика (ученик Дж. Дьюи) и Э. Коллингса. В. Килпатрик считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам. Он предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся. Он дал следующее определение: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью [16].

Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:

- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

- школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;

- дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение [19].

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания [25].

В настоящее время проектное обучение возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других ученых России [26].

Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности [15].

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

- комплексные блочно-тематические занятия;

- интеграция:

- частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим);

- полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);

- метод проектов:

- форма организации образовательного пространства;

- метод развития творческого познавательного мышления [29].

Для занятий проектированием удобнее всего выделять один день в две недели. В этот день изменяется режим жизни детей: творческая работа начинается в 11 часов (после завтрака и прогулки) [9].

Одни проекты длятся короткое время (несколько часов, день, неделю), другие занимают месяцы или целый год. Идеи приходят из случайных замечаний, происшествий, вызвавших у детей интерес. Не обязательно, чтобы все были заняты одним и тем же проектом. Воспитатели следят за тем, чтобы все дети поучаствовали в разных видах деятельности. Продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени заинтересованности в нем большинства детей в группе. Степень заинтересованности определяется воспитателем.

Организация тематических занятий и общих проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше. Темы проектов могут быть самими различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению [16].

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [25].

Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В.П. Бедерханова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности взрослых и детей. Таким уникальным средством и является технология проектирования, суть которой в решении проблемы, имеющей для обучающегося жизненно важное значение.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности [36].

Проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности. Самый важный результат обучения на проектной основе – формирование настоящего сообщества детей, родителей и воспитателей [35].

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем — переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности — это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать [16].

Выводы по первой главе

Анализ точек зрения ученых на понятие и структурные компоненты мотивационной готовности позволил выявить, что мотивационная готовность является сложным образованием, в состав которого входят разные компоненты, важнейшими из которых являются такие как познавательные мотивы, связанные со стремлением получать знания, и социальные мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью.

Говоря о мотивах учения, можно сказать, что учебная деятельность дошкольников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Наряду с осознанием общественной значимости школьного учения, умением подчинять свое «хочу» слову «надо», желанием трудиться и доводить начатое дело до конца, стремлением к успеху и адекватной самооценкой, мотивы учебной деятельности будут оказывать влияние на особенности обучения ученика.

Формирование готовности ребенка к школе является одной из задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – это многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, 38 готовности к социальной позиции школьника, имеющего круг прав и обязанностей, а также готовность к новой форме социальных отношений, в ситуации школьного обучения.

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели проектную деятельность.

Метод проектов является перспективной технологией в образовательном процессе дошкольных учреждений. Он представляет собой совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности.

Исследователи Н.Е. Веракса, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, Л.С. Киселёва Т.А. Данилина отмечают, что дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ГБДОУ №3 НЕВСКОГО РАЙОНА Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

2.1.  Цель, задачи, характеристика методов исследования

 

Целью констатирующего эксперимента являлось получение исходных данных об уровне сформированности мотивационной готовности у детей подготовительной группы.

С этой целью были решены задачи:

  1. Подобрать методики диагностики мотивационной готовности к обучению в школе.
  2. Провести констатирующий эксперимент и обработать полученные результаты диагностики.
  3. Провести анкетирование родителей.

На диагностический этап были отобраны следующие методы исследования:

  1. Методика «Стандартная беседа» Т.А. Нежновой [28].
  2. Методика «Оценка мотивационной готовности» Д.Б. Солдатова [31].
  3. Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?» [28]

Характеристика методов исследования.

1. Методика «Стандартная беседа», автор Т.А. Нежнова. Цель: выявление одного из трёх типов ориентации в отношении школы и учения.

Проведение исследования: с каждым ребенком индивидуально проводится беседа, включающая 5 вопросов. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребёнка внутренней позиции школьника.

Присутствуют возможные варианты ответов и их оценка:

А – Ориентация на содержание учебной деятельности…………………2 балла

Б – Ориентация на внешние атрибуты…………………………………….1 балл

В – Ориентация на внешкольные виды деятельности…………………0 баллов

Интерпретация результатов:

Результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребёнка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

8-5 баллов свидетельствуют о преимущественно интересе ребёнка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

4-0 баллов – ребёнок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Полностью данная методика с вопросами и возможными вариантами ответов, а также стимульным материалом представлена в Приложении 2.

2. Методика «Оценка мотивационной готовности» Д.Б. Солдатова. Цель: определение предпочтительных видов деятельности, к которым ребенок мотивационно готов.

Стимульный материал данного теста представляет собой комплект из 9 карточек с сюжетными рисунками: 3 карточки с сюжетами обучения, 3 карточки с сюжетами трудовых действий и 3 карточки с игровыми сюжетами.

Процедура тестирования. Положите перед ребенком все карточки в три ряда, но так, чтобы в каждом ряду оказались изображения всех трех видов сюжетов. Предложите ему следующее задание: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки и выбери ту, где нарисовано занятие, которым ты хотел бы сейчас заниматься». Выбранная картинка откладывается в сторону, а ребенку предлагается сделать выбор из оставшихся еще два раза. Таким образом определяются предпочтительные виды деятельности, к которым ваш ребенок мотивационно готов.

После этого инструкция меняется. Перед ребенком лежат уже не девять, а шесть оставшихся карточек. Предложите ребенку выбрать среди них те изображения, где нарисовано то, чем ребенок не хочет заниматься: «А теперь покажи мне то, чем бы ты совсем не хотел заниматься». Выбранная карточка откладывается, а ребенку предлагается сделать такой же выбор еще два раза. Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые вашего ребенка в настоящее время не интересуют. В заключение из оставшихся трех изображений детских действий предложите своему ребенку выбрать одно с предпочтительным видом деятельности, а затем одно - с отрицаемым видом деятельности.

В конце всей процедуры карточки должны быть разложены на три группы: в первой группе – четыре с предпочитаемыми видами деятельности, во второй группе – четыре с отрицаемыми видами деятельности и в третьей – одна, оставшаяся не выбранной.

Обработка результатов. Количественной обработке – суммарному подсчету – подлежат карточки с изображениями предпочитаемых видов деятельности. Так, каждая карточка с сюжетом учебной деятельности оценивается в 2 балла, каждая карточка с изображением трудовой деятельности – в 1 балл и, наконец, игровой – 0 баллов. Таким образом, максимально возможное число баллов равно 7, а минимальное, которое ребенок теоретически может набрать, равно 0 баллов.

Опираясь на результаты многочисленных исследований, принятым критерием хорошей мотивационной готовности к учебной деятельности считается сумма, равная 4-5 баллам. Если количество баллов превышает этот критический рубеж, то ваш ребенок имеет вполне сформированную готовность к обучению в школе. В случае сниженной готовности – когда сумма баллов попадает в диапазон от 1 до 3 – от ребенка в первые же месяцы школьной жизни можно ожидать проявления нежелания ходить в школу, учиться на уроках. При возникновении подобной ситуации вам необходимо активизировать усилия по формированию произвольности поведения ребенка и улучшения его работоспособности, а также заранее познакомить его (читать соответствующую художественную литературу, рассказывать, объяснять) со спецификой школьной жизни и значением обучения в школе для дальнейшей его жизни.

Бланк теста «Оценка мотивационной готовности» и карточки стимульного материала представлены в Приложении 3.

3. Анкетирование родителей. Цель: выявление знаний родителей о готовности их детей к школе. Вариант анкеты представлен ниже.

Анкета

Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Уважаемые родители! Просим ответить на вопросы анкеты и подсчитать получившийся результат.

№№ п/п

Вопросы

Ответы

Да

Нет

1.

Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?

2.

Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?

3.

Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?

4.

 Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке? Считать до 100?

5.

Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?

6.

Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам?

7.

Имеет ли он хорошую координацию движений?

8.

Умеет ли он рисовать и раскрашивать?

9.

Умеет ли Ваш ребенок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?

10.

 Хочет ли он ходить в школу?

Интерпретация результатов:

За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.

1–3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.
4–6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.
7–10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.

2.2. Результаты констатирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент проводился в октябре месяце 2021 года в подготовительной группе ГБДОУ №68 Невского района г. Санкт-Петербурга. В группе 22 ребенка. Возраст детей варьируется от 5 лет 11 месяцев до 6 лет 5 месяцев. Для работы была отобрана подгруппа детей в количестве 8 человек, из них 5 мальчиков и 3 девочки, по произвольному признаку с разным уровнем личностных достижений.

1. Результаты диагностики по методике «Стандартная беседа» Т.А. Нежновой представлены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Имя ребенка

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Сумма баллов

Варианты ответов

1

Алина А.

Б

Б

Б

В

В

3

2

Виктор С.

А

Б

А

Б

Б

7

3

Даша К.

Б

В

А

Б

А

6

4

Игорь В.

А

А

А

Б

А

9

5

Костя Я.

Б

Б

В

Б

В

3

6

Кирилл Ф.

В

Б

В

Б

В

2

7

Лёня Р.

А

Б

В

В

Б

4

8

Мария К.

В

В

В

В

Б

1

Результаты ответов детей по сумме балов показали, что только один ребенок (Игорь) из восьми диагностируемых имеет школьно-учебную ориентацию и положительное отношение к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована).

Двое из восьми диагностируемых детей (Витя и Даша) имеют преимущественно интерес к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

Пятеро из восьми диагностируемых детей показали результат, который свидетельствует о том, что дети пока не проявляют интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Эти данные также представлены в процентном соотношении в виде диаграммы на рис. 1.

Рис.1. Диаграмма результатов первичной диагностики по методике

«Стандартная беседа» Т.А. Нежновой

2. Результаты диагностики по методике Д.Б. Солдатова. Оценивая выборы детей по 4-м заданиям, мы выяснили предпочитаемые виды деятельности, к которым они мотивационно готовы, и данные занесли в таблицу 2.

Таблица 2

№ п/п

Имя ребенка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Мотив

Сумма баллов

Выборы: 1, 2, 3

1

Алина А.

И,И,У

У,Т,Т

Т

И

И

3

2

Виктор С.

У,У,Т

У,Т,И

И

Т

У

4

3

Даша К.

У,Т,Т

И,У,Т

У

И

Т

6

4

Игорь В.

У,У,И

Т,Т,Т

У

И

У

6

5

Костя Я.

И,И,Т

У,У,Т

И

У

И

1

6

Кирилл Ф.

И,И,И

Т,Т,У

Т

У

И

1

7

Лёня Р.

У,Т,И

Т,У,Т,

У

И

У

5

8

Маша К.

Т,У,И

У,Т,Т

И

У

И

3

И- игровой мотив -0 балов; Т- трудовой мотив – 1 балл; У- учебный мотив – 2 балла;

В соответствии с критериями оценки мотивационной готовности можно увидеть, что два ребенка (Игорь и Даша) показали высокий уровень, еще двоих детей (Виктора и Леню) можно отнести к среднему уровню, остальные 4 детей показали низкий уровень мотивационной готовности к обучению в школе. Эти данные представлены также в виде диаграммы на рис. 2.

Рис.2. Результаты первичной диагностики уровня сформированности мотивационной готовности по методике Д.Б. Солдатова

Общие итоговые данные по двум методикам представлены на рис.3 в виде диаграммы.

Рис.3. Итоговые данные первичной диагностики детей по двум методикам

Обобщая данные, полученные в результате обеих диагностик, можно условно разделить детей три группы с высоким, среднем и низким уровнем сформированности мотивационной готовности.

Высокий уровень по результатам обеих диагностик показал только 1 ребенок (Игорь). Он полностью практически ориентирован на школьно-учебную деятельность и положительное отношение к школе. Внутренняя позиция школьника сформирована достаточно.

Средний уровень мотивационной готовности выявлен у 4-х детей (Даша, Виктор, Леня и Алина). Их интерес проявляется преимущественно к внешней атрибутике школьной жизни, что является начальной стадией формирования внутренней позиции школьника. 

Низкий уровень мотивационной готовности показали оставшиеся 3 ребенка (Маша, Кирилл и Костя). Дети не проявляют интереса к школе, в основном предпочитают игровую деятельность, что указывает на явную несформированность у них внутренней позиции школьника. Эти дети требуют пристального внимания и обязательной индивидуальной работы.

Общие результаты диагностики по двум методикам представлены в виде диаграммы на рис.4.

Рис.4. Общие результаты первичной диагностики детей уровня сформированности мотивационной готовности

3. Анкетирование родителей проводилось параллельно с диагностикой детей. В анкетировании приняли участие все 8 родителей. Сводная таблица анкетирования представлена в Приложении 4.

Анализируя ответы родителей, можно увидеть, что на три ответа из 10 все 10 родителей (100%) ответили утвердительно. Это такие вопросы, как «Может ли ребенок решать простые задачи на сложение и вычитание?», «Умеет ли рисовать и раскрашивать?», «Умеет ли ребенок обобщать – называть группу предметов одним словом?».

Половина из опрошенных родителей (50%) ответили утвердительно на такие вопросы, как «Может ли ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?», «Быстро ли ребенок запоминает стихотворения и знает несколько стихов наизусть?», «Умеет ли ребенок читать по слогам?».

7 человек (88%) из 8 ответили утвердительно на вопрос «Имеет ли хорошую координацию движений?».

Только 2 родителя (25%) ответили утвердительно на вопрос «Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?».

Четвертый вопрос состоял из двух частей, и родители в ответе подчеркнули именно вторую часть, отвечая на него: «Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке? Считать до 100?». На этот вопрос утвердительно ответили 3 человека (37%).

И на последний, очень важный вопрос в рамках нашей темы «Хочет ли он ходить в школу?» положительно ответили 6 детей (63%), двое родителей ответили «Нет».

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента и анкетирования родителей подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по формированию мотивационной готовности у детей подготовительной группы.  

Выводы по второй главе

Для определения уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у детей подготовительной группы были использованы две различные методики, соответствующие возрасту и запросу нашего исследования, а именно: методика «Стандартная беседа» Т.А. Нежновой и методика «Оценка мотивационной готовности» Д.Б. Солдатова.

По результатам констатирующего эксперимента было выяснено, что дети 6-7 лет показали разный уровень сформированности мотивационной готовности.

Результаты диагностики выделили 3 группы детей: 3 ребенка имеют низкий уровень сформированности мотивационной готовности, 4 детей показали средний уровень и 1 ребенок показал высокий уровень сформированности мотивационной готовности.

Полученные результаты послужили основанием для апробации условий формирования мотивационной готовности у детей посредством проектной деятельности.

Следовательно, задачи на формирующий этап можно определить следующим образом:

  1. Разработать проект «Здравствуй, школа!» для формирования мотивационной готовности у детей 6-7 лет.
  2. Проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень, с использованием комплексного подхода с участием родителей.
  3. Апробировать на практике данный проект.
  4. Разработать материалы в помощь родителям по данной проблеме.

 

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!»

3.1. Цель, задачи, методика формирующего эксперимента

Получив и проанализировав результаты первого этапа диагностики и анкетирования родителей, мы пришли к выводу, что мотивационная готовность у детей 6-7 лет сформирована недостаточно. Поэтому для формирующего эксперимента мы выбрали проектную деятельность, а именно проект «Здравствуй, школа!».

Разработка проекта проходила с учетом рекомендаций Е. Беловой [4], В.А. Деркунской [15], Г.Е. Трофимовой [35]. Поэтапное содержание деятельности по реализации проекта представлено в Приложении 5.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Концентуальные основы проекта.

В последние десять лет ученые констатируют значительный рост детей, не готовых к школе, не желающих идти в это образовательное учреждение. Психологи и педагоги озадачены тем, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся всё чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и обладающими навыками чтения и счета еще до поступления в школу. В чем причина такого явления?

Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин указывают, что важнейшей составляющей личностного развития ребенка шести-семи лет является мотивационная готовность к школе. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения, отношения к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе.

Цель проекта: Создание условий для формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Формировать правильные представления и общее положительное отношение к школе и учению.
  2. Формировать интерес к новому, именно школьному содержанию занятий.
  3. Ориентировать дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения.
  4. Воспитывать признание роли и авторитета учителя.

Основные формы реализации проекта: Беседы; рассказы; целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и упражнения; НОД; индивидуальные и групповые консультации; чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Участники проекта: Воспитатели, психолог, методическая служба, дети, родители, работники школы.

Срок реализации: сентябрь 2021 – май 2022

Календарно-тематический план реализации проекта в работе с детьми представлен в таблице 3.

Таблица 3

Название раздела, мероприятие

Дата проведения мероприятия

Ответственные/ участники мероприятия

Работа с детьми

Первичная педагогическая диагностика по выбранным методикам: 1.        «Стандартная беседа Т.А. Нежновой». 2.Оценка мотивационной готовности (Д.В. Солдатова)

04.10.21 - 15.10.21

Воспитатели, методист, дети.

Анализ  результатов диагностики

18.10.21 – 25.10.21

Воспитатели, Старший воспитатель, методист

Рассказ воспитателя о своем первом дне в школе. Рассматривание старого букваря, школьных тетрадей, грамот, фотографий родителей.

5.11.2021

Воспитатель, дети

Организация выставки «Наши мамы и папы – школьники»

01.11.2021-8.11.2021

Воспитатель, дети, родители

Рассматривание картин и фотографий о школьной жизни.

Просмотр видео записи школьной линейки, посвященной Дню знаний

15.11.2021

Воспитатели, дети

Чтение стихов о школе (А.Барто «Мама или я?», М.Бродинская «Первоклассник», М.Садовский «Первое сентября!» и др.)

 Весь период реализации проекта

Воспитатель, дети

Рисование на тему: «Что я знаю о школе?»

19.11.2021

Дети

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа»

9.12.2021 – 13.12.2021

Воспитатель, дети

Участие в сюжетно-ролевой игре

«Школа»

16.12.2021 до окончания учебного года

Воспитатель, дети

День полного освобождения города Ленинграда от блокады (1944 год)

Беседа о жизни детей в блокадном Ленинграде.

27.01.2022

Воспитатель, дети

Чтение стихов и рассказов о школе (М.Яснов «Подходящий угол», В.Орлов «Что написано в тетрадке», В.Голявкин «Не везет» и др.)

Весь период реализации проекта

Воспитатель, дети

Беседа «Чем я буду заниматься в школе»

01.02.2022

Воспитатели,  дети

Беседа на тему «Моя любимая книга» после посещения школьной библиотеки

10.02.2022

Воспитатель, дети

Беседа о дне открытых дверей

17.02.2022

Воспитатели, дети

Д/игра «Собери портфель»

18.02.2022

Воспитатели, дети

Коллаж «Портфель будущего»

25.02.2022 – 28.02.2022

Воспитатели, родители,  дети

Кукольный театр  «Как Незнайка в школу ходил»

16.03.2022

Дети, артисты театра

Подготовка детей к участию в семейной гостиной «Скоро в школу»

31.03.2022

Воспитатели, дети

Тематический день «Космос»

Ко дню космонавтики 12 апреля

10.04.2022

Воспитатели, дети

Детское творчество на тему:

«В какой школе я хочу учиться»

13.04.2022

Дети

Игры малой подвижности: «Сосед, подними руку», «Все наоборот», «Делай наоборот», «Лево – право!», «Найди мяч», «Стоп!», «Четыре стихии» (Сборник игр и упражнений.

Борисова Марина Михайловна).

Настольные игры: «Шашки», «Лото», «Домино».

Дидактические игры. Игры с предметами. Словесные игры.

Весь период реализации проекта

Воспитатель, дети

Беседы «Что можно сделать за перемену?»

27.04.2022

Воспитатель дети

Чтение рассказов К.Д. Ушинского

Весь период реализации проекта

Воспитатель, дети

Праздник, посвященный Дню победы 9 мая.

07.05.2022

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель

Итоговая педагогическая диагностика по итогам реализации проекта по методикам: 1.«Стандартная беседа Т.А. Нежновой»

2.Оценка мотивационной готовности (Д.В. Солдатова)

11.05.2022 – 13.05.2022

Воспитатели, методист, дети.

Анализ результатов  итоговой педагогической диагностики

14.05.2022 – 20.05.2022

Воспитатели, психолог детского сада

Выпускной праздник в подготовительной к школе группе

25.05.2022

Воспитатели, дети, родители.  Администрация детского сада.

Ожидаемые результаты: активное участие детей и родителей в мероприятиях проекта; повышение педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе мотивационной готовности к обучению в школе у детей.

Для реализации данного проекта нами была проделана большая подготовительная работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы. Педагоги группы вместе с родителями собирали наглядную информацию для проведения образовательной деятельности, для индивидуальной работы с детьми: иллюстрации на темы школьной жизни, были подобраны дидактические игры на знание детьми поведения в школе, составлены картотеки познавательных, словесных и подвижных игр, направленных на воспитание сосредоточенности и произвольности движения, развитие самоконтроля, подобрана художественная литература и многое другое. Родители изготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Организовали небольшой «Уголок школьника» (Приложение 6).

С детьми, показавшими низкие результаты при проведении диагностики (Маша, Кирилл и Костя), мы проводили индивидуальную работу: создавая проблемные ситуации под каждого ребенка персонально, проводились дидактические игры. В сюжетно-ролевый играх этим детям отводились самые «интересные» роли. Акцентировалось большее внимание на уточнение представлений и конкретизацию знаний.

Родителям этих детей советовали больше читать произведений про школу, проводить беседы о пользе обучения, посмотреть детские мультфильмы, в которых показана школьная жизнь.

Нам удалось частично реализовать мероприятия проекта. Раскроем некоторые из них.

Начали работу с беседы о том, что через год дети пойдут в школу, как важно хорошо учиться в школе, чтобы в дальнейшем стать успешным в жизни. Рассказали о самом первом празднике в школьной жизни – 1 сентября. Даша и Витя – младшие дети в семье, они уже побывали на праздничной линейке и рассказали остальным детям, как она проходит. Мы вспомнили свои первые дни пребывания в школе, рассмотрели букварь, по которому учились, и тетради. Заранее попросили родителей дать детям свои школьные фотографии, которые дети рассматривали с большим интересом. После этого сделали фотоколлаж «Наши мамы и папы – школьники» (Приложение 7).

После целевой прогулки к школе, с которой мы взаимодействуем, дети делись впечатлениями, которые получили в ходе прогулки, а затем рисовали на тему: «Что я знаю о школе?» (Приложение 8).

Постоянно играли с детьми в сюжетно-ролевые игры «Школа» и «Лесная школа» (Приложение 9), для которых изготовили разнообразные атрибуты. В процессе проведения игр больше всего детям хотелось выступать в роли учителя, но поначалу не у всех (Даша, Алина) это получалось хорошо, так как они путались в объяснениях, повторялись, когда пытались давать задания «ученикам».

Очень детям нравилось играть в игру «Собери портфель» на знание и закрепление школьных принадлежностей (Приложение 10).

Мы постоянно читали с детьми различную художественную литературу, посвященную школе и школьной жизни, обсуждали, что нового и интересного они узнали из этих произведений.

Понравилась детям и встреча с учителем начальных классов, которая пришла в детский сад. Дети сильно волновались перед встречей, задавали вопросы: «Она строгая?», «А зачем она придет?», «А что мы будем делать?». Учитель принесла с собой фотографии учеников своего класса, показывала детям и рассказывала, чем они занимаются в школе, загадывала загадки о школьных принадлежностях, познакомила с простыми и понятными правилами поведения на уроке (приложение 11).

Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились, поэтому участвовать в рамках нашего проекта никто из них не отказался.

Чтобы родителям было понятно, насколько важно подготовить детей к обучению в школе, мы провели родительское собрание на тему «Формирование у ребенка мотивационной готовности к обучению в школе», разработали для них консультацию «Психологическая готовность детей к школе» (Приложение 12), презентацию «Как подготовить ребенка к школе», памятку «Советы родителям будущего первоклассника» (Приложение 13). Также проводили индивидуальные беседы и консультации по интересующим их вопросам.

 Мама Игоря работает библиотекарем в школе, с которой у нас заключен договор о сотрудничестве. Она помогла устроить экскурсию в школьную библиотеку. Дети были поражены обилием в ней самых разных книг, долго молча ходили между стеллажами и разглядывали их. А затем в группе мы провели беседу на тему «Моя любимая книга». Ребята с удовольствием называли свои любимые книги: «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Крокодил Гена и его друзья», «Денискины рассказы», сказки В.Сутеева и рассказы Н.Носова.

К сожалению, мы не успели провести такие интересные мероприятия, как семейная гостиная «Скоро в школу», детское творчество «В какой школе я хочу учиться», День открытых дверей в школе для будущих первоклассников, праздник Букваря и еще многое другое, т.к. образовательные организации закрылись и перешли на дистанционное обучение.

Несмотря на эту ситуацию, хочется отметить, что и дети, и родители с увлечением работали в рамках проекта.

Выводы по третьей главе

На формирующий этап был разработан и частично апробирован проект «Здравствуй, школа!».

В проекте предусмотрены разнообразные формы работы: беседы; рассказы; целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и упражнения; непосредственно образовательная деятельность; индивидуальные и групповые консультации; чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Мероприятия, проведенные в ходе частичной реализации проекта, продемонстрировали высокую степень активности родителей и увлеченность детей. Дети, которые в результате первичной диагностики показали низкий уровень сформированности мотивационной готовности, по итогам индивидуальной работы стали проявлять интерес к школьной тематике, участвовать в сюжетно-ролевых играх.  

Все родители включились в проектную деятельность. Помогали собирать наглядную информацию, изготавливать атрибуты к играм. В семье дети выполняли совместные художественно-творческие работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование на тему «Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников» проводилось на теоретическом и практическом уровнях.

Целью данного исследования являлось теоретическое обоснование и практическая апробация возможности использования проекта «Здравствуй, школа!» для формирования мотивационной готовности у детей подготовительной группы.

В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: проанализирована и теоретически обоснована возможность использования проектной деятельности для формирования мотивационной готовности у дошкольников. Данная цель была достигнута в результате решения поставленных задач.

Проведенная первичная диагностика показала разный уровень сформированности мотивационной готовности у детей, в основном средний и низкий уровни. На основании полученных результатов диагностики был разработан проект «Здравствуй, школа!» и частично реализован в практической деятельности, заключавшейся в создании благоприятных условий и использовании разнообразных форм реализации проекта, таких как беседы, целевые прогулки, непосредственно образовательная деятельность, развивающие игры и упражнения, чтение художественной литературы.

Все родители включились в проектную деятельность. Помогали собирать наглядную информацию, изготавливать атрибуты к играм. В семье дети выполняли совместные художественно-творческие работы.

В ходе практической деятельности мы убедились, что проект стал эффективным средством формирования мотивационной готовности у детей.

Таким образом, мы надеемся, что подтвердится правильность выдвинутой гипотезы:  включение в проект «Здравствуй, школа!» и проведение различных видов деятельности, организация специальной развивающей предметно-пространственной среды, совместная работа педагогов и родителей  обеспечат повышение уровня сформированности мотивационной готовности у детей 7-го года жизни.

Следует отметить, что участие в проектной деятельности «Здравствуй, школа!» способствовало формированию правильных представлений и общему положительному отношению к школе и учению у детей, расширило их знания детей о школе, о правилах поведения в ней. Данная проектная деятельность повысила мыслительную активность и любознательность детей, также охватила все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, дошкольного учреждения и школы, тем самым позволила создать единое образовательное пространство.

Проектный метод убедил нас, что организация работы в дошкольном учреждении по формированию мотивационной готовности может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Участие в проектно-творческой деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, приходить к результату, способствует становлению позиции учащегося. Поэтому в своих планах на будущее мы планируем продолжать работу по данному направлению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2019. – 80 с.
  2. Андреева В. Старая новая проблема: школа – детский сад. / В. Андреева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. – С.21-26.
  3. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск: Наука, 2006. - 145 с.
  4. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание. – 2004. - №8. - С.80-83.
  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М: Педагогика, 2005. - 392 с.
  6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://maglik.ru/motivation/2242-izuchenie-motivacii-povedeniya-detey-i-podrostkov-bozhovich-li.html
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: Просвещение, 1993. - С.39-40.
  8. Вакуленко И. К школе готов / И. Вакуленко // Наш малыш. – 2002. - № 5. – С.39-43.
  9. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с..
  10. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка /Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2004. – 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
  11. Готовность ребёнка к школе / Под ред. А.В. Гордиец. – Р-на-Д: Феникс, 2006. – 128 с.
  12. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие. – Казань: Казанский государственный технологический университет, 2004. – 212 с.
  13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2004. – 208 с.
  14. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996. – 132 с.
  15. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2018. – 144 с.
  16. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П. Ильин. – СПб.: ПИТЕР, 2011. – 508 с.: табл.
  18. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; /Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
  19. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие /Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с
  20. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.
  21. Леонтьев А.Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / А.Н. Леонтьев. – Новосибирск: НГУ, 1992.
  22. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст] / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. − М.: Педагогика, 1983. − 64 с.
  23. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 2000. – 212 с.
  24. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2011. – 256 с.
  25. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; /Под ред. Е.С. Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 272 с.
  26. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах /Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2013. – Кн.1. – 174 с.
  27. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2017. – 144 с.
  28. Подготовка ребенка к школе: содержание, требования, диагностика: методическое пособие /Под ред. С.Ф. Багаутдиновой, Н.А. Степановой. – Магнитогорск: МаГУ, 2015. – 236 с.
  29. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2012. – 96 с.
  30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л.Рубинштейн; - СПб: Питер, 2001. – 502с.
  31. Солдатов Д.В. Диагностика мотивационной готовности к школьному обучению /Автореферат дисс. на соиск. ученой степени [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/diagnostika-motivatsionnoi-gotovnosti-k-shkolnomu-obucheniyu-0 
  32. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе //Система воспитания и дополнительного образования детей: от идей до внедрения: Материалы научно-практической конференции (24 ноября 2010). – Бийск: НИЦ БПГУ, 2011. – С.77-78.
  33. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Талызина Н.Ф. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 288 с.
  34. Теория учебной деятельности Д.Б.Эльконина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5430634/page:13/ (дата обращения 15.11.2019).
  35. Трофимова Г.Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному городу / Г.Е. Трофимова // Управление ДОУ. – 2016. - №1 (51). – С. 83-85.
  36. Хабарова Т.Г. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе

Мотивационная готовность складывается из:- положительных представлений о школе;- желания учиться в школе;- сформированной позиции школьника;- адекватной самооценки....

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего возраста.

Предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников....

«Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста и начинается задолго до поступления в школу. Формирование мотивов учения и положи...

28.01.20.Консультация для родителей на тему: «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.»

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, ...

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрены особенности формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста....

Рекомендации для родителей «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»

Рекомендации для родителей«Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»...