Статья: "Детское волонтерство".
статья (подготовительная группа)

Кузнецова Ольга Сергеевна

ДЕТСКОЕ ВОЛОНТЁРСТВО

О. С. Кузнецова

МБДОУ БГО детский сад № 12 общеразвивающего вида

e-mail: Olenka.kuznetsova.2018@bk.ru

Аннотация:

Ключевые слова: духовно – нравственные ценности; волонтёрство; детское волонтёрство; доброволец;

          В нашем современном обществе остро стоит вопрос о развитии духовно – нравственных ценностей. У наших современных детей искажены представления о доброте, отзывчивости, понимании, взаимопомощи безвозмездно. Основные причины всего этого – занятость родителей на работе и дома, изолированность детей, появление гаджетов. Духовно – нравственные ценности – это принципы и нормы, основанные на доброте и зле, лжи и истины. Дошкольный возраст является интенсивным периодом для развития таких ценностей. Поэтому я, как воспитатель, заинтересовалась данной проблемой. А для достижения своих целей я решила использовать такой вид деятельности, как детское волонтёрство.

         На сегодняшний день волонтёрство является важным значением для всестороннего развития каждого человека в стране. Но что же такое волонтёрство? Волонтерство – это добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путём оказания помощи другим людям.

         5 декабря во всех странах мира отмечают международный день волонтёра. А в 2018 году Президент РФ объявил годом волонтёра и добровольца. В нашей стране волонтёрство стало популярным, особенно среди дошкольников, школьников и студентов. Волонтёрство носит свободный характер, то есть индивидуальный или коллективный, в частных или государственных организациях, не зависит от возрастных, расовых, религиозных особенностей.

      Волонтёрское движение в детском саду – это активная форма общения между детьми, родителями и воспитателями, способствуют ранней позитивной социализации ребёнка. В нашей группе взаимодействие с семьями стало уже давно традицией, родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, но волонтёрство это что – то новое. Организация волонтёрство в нашей группе было поэтапно.       Первый этап можно назвать – ознакомительный или подготовительный.    

       Для начала я определила цели волонтёрства: организация РППС ДОУ, обеспечивающего развитие социальной активности детей средствами волонтерской деятельности как формы гражданского участия в событиях общественной жизни; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Определила задачи:

-Формировать начальные представления о волонтерском движении.

-Обеспечить появление эмоционально-субъективных и деятельностно-субъективных проявлений в процессе волонтерской деятельности.

-Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно – нравственному развитию детей.

    На первом этапе я изучила много методической литературы, просмотрела видео – фильмы других волонтёрских отрядов. С детьми были проведены познавательные беседы на различные темы. Например, «Что такое волонтёрство?»; «Что такое добро и зло?»; «Кого мы можем назвать хорошим человеком?»; «Кому и   как можно помочь с помощью родителей?». Дети отвечали на вопросы. Детям были показаны мультфильмы «Как становятся волонтёрами» и «Рука помощи», К. Чуковский «Айболит»; В. Сутеев «Мешок яблок». Прочитали книги известных авторов: В. Осеева «Волшебное слово»; «Два жадных медвежонка» и другие. Дети познакомились с «Правилами поведения в детском саду». Мы разработали свои правила в виде схем и памяток, тем самым закрепили знания на данную тему.  

Мною был проведён опрос родителей моих воспитанников. Анализ показал, что 85 % группы согласились участвовать вместе с детьми в волонтёрской деятельности, 15 % родителей обдумывают данное предложение.

Из детей, которые согласились участвовать в волонтёрском движении, мы составили команду. Во время круглого стола вместе с родителями составили перспективный план работы. С детьми были проведены обучающие занятия. Создали несколько альбомов: «Пословицы и поговорки о добре и зле»; «Пословицы и поговорки о лжи и истины».

На втором этапе работы я предложила детям придумать название нашего отряда – «Цветик – Семицветик», эмблему нашего волонтёрского отряда. Дети придумывали свои эмблемы и приносили в детский сад, мы оформили выставку и выбрали самую интересную эмблему – это цветок с семи разноцветными лепестками. Придумали девиз: «Кто, если не мы!». Мною была создана доска Padlet и сообщество в контакте «Волонтёрский отряд «Цветик – Семицветик» для отчётов о проделанной работе.

Третий этап – начало нашей добровольческой деятельности, помощь малышам. 1 раз в неделю дети старшей группы приходили к малышам, чтобы сделать доброе дело. Ребята познакомились с малышами, помогали перед сном раздеваться, вешать свои вещи аккуратно на стульчики, отводили в туалет и после сна помогали одеваться, расчесывали малышей. В следующий приход в младшую группу, дети подготовили заранее театрализованное представление и выступили перед ребятами. Показали с помощью кукол Би –Ба –Бо, сказку «Колобок». Также дети поиграли с малышами в игры, помогали им на занятиях.

Я для себя отметила, что, помогая малышам, у детей – волонтёров повысилась самооценка, они ощущали себя взрослыми и кому – то нужными, не только дома, но и в детском саду. Дети приходили в группу и обсуждали как они помогали малышам, как проявляли свою заботу и чем занимались. По итогам каждой добровольческой деятельности, мы подводили итоги добрых дел. В процессе работы с детьми – волонтёрами, я старалась создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость каждого ребёнка.

Четвёртый этап работы – это проведение и участие в акциях, благотворительностях и в различных мероприятиях. В течении года с детьми был корректирован план работы. Дети участвовали в различных акциях:

 «Мы же люди!» - Международный телемарафон. Дети – волонтёры выступили с музыкальными номерами на телеканале «ТНТ – Борисоглебск». Такая акция распространяет идею доброты, чувство взаимопомощи, поддержки больным детям.

«Посади дерево» - Экологическая акция. Дети – волонтёры сажали с воспитателем деревья на берегу реки Ворона. Наши участники акции обещали не забывать свои деревья и с родителями приезжать, ухаживать и поливать их.

«Ты не один» - Социальная акция, приуроченная к Международному дню пожилых людей. Ребята своими руками делали открытки и дарили своим родным бабушкам и дедушкам.

«Белый цветок» - Благотворительная акция. Ее цель — оказание помощи детям, страдающим тяжелыми онкологическими заболеваниями, возрождение традиций благотворительности, привлечение общественного внимания к проблемам больных детей. Дети сделали цветы и передали взрослым – волонтёрам, которые раздавали жителям белые бумажные цветы взамен на пожертвование.

«Милосердие» - Благотворительная акция «Подари игрушку детям». Ребята все принесли из дома, а кто – то с родителями сами сшили игрушки, и мы передали их малообеспеченным и многодетным семьям.

«Не забудь поздравить маму» - акция, приуроченная Международному дню матери. Ребята – волонтёры на улицах города раздали прохожим флаеры с напоминанием поздравить маму и читали стихи – поздравления всем мамам.

«Новый год для всех» - благотворительная акция в рамках года волонтёра. Дети изготовили новогодние сувениры своими руками, и мы передали малышам. Которым пришлось встречать Новый год в больнице. Ребята пожелали скорейшего выздоровления, встреча получилась очень трогательной и тёплой.

«Праздничная открытка» на Новогоднюю тематику – Общегородская Благотворительная акция. Дети сделали открытки своими руками и передали МБУДО БЦВР для пожилых людей и ветеранов.

«Покорми птиц зимой» - Экологическая акция. Цель акции экологическое воспитание дошкольников, формирование экологической компетентности и культуры у детей через организацию практической деятельности по защите окружающей среды и оказанию помощи птицам. Воспитанники вместе с родителями, изготавливали кормушки из разных материалов и вывесили их на территории ДОУ. Каждый день воспитанники следили за тем, чтобы кормушки не были пустыми.

«День здоровых дел» - Окружная добровольческая акция по пропаганде ЗОЖ. Мы провели ряд мероприятий: Лаборатория здорового питания «Витаминная», где дети готовили салат с помощью повара и медсестры для малышей; флэш – моб с детьми и родителями – волонтёрами «Весёлая зарядка».

«С миру – по книжке!» - акция проводилась совместно с Центральной Городской Библиотекой Им. В. Кина. Ребята принесли по одной или несколько книг в детский сад, мы сделали выставку и передали все книги в детскую больницу детям.

«Волонтёры Победы» - акция, приуроченная Дню Победы в ВОВ. Ребята приняли участие в возложении цветов к памятникам – участникам ВОВ.

Пятый этап нашей работы – это привлечение родителей к акциям и мероприятиям. Волонтёрство – это активная форма работы не только с детьми, но и с родителями в жизни ДОУ. На начальном этапе с родителями мы провели:

«Вода России» - Общероссийская акция по у4борке водоёмов и их берегов. Цель: снижение антропогенной нагрузки на водные объекты и популяризация идей бережного отношения к воде среди населения. В выходной день наши дети – волонтёры вместе с родителями собрались на берегу реки Ворона в районе железнодорожного моста и убрали мусор вдоль русла реки.

«Стена памяти» - акция, приуроченная Всемирному дню памяти жертв дорожно – транспортных происшествий. Родители с детьми организовали в ДОУ «Стену памяти», где все желающие могли написать свои пожелания людям о внимательности на дорогах. А также изготовили буклеты – памятки «Ответственность родителей за поведение детей на дорогах».

«Добрая кормушка» - Добровольческая акция, приуроченная к Всемирному Дню зимующих птиц. Родители с детьми дома изготовили автокормушки и повесили на участке детского сада. Принесли корм и насыпали птицам.

«Ромашковое счастье» - акция, приуроченная к Всемирному Дню любви, семьи и верности. Цель: укрепление социального института семьи, развитие практических навыков позитивных внутрисемейных отношений и духовной культуры дошкольников. Родители с детьми подготовили общий фотоколлаж «Моя семья», который мы повесили в раздевалке группы. А также изготовили белые ромашки, символ акции и подарили семьям малышей.

Наше волонтёрское движение продолжается, но уже можно сказать, что через партнёрские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности. А у родителей – ответственность за своих детей. Детям нравится помогать окружающим, участвовать в акциях. И не ждать от этого каких – то вознаграждений. И это главная суть нашего движения.

Волонтёрство – это интересная и полезная для детей деятельность. Дети уверенны в себе, чувствуют себя нужными кому – то в этом мире. У детей сформировались личностная и нравственная саморегуляция. Появилось понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети стали более доброе, относились друг к другу с пониманием, сочувствием к чужим бедам.

Я считаю, что волонтёрское движение активно развивает у детей духовно – нравственные качества.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.

Я надеюсь, наши дети в школе продолжать заниматься волонтёрским движением. А родители, которые активно принимали участие вместе с детьми, будут и дальше поддерживать

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи»

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ....

Статья. "Детское творчество в детском саду".

Статья."Детское творчество в детском саду". Дошкольный возраст – самый пластичный, «впитывающий» и творческий. В это время ребенок в полной мере осваивает речь, получа...

Статья: "Детский календарь, как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада"

Статья: "Детский календарь, как средство единства образовательного пространства семьи и детского сада"...

Статья "Детское экспериментирование. Шесть необычных вещей для детских исследований и опытов".

Экспериментирование - это один из видов познавательной деятельности, это любой опыт, попытка осуществить что-либо.Ребенок рождается исследователем. У ребёнка присутствует неутолимая жажда но...

Статья «Детско-родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи»

laquo;Хочу не учить, а душевно беседовать,размышлять сообща и догадываться!» К.Д. Ушинский Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач...

Статья: Детский психолог и детский психиатр: в чём разница?

Работая в детском саду, иногда приходится слышать такие фразы: «Ой, а что этот мальчик (девочка) ходит к психологу? Он же вроде нормальный?». И после этого на бедного ребёнка ложится пласт...

Статья "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет...