Интеллектуально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы воспитателя
материал

Богданова Татьяна Александровна

Интеллектуально-познавательное развитик детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богданова Татьяна Александровна, воспитатель

ГБОУ СОШ № 38 Приморского района

Интеллектуально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.

     Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

     Познавательное развитие это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

     Познавательные интересы это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

     Познавательные действия это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

     Интеллектуальное развитие дошкольников это многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Происходит в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая   роль в интеллектуальном  развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

     Интеллектуальное воспитание дошкольников это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Для старших дошкольников интеллектуальное развитие определяется комплексом познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения.

     Работа с детьми в рамках традиционной совместной познавательной деятельности исключает специально организованные занятия. Активность детей вызывается педагогом, который вовлекает их в познавательно игровую деятельность, демонстрируя собственную увлечённость ею.

     Педагог строит совместную познавательную деятельность так, чтобы ребёнок при желании мог продолжить её самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес.

     Современная система образования должна быть построена на предоставлении детям возможности размышлять, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, сопоставлять разные точки зрения, опираясь на разные знания фактов, закономерностей,  свой и чужой опыт, на собственные наблюдения.

    Содержание образования становится сложнее, заостряя внимание педагога старшего дошкольного возраста на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на стимуляцию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу старшего дошкольного возраста необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей.

     Мир, в котором развивается современный ребенок, очень сильно отличается от мира, в котором выросли его родители.

     Это требует качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (интерактивная доска, компьютер, планшет).

     Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

- Идти в ногу со временем

- Стать для ребенка проводником в мир новых технологий

- Сформировать основы информационной культуры его личности

- Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

     Решение этих задач не возможно без обозначения и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

     Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных  и компьютерных технологий, и их интеллектуальное развитие не может ограничиваться только к обучению конкретным умениям: чтению, письму, вычислениям, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций нужно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности и это в игре.  

     Игра это один из сложнейших и важнейших, видов деятельности для детей. С помощью игры можно привлечь интерес дошкольника к учебе, как творческой, так и познавательной деятельности, раскрыть артистические способности.

      Ребенок, увлеченный замыслом игры, не обращает внимания, что он «учится», хотя при этом сталкивается с заданными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

      На современном этапе развития образования детей старшего дошкольного возраста особое внимание обращается на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: самостоятельности, любознательности, целеустремлённости, ответственности, креативности, обеспечивающих успешное обобщение подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности личности и, как следствие, общества и государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТАНЕЦ КАК СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА).

Актуальность выбранной нами темы обусловлена рядом противоречий в современной теории и практике развития занятия хореографией в Дошкольных образовательных учреждениях.Первое противоречие заключается в...

Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»

Условия  формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.  Поэтому, работая  уч...

«Интеллектуально-познавательные игры для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения»

Цель: закрепление полученных ранее знаний по правилам дорожного движения. Активизация  словарного запаса детей. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Воспитание потре...

«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»

Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с...

«Интеллектуально-познавательное развитие детей дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы».

Проблема интеллектуального развития дошкольников является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века, века информационных технологий.Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества...

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)...