Семинар-практикум - «Упражнения для подготовки руки к письму»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Григорова Наталья Викторовна

Письмо – это сложный для ребёнка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. 

Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму в данном материале содержатся практические упражнения по методике Т.В. Фадеевой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_podgotovka_ruki_k_pismu.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47

Семинар-практикум

«УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ

К ПИСЬМУ»

 

Подготовила:

Григорова Н.В.,

 учитель-дефектолог

     

         

   

       

г. Новочеркасск

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ»

Цель: организация совместной работы ДОУ и семьи по формированию готовности ребёнка к школе; оказание родителям консультативной и практической помощи в подготовке детей к школе.

Задачи:

  1. Дать родителям понять, что готовность ребёнка к школьному обучению основывается не только на интеллектуальном, но и физическом развитии ребёнка.
  2. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
  3. Познакомить родителей с упражнениями, способствующими развитию мелкой моторики и подготовки руки детей к письму.

Ход семинара: 

  1. Мини-лекция «Подготовка руки к письму». 

Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена теме «Подготовка руки к письму».

В настоящее время у многих детей наибольшую проблему в обучении школе составляет неподготовленность руки к письму. В чём причины графической неготовности к обучению письму? Таких причин две:

  1. Недостаточное развитие мелких мышц руки и нервной регуляции мелкой моторики («физиологическая неготовность» к обучению письму).
  2. Несформированность навыка выполнения графических движений

(«психологическая неготовность» к обучению письму).

Письмо – это сложный для ребёнка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоёмкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе.

2. Практические упражнения. Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму очень полезна методика, разработанная Т.В. Фадеевой. Это примерные названия упражнений, вы можете придумать свои названия.

  • Первое упражнение «Подними пальчики». Руки лежат на столе

ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

  • Второе упражнение «На зарядку становись!». Руки лежат в том

же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

  • Третье упражнение «Ванька-встанька». Ребенок зажимает

карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

  • Четвертое упражнение «Собери палочки в корзинку». 

            Положите на стол 10-15 счётных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

  • Пятое упражнение «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками.

Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

  • Шестое упражнение «Вертушка». Снова берём карандаш.

          Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперёд.

  • Седьмое упражнение «Мячик».  Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.
  • Восьмое упражнение «Обнималки». Это упражнение позволяет

предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки – на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

Это важно знать:

  • В дошкольные годы важно именно подготовить руку к письму, а не научить ребёнка писать. Это две совершенно разные задачи!

     3. Полезные советы и рекомендации. Буклет «Упражнения для подготовки руки к письму»

          4. Рефлексия «Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, родителям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: жёлтого цвета – мне понравился семинар, получили интересную информацию; голубого цвета – семинар не интересный, не было никакой полезной информации.

          Обмен мнениями.

Использованные источники

  1. Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
  2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. М.: Гуманит. изд. центр   Владос, 2001. – 256 с.
  3. Семейный и родительский клубы в детском саду. Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовим руку к письму»

В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице).Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомить...

Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника. / Консультация для родителей по подготовки руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе....

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики руки. Подготовка руки к письму.»

Консультация для родителей. "Развитие мелкой моторики руки.Подготовка руки к письму." Что значит развивать мелкую моторику?...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...