Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста
методическая разработка

трусова юлия михайловна

Добрый день, уважаемые коллеги.

Вашему вниманию мы хотим представить опыт работы «Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка «Детский сад №1 «Жар-птица» города Рубцовска Алтайского края.

Детский сад был открыт в апреле 2015 года. Основная проблема на тот момент – незначительный процент озеленения территории. Творческой группой сотрудников был разработан план ландшафтного дизайна, направленный на достижение следующих целей:

  • благоустройство и озеленение территории;
  • создание уникального облика территории детского сада;
  • оборудование тематических зон, предоставляющих детям возможность выбора деятельности, реализации своих способностей;
  • включение элементов ландшафтного дизайна в процесс реализации образовательной программы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл landshaftnaya_sreda.docx22.04 КБ
PDF icon landshaftnaya_sreda.pdf1.53 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Выступление в рамках муниципального методического объединения воспитателей северного района

Тема: «Развивающая ландшафтная среда в

детском саду как условие формирования

экологической грамотности детей

дошкольного возраста»

Подготовили:

воспитатели

Тарасова Татьяна Юрьевна

Трусова Юлия Михайловна

Рубцовск, 2021

Добрый день, уважаемые коллеги.

Вашему вниманию мы хотим представить опыт работы «Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка «Детский сад №1 «Жар-птица» города Рубцовска Алтайского края.

Детский сад был открыт в апреле 2015 года. Основная проблема на тот момент – незначительный процент озеленения территории. Творческой группой сотрудников был разработан план ландшафтного дизайна, направленный на достижение следующих целей:

  • благоустройство и озеленение территории;
  • создание уникального облика территории детского сада;
  • оборудование тематических зон, предоставляющих детям возможность выбора деятельности, реализации своих способностей;
  • включение элементов ландшафтного дизайна в процесс реализации образовательной программы дошкольного образования.

Первыми, принять участие в озеленении территории, пожелали родители. С их помощью были оформлены клумбы различной конфигурации из однолетних и многолетних культур. Растения подобраны таким образом, что своим цветением радуют с ранней весны и до поздней осени.

Сегодня цветочной палитре, представленной на клумбах, можно позавидовать. Цветочно-декоративное озеленение даёт возможность уточнять представления детей о разнообразии цветущих растений, их названии, строении, условиях роста и  способах ухода за ними.

Одновременно с цветочными клумбами  активно высаживали деревья и кустарники: ель и молодой дубок появились на игровых площадках, вдоль забора стройным рядком выстроились саженцы сосен, а живая изгородь из Чубушника и можжевельника разделили игровые участки.

Спустя 5 лет, конечно, мы не увидим высоких стволов и развесистых крон деревьев. Но наши саженцы принялись и уверенно растут вместе с девчонками и мальчишками, которые за ними ухаживают.

Прошёл год, и пришло время проводить наших первых выпускников в школу. В память об этом замечательном событии было принято решение заложить аллею выпускников. Совместно с родителями мы организовали праздничное мероприятие, в результате на территории появились молодые липы и рябины.

Сейчас многие выпускники вместе с мамами и папами  приводят в детский сад своих братьев и сестер. И мы наблюдаем, как они бегут к аллее, находят свой саженец и с гордостью говорят «Это дерево посадил я!».

Накануне выпускного вечера, на центральной площадке перед дошкольным учреждением установлена стилизованная фигура Жар-птицы. Кованая композиция, украшенная цветным стеклом, как символ детского сада, провожала своих выпускников в школу.

Теперь Жар-птица каждое утро встречает детей и их родителей у крыльца здания.

Этой же весной маленькие воспитанники вместе со своими наставниками начали разбивать огород, готовить рассаду помидоров, перца, баклажанов и капусты.

Педагоги отмечают, что городские современные дети имеют скудные представления о том, как овощи попадают на стол, как их выращивают и даже, как выглядят некоторые из них.

Коллективный труд на огороде приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей. Главное, что они видят плоды своего труда и получают огромное удовольствие от результата.

Летом 2017 года рядом с огородом разбили сельский дворик с декоративными фигурами домашних птиц и животных. Деревенский антураж был дополнен деревянными конструкциями в виде колодца и мельницы. Сельский двор – это любимое место многих ребят и родителей.

Этот уголок позволяет знакомить дошкольников с особенностями жизни людей в сельской местности и результатами их труда.

К началу нового учебного года на территории появилась метеостанция. Дети получили возможность наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.  

Во время прогулок мы вместе с воспитанниками проводим опыты, наблюдения за погодой, знакомим с явлениями и объектами живой и неживой природы, установлением связей и зависимостей в природной среде.

Прошло 3 года. Работа по преобразованию территории набирала обороты. Было принято решение организовать экологическую тропу.

Альпийская горка, дорожка су-джок, птичий двор – всё это удалось создать за весенне-летний период.  «Альпинарий» представляет собой фрагмент горного пейзажа, на котором представлены растения Ботанического сада Сибирской академии наук.

Тактильная дорожка (Су-Джок) покрыта галькой и камушками, которые оказывают массажный эффект стоп при прохождении по ним без обуви. Тропа су-джок позволяет в летний период проводить профилактику и коррекцию здоровья детей.

Птичий дворик на территории появился в результате конкурса, который был проведён для семей воспитанников. Этот тематический уголок предназначен для организации наблюдений за птицами. У дошкольников формируются представления об особенностях внешнего вида птиц, их повадках. Так же воспитанники учатся заботливому отношению к ним.

В августе 2018, после летних каникул, на главной аллее детского сада ребят встречали малые архитектурные формы – Бабочка, Стрекоза и Муравей. Кованые композиции радуют глаз посетителей своим изяществом и красотой цветового решения. Данные объекты тропы созданы эксклюзивно для детского сада.

Дошкольникам предлагается заглянуть не только в чудесный мир насекомых – узнать о разнообразии этого сообщества, но и познакомиться с известными литературными произведениями.

С целью ознакомления со свойствами воды и обитателями водоемов мы создали на территории неглубокий прудик. Дети очень любят этот объект, наблюдают за водомерками, очищают его от веток и опавших листьев. Это развивает у дошкольников способность воспринимать мир в системе взаимосвязей, накапливать собственный познавательный опыт.

Весна 2019. Рядом с сельским двориком засеяли поля пшеницы, овса и льна.

Это уголок сельскохозяйственной деятельности позволяет проследить за процессом выращивания злаков, познакомиться с приёмами обработки и подкормки почвы. Кроме того, у дошкольников расширяются представления о разнообразии культур, сроках их посева и уборки. Участвуя в сельскохозяйственных работах, дети осознают важность и необходимость труда хлебороба.

Для знакомства с разнообразием лекарственных растений разбили «Клумбу здоровья». В этом уголке мы посадили душицу, мать и мачеху, тысячелистник, мелиссу, подорожник, календулу и другие лекарственные растения.  Дошкольники получают представление о их лечебных свойствах и правилах сбора.

Летом 2019 года тематические уголки на территории пополнились новыми садовыми фигурами.

Так на сельском дворе появились фигуры бабушки и дедушки. Доброжелательные хозяева гостеприимно встречают детей на своей усадьбе. На зелёной лужайке появились сказочные гномы. Декоративный люк закрыл колодец в центре «Клумбы здоровья», а мудрая черепаха готова рассказать детям всё о лекарственных растениях.

2020 год – юбилейный для детского сада. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что наш проект удался. Поставленные цели достигнуты:

  • каждый уголок на территории продуман и эстетично оформлен;
  • объекты ландшафта включены в воспитательно-образовательный процесс: целевые прогулки, наблюдения, образовательные терренкуры – эти формы работы позволяют осуществлять экологическое воспитание дошкольников.

Детский сад  трижды победитель краевого смотра-конкурса на лучшее озеленение и благоустройство образовательных организаций в номинации «Лучшая территория образовательной организации», призёр краевого смотра-конкурса «Система экологической работы в образовательной организации» в номинации «Учебная экологическая тропа».

Однако, коллектив не останавливается на достигнутом и продолжает воплощать новые идеи.

В начале этого учебного года  вдоль центральной аллеи разместился зоопарк животных жарких стран. И снова мы видим улыбки на лицах наших воспитанников и их родителей.

И эта радость в глазах детей и взрослых заряжает нас энергией, которая даёт возможность творить и воплощать задуманное!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической грамотности детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание      это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на   ...

Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста

Материалды Всероссийского обучающего онлайн-семинара по теме «Формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения у школьников», организованного КГБУ ДР &qu...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Семинар - практикум для родителей «Развивающие математические игры в детском саду и дома своими руками для детей дошкольного возраста».

 Цель: повысить  компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей, познакомить с развивающими играми математического содержания, заинтересовать и вовлечь...

Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности дошкольников

В материале на примере конкретного детского сада рассказывается о том, как с помощью зелёного оформления, а так же тематических уголков на территории организовать экологическое воспитание детей в ДОУ....

Выступление на методическом объединении «Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста»

В материале представлен опыт работы МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" города Рубцовска по созданию уникальной развивающей ландшафтной среды на территории....