Консультация «Путешествие по карте как один из методов формирования познавательной активности дошкольников»
консультация (старшая группа)

Егошина Елена Викторовна

Путешествие по  карте – тип исследования, предложенный Н.А.Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». 

         Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествии по карте»: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественно - научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

Задачи, решаемые при «Путешествии по карте»:  

1.Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т.д.). 

2.Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта. 

3.Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

4.Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира, т.е. зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.).

Алгоритм проведения "Путешествия по карте":
1. Выбор пункта назначения. 
2. Определение маршрута по карте. 
3. Высказывание предположений о том, кто и что нам может встретиться, что необходимо взять с собой в путешествие. 
4. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность. 
5. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали. 
 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_karte.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики

Выступление на педсовете на тему:

«Путешествие по карте как один из методов формирования познавательной активности дошкольников»

                                     Подготовила:

                                                           Егошина Е.В.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из принципов проекта ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач

      Педагогами широко применяются современные образовательные технологии по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста:
1. Проектная деятельность;
2. Коллекционирование;
3. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность;
4. Путешествия по реке времени;
5. Путешествия по карте. 
Подробно остановимся на такой технологии, как "Путешествия по карте».

Путешествие по  карте – тип исследования, предложенный Н.А.Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». 

Данный тип исследования создает наиболее благоприятные условия для  реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.)

Путешествие по карте не преследует цели снабжения детей детальными географическими сведениями. Главное – создать в воображении  ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия). «Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны).

Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествии по карте»: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественно - научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира

Задачи, решаемые при «Путешествии по карте»:  

1.Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т.д.). 

2.Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта. 

3.Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

4.Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира, т.е. зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.).

Алгоритм проведения "Путешествия по карте":
1. Выбор пункта назначения. 
2. Определение маршрута по карте. 
3. Высказывание предположений о том, кто и что нам может встретиться, что необходимо взять с собой в путешествие. 
4. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность. 
5. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали. 
1. Выбор пункта назначения. 
Пункт назначения зависит от поставленной перед детьми цели. 
Один из методов выбора пункта назначения - новости "Волшебного радио". Воспитатель предлагает детям послушать "Волшебное радио". Из услышанной новости дети определяют пункт назначения - кому-то необходима помощь, мы отправляемся в путь. 
2. Определение маршрута по карте. 
Если для детей старшего дошкольного возраста карта - это физическая карта мира, то для детей младшего и среднего дошкольного возраста это своеобразный пейзаж с изображением дороги. 
Воспитатель отбирает возможные пункты. Это могут быть реальные ландшафтные объекты и части света, а также сказочные или объекты, сделанные руками человека. За время одного путешествия рекомендуется посетить не более 3 пунктов. 
Но как же нам попасть в то место, куда нам необходимо?. Дети высказывают свои предположения. На первых занятиях воспитатель предлагает обратиться к карте и определить маршрут. На последующих занятиях дети уже знают как узнать правильный маршрут - по карте! Воспитатель может использовать интерактивную доску, мультимедийное устройство, ноутбук или распечатанный вариант карты - это зависит от наличия в ДОУ соответствующего оборудования. 
3. Высказывание предположений о том, кто и что нам может встретиться, что необходимо взять с собой в путешествие. В каждое путешествие дети берут с собой рюкзачок, в который складывают необходимые, по их мнению, вещи, которые могут понадобиться во время путешествия. 
4. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность
Посещение каждого объекта сопровождается каким-либо видом деятельности. Например:
болото (знакомство с объектом «болото», о безопасном передвижении по болоту; знакомство с представителями флоры и фауны болота с использованием художественного слова; ФЭМП (счёт, величина) ; индивидуальная, групповая или коллективная продуктивная деятельность) .
остров (населить необитаемый остров животными (использование геометрических плоскостных фигур) ; знакомство с животными юга; опытно-экспериментальная деятельность – свойства песка, почему попугая не видно в зарослях джунглей) .
зоопарк (помочь больным животным (выбор предметов из волшебного рюкзачка) ; классификация животных; придумывание загадок про животных; покормить животных (логическое мышление, ФЭМП) ;
5. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали. 
Вопросы к детям:
Что больше всего запомнилось (понравилось) во время путешествия? 
О чём новом узнали во время путешествия? 
Воспитатель говорит о том, что ему больше всего запомнилось во время путешествия, что он узнал нового. 
Проверка предположений детей. 

Материалы для «Путешествия по карте»:

 1. Глобус, физическая карта мира, контурные карты на каждого ребенка. 

2. Иллюстрации видов транспорта.

3. Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения (демонстрационный материал, А-4). 

4. Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал).

5. Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту (размер метки 2 на 3). Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.

 6. Художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).

7. Материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).

 Карта и глобус постоянно находятся в развивающей среде группы в свободном доступе для ребенка, чтобы дети могли самостоятельно продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении. 

                                   Достоинства метода  «Путешествия по карте»:
1. Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 
2. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. 
3. Стимулирует развитие речи. 
4. Происходит формирование познавательной активности в процессе различных видов деятельности. 
5. Развиваются творческие способности, формируются трудовые навыки и укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Список использованной литературы.

1. Дыбина О. В. «Ознакомление дошкольников с предметным миром»: учебное пособие. – Педагогическое общество России. – Москва, 2007.

2. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». – М.: Линка-Пресс, 2007

3. «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста»: методическое пособие /авт. -сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова (и др.) – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Данная работа посвещена опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавате...

Деловая игра для педагогов «Технология исследовательского обучения А. И. Савенкова как один из способов формирования познавательной активности дошкольников»

Деловая игра для педагогов«Технология исследовательского обучения А. И. Савенкова как один из способов формирования познавательной активности дошкольников»...

Кейс-технологии – один из методов стимулирования познавательной активности детей.

   Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько н...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Картотека дидактических игр направленных на формирование познавательной активности дошкольников в процессе поисково-исследовательской деятельности с применением методов ТРИЗ.

Картотека дидактических игр направленных на формирование познавательной активности дошкольников в процессе поисково-исследовательской деятельности с применением методов ТРИЗ....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по формированию познавательной активности через экспериментирование «Путешествие по волшебным островам»

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению  через экспериментирование....