Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы Тема: «День рождения на Руси»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Резцова Ольга Сергеевна
  • Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности и общения в разных формах взаимодействия (ребенок-ребенок; ребенок-педагог);
  • Создавать душевную атмосферу, побуждать чувство  оживленности, раскрепощать внутренние силы каждого ребенка;
  • Поддерживать и развивать интерес к истории наших предков-славян;
  • Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен;
  • Познакомить детей с особенностями русской избы. Рассмотреть значение оберега Куклы - пеленашки
  • Обеспечить условия для инициирования творческой активности детей в процессе художественного труда;
  • Познакомить детей с технологией изготовления куклы-оберега пеленашки
  • Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок; определениями: старинный;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_den_rozhdenie_na_rusi.docx147.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение  детский сад «Березка»

 структурное подразделение «Звездочка»

Конспект интегрированного занятия
по нравственно – патриотическому воспитанию
с детьми подготовительной группы

Тема: «День рождения на Руси» 

Подготовила воспитатель: Резцова О.С

г Вихоревка 2021г.

Образовательные задачи:

  • Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности и общения в разных формах взаимодействия (ребенок-ребенок; ребенок-педагог);
  • Создавать душевную атмосферу, побуждать чувство  оживленности, раскрепощать внутренние силы каждого ребенка;
  • Поддерживать и развивать интерес к истории наших предков-славян;
  • Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен;
  • Познакомить детей с особенностями русской избы. Рассмотреть значение оберега Куклы - пеленашки
  • Обеспечить условия для инициирования творческой активности детей в процессе художественного труда;
  • Познакомить детей с технологией изготовления куклы-оберега пеленашки
  • Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок; определениями: старинный;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Предварительная работа:

  • Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;
  • Беседы по ознакомлению с окружающим» «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»;
  • Проведение с детьми народных игр.

Материал:

Аудиозаписи с русской народной музыкой и плачем ребёнка; предметы старины: самовар, лапти, чугун; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбель; кусочек хлеба и соли; красная лента для игры; поделки «Оберег». Материал для изготовления куклы - пеленашки (лоскутки нитки), пирог.

Ход занятия

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло! Давайте поздороваемся с ними по русскому старинному обычаю (дети кланяются, прижав руку к сердцу).

Дети: Здравствуйте, гости, дорогие!

Воспитатель.  Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети. Да. Конечно, любим.

Воспитатель. Сегодня, я приглашаю вас в гости ко мне в русскую избу. А кто знает, что такое русская изба?

Дети. Это деревянный дом, в котором жили люди на Руси в старину.

 Воспитатель. Молодцы! Пойдёмте со мной.
Звучит русская народная музыка и дети с воспитателем проходят в зону «Русская изба».

Воспитатель.  Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие!

Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!

  • Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие и для чего они служили? 

-Дети, что это?

Дети: Это чугунок.

Воспитатель: Правильно, ребята! А для чего он нужен?

Дети: В нем варили еду.

Воспитатель: Молодцы! А это что?

Дети: Это лапти. Их одевали на ноги.

Воспитатель: Правильно, ребята. А это что?

Дети: Это деревянные ложки. Ими ели. А это самовар. Из него пили чай.

Воспитатель. Молодцы, ребята!
Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто же это плачет?(Заглядывает в колыбель, достает куклу).

Посмотрите, дети, вот кто у нас плачет – малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Я его сейчас положу в колыбельку, а ты, Соня, иди, покачай малыша и он перестанет плакать.

(Ребенок качает куклу, плач стихает).

Воспитатель: Ребята, с давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем имя нашему ребеночку, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие старинные русские имена вы знаете?

Дети: Илья, Данил, Никита, Ярослав, Дарья, Варвара и т.д.

Воспитатель: Молодцы! А как же мы назовем нашего малыша?
Дети высказывают свои предложения.

Воспитатель: Назовем его Егорушкой.

Дети, а вы знаете, что пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. Скажите, ребята, как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?

  • Когда ты, Матвейка, вырастешь ,тебя будут звать Матвеем. А тебя как будут, Алеся, звать?

1 ребёнок.  Меня будут звать Алеся.

2 ребенок: Сейчас меня зовут Алисонька, а когда я вырасту, меня будут звать Алисой

3 ребенок: Сейчас меня зовут Люба, а когда я стану взрослой, меня будут звать Любовью и т. д.

Воспитатель: Вот вы и познакомились с Егорушкой, назвали свои имена.
А вы знаете, что означает имя Егор?

(Ответы детей).

Егор- это хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, что бы, когда Егорушка вырос, у него было много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. А кто из вас знает, что означает его имя.

  • 1 ребенок: Глеб– защитник.
  • 2 ребенок: Алиса – гостеприимная.
  • 3 ребенок: Алеся – победительница.

Воспитатель: Какие интересные у вас имена. А вы знаете, ребята, что наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Таких людей называют тезками.

Воспитатель. А если тёзки среди нас?(Ответы детей).

Воспитатель. Посмотрите, дети, что для нашего Егорушки приготовлено?

Дети: Уголек, монетки, Зернышки.

Воспитатель: Давно - давно, на Руси, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти предметы клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами их тоже положим нашему Егорушке, а говорили, когда клали уголек:

  • Привыкай к домашнему теплу.

Иди, Даша, положи уголек, да не забудь сказать.

(Первый ребёнок кладёт уголёк).

Воспитатель. А вот что говорили, когда клали зернышко.

  • Будь всегда сыт.

(Второй ребенок кладет зернышко).

Воспитатель: А когда клали монетку, говорили, будь всегда богат.

(Третий ребенок кладет монетку).

Воспитатель: А сейчас мы нашего Егорушку будем купать.

(Выходят трое детей).

1 ребенок: (Несёт ведро с водой).

Тили – тили- тили
Мы по воду ходили.       Матвей
Воды для Егорки – 
Полное ведерко.

2 ребенок: (Купает куклу). 

Мыли – мыли – мыли
Бело – набело отмыли,         Люба
Лишь головка одна,
Все черным – черна!

3 ребенок (вытирает куклу).
Полотенце вышито и бело,
Вытирай-ка малыша умело.        Алеся
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель: Вот мы помыли, вытерли нашего Егорушку, а что же дальше делали с ребеночком?

Дети: Одевали.

Воспитатель: А  одевали ребёночка в отцову рубашку. 

Воспитатель: Как, вы думаете, а почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
(Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель. Правильно, чтобы он был похож на отца и матушку, был честным, работящим, как они.

Воспитатель: Давайте и мы наденем рубашку на Егорушку. Посмотрите, какая рубашка?

Дети: Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель: А вот что приговаривали родители, когда одевали малыша(воспитатель приговаривает и одевает ребёночка):

  • Расти хорошо, малыш!
  • Будь похож на отца с матушкой!
  • Трудись, как они трудятся!
  • Отдыхай, как им отдыхается!
  • А что дальше делали родители с ребеночком?

Дети: Укладывали спать.

Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель.(6 слайд) Эту колыбельку мастерил для своего ребенка отец.
(Подходит и заглядывает в колыбельку).

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Дети: Это хлеб и соль.(7 слайд)
(Воспитатель дает детям попробовать).

Воспитатель: Вы знаете, на Руси хлебом и солью всегда встречали дорогих гостей. А когда рождался ребенок, то родители клали хлеб и соль в колыбельку, да приговаривали: «Наконец – то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

  • Ребята, положили родители малыша спать, и стали петь ему колыбельную. Кто знает, что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель: Давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Как будем петь колыбельную?

Дети. Тихо.

Воспитатель. Правильно.

Дети: Тихо – тихо.
(воспитатель и дети поют)

Баю – баюшки – баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит
«Спи, сыночек, говорит,-
Баю – баю – баю – бай
Спи, Егорка, засыпай!»

  • Уснул наш Егорушка.

Воспитатель: Сегодня у Егорушки первый день рождения. Ребята, а вы знаете, когда у вас день рождения? Мой день рождения в январе, зимой, а ваш? (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы! Все знают свой день рождения. В день рождения принято дарить подарки. Пока ребеночек спал, его родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Какие же подарки готовили для ребеночка?

Дети: Вязаные носочки, деревянную игрушку, одежду.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а как вы думаете, что такое оберег?(Ответы детей)

Воспитатель.Это предмет, который защищал и охранял людей от разных бед.

Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну, тогда садитесь за столы.
Воспитатель рассаживает детей за столы.

Воспитатель: Посмотрите, из какого материала сделаны куклы-обереги: из льняных ниток, ткани, глины, золы, зерна, соломы , веток и т. д.  Сегодня я хочу научить вас изготавливать куклу-«пеленашку Кукла Пеленашка — это известная традиционная славянская кукла, которую делали для младенца. Пеленашка всегда без лица. Считалось, что она закрывает новорожденного от дурного глаза.

Посмотрите, у вас на столах лежит необходимый материал для изготовления куклы: два лоскуточка яркой ткани, один будет служить платком, другой-одеждой. Ещё на столе есть тесьма для пояса.  Сначала возьмите ткань белого цвета, сверните ее в плотную трубочку. Свяжем ее тесьмой. Затем возьмем ткань треугольной формы и завяжем платок с верху трубочки это будет голова. Затем возьмем еще лоскут и завернем оставшуюся часть куклы. И для красоты завернем еще в один ласкут и перевяжем тесьмой.

(Рассказ воспитателя сопровождается показом).Вот такая куколка- «Пеленашка», должна у вас получиться. Можете приступать к работе. Раньше во время изготовления кукол женщины всегда пели песни или читали молитву.

Дети под народную тихую музыку изготавливают оберег – «пеленашку».Воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям, которые нуждаются в помощи.
После работы детей воспитатель хвалит,  отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель: Очень красивые обереги у вас получились. Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру?

Дети. Хотим.

Игра с лентой
(под русскую народную музыку)

Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать

(Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др. 
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

Воспитатель. Дети, понравилась игра? А теперь, давайте подарим Егорушке наши подарки.И пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Воспитатель. Будь добр и пусть тебе встречаются добрые люди.

Дети: Никогда не болей, будь здоров!
Слушай отца-батюшку, да родную матушку!
Расти сильным, крепким, да удалым!
Пусть живёт – поживает, да добра наживает.

Воспитатель. На день рождения принято было на Руси угощать гостей. Вот и вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые угощение моё– настоящий именинный пирог. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

Дети. Спасибо.
Воспитатель. Вот так проходил первый день рождения родившегося на Руси ребенка. Ребята, вам понравился День рождения Егорушки? Что нового узнали? Чему научились? А что вам больше всего запомнилось? Я рада, что вы теперь много знаете о народных традициях. Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание. А теперь пора возвращаться домой, до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне.

Дети. До свидания

кукла оберег пеленашка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированной НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "День рождения на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок...

Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы

Конспект интегрированного занятияпо нравственно – патриотическому воспитаниюс детьми старшей группы Тема: «День рождения на Руси» Образовательные задачи:·...

Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы « День рождения на Кубани»

Данное занятие поможет воспитателям расширить и углублить представления детей о старинных семейных кубанских обычаях....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы. «Родословная-старинная русская традиция»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия

Цель: познакомить детей с понятием Родина, формировать у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе, гимне), развивать нр...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»

Цель: Ознакомление детей с понятием Родина, формирование у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе,), развивать нравст...

Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы на тему: «День рождения на Руси»

Материал: аудиозаписи с русской народной музыкой; предметы старины: самовар, лапти, чугун; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбель; кусочек хлеба...