Конспект интегрированного занятия в старшей группе 5-6 лет «В гостях у Марьюшки».
план-конспект занятия (старшая группа)

Ермакова Алёна Альбертовна

Цель:

Дать детям представление об особенностях русского старинного быта.

Задачи:

- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;

- продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (печь, стол, лавка, посуда, сундук); закреплять знания детей о русской избе, о том как жили люди на Руси;

- знакомство с русским народным костюмом (женский сарафан и рубаха-косоворотка);

- расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение            общеразвивающего вида детский сад                                                                                     «Берёзка» структурное  подразделение «Звёздочка»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе 5-6 лет

«В гостях у Марьюшки».

                                                                                                  Составили педагоги:

                                                                                                       Ермакова А.А

                                                                                                       

        г. Вихоревка 2021 г.

Цель:

Дать детям представление об особенностях русского старинного быта.

Задачи:

- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;

- продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (печь, стол, лавка, посуда, сундук); закреплять знания детей о русской избе, о том как жили люди на Руси;

- знакомство с русским народным костюмом (женский сарафан и рубаха-косоворотка);

- расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

Материал, оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, вышитые в русском стиле рушники, скатерть, посуда, самовар, русские народные костюмы,музыкальные инструменты: балалайка, трещотка, деревянные ложки, гусли .

Предварительная работа:

1) Беседы и чтение об русском народе;

2) Знакомство детей с русскими народными сказками, закличками, поговорками, пословицами, потешками, считалками, скороговорками;

3) Слушание аудио записей русских народных сказок, песен, потешек;

4) Драматизация по мотивам русских сказок;

5) Разучивание сказок, народных игр, и т. д….

6) Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.

Материал, оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная и глиняная посуда; русские народные костюмы, разноцветные ленточки для игры «Заря – Заряница», музыкальные инструменты: балалайка, трещотка, деревянные ложки, колокольчики.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель - Марьюшка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут Марьюшка.

Милости прошу в гости, в мою избу. Проходите, поглядите, как я живу.

( дети проходят, рассматривая избушку).

Вы пришли в горницу.- самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней принимали гостей.

Марьюшка:  что вы здесь видите?

Дети: ( печка, стол, лавки, сундук).

Марьюшка: Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?

Дети: печка.

Мартюшка: ДА, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.

Ребёнок рассказывает .

ОЙ, ты печка-сударушка

Помоги нам, боярушка:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство принеси.

Марьюшка: Печь была самой главной вещью в доме.

В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.

Ребятушки, а давайте подойдем вот сюда. Кто мне скажет это что?

Дети подходят к столу: Это стол, а на столе скатерть.

Марьюшка: А что стоит рядом со столом?

Дети: рядом со столом стоят лавки.

Марьюшка: А что стоит на столе?

Дети: посуда.

Марьюшка: Какая посуда?

Дети: ( Самовар, кружки, ложки, поднос, чугунок).

Марьюшка: Ребятушки ,а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали?

Дети: (Хохломская, гжель, городецкая )

Марьюшка: А как догадались? Какие элементы хохломского узора вы знаете?

Дети: (хохломская роспись по дереву, узоры разные, ягодки цветочки, цвета красные, золотой, зеленый.)

Гжель ( идёт только синий цвет)

Городецкая роспись(яркая, красочная)

Марьюшка: Ребятки, скажите, из чего раньше делали посуду?

Дети: (из дерева)

Марьюшка: а сейчас какая современная посуда?

Дети: (Глина, метал, стекло, дерево).

Марьюшка: сидели раньше на чем?

Дети: (на лавках ).

Марьюшка: ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?

Дети: Это сундук.

Марьюшка: Отгадайте гости дорогие, что там храниться?

Дети: (дети дают предположительные ответы).

Марьюшка: Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

(пробуем открыть, но ничего не получается).

Ой, я кажется, догадалась! Этот сундук не простой, открывается тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки об избе, о труде.

(« Не красна изба углами, красна пирогами». «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». «Труд кормит, а лень портит». « Дело мастера боится». «Терпенье труд- всё перетрут». «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт», «Без дела жить- только небо коптить» )

Открывается сундук, и оттуда достают русский народный костюм и полотенца.

Марьюшка: ребятушки, посмотрите это что?

 Что за дивные узоры ,

Полотенца и подзоры,

Все в букетах дивных роз, 

Может вывел их мороз?

Дети: ( нет, это вышивали наши бабушки и прабабушки ).

А теперь рассмотрим русские одежды .

Сарафан с каемочкой до самых пят,

Русская рубашечка упрямый взгляд .

Жемчугами вышита девичья краса,

Ах, какая длинная девичья краса!

Марьюшка: Правильно, раньше таких платьев да юбочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду. Назовите детали этого наряда.

Дети: (ответ детей).

Марьюшка: Такие наряды носили русские женщины. Значит этот наряд, какой?

Дети: женский сарафан

Марьюшка: А вот еще другой наряд, как вы думаете, кто его носил?

Дети: мужчины, парни.

Марьюшка: Этот наряд, какой?

Дети: Рубаха-косоворотка

Марьюшка: Назовите детали мужской одежды.

Дети: ( предположительные ответы).

Марьюшка: Почему рубаху называли косоворотка?

Дети: (ответ детей).

Марьюшка: Косоворотки получили свое название из-за особенностей ворота: разрез на рубахе был не спереди, как принято на современных рубашках, а сбоку, обычно слева. Интересно, что косоворотка могла иметь воротник (ворот) и не иметь его. Ребятки в таких одеждах работали, и на гулянья ходили, пели да плясали да хороводы водили. Косоворотки могли цветами, как и белые так и красные и синие. И чтоб сшить такой наряд девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда – электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет?

Дети: ответ.

Марьюшка: А из чего делали лучинку?

Дети: (ответ детей)

Марьюшка: Электричества ребята тогда не было и люди придумали лучину. Вечерами девушки рукодельничали, пряли пряжу, а дети играли. Давайте и мы с вами поиграем в игру. Я буду передавать клубочек и вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас.  (Клубок)

Очи – глаза

Изба-дом

Рушник-полотенце

Колыбелька-кроватка

Кушак-пояс

Чугунок-кастрюля

Уста-губы

Марьюшка: Молодцы, а кто хочет посмотреть, что еще есть в моем сундучке? Называйте пословицу или поговорку.

Дети: (Детство время золотое.

За общим столом еда вкуснее.

В здоровом теле — здоровый дух.

Друзья прямые — братья родные.

Лучше не обещать, чем слово не сдержать.

Старый друг лучше новых двух..).

Марьюшка: Ребятки посмотрите, это мои ленточки. А они какие?

Дети: (разноцветные).

Марьюшка: Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру «Заря- Заряница».

Проводится игра

Заря – Заряница, красная девица.

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые,

Раз два не воронь, а беги как огонь

Марьюшка: Ребятки, вы такие веселые, озорные, уморили вы меня. Мы сейчас с вами сядем на лавочку рядком, да поговорим ладком. Расскажу я вам о том, что в старину русский народ любил не только песни да пляски, шутки да сказки, а еще любили друг друга переговаривать да так, чтоб в словах не ошибиться скороговорками. А вы знаете скороговорки?

Дети: (Сшила Саша Сашке шапку.

 Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 Шесть мышат в камышах шуршат.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

 Слишком много ножек у сороконожек.)

Марьюшка: Наверное, еще что-то есть в моем сундучке, кто поможет мне его отпереть?

Дети: (пословицы или поговорки).

Марьюшка: Ребятушки, это что?

Дети: (музыкальные инструменты).

Марьюшка: Назовите, какие?

Дети:.(ложки, гармошка, трещотки, дудочка, колокольчики).

Марьюшка: Вы хотели бы на них поиграть, стать музыкантами?

Как у нашего соседа

Весела была беседа

Гуси в гусли, у утки в дудки,

Чечетки в трещотки.

Чайки в балалайки.

Две синицы-крошки

Заиграли в ложки.

Дети исполняют русскую народную песню.

Марьюшка: Молодцы, ребятушки, вы еще и музыканты славные!

Ну что подойдем к сундучку, да отопрем его. Кто мне поможет?

Дети: ( пословица или поговорка).

Марьюшка: Ребятки это же мой узелок. В нем лежат кусочки ткани-лоскутки, я часто в свободное время делаю куколок ,  моя матушка меня научила. А вот и моя кукла , она вам нравится? Эта кукла оберег «Кувадка» Я могу вас научить делать такую куколку. Хотите? Тогда присаживайтесь за столы  по удобней, да помогайте друг другу.

Марьюшка: Ребята, чтобы наши ручки не устали мы сейчас свами сделаем пальчиковую гимнастику

За работу»

    Ну-ка, братцы, за работу.

    Покажи свою охоту.

    Большаку дрова рубить

    Печи все тебе топить,

    А тебе воду носить,

    А тебе обед варить,

    А тебе посуду мыть.

    А потом всем песни петь,

    Песни петь да плясать,

    Наших деток забавлять.

   Поочередно разгибать пальцы,

   начиная с большого, а на слова

   «Песни петь да плясать»-

   энергично шевелить ими.

Дети по объяснению Марьюшки делают куколок.

Марьюшка: Ребятки, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мою горницу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе На тему: «Ёжи в гостях у ребят».

Занятие в старшей группе  " Ежи в гостях  у ребят" интегрированное. В  первой части занятия дети  вспоминают, уточняют, расширяют  свои знания о ежах (  повадках,  в...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "В гости к мышонку" с применением проблемного обучения

В этом конспекте рассказывается о том, как в гости к ребятам пришел мышонок, который не знал, как его зовут и где он живет. Дети придумывают кличку мышонку и находят ему дом....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе « В гости к нам пришла Бабушка Арина»

Программное содержание: Учить детей отгадывать загадки построенные на описании и сравнении, интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые потешки.Учить детей выбирать  содержание ...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:«В гости к тетушке Ариши»

Дети входят в зал, их встречает воспитатель в роли тетушке Ариши (в русском народном костюме) Тетушка Ариша  Здравствуйте, гости дорогие, проходите. Я вас ждала и наряды припасла девочка...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: У фермера в гостях.

Систематизировать знания детей о сельскохозяйственных профессиях.Познакомить с особенностями сельского хозяйства в родном крае...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...