Детско–взрослый информационно-творческий проект «Зимующие птахи»
проект

Шибаева Анастасия Владимировна

С явлениями окружающего мира, в частности живой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт детей 3-4 лет не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними.

Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Бессмысленно пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может быть, даже заинтересуется, но не сможет соединить свои новые знания со своим опытом. Единственный способ - ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. У них при этом постоянно начинают возникать вопросы, которые требуют уточнения. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта и позволит показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Вместе с детьми обсуждали, как живется птицам, зимующим в нашем крае. Где зимуют, чем питаются? Зима снежная и морозная, корм найти труднее, значит, птицы недоедают и мерзнут. Можем ли мы помочь зимующим птицам? Дети проявили интерес к процессу кормления птиц и наблюдения за ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptahi.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Детско–взрослый информационно-творческий проект

 «Зимующие птахи»

Тип проекта:

Информационно-творческий,

Средней продолжительности (1 неделя), Групповой.

Актуальность

С явлениями окружающего мира, в частности живой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт детей 3-4 лет не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними.

Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Бессмысленно пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может быть, даже заинтересуется, но не сможет соединить свои новые знания со своим опытом. Единственный способ - ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. У них при этом постоянно начинают возникать вопросы, которые требуют уточнения. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта и позволит показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.

Вместе с детьми обсуждали, как живется птицам, зимующим в нашем крае. Где зимуют, чем питаются? Зима снежная и морозная, корм найти труднее, значит, птицы недоедают и мерзнут. Можем ли мы помочь зимующим птицам? Дети проявили интерес к процессу кормления птиц и наблюдения за ним.

Гипотеза

Если во взаимодействии с взрослыми дети учатся устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в природе, то процесс знакомства с окружающим миром будет способствовать возникновению привычки объяснения и осмысления собственного опыта.

Цель:

Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной, продуктивной и трудовой деятельности.

Задачи:

        Создать условия для формирования реалистических представлений о природе.

        Закреплять знания детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях и повадках птиц.

        Способствовать развитию умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.

        Пробуждать чувства отзывчивости и ответственности, гуманного отношения к птицам, желания помочь маленьким и слабым существам.

        Приучать детей заботится о птицах, испытывать радость от сознания, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

Предполагаемые результаты

У детей

        Развитие собственного познавательного опыта;

        Расширение перспектив развития исследовательской деятельности;

        Выявление особенностей образа жизни птиц;

        Пробуждение гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

У родителей

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.

У воспитателей

Развитие социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала.

Этап

Мероприятия

Цели

  1. Наблюдение за погодой, обсуждение проблем животных и птиц;
  2. Чтение художественной литературы;
  3. Рассказы из личного опыта воспитателя, детей о помощи животным, попавшим в трудную ситуацию;
  4. Рассматривание иллюстраций о птицах.

Пробуждение интереса к теме проекта;

Разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности;

  1. Рассказы из личного опыта воспитателя, детей о помощи животным, попавшим в трудную ситуацию;
  2. Чтение фольклорных потешек и загадок о зимующих птицах;
  3. Выставка «Птицы – наши друзья» (в книжном уголке)
  4. Разучивание стихотворения «Синица»
  5. Торжественное вывешивание кормушки
  6. Наблюдение за прилетевшими к кормушке птицами
  7. Беседа «лакомство для птичек»
  8. Организация акции «Хлебные крошки
  9. Ежедневное, совместное с детьми, пополнение кормушек кормом для птиц
  10.  Обсуждение с детьми результатов наблюдений за птицами у кормушек: какие виды птиц прилетают, какие корма любят, как себя ведут.
  11.  Игровые упражнения «Покажи птицу» (воробья, ворону
  12. Д/ игра «Что за птица?»
  13.         Д/ игра «Кто как кричит?»
  14. Д/ игра «Какой птички не стало?»?
  15. Составление описательных загадок о птицах.
  16. Словесная игра «Каких птиц много на кормушке?»;
  17. Лепка из природного материала «Птичка»;
  18. Рисование «Следы возле кормушки»;
  19. Раскрашивание силуэтов птиц (синица, снегирь);
  20. Совместное с родителями изготовление шапочек птиц для подвижных игр;
  21. Исполнение народного хоровода «Птичка - невеличка»;
  22. П/игра «Раз, два, три птичка лети»;
  23. П/игра «Птички в гнездышки»
  24. Психогимнастика «В птичку превратись»;

Создание условий для развития умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.

Способствовать формированию познавательного интереса к окружающему миру.

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость.

Пробуждать желание учувствовать в современных обсуждениях, играх.

Обогащать истетический опыт детей, через передачу полученных впечатлений в художественно-творческой деятельности.

  1. Выставка детских работ по теме проекта.
  2. Пополнение книжного уголка книгами о птицах.
  3. Интегрированное занятие «Птицы у кормушки».
  4. Совместное с детьми изготовление стенгазеты - презентации «Зимующие птахи».

Сравнение ожидаемого результата с реальностью.

Презентация проекта.

        

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Логика у детей»

Логика - особая наука о мышлении. Мир логики не только строг, но и необычен. Логика каждому человеку нужна и необходима независимо от работы, от рода занятий, таким образом, развитое логическое мышление является показателем интеллектуального развития человека.

К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.

У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных.

Сделать актуальной сферу обучения детей - создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон - взрослых и детей - к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, - но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

 К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления - недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У детей этого возраста наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, не-умение планировать. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях.

В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе - абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:

терпение;

умение играть и верить в игру;

умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;

умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка.        .

В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

Родительское собрание

«Знаете ли вы своего ребёнка?»

Встречу начать с вопросов:

•        Наблюдаются ли какие-то изменения в развитии ребёнка?

•        Стал он другим за год?

•        Что нового появилось?

Это важно выяснить, поскольку некоторые родители не видят этих изменений, не замечают, в каком лице говорит о себе их ребёнок, не видят его потребностей и т.д.

Родителям очень важно знать об особенностях развития ребёнка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях». Можно в подтверждение привести ещё одну цитату - слова Н.И.Пирогова: «исторгая беспрестанно ребёнка из его собственного духовного бытия, перенося его всё чаще в нашу сферу, заставляя его и смотреть и понимать по-нашему, мы, наконец, достигаем одного: он начинает нам казаться не тем, что он есть».

Задержки в развитии также недопустимы, но следует помнить, что возможности маленького ребёнка велики, но не безграничны. Поэтому родителям важно знать психофизиологические показатели развития детей.

Что же характерно для ребёнка четвёртого года жизни? Прежде всего физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

Вопросы:

•        Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности, появление у них новых интересов? Если да, то в чём они проявляются?

•        Какова любимая фраза ребёнка?

Ведущий. Ребёнок не желает подчиняться требованиям взрослых, перестраиваются между ним и взрослыми. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Осознание ребёнком себя происходит обычно к концу третьего года жизни, когда он практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

Внешне эти изменения выражаются в том, что ребёнок начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом. Кстати, не все родители замечают появление этой особенности и затрудняются ответить на вопрос, в каком лице говорит о себе ребёнок. Ребёнок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трёх лет, когда ребёнку свойственно проявление негативизма, капризов и упрямства.

Давайте разберёмся в понятиях. Негативизм - это желание ребёнка делать наоборот, не подчиниться ни в коем случае воле взрослого. При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми ребёнок не демонстрирует свою независимость.

Ситуация для анализа

Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят:

-        Иди катайся.

Но он отвечает:

-        Не пойду.

Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.

Иногда взрослые путают понятия «упрямство» и «капризы» ~ Вопрос:

• Кто может развести эти понятия?

Комментарий педагога

Упрямый ребёнок настаивает на своём потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он этого потребовал.

Упрямство - своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. То же можно сказать и о негативизме. Только негативисту всё равно что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно то, на чём он настаивает. Это закономерные явления, нормальные в известных пределах. Но бывает, кризис заходит слишком далеко - и мы наблюдаем, что ребёнок проявляет строптивость, то есть бунтует против норм воспитания.

Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению упрямства, является повышенная требовательность родителей в приучении ребёнка к порядку без учёта его реальных умений, малыш не может регулировать своё поведение. Родители же выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребёнок обязан делать и уметь, без учёта его представлений и желаний. Если родители не желают учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, проявляют к нему излишнюю требовательность, это может стать причиной проявления детского упрямства. Бесполезно требовать от ребёнка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился на колени в новой одежде, не брал в руки бездомного котёнка. У детей нет врождённого стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребёнка к опрятности, но не возмущаться тем, что не всё ещё у него получается.

Что такое капризы? Если упрямый ребёнок проявляет своё упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямства самое главное - не уступить взрослому, настоять на своём, и если взрослый отстанет, ребёнок будет только рад. Капризный ребёнок стремится добиться ещё большего внимания к себе, к своей особе, ему нравится быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребёнка: «Я хочу», кацризного: «Я не хочу». Капризный ребёнок, как правило, нахо- Xjgtor в особом состоянии «готовности к капризу».

4, А сейчас давайте разберёмся на примерах в причинах капризов и упрямства детей.

Ситуация для анализа

Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но ... наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик: «Сам, сам! Сам!». Мать строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам»

Вопросы:

•        Правильно ли поступила мама?

•        Каковы последствия поведения мамы?

•        Бывают ли подобные ситуации у вас?

•        Как вы выходите из них?

•        Что бы вы посоветовали маме?

Важно подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Пример. Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: «А я так хотел сам!»

Ситуация для анализа

Девочка Таня во время обеда говорит: «Не хочу суп». Она постоянно высказывает бабушке своё недовольство тем, что суп тёплый, «в нём пенки» и др. Бабушка идёт у неё на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т.д. всё бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.

Вопросы:

•        Определите: в данной ситуации в большей степени проявляется упрямство или каприз? Ответ обоснуйте.

•        В чём причины такого поведения ребёнка?

•        Были ли у вас подобные ситуации?

•        Как вы из них выходили?        А Необходимо подчеркнуть, что не надо идти на поводу у ребёнка. Здесь могут быть разные варианты решения конфликта: либо лишить девочку супа, либо уговорить съесть его. В данном случае важно единодушие всех членов семьи.

Иногда детям говорят, что они ещё «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются - почему ребёнок не любит трудиться? Не надо делать за ребёнка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь в виду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Ребёнку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.

Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т.д. Эти оплошности происходят непреднамеренно, ребёнок сам испытывает негативные эмоции - испуг, страдание, недоумение. В таких случаях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо.

Бывает, что ребёнок загляделся на витрину, упал, испачкался, а мама его ещё и шлёпнула. Он - в слёзы. А ведь правильнее было бы успокоить малыша.

Необходимо помогать детям в овладении необходимыми навыками, больше с ними общаться. Например, показывать, как раскладывать ложки, убирать игрушки.

Дети очень эмоциональны, чутки к поведению и настроению взрослых. Ребёнок начинает реагировать не только на то, что ему говорят родители, но и на то, как говорят. Например, если ребёнку сказать, что он плохой, он возразит. «Нет, я хороший». Но, конечно, лучше оценивать не личность ребёнка, а его поступки. В книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» приводится любопытный пример. Девочка трёх лет, увидев, что бабушка рассержена, просит назвать её Зайчиком, что на домашнем языке означает: «ах ты, моя хорошая», т.е. ребёнок старается заслужить одобрение.

Вопросы:

•        Приведите пример, чему и как подражают ваши дети.

•        Всегда ли они подражают положительным поступкам взрослых и сверстников?

Обобщение ответов ведущим

Большую роль в воспитании играет положительный пример взрослых. Бывает и так, что родители требуют от ребёнка одного, а сами поступают по-другому. Ребёнок не знает, как правильно, начинает хитрить, приспосабливается.

Когда маленький человек только начинает усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль. Л. Н. Толстой писал, что все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях. Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, манерами поведения, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребёнку или не ругайте его за это. Приведём банальный пример. В доме звонит телефон, и папа просит сказать, что его нет. Ребёнок повторяет: «папа сказал, что его нет дома». Часто воспитатели наблюдают такие факты поведения детей: они «чокаются» кружками с кефиром, «пьют пиво», играют «в пьяных» и др.

Или вот ещё один, очень показательный пример.

Мальчик во время завтрака очень нехотя ест кашу, приговаривая при этом: «Ешь, дурак, ешь...». Таким образом, после каждой съеденной ложки он ругает себя и насильно заставляет есть. На вопрос воспитателя, зачем он говорит такие слова, ребёнок отвечает: «Да меня дома мама так всегда кормит».

Понаблюдайте за общением своих детей с куклами, со сверстниками.

Маленькие дети импульсивны, то есть чувство у них преобладает над разумом, они часто совершают поступки под влиянием сиюминутных чувств и желаний, поэтому так часто нарушают правила поведения.

Дети искренни и непосредственны, им трудно хранить секреты. Они могут сказать лишнее посторонним людям, поэтому взрослым не рекомендуется говорить в присутствии детей о том, что они хотели бы скрыть от окружающих.

Приведём пример, подтверждающий одно из качеств, свойственных детям младшего возраста, - детскую непосредственность.

Мама показывает ребёнку подарок для бабушки и говорит, что это секрет. Ребёнок, только увидев бабушку, заявляет радостно: «Бабушка, у нас для тебя подарок, только это секрет!» (Можно спросить у родителей, какое качество ребёнка проявляется в данной ситуации.)

Дети четвёртого года жизни любознательны, они задают вопросы взрослым.

Вопросы к родителям:

•        Какие вопросы задают ваши дети?

•        Как вы на них отвечаете?

•        Чем любят заниматься ваши дети дома?

•        Наблюдаете ли вы игры детей?

В этом возрасте возрастает способность к самостоятельным действиям. Дети любят играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать сказки.

Нужно отвести ребёнку место, удобное для игры. Взрослым рекомендуется активно включаться в игры, взяв себе какую-нибудь роль. Об игре, как ведущем виде деятельности мы подробно поговорим в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....

Информационно-творческий проект "Зимующие птицы"

Данный  проект способствует  формированию у детей младших групп  элементарных представлений  о жизни зимующих птиц, их внешнем виде,  повадках, образе жизни. Учит бережн...

Информационно – творческий проект «Зима»

Возраст детей: подготовительная группа.Тип проекта: информационно-творческий.Продолжительность: краткосрочный.Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту: компл...

Информационно-творческий проект "Зимующие птицы нашего края"

Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

Информационно - творческий проект " Зимующие птицы"

В ходе проекта у детей сформируются представления о зимующих птицах, о роли человека в  жизни птиц....

Информационно-творческий проект « Зимующие птицы»

Информационно-творческий проект « Зимующие птицы»...

ИНФОРМАЦИОННО – ТВОРЧЕСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

1.Актуальность проекта.2.Цель и задачи проекта.3.Этапы проекта:...