для педагогов - консультация: "Русский народный танец, как средство эстетического воспитания детей"
консультация

Попова Любовь Александровна

Повышать компетентность педагогов в вопросе эстетического воспитания дошкольников. Формировать представление о русском народном танце, как средстве эстетического развития детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

                                        «Детский сад  № 65»

                                                   Консультация:

«Русский народный танец, как средство

эстетического воспитания детей».

                                                                             

                                                                             

                                                 

                                           

                                             город Оренбург

                                           2021 учебный год

Консультация для воспитателей.

Тема: «Русский народный танец, как средство эстетического воспитания детей».

Цель:

Повышать компетентность педагогов в вопросе эстетического воспитания дошкольников. Формировать представление о русском народном танце, как средстве эстетического развития детей.

Задачи:

- Приобщать к истокам русской народной культуры через музыкальную деятельность.

-Средствами русского народного танца способствовать обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влиять на познание социальной действительности повышать познавательную активность дошкольников.

- На основе социокультурных традиций народного танца формировать базовые социокультурные ценности.

-Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей.

-Развивать интерес и истории и культуре русского народа  посредством знакомства с русским народным танцем.

Содержание.

 «Трудно представить себе лучший метод воспитания,

чем тот, который открыт и проверен опытом веков

он может быть выражен в двух положениях:

это гимнастика для тела и музыка для души…»

Платон

     Народный танец – незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на проявление красоты в жизни. Народный танец – это прошлое в настоящем, живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох.

  При этом отметим, что именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. На сегодняшний день естественна значимость народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом заключается значимость народного танца в духовной жизни ребенка.

    Танец имеет огромное значение, в том числе, и как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.

«Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим».

В. Шефнер

   Русский народный танец получил наибольшее распространение и развитие. Он разнообразен. Его название может складываться по одноименной народной песне ("Камаринская", "Сени"), по количеству танцоров ("Парная", "Четверка"), название может определять рисунок танца ("Плетень", "Воротца"). Однако всем русским народным танцам свойственны общие черты: это жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и широта движений в сочетании с немалым чувством собственного достоинства в танце.

    Выявлению особенностей процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся посвящены работы В.Г. Асеевой, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева. Изучением роли танца в развитии и воспитании ребенка занимались А.А. Алферов, А.И. Борисов, Г.В. Бурцева, Ю.А. Герасимова, И.Е. Ересько. В настоящее время проблемами хореографии разных народов России занимаются такие ученые, как О.Б. Буксикова, А.Г. Бурнаев, Е.И. Григорьева, О.Л. Ефимова-Соколова, О.В. Ромах.

   Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, повседневные бытовые заботы человека - все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является очень разнообразным.

   Хороводы, кадрили, пляски и переплясы – все это огромное разнообразие русского народного танца говорит о богатстве и большом многообразии русского национального характера. Русский танец имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции.

  Формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России складывается у человека постепенно, начиная с детского возраста. Понимание культуры и искусства своего народа и мировой художественной культуры начинается у ребенка со знакомства с родной песней и народным танцем, с бережного отношения к родной природе, с внимательного проникновения в смысл родной речи.

«Движение – это тоже речь,

выражающая сущность ребёнка»

Л. Генералова.

    Содержание русского народного танца – особое. Танцевальная культура возникает на основе трудовой деятельности русского человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща как песенному, так и танцевальному творчеству. Но также русский танец всегда предполагал и виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров. Существуют как медленные, отражающие грусть и раздумья человека, так и быстрые танцы: кадрили, ручейки, игровые танцы, брызжущие весельем и озорством.

    Русский народный танец, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью способствует развитию у детей тонкого музыкального вкуса, учит умению красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца, помогает формировать у детей дошкольного возраста  нравственно-эстетические ценности и воспитывать чувство патриотического отношения к своей Родине.

     Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно поэтому для эстетического, патриотического воспитания необходимо ставить и решать следующие задачи:

- расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа в системе образовательного процесса;

формировать творческие проявления и танцевальные навыки в исполнении русского народного танца разнообразного по жанру и содержанию;

- развивать танцевально-игровое творчество: формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок;

- поддерживать интерес к культуре России, используя фольклорные жанры: заклички, игровые и хороводные танцы, народные игры.

    Таким образом, именно народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития эстетического и нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

    Занятия с дошкольниками освоением русского народного танца, приобщают детей к художественно-творческой деятельности, формируют самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Нравственно-эстетическое воспитание детей в процессе освоения русского народного танца «должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей дошкольников.

Русский народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственно-эстетического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

При помощи народного танца детям предоставляется возможность почувствовать целостность культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления.

Используемая литература.

1. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни:Уч. пособие. -М.: Музгиз,1998.-100с.

Бочаров А.И., Лопунов А.В., Ширяев А.В. Основы характерного танца. - М.: Искусство, 2010.

2. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. - М.: ВНМЦНТИКПР, 2003.

 3. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей - в книге.Художественное творчество и ребенок: Уч. пособие. - М.:Знание, 200.-568с.

4. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии: Уч. пособие. - М.: Искусство, 1964.-224с.

5.Зайфферт Д. Педагогика и психология танца.Заметки хореографа:Уч. пособие. - СПб.: Планета музыки, 2012.- 125с.

6. Климов А.А. Основы русского народного танца. - М.: Искусство, 1981.

Устинова Т.А. Русский народный танец. - М.: Искусство, 1996.

7. Терещенко А. И. Быт русского народа: Уч. пособие. - СПб.: Дрофа 1998.-300с.

8. Устинова Т. А. Русский народный танец: Уч. пособие. - М.: Искусство, 1996.-593с.

9. Уральская В. И.Рождение танца:Уч. пособие. - М.:Просвешение, Советская Россия, 2001.-242с.

10. Сухомлинский В. А.Сердце отдаю детям:Уч. пособие. - Киев, Радянська школа, 2006.-321с.

Ссылки на источники интернета.

-  https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2018/06/09/maltseva-t-v-metodicheskie-rekomendatsii-russkiy

-https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a2bc69a5c53a88521216d27_

0.html

- https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-ruskii-narodnyi-tanec-kak-sredstvo-formirovanija-nravstveno-patrioticheskih-chuvstv-doshkolnika.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные народные праздники, как средство эстетического воспитания

Раскрыт замысел и цели проведения традиционных народных праздников. Установлена взаимосвязь праздников с театрализованной деятельностью и изобразительной деятельностью. Дана тематика праздников и драм...

Консультация для педагогов "Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей"

Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни. Это средство сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования....

«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»

Пояснительная запискаДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детс...

Консультация для педагогов «Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании детей»

Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. В консультации представлены потешки, которые дети с удовольств...