для педагогов цикл консультаций: " Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры"
консультация

Попова Любовь Александровна

Цикл консультаций:" Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры" познакомит с гендерным опытом, ценностями, смыслами и способами гендерного поведения, осуществляемого на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, самоопределения культуре и социуме. Цикл состоит из следующих консультаций:

- " "Народные игры, как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста".

- "Материнский фолькльор ( колыбельные песни, пестушки, потешки), как средство формирования базовой половой идентичности мальчиков и девочек".

- "Формирование этнокультуры дошкольников малым фольклорным жанром".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_konsultatsiy.docx57.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл консультаций:

«Приобщение дошкольников к истокам

национальной культуры»

Консультация : «Народные игры, как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста».

Цель: Формировать гендерного воспитание дошкольников на основе народных традиций.

Задачи:

-Дать представление об игре, как средстве формирования  ключевых компетентностей дошкольника: информационную -ребёнок не только получает информацию, но и передает её, куда входит и познавательная компетентность; действенную-ребёнок проявляет умение действовать на практике; коммуникативную; социальную.

-Формировать представление о народной игре, как средстве воспитания, помогающей решению воспитательных функций:  развивающей, познавательной, развлекательной, диагностической и коррекционной; помогающей  решать задачи  оздоровительные, образовательные и воспитательные.

- Выявить актуальность применения народной игры, служащей средством приобщения детей к народной культуре.

-Дать представление о гендерном воспитании дошкольников с помощью народной игры.

Содержание

Усвоение ролей мужчины и женщины в народной педагогике также осуществлялось через игру. В русском языке 18-19 века слово «играть» применительно к ребенку было идентично словам «жить», «дружить». В какой-то степени это сохраняется и в языке современных людей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть», вместо того, чтобы сказать: «Я хочу с тобой дружить». В процессе игр дети приобщались к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов. Игра, кроме того, позволяла тренировать физическую силу, ловкость, скорость, а также развивать различного рода способности, заложенные в человеке: умение плясать, петь, рассказывать сказки, былины, имитировать поведение животных, птиц.

В современном российском обществе заметен отход от традиционных установок в воспитании детей, что объясняется не только желанием педагогов и родителей как можно быстрее и лучше подготовить детей к жизни в урбанизированном обществе, но и характерным для последних десятилетий отрывом русских людей, особенно городских, от национальной почвы. Новые условия жизни и быта людей, иной взгляд на мир, новые задачи, стоящие перед обществом, не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали наши далекие предки. Сегодня задача- постараться понять жизнь далеких от нас поколений русских людей, взять у них для себя то, что покажется интересным и нужным. Русские люди справедливо говорят: «Не будь грамотен, будь памятен, может что и сгодится». Крестьяне ненавязчиво приучали ребенка в игре к мысли о том, что ему придется в жизни много трудиться, и что труд может быть радостью и удовольствием. Этот основной постулат крестьянской жизни закладывался в душу ребенка через своеобразную игр «в труд» взрослых с детьми, а также поощрением любого желания малыша включиться в работу.

  Главным занятием малыша до семи лет была игра. Она заполняла всю его жизнь, была формой его бытия. В игре реализовывались стоявшие перед этим возрастом задачи физического и психологического развития. Через игру дети обучались бегу, лазанью, тренировали внимание, память, приобретали необходимые навыки общения со сверстниками и старшими детьми, знакомились с новыми словами, звуками, музыкой. Играя, они получали информацию о мире, в котором жили, о его горестях и радостях.

 Игры двух, трех летних малышей с няньками были просты и непритязательны. Ребенок в них был в какой-то мере статистом, выполняя то, что предлагала ему пестунья. Няньки, организуя игру, задачей ставили позабавить малыша.  Часто девочки-няньки развлекали малышей находу повторяющимися играми, но были игры, которые повторялись. Игровой репертуар пестуний с 4-5 летними детьми был посложнее. Пестуньи вовлекали детей этого возраста в игры с более сложным сюжетом, в которых малыши играли более активную роль. Среди них были такие известные и сейчас игры, как «гуси-лебеди», «кошки-мышки». «У медведя во бору»..

Круг игр для детей 6- 7 лет был значительно шире. В большинстве своем это были сюжетные игры с твердыми правилами, которые не полагалось нарушать, и ритмизированным текстом.

 В деревнях среди детей были распространены также игры с игрушками. Однако игрушек было минимальное количество. Крестьяне считали, что большое их количество приводит к порче человека. «У кого много всего, тот балуется, хоть в ученье, хоть в игре, хоть где. Девочки обычно играли в куклы, мальчики в солдатиков.

Игры, в которые играли мальчики, требовали от участников обычно большой физической силы, выносливости, ловкости. Кроме того, их тематика носила ярко выраженный мужской характер. Мальчики играли в войну, разбойников, казаков.. Игры девочек носили более мягкий характер, в них присутствовало художественное начало, ритмизированный и поэтический текст. Девочки отдавали предпочтение играм с сюжетом, драматические игры, хороводам, хотя не избегали игр спортивного типа. Предпочтение мальчиками и девочками разных игр было обусловлено разницей в их физическом и психическом складе, а также разной жизненной ориентацией мужчин и женщин.

В ходе фольклорной игры обеспечивается одновременное воздействие практически на все ведущие анализаторы: участник игры слышит собственно текст и мелодию, видит происходящее, воспринимает прикосновения к телу, двигается определенным образом. То есть воздействие является синкретичным. Важным является тот факт, что участник игры является не только объектом воздействия, но и субъектом деятельности; он относительно самостоятельно творчески воссоздает (создает для себя) норму полового поведения. Фольклорная игра физиологически полезна: темпоритмика соответствует , в частности, ритму сердечной деятельности в ее нормальном варианте. С другой стороны участник фольклорной игры, сам, воспроизводя ритмику игры, обеспечивает дополнительную силу и глубину воздействия через механизм аутосуггестии . Многие фольклорные игры построены на противостоянии женского и мужского начала, что внешне предельно четко выражалось в пространственно-композиционной организации игры.  Так игры типа «бояре-княгини» , «А мы просо сеяли», «Цепи-цепи кованы» начинались с построения друг напротив друга мальчиков и девочек в линию. Этот элементарный игровой прием имелл важнейшее значение: с одной стороны, ребенок имел возможность уподобиться, отожествиться с представителями своего пола, «С другими элементами» системы (я как все девочки, я рядом со всеми девочками, мы все, стоящие в этой линии, в этой одежде – девочки; с другой стороны, ребенок мог четко представить «границы этой системы» и отделить себя от представителей противоположного пола.  Они, стоящие напротив-мальчики, они другие, не такие как мы. Далее в таких играх определяется пара-мальчик и девочка. Здесь происходит более глубокая и четкая дифференциация системы не только «мы» и «они», но и представления «я» как элемент системы» «мы»(девочки) и «он» как элемент системы «они» (мальчики).

Княгини, да мы к вам пришли, (мальчики девочкам)

Бояре, да вы зачем пришли? (девочки мальчикам)

Княгини, да мы невесту выбирать. (мальчики девочкам)

Бояре, да вам которая нужна? (девочки мальчикам)

Княгини, да нам вот эта вот нужна. (мальчики девочкам)

Бояре, да покажите жениха. (девочки мальчикам)

В последний момент игры мальчик разрывает цепь девочек и забирает невесту, пара вычленяется из общего действия.

Анализ русских фольклорных игр подобного плана выявляет одну особенность: чаще всего активная роль принадлежит мужскому началу , пассивная- женскому.

Манеру поведения парней и девушек, стиль их взаимоотношения дети перенимали на весенне-летних гуляниях молодежи, на посиделках, где они присутствовали в качестве зрителей. Дети усваивали тот идеальный образ девицы или молодца, которому полагалось следовать в наступающей юности. Парни и девушки старались не только развлечься, но и продемонстрировать свои качества будущего жениха или будущей невесты. Юноши должны были показать свое ухарство, удаль молодецкую, щегольство, силу, ловкость. Девушки- достоинство, скромность, веселый нрав.

  Выдающийся нидерландский историк культуры 20 века Й. Хейзинга в своем труде «Человек играющий» отмечал, что если проанализировать человеческую деятельность «до самых глубин сознания», она покажется не более, чем игра. Пожалуй, с таким же успехом можно сказать , что из детской игры вырастает личность взрослого. В частности, немецкий философ Эрик Фромм писал о том, что ребенок в игре моделирует свою взрослую жизнь. Человек в игре творит самого себя. Именно последний тезис – о творении самого себя в игре – является одним из основных в психологии детской игры.

 В игре происходит усвоение общих смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение социальных отношений, религиозных представлений. Через игру ребенок в опосредованной форме включается в жизнь взрослых, осваивает стереотипы мужского и женского поведения в семье и обществе. Ребенок, играя во взрослого, изображает его действия. Причем не просто отражает и копирует мир взрослых, но создавая образ взрослого, воображая его, обнаруживает несовпадение его с самим собой. Так рождается понимание ребенком своего внутреннего мира, мужской (женской) индивидуальности.

Консультация: «Материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки) как средство формирования базовой половой идентичности мальчиков и девочек».

Цель: Формировать представление о необходимости гендерного воспитания дошкольников на основе народных традиций,  культуры.

Задачи:

-Приобщать к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте человечества.

- Возрождать ценностные ориентации как основные нравственные регуляторы в сфере взаимоотношений между полами путем приобщения к народной культуре.

-Познакомить с народным фольклором, подвести к осознанию

 о необходимости сохранения народных традиций.

-Познакомить с гендерным опытом, ценностями, смыслами и способами гендерного поведения, осуществляемый на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками самоопределения культуре и социуме.

Содержание:

Особое место в полоролевом воспитании детей занимает  колыбельная песня. Особенность колыбельных песен в том, что они создаются и исполняются взрослыми без какого бы ни было участия детей. Ребенок для колыбельной песни лишь объект словесно-мелодического воздействия. Слово «колыбель», давшее название целой группе песен, обнаруживает на себе следы двух национальных языков : украинского («колыхать», «колыска») и русского («колебать», «колыбель»). Возможно, что происхождение термина «колыбельная песня» восходит к эпохе выделения из восточнославянской лингвистической группы трех самостоятельных языков : русского, украинского, белорусского.

  Второе название колыбельных песен-байки –произошло от древнерусского глагола «баять», что значило «говорить», «сказывать», «шептать». Байкой уговаривали ребенка скорее уснуть. Время зарождения самих колыбельных песен в русском народном творчестве не установлено. История русской колыбельной песни, как впрочем, и история всего детского фольклора, остается пока проблемой будущих исследований. Для народной культуры всегда было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир практически осваивать сам. Построение картины мира ребенка начиналось уже в младенчестве через обращенный к нему материнский фольклор –колыбельные песни, пестушки, потешки..Они должны были задать ребенку некую систему основных координат, помогающих ему самоопределиться в жизненных и важных отношениях с миром.

  Главным воспитателем человека в детстве всегда была мама. И воспитание она начинала с колыбельной песни. Колыбельная песня первая влияла на будущее восприятие человеком мира, возраждала в ребенке первую мысль. В давние времена народные песни заменяли  многим детям, особенно крестьянским, школу и книги, давали детям начальное ощущение бега времени первые представления о маре Мужчин и Женщин. Музыкальность, мелодичность, напевность звучания колыбельных песен позволяют уловить светлый, радостный тон. В них часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: деточка, солнышко, травушка, пташечка, березонька, долинушка. Размеренный ритм, монотонность колыбельных песен вызывают положительные эмоции у детей.

  Шангин И.И. отмечает, что колыбельные песни пелись для того, чтобы  «ребенок мог уснуть хорошим, здоровым сном и , чтобы, засыпая, он чувствовал себя в безопасности, под защитой сидящей рядом матери или бабушки». Бондаревская Е.В. обращает внимание на такую особенность колыбельных песен: подобные народные поэтические произведения интересны тем, что демонстрируют всеобщую любовь к детям. Большинство колыбельных песен раскрывают огромную силу прежде всего материнской любви». Слову над колыбельной издавна придавали значение заклинания . Подобны заговору приказано – повелительные интонации: «Ты усни, усни, Угомон тебя возьми», звучит горячая просьба матери избавить родное дитя

От всех скорбей,

От всех напастей,

От лома-ломища,

От крови-кровища,

От зла человека-

Супостателя.

Одновременно с традицией заклинания в колыбельной песне выразилось стремление повернуть к ребенку только светлую сторону жизни: над колыбелью шитый бранный полог, висит колыбелька на серебряных кольцах, колечки-витые, крюки-золотые, тесьмы-бархатные, пояс-шелковые. Все преображалось в глазах любящей матери. Но не менее сильна тревога за покой, здоровье ребенка – она невольно сказывалась в «байканье». Тут и обращение к Богородице, и упование на Божью милость, на покровительство ангела-хранителя, страстное желание самой стоять на защите здоровья ребенка.

Капица О.И. определяет две группы колыбельных песен. Первая-песни мира матери, в которых исследователь рисует мир матери, ее настроения и переживания, это лирика материнства, и, конечно, эти песни к детскому фольклору отнести нельзя. Они представляют для нас интерес, как поэзия, создавшаяся около ребенка» Вторая группа- песни мира ребенка. В них в центре внимания ребенок и весь окружающий его мир, по форме и содержанию эти песни примыкают к детскому фольклору. В первую группу, например входят сюжеты о неблагодарном сыне, пожелания богатства, песни с рекрутским контекстом, песни, в которых наказывают ребенка, смертные колыбельные песни. Вторая группа включает песни с героем котом, голубями, песни о подарках, песни-пугания. Вне данных групп стоят песни исторического содержания.  Во многих колыбельных песнях для ребенка разворачивалась перспектива его будущей жизни, где он обретет семью, будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей. Перед ребенком открывается огромный и сложный мир взрослых мужчин и женщин. В колыбельных песнях малышу задается структура социального пространства, в котором он найдет себе место, а также нравственные категории его взаимоотношений с младшими, со старшими, со святыми покровителями.

  Колыбельная песня представляется и своего рода энциклопедией, в которой выразились познавательные и чувственные силы души женщины, излились ее горести и радости. «Ближних бойся осуждать», наставительно поет женщина, уже узнавшая, как жить. Ребенка, утомившего криком, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной Букой, живущей под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приемы имеют целью овладеть вниманием ребенка, успокоить его.

  Многие колыбельные песни разграничиваются на колыбельные мальчику и колыбельные девочке. Так передается идеал мужчины и идеал женщины, выработанные народом на протяжении веков. Мужчина должен быть трудолюбив, честен и физически крепок. Женщина- трудолюбива, добра, скромна. Мать, напевая колыбельную песню, представляет ребенка будущим мужчиной или женщиной, рисует картины его будущей жизни, в которых отражаются традиции народов. Колыбельные песни традиционны в такой степени, что стало возможным выяснение немногих их типов, многообразно варьируемых исполнителями. Мартынова А.Н. выявила типы традиционной колыбельной песни, в свою очередь разделенные на песни императивные и повествовательные. Императивные песни содержат пожелания ребенку сна, здоровья, роста; послушания. Эти пожелания могут быть переданы и через обращения к другим существам с требованием успокоить, укачать ребенка, дать ему здоровья, не пугать, не мешать заснуть. По существу этот тип песен функционально един и различается лишь структурно. Повествовательные песни разделены на тематические виды: о самом ребенке, мужчинах и женщинах, животных, птицах, предметах.

  Колыбельная песня своего рода прелюдия в музыкальной симфонии детства. Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонационный строй родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает и некоторыми элементами содержания песен.

  К сожалению, нужно отметить, что народная колыбельная песня уходит из нашей жизни. Многие сегодня забывают, что колыбельный фольклор- это часть народной памяти.  Колыбельная песня сближает между собой самых разных, не похожих друг на друга родителей , она легко находит общий язык с другими народами. Родители и педагоги должны помнить, что колыбельные песни – это русло начального воспитания мальчика и девочки.

  Колыбельные умеют вместе с ребенком удивляться , без хитрости и притворства отделять правду от лжи, добро от зла, родное от чужого. С их помощью ребенок получает первые представления о назначении мужчины и женщины, об их семейных ролях, учится понимать особенности мужской и женской души.

   Некоторые из колыбельных песен нянчащие детей матери охотно соединяют с пестушками, потешками и прибаутками. Пестушка (от слова пестовать –нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать) – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни, которые вызывают у ребенка положительные, радостные, бодрые эмоции. В пестушках часто встречаются слова, которые обращены к Богу, Богородице, ангелам, животным с просьбой защитить дитя от болезней, несчастий, помочь малышу преодолеть первые жизненные трудности, послать ребенку сладкий сон. Ребенок просыпается и потягивается  -его гладят по животику со словами:

Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки,

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток- говорок,

А в головку – разумок.

Некоторые пестушки сопровождают движения ребенка. Медленно разводя ручки в такт говорят:

Батюшке- сажень,

Матушке-сажень,

Братцу- сажень,

Сестрице сажень,

А мне – долга, долга, долга!

Движения, сопровождающие материнские приговоры: поглаживания, разведение и складывание ручек, переваливание головки с рук на руку, возложение ручек на голову, помахивание кистями рук..- простейшие, крайне необходимые ребенку физические упражнения. Они доставляют ему много удовольствия. В иных случаях пестушка становится настоящей игрой, изображающей конскую скачку, катание с горы, пляску.. Так пестушка незаметно переходит в потешку- песенку-приговор, сопутствующий игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Когда ребенок начинает становиться на ножки припевают, приговаривают: «Дыб-дыб-дыбочек!», «Топ-топ, топ-топ!» Когда ребенок начинает делать первые шаги, используются потешки – стихи с элементами игр («Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая»)В ходе них происходит не только словесное, но и физическое общение ребенка с матерью или другими родственниками. Для ребенка очень важен физический контакт с родителями. Во время потешек они чувствуют теплоту маминых рук, ее нежные прикосновения. Когда, подросший ребенок начинает понимать многие слова, речь, обращенная к нему, заключает в себе и наставления, ориентирующие ребенка на выполнение определенных общественно- направленных действий и дающие ему в то же время примеры нравственного поведения: коза бодает тех, кто не пьет молока. В «Ладушках» упоминается Машка (кошка) , которую наказали за то, что кашу съела, а в «Сороке» каша достается всем пальчикам, кроме мизинца-ленивца:

А ты, мал-маленок,

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашу не варил.

Этот мотив охотно развивают:

А ты бедненький маленец (маленький),

Ты коротенец (короткий),

По воду ходи,

Баньку топи,

Робят мой,

Телят корми.

Это целый  «урок» ребенку. Очень важно, чтобы первые четверостишья давали малышу начальные представления о добре, красоте, трудолюбии, гуманном отношении к окружающему миру. Кроме того, в потешках объединяются все важнейшие компоненты так необходимой ребенку-дошкольнику игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность.

  Надо сказать, что мамы и бабушки знали множество колыбельных песен, прибауток, потешек, пестушек. Эти знания переходили из поколения в поколение. Знакомство с ними начиналось с раннего детства. Благодаря их поэтическому воздействию в детях с самого раннего возраста воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание совершить хорошие поступки. Трогательность пестушек, колыбельных песен, потешек, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор дразнилок и считалок расширяют представление ребенка, обогащают его знания о действительности, вводят его в особый мир чувств, переживаний, эмоциональных открытий, помогают воспитывать в детях нравственные качества.

Консультация для педагогов.

Тема: « Влияние народной музыки и песни на проявление патриотических чувств дошкольника».

Цель: Понимать значимость русского фольклора, народной песни, как средство нравственного воспитания, доносить его до детей . Прививать любовь к народному искусству, в том числе народной песне.

Содержание:

     Сегодня мы с вами будем говорить о народной песне и народной музыке.

 Одной из форм проявления патриотических чувств является повышение интереса к своей национальной культуре, искусству, в частности к народной песне.

     В критические периоды истории в народе особенно усиливается любовь ко всему родному, к родине, к своей культуре, к искусству. Так было в период Отечественной войны 1812 г. Во время Великой Отечественной войны против фашистских захватчиков в каждом из нас усилилась любовь к своей родине, возросло чувство национальной гордости.

    Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песня матери. Она ее напевает, убаюкивая ребенка. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов мира составляют особый раздел совершенно исключительного значения. Песни, сказки, которые ребенок слышит и усваивает с раннего детства, всегда несут в себе местные особенности народного творчества.

     А.Пушкин, М.Горький, К.Ушинский, художники П.Федотов, И.Репин, С.Коненков, композиторы М.Глинка, М.Мусоргский и др. не раз в своих воспоминаниях подчеркивали особую роль музыкальных впечатлений, полученных ими в детстве. Эти переживания у многих из них оставались на всю жизнь и свидетельствовали о глубоком влиянии на последующие вкусы, интересы и даже на профессию человека.

    Будучи еще ребенком, М. Глинка страстно любил слушать крестьянские песни и смотреть крестьянские хороводы и пляски. «Быть может, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую народную музыку»,— пишет он в своих воспоминаниях.

   Осенью 1944 г. в газете «Пионерская правда» было помещено интересное письмо фронтовика гвардии капитана А. Новикова к своей матери. В этом письме он тоже подчеркивает значение ярких впечатлений детства. «Милая мама! Хочу поделиться своими чувствами, поговорить немного с тобой. С каким-то особым подъемом я шел вчера в бой. До наступления за 40 минут мы расположились в одном населенном пункте. Было восемь часов вечера. Вечер особенно был тих. Где-то далеко слышалась песня. Мама, родная, эту песню ты напевала, сидя за работой, когда мы с Сережей были мальчиками. Я закрывал тогда глаза и крепко прижимался к тебе, мама. Я вспоминал наш дом, русскую речь, горячие пшеничные лепешки и тебя, родная. За твою благополучную старость, за твой родной дом, за русскую песню я отправился вчера в наступление с особым, необычайным подъемом».

   Народная музыка, песня понятна, близка и нашим детям. Почему простота народной мелодии так содержательна, а напев так выразителен и оказывает сильное воздействие на слушателя? Чтобы дать на это ответ, надо проследить, как создается народная песня.

    Очень хорошо, интересно пишет М.Горький о рождении песни в рассказе «Как сложили песню».

 Вначале песню сочиняет талантливый автор, и песня окрашивается определенными чертами его индивидуальности. Затем ее подхватывает народ, который вносит в нее свои дополнения и исправления. Признаки индивидуальности автора видоизменяются, растворяются в народном творчестве и песня становится выражением чувств не одного человека, а чувств и дум народа.Пройдя через ряд поколений, народная музыка, песня освобождается от всего лишнего, искусственного. Содержание, образы, заложенные в песне, становятся предельно ясными, выразительными.

     Вот что сказал о народном искусстве М. И. Калинин: «У нас иногда под народным искусством понимают примитив, и когда говорят — народное, так это слово берут в кавычки. Это грубейшая ошибка. Несомненно, самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, т. е. то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия. Вы понимаете, что в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности. Народ — это все равно что золотоискатель, он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, самое гениальное».

    Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко ими усваиваются. Голосом брались наиболее яркие и удобные интервалы — кварта и квинта, которые заполнялись одним, двумя и тремя звуками. Таковы песни «Петушок», «Солнышко», «Идет коза» и др., которые построены на интервале кварта с одним промежуточным звуком, а песни «Как у нашей Дуни», «Котя, котенька-коток» построены на интервалах кварта и квинта с двумя й тремя промежуточными звуками.

    Объем звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса. Например, песня «Петушок» построена на четырех звуках, песня «Как у нашей Дуни» — на пяти, песня «Поедем, сыночек, в деревню» — на шес-ти. а колыбельная «Котя, котенька-коток» — на семи звуках.

         Для классической музыки характерным является вводный тон, полутон по седьмой ступени гаммы, который как бы «сползает» в основной звук гаммы — тонику.

В народных русских песнях такой вводный тон часто отсутствует, что придает песням особую мягкость, певучесть.

   Ритм несложных народных мелодий тоже очень простой: это чередование восьмых и четвертей. Размер обычный — двух и трехдольный. Музыкальные фразы часто оканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом: запев поют одни, припев — другие. Таким образом во время пения народных песен не утомляются слабые голосовые связки детей.

   Гармонизация народных песен несложна. Народная мелодия сама по себе настолько красива, что не нуждается в особой гармонизации, а излишнее гармоническое звучание может только испортить ее.

   Народные мелодии хорошо звучат и без инструментального сопровождения.

   Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию и поют ее чисто и без поддержки музыкального инструмента.

   Воспитательное значение народной песни велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей нравственного воспитания. В ней воспевается любовь к родному краю, Родине, народу.

   Чем больше и глубже ребенок будет чувствовать свое родное искусство, тем легче он воспримет искусство братских народов. Через народное искусство мы подготавливаем детей к восприятию классического музыкального и литературного творчества. Ребенок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймет классическую музыку М. Глинки, П. Чайковского.

   Иногда педагоги не уделяют должного внимания народным песням, считая их примитивными, неинтересными. Между тем из простенькой мелодии М. Глинка создал бессмертную «Камаринскую» _ краеугольный камень русской симфонической музыки. П. Чайковский в своем дневнике написал, что «русская симфоническая школа вся в «Камаринской», подобно тому как весь дуб в желуде».

     Мы должны знакомить детей с народной песней в подлинном виде, т. е. с неизменными мелодией и текстом. Если в песне встречается много куплетов, можно сократить их число, не нарушая основного смыслового содержания.

        Русская народная музыкальная культура отличается многообразием песенных жанров. В понятие народной песни входят не только старые крестьянские песни и возникающие в наше время, но и казачьи, матросские, солдатские, студенческие песни, песни рабочей окраины, революционного подполья и эпохи гражданской войны.

      В протяжных лирических песнях, недоступных для детей по содержанию и тесситуре, мелодия очень сложна. Она построена на больших интервалах, украшена всевозможными мелкими звуками, музыкальные фразы очень длинные, требуют большого дыхания. Метроритмическая сторона тоже сложная, кроме восьмых и четвертей встречаются другие длительности. Помимо двух-трех дольного размера часто встречаются размеры 5/4 и Д.

         Многие колыбельные песни трудны по мелодии, они более доступны для слушания, чем для исполнения дошкольниками. Ближе всего детям по содержанию, по несложному напеву и ритму старые крестьянские песни — хороводные, игровые, шуточные.

         Специально детские песни, прибаутки, построенные на одном, двух звуках, не являются собственно песнями. Это скорее звуковые упражнения — попевки в ритме, дикции. Таковы прибаутки «Андрей-воробей...», «Уж как шла лиса по тропке» и др.

    Просматривая русские народные песни (их свыше 2500), мы сличали различные напевы на одни и те же слова и выбирали более легкие, более доступные и в то же время интересные мелодии, стараясь сохранить мелодию в подлинном виде, без всяких изменений. Мы сокращали количество куплетов без ущерба для содержания песни; например, в известной песне «Во поле береза» после слов «четвертую балалайку» идет текст, полный сарказма и недоступный детям. Опуская последние шесть строк, мы не искажаем характера народной песни и в то же время делаем ее вполне доступной для детей.

         Народ любит в песне обращаться к природе. Он ищет в окружающем мире краски, образы для отражения внутренних переживаний человека, например: «Как у солнышка лучи ясные, как у Лешеньки кудри русые» и т. д. В некоторых песнях встречается так называемый «поэтический пареллелизм», когда сопоставление поэтических образов с личными переживаниями людей принимает форму как бы двух рассказов: в одном из них действующими лицами являются животные, птицы, растения, а во втором раскрывается содержание первого рассказа; например, в песне «Между двух белых берез» в первой части говорится о реке, к которой нельзя подойти и почерпнуть из нее воды, а во второй части — о молодчике, который не может прийти на свидание к любимой девушке, так как у нее в гостях сидят родные.

               В таких песнях с двумя рассказами можно ограничиться для детей первым рассказом, если он более или менее закончен. и припевах многих песен встречаются непонятные слова, которые отпугивают педагогов, например «Сдунянай, най, най» и др.

        В свое время эти слова, взятые из обрядовых песен, имели определенный смысл; например, слова «калина-малина» являлись символом девушки-невесты или слова «люли», «ладо» встречались в песнях про весну и любовь.

           В некоторых припевах встречается игра слов без смысла, вроде: «Эй, чай, примечай, куда чайки летят» и др. Все такие припевки, можно оставить без изменения, так как игра слов нравится детям и такие слова оживляют песню и помогают улучшить дикцию.

         Методические приемы знакомства детской аудитории с народной песней те же, что и при введении любой детской песни:

1. Надо выбрать песню, учитывая воспитательные задачи, вокальные возможности детей данной группы, их интересы.

2. Выбрав песню, следует различными методическими приемами (наблюдение окружающей жизни, показ картины, рассказ воспитателя и др.) создать у детей заинтересованность, желание петь эту песню. Но прежде всего должны быть увлечены песней взрослые.

3. Ярко, художественно исполнить песню детям.

4. Приступить к разучиванию. Во время пения детей обращать внимание на чистое интонирование, на естественное звучание без форсировки, на четкую дикцию и выразительное пение.

5. Чтобы закрепить песню и перенести ее в быт, надо приучать детей чаще петь без фортепианного сопровождения и некоторые песни, в зависимости от характера мелодии и содержания, сопровождать движением.

    Воспитателей часто интересует вопрос, как надо исполнять народные песни: как поют хор им. Пятницкого, артистка Л. Русланова, Краснознаменный ансамбль или как хор народной песни под управлением А. Свешникова.

      Сила воздействия таких подлинно народных певцов заключается в том, что они владели искусством превращать незатейливую повторяющуюся много раз мелодию в увлекательный музыкальный рассказ, полный одухотворенных слов и ярких образов.

       Подлинно народные певицы, исполняя песни естественным звуком, раскрывали перед слушателями бесконечно разнообразные художественные красоты народной мелодии. Исполняя детям народные песни, мы должны их петь естественным звуком, обращая внимание на художественную передачу содержания. Такому же пению мы должны научить и детей.

         Придавая большое воспитательное значение народной песне, мы должны:

1) бережно относиться к мелодии и тексту народной песни как к художественному целому, не допуская самовольных искажений;

2) помочь детям правильно, чисто и выразительно исполнять ее естественным детским голосом;

3) внести песню в детский быт, исполняя ее без инструментального сопровождения и по возможности связывая с движением;

4) развивать у детей интерес, любовь и вкус к подлинной народной песне, уточняя, песня для детей средней группы.

       Первые два куплета и последний запевают несколько детей. Припев поют все вместе. В последнем куплете припев исполняется два раза. Про животных дети поют по подгруппам: одна энергично поет про быка, борова, гуся, петуха, котенка; другая — мягко, нежно — про корову, свинью, гусыню, курицу, кошечку.

   Колыбельная песня для детей старших групп. Исполняется плавно, певуче. Во второй музыкальной фразе на словах «Котя — серенький хвосток» делается небольшое усиление звучания и небольшая фермата на последнем звуке. Третья и четвертая фразы исполняются тихо. Последний куплет на слове «баю» поется совсем тихо и несколько медленнее остальных. В конце каждого куплета последний звук следует немного протянуть.

   Необходимо воспитывать  у детей и их родителей интерес к русскому народному творчеству, прививать интерес к исконному, родном,. Воспитывать чувство патриотизма через приобщение  к своим традициям, культуре.

Консультация для воспитателей.

Тема: Формирование этнокультуры дошкольников малым фольклорным жанром»

Цель: Формирование у дошкольников основ этнокультуры через приобщение к исторической памяти, истокам народной культуры. Создание условий для восхождения ребенка к миру общечеловеческих ценностей (человек, жизнь, родной край, познание, красота, добро, труд), воспитания «ребенка в целом».

Содержание:

   Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение, у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». Д.С. Лихачев

Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники – это наши корни, и жить без них противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни. Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям то всеобщее, чем жило человечество. В опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в настоящее время прорастут и дадут всходы.

 Россия — наша Родина. Чтобы считать себя её сыном и дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры является народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

 В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа.

 С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа.

 Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа.

 Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

 Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

   Таким образом, происходит приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к природе, рукотворному миру, людям, труду, искусству, культуре родного края. Именно так ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и приобретает социальный опыт.

 Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

 Русское народное творчество – сказки, игры, песни – легли в основу системы дошкольного воспитания в нашей стране.

 Большое внимание уделяется следующим видам работы:

изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок и т.п.);

знакомство с праздниками и традициями русского народа;

знакомство с народным искусством;

знакомство с русскими народными играми;

создание мини-музея народного быта.

Известно, что словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности.

 Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатель, работая с детьми, должен держать в памяти большой запас песенок, потешек и с учетом доступности для детского восприятия включать их в повседневный разговор с ребенком.

 Особенно эффективно проявляют себя малые фольклорные формы в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Например, во время тяжелого расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку (кошечку, собачку, петушка и т.п.), сопровождая движения игрушки чтением потешки. Например:

 Петя-петушок,

 Золотой гребешок,

 Масляна головушка,

 Шелкова бородушка.

 Петя по двору ходил,

 Перо Петя уронил.

Кошечка в лукошке

 Рубашечку шьет,

 А кот на печи

 Сухари толчет.

Лиса с кузовочком.

 А что в кузовочке?

 Лесные грибочки.

 Гибочки-груздочки

 Для сына, для дочки.

 Песенки, потешки могут существенно помочь воспитателю привить положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Эти процессы, сопровождаемые припевками, приговорками, становятся для ребенка более интересными. Например, в своей работе, причесывая девочек, чтобы вызвать радостное настроение, я сопровождаю этот процесс словами потешки:

 Расти коса до пояса,

 Не вырони ни волоса.

 Расти коса не путайся,

 Дочка маму слушайся.

 Потешки можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Игрушки должны быть мягкими, легкими, красочными. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

 В своей речи воспитателю лучше стараться использовать пословицы и поговорки. Так в пословицах открываются детям некоторые правила поведения, моральные нормы. С помощью пословиц и поговорок можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие, например: «Поспешишь – людей насмешишь».

 Из множества русских пословиц и поговорок выбирайте те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей.

 Приведу пример такой ситуации. Дети играют, рассматривают книги, а двое мальчиков, не найдя себе занятия, сидят на ковре. Я говорю: «От скуки бери дело в руки», и предлагаю им навести порядок на полке с дидактическими играми. Дети охотно приступают к делу. А после того, как работа будет закончена, хвалю и спрашиваю, почему так говорится. Таким образом, помогаю осмыслить пословицу и результат своего труда, лучше понять правила житейской мудрости.

 Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи у детей.

 Загадка является одной из малых форм устного народного творчества. Загадывайте детям такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно.

 В начале занятия предложите детям отгадать загадку. Наблюдения и беседы станут интереснее, что дает повод для подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении.

 Например, при работе с загадками выставите на стол фигуры животных: петуха, лошади и т.п. Для каждой фигуры животного подобрана своя загадка: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка», «Грива на шее волной, сзади хвост трубой». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям.

 Сказка также прочно вошла в детский быт. В ней сосредоточенно всё фольклорное богатство нашего народа. В сказке закреплены культурные традиции русского человека в различных бытовых, житейских ситуациях, его находчивость, смекалка.

 Благодаря сказкам, у ребенка лучше развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужому успеху.

 Для работы с детьми необходимо пополнять библиотеку сказками. Сказки подбирать по возрастам. В младших группах книги должны быть яркими и красочными, что дает возможность детям рассматривать их и рассказывать по картинкам. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук, а дидактические игры, сделанные руками воспитателей, помогут закрепить эти знания.

 В старших группах познакомьте детей со сказками, в которых главные герои – люди (короли, принцессы, волшебницы, феи, богатыри и т.д.). На примере поступков сказочных героев дети учатся различать добро и зло. Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действия персонажей: как тосковала царевна, прыгал козленочек, шел богатырь.

 С детьми можно разыграть пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождается меткой характеристикой (царевна - красивая, кокетливая, гордая, а Иванушка – неуклюжий, стеснительный).

 А так же для раскрытия творческих способностей предложите детям проиграть старые и знакомые сказки на новый лад, придумать новый поворот событий, изменить концовку сказки. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя её героем.

 Таким образом, через использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, поговорки, потешки и пословицы, воспитатель развивает речь ребенка, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления о культуре русского народа.

 Большое место в приобщении детей к истокам народной культуры занимают народные праздники и традиции. В них накоплены наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные изменения, поведения птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

 В нашем детском саду традиционно проводятся календарные праздники: Осенины, Колядки, Масленица, Сороки и другие. Дети знакомятся с такими христианскими праздниками, как Рождество и Пасха. В подготовке и проведении праздников помогает музыкальный руководитель, активно участвуют родители и сотрудники детского сада.

 Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Если спросить их, что они знают об этих праздниках, то, например, о Масленице они говорят: «Это праздник со скоморохами, хороводами, блинами, сжиганием соломенного чучела».

 На Пасху детям нравится обмениваться раскрашенными яйцами, играть с ними в игры «Катание по столу», «Донеси, не урони».

 Рождество памятно детям тем, что в этот праздник можно колядовать, наряжать кукол и наряжаться самим, а потом ходить по группам, петь и принимать угощения.

 Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. В русских народных играх много юмора, добра. Они всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками.

 В младшем возрасте любимые игры у детей: «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси-гуси»… В старшей группе детям нравятся игры: «Огородник», «Заря-заряница», «Где был Иванушка», «Ручеёк». Игра «Заря-заряница» интересна тем, что в ней используется импровизированная карусель с множеством разноцветных лент. Держась за ленты, дети шагают по кругу, поют, бегают, переплетают ленты.

 Неизменным спутником народных игр всегда была песня. Ряд хороводных игр основан соединении песни с движением. Это игры: «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка».

 Ни один праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Вместе с музыкальным руководителем познакомьте детей с барабаном, бубном, погремушкой, колокольчиком, ложками, гуслями, дудкой, балалайкой, самодельными трещотками и русской гармошкой. Дети с большим удовольствием споют русские народные частушки и попевки.

 Дети старшего дошкольного возраста могут устраивать своими силами концерты для малышей. Такой концерт продолжается 10-15 минут. Его программа разнообразна: чтение известных детям младшей группы потешек с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок); пересказ известной детям русской народной сказки с переодеванием; игра-драматизация или кукольный театр; народные игры; загадывание загадок; игра на русских народных инструментах.

 Интересно проходят занятия в мини-музее детского сада «Русской избе». Например, в младших группах проведите занятия на тему: «В доброй сказке совершаются добрые дела», где дети знакомятся с русскими народными сказками и их героями. Наряду с этим для родителей можно провести консультации: «Почему необходимо читать детям сказки», «Влияние колыбельных песен на детей». В старшей группе цикл занятий на тему: «Здесь издавна русские люди живут». Так дошкольники знакомятся с предметами быта наших предков, их названиями, способами действия с ними. В «Русской избе» даю понятия о редко употребляемых народных словах, объясняю при этом значение (чугунок, ухват). Подчеркивая историческую преемственность с современными аналогами: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа. На занятиях дети активны, так как им надо самим догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался.

 При знакомстве с ситом дайте детям самим просеять муку, в которой есть комочки, они самостоятельно сделают умозаключение: зачем нужно сито?

 В «Русской избе» рассмотрите с детьми веретено. Когда они научатся наматывать нить на веретено, проведите интересные конкурсы: «Кто быстрее перемотает нить на веретено», «Кто спрядет нить длиннее».

 При знакомстве с лаптями организуйте целевую прогулку к липе, где дети узнают, что такое лыко. На занятиях в «Русской избе» рассмотрите фотографии, картинки, где люди в лаптях, обсудите увиденное.

 Также дети узнают, как раньше получали ткань, рассматривая самотканое полотенце.

 С методом плетения детей можно познакомить благодаря металлизированной бумаге (из-под сока).

 Так в «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.

 Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаю очень важным знакомить с ним наших воспитанников.

 Наиболее ярко народное искусство проявилось в декоративной росписи. Мотивы русского народного творчества – дымковской, городецкой, хохломской росписи – могут быть положены в основу декоративной детской мозаики, назначение которой в том, чтобы обратить внимание ребенка на цвет, форму, линию орнамента. Работу по ознакомлению с народными промыслами и искусством проведите последовательно, начиная с младшей группы.

 Таким образом, происходит приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к природе, рукотворному миру, людям, труду, искусству, культуре родного края. Именно так ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и приобретает социальный опыт.

 Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет - деловая игра с педагогами "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры"

Педсовет - деловая игра с педагогами "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры"Цель: Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.Задачи:1. ...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российско­го государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как лич...

Консультация для педагогов "Мини-музей в ДОУ - эффективное средство в приобщении дошкольников к истокам национальной культуры"

Музейная педагогика помогает развивать у детей интерес к истории и культуре своего народа...

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

Консультация  "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"...

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

laquo;Народные традиции как средство приобщения дошкольников  к истокам национальной культуры»...