для детей 3-4 лет цикл занятий : "Знакомство с русской народной песней"/
план-конспект занятия (младшая группа)

Попова Любовь Александровна

Цикл занятий по ознакомлению с фольклором: "Знакомство с русской народной песней"

- "Русская матрешка".

- " В гости к нам пришла Матрешка".

- "Колыбельная песня".

- " Поиграем с куклой Машей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл занятий

 по ознакомлению с фольклором

для детей младшего возраста:

«Знакомство с русской народной песней».

http://abbiblioteka.ru/attachments/Image/5011552.jpg?template=generic

Занятие №1

Тема: «Русская матрешка».

Цель: Знакомство с русской игрушкой матрешкой. Знакомство с малыми фольклорными жанрами.

Необходимые материалы: разновозрастные матрешки, платочки, балалайки, карусель, фонотека с русскими народными мелодиями.

Содержание:

К детям в гости приходит Матрешка-воспитатель.

Муз.рук.: Дети, поздоровайтесь с Матрешкой. Посмотрите, какая она нарядная, какой у нее красивый сарафан. А бывает матрешка деревянная(показывает детям матрешку). У нее тоже красивый сарафан, яркий платочек, красные щечки. Живет она на этой музыкальной лесенке. И живет она не одна, а со своими сестричками. Сестрички, а-у, где вы? Спрятались, а вот мы их сейчас найдем. (открывает матрешку, ставит по –порядку на лесенку). У каждой матрешки свой голосок, своя песенка. Эта матрешка большая и голос у нее низкий, грубоватый. А эта самая маленькая и голосок у нее звонкий, тонкий. (пропевает по порядку песенку каждой матрешки.)

Они любят ходить друг к другу в гости. Вот большая матрешка пошла в гости. Послушайте, как звучит ее песенка «Вот иду я вверх». А эта песенка – «Вот иду я вниз». (Поет.) Весело матрешкам вместе жить. И песенка у них задорная, веселая.

  Музыкальный руководитель предлагает детям спеть и сплясать для матрешки. Дети поют песенку «Ладушки» и пляшут под русскую народную мелодию.

Муз. Рук.: Вот как весело поют и пляшут наши дети. А вы хотите поиграть с матрешками, ребята? (дети отвечают.)

Проводится игра-пляска с матрешками под русскую народную мелодию «Я на горку шла»

Описание игры:

Муз. Рук. произносит:

У кого в руках матрешка,

Тот попляшет с ней немножко.

Несколько детей берут матрешек, становятся в круг, под русскую народную мелодию пляшут. Остальные дети хлопают в ладоши. Затем те, у кого были матрешки, ставят их перед другими детьми. Игра повторяется.

Матрешка: Ребята, я вам принесла карусель. Смотрите, какая карусель красивая. Ходила я на ярмарку, каталась там на каруселях, весело на каруселях. Вот и принесла вам ее в садик, катайтесь, ребята. Берите каждый по ленточке и слушайте внимательно.

Под музыку произносятся слова, дети действуют в зависимости от слов и темпа мелодии.

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише-тише, не спешите,

Карусель остановите.

А еще принесла я вам яркие платочки да звонкие балалайки. (раздает мальчикам балалайки.)

Девочки, надевая платочки, превращаются в матрешек, произнося волшебные слова: « Вправо-влево повернусь и в матрешку превращусь».

Дети:

Матрешки дружно живут,

Частушки весело поют.

Дети поют частушки. Девочки в проигрыше приплясывают с платочками, а мальчики играют на балалайках. В конце пляски матрешки обнимают всех ребят.

Матрешка: Вот как матрешки дружат между собой – крепко-крепко. Никогда не ссорятся и не обижаются друг на друга. И вы, ребятки, не обижайте друг друга. А у вас есть друзья? А крепко вы дружите? ( ответ.)

Муз. Рук.: Давайте споем веселую песенку, какую хотите?И подарим ее нашим матрешкам, попросим еще раз прийти к нам в гости.

Звучит русская народная песня по выбору детей.

 

Занятие № 2

Тема: «В гости к нам пришла матрешка».
Цель: Повышать интерес детей к музыкальной деятельности, развивать музыкальную память и чувство ритма. Продолжать знакомство с фольклором.
Задачи: Учить различать тембр шумовых инструментов. Передавать в игре на музыкальных инструментах контрастные изменения при музыкальном сопровождении. Развивать метроритмический слух. Прививать любовь к народной музыке.
Необходимые материалы: музыкальный репертуар, платочки, матрешки, музыкальные инструменты: бубен, погремушки, трещетка, ложки все по количеству детей; короб для большой матрешки, угощение для детей.
Ход занятия.
Под веселую русскую народную мелодию дети заходят в зал.
Музыкальный руководитель приветствует детей. 
Музыкальный руководитель: Какая веселая музыка нас встречает, давайте под нее потанцуем. Дети выполняют свободные плясовые движения, муз. руководитель сопровождает действия детей потешками, подговорками ( топотушки- топ , топ и хлопушки хлоп- хлоп и т.д.). Затем педагог предлагает детям сесть не стульчики и послушать загадку. 
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек, круглолица, черноброва, разрумянилась немножко, это русская…. / Матрешка/ 
Муз. руководитель: Мы похлопаем в ладошки, в гости к нам придет Матрешка.
Под музыку в зал заходит Матрешка в руках большой короб.
Матрешка: Я к ребяткам долго шла и подарки принесла ,
Здесь в коробочке друг в дружку
Спрятались мои подружки, в сарафанах расписных
В шелковых платочках, это мои крошки, веселые….
Дети: матрешки.

Матрешка достает из коробочки деревянных матрешек и раздает их детям.
Я похлопаю в ладошки, постучат матрешек ножки.
Матрешка прохлопывает не сложный ритм, дети повторяют, стучат по столику или по спинке стульчика. Затем простукивают ритмический рисунок 
Под р. н. мелодию «Ах вы, сени».
Матрешка: Есть в корзиночке моей разные игрушки,
Звонкий бубен, маракасы, есть и погремушки.
Раздает музыкальные инструменты.
Предлагает поиграть в оркестр. Звучит русская народная мелодия «Барыня» 
1 часть исполняют бубны и маракасы, 2 часть - погремушки.
Матрешка: А еще есть у меня , яркие платочки.
В них так любят танцевать 
Мои крошки – дочки.
Матрешка предлагает девочкам потанцевать вместе с ней.
Дети исполняют танец « Мы матрешки, вот такие крошки»
Движения выполняются под текст песни.
Матрешка заглядывает в корзинку. Что- то еще лежит у меня в корзиночке?
Читает стих о ложках.
Ложки, ложечки резные,
Не простые, расписные,
Будем ими ударять,
Вместе танец исполнять. 
Дети исполняют танец «Ложечки» слова и музыка О. Н. Васьковской. 
Матрешка: Ах, какие молодцы, вы так славно поплясали,
И Матрешку развлекали, к сожалению 
Мне пора, до свиданья, детвора.
Под русскую народную мелодию «Светит месяц» Матрешка уходит.

Музыкальный руководитель замечает коробочку, которую оставила Матрешка, в ней находятся угощения- маленькие шоколадные матрешки.
Детям раздают угощения.

Занятие № 3

Тема: «Колыбельная песня».

Цель: познакомить детей с новой колыбельной песней; отработать произношение звуков «Г», «Р»; воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу.

Материал: колыбелька, игрушечная собачка, кукла в сарафане, игрушка – кот.

Ход занятия:

Воспитатель заносит игрушку – собачку и куклу.

-Дети, посмотрите, кто к нам пришел? Это Таня с собачкой. Давайте поздороваемся с ними.

-Посмотрите, какой у Тани красивый наряд: это русский сарафан. Ребята, какого цвета у Тани сарафан? А какого цвета блузка?

- Таня очень долго бегала, играла с собачкой и устала. Она хочет отдохнуть.

Я положу её в кроватку. Тише, тише, Таня заснула.

(Лает собачка и Таня просыпается).

-Ребята, как можно быстро усыпить Таню? (Спеть колыбельную песенку, покачать).

-А как надо петь колыбельную песенку? (Тихо, протяжно).

-Подойдите к колыбельке. Давайте усыпим Таню, споём ей колыбельную песенку.

Баю – бай, баю –бай.

Ты, собачка, не лай.

Белолоба не скули,

Мою Таню не буди.

-Таня уснула, а ты собачка, пожалуйста, посиди тихо – тихо.

- Ребята, а когда вы ложитесь спать, кто-нибудь поёт вам колыбельную песенку?

- Как приятно ложиться спать, если кто-то из взрослых споёт колыбельную. Ребёнок слушает, слушает и засыпает. И снятся ему прекрасные, волшебные сны.

-Сейчас я вас познакомлю с новой колыбельной песней. Слушайте внимательно.

Люли, люли, люленьки.

Прилетели гуленьки.

Прилетели гуленьки,

Сели возле люленьки.

Стали люленьку качать.

Стали Катю усыплять.

- А вы знаете кто такие гуленьки? Гуленьки так ласково называют голубей.

-Дети, вы слышали, как воркуют, разговаривают голуби?

- Они воркуют ласково, тихо издают одни и те же звуки – гур, гур, гур.

- Как воркуют голуби?

-Оля, как воркуют голуби? Настя, как разговаривают голуби? Молодцы!

- Ребята, посмотрите, кто это у нас сидит на полочке? (Куклы).

-Куколки слушали колыбельные песенки, они им очень понравились. Давайте возьмем кукол, покачаем и споём колыбельную «люли, люли, люленьки…»

(Дети вместе с воспитателем поют колыбельную).

-Посмотрите, ещё не все куколки заснули. Давайте споём нашу колыбельную ещё разок.

-У всех куколки спят? Давайте их положим в кроватки.

- Посмотрите, а наша Таня уже проснулась. Выспалась, отдохнула, стала весёлая и зовёт нас играть в русскую народную игру «Мыши водят хоровод».

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише мыши не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька кот,

Разобьёт вам хоровод.

(Игра проводится 2-3 раза.)

- Молодцы, ребята, все оказались проворными, никто не попался коту Ваське.

А сейчас давайте посмотрим, не проснулись ли наши куколки? Проснулись и зовут вас играть. Идите, напоите кукол чаем.

Занятие № 4

Тема: «Баю-баюшки баю, баю Машеньку мою».

Цель: Продолжать знакомство с русским фольклором,   разновидностью русской народной песни – колыбельной песней.

Необходимые материалы: кукла Маша, колыбель, Петушок.

Предварительная работа: разучивание песен и игр.

Содержание:

Воспитатель с детьми приходит в избу, их встречает хозяюшка.

Хозяюшка:

День добрый, детушки-касатушки.

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки.

Расскажу вам сказку.

Жила-была девочка Машенька.

(приносит куклу)

Муз.рук: Вот она Машенька наша, девочка-клубничка,

Румяное личико,

Щечки, что яблочки,

Губки, что ягодки.

Носик-курносик пуговкой,

Глазки серенькие,

Зубки беленькие.

Хозяюшка: Какая красавица, да вот беда, капризна Машенька, ее укладывают спать, а она никак не ложится, все капризничает.

Муз. Рук.:

Ой. Машенька, не реви,

Куплю тебе сухари,

Ой. Машенька, не плачь,

Куплю тебе калач.

Хозяюшка: Ничего Машенька не хочет, только плачет, плачет, давайте, ребята, попробуем Машу укачать, споем ей колыбельную песенку, может она и поспит.

  Ложись, Машенька в колыбельку. Подушечка мяконька, периночка пухова. Одеяльце тепленько. Вот какая хорошая колыбелька. Спи. Машенька, засыпай.

Баю-баю-баюшок,

Ложись, Маша, на бочок.

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Баю-баю-баюшок,

В огороде петушок,

Петя громко поет,

Маше спать не дает.

(входит петушок-ребенок старшей группы)

Петушок: Ку-ка-ре-ку!

Хозяюшка: Ах, ты, Петя-Петушок, золотой гребшок, как ты громко поешь, нашей Маше спать не даешь.

Петушок: Я Петушок голосистый, всегда громко пою, деткам спать не даю.

Хозяюшка: Петя-Петушок, ты лучше зернышки поклюй и не пой так громко. Нам нужно Машеньку спать уложить.

Муз. Рук.: Мы споем Петушку песенку. Машенька, послушай.

Дети поют песенку о Петушке.

Петушок: Уважили меня, спасибо.

Хозяюшка: Угощайся. Петя.

(подает на блюдце зернышки, Петушок клюет).

Хозяюшка: Леночка, спой колыбельную песенку Машеньке, да покачай ее.

Девочка:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочек

И потащит во лесок.

К нам. Волчок, не ходи,

Нашу Машу не буди.

(слышится мяуканье, появляется кот-ребенок из старшей группы)

Хозяюшка: Ой, да это кот Васька к нам бежит.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Васька, ты пришел Машеньку покачать?

Кот: Нет, я пришел поиграть.

Хозяюшка: Нет, дорогой. Мы не можем с тобой сейчас играть. Мы Машеньку спать укладываем.

Кот: Тогда я ей песенку спою.

Пошел котик во лесок,

Нашел котик поясок,

Нарядился, воротился,

Стал он люлечку качать,

Баю-баю-баю-бай,

Спи, Машенька, скоренько.

Встань, Машенька, с зоренькой.

Хозяюшка: Нет, не спит Машенька. Давайте все вместе споем ей песенку.

Баю-баю-баю-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Петушок, не кричи,

Нашу Машу не буди.

Люли-люли-люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать,

Нужно Маше крепко спать.

Муз.рук.: Уснула наша Маша, крепко спит, каприза. Мы тихонько пойдем, посмотрим. А теперь, детушки-малолетушки, Машенька пусть спит, а мы в группу пойдем с петушком и котиком поиграем.

Дети идут в группу и играют у игру «Ходит по двору петух», «Васька кот».

Занятие № 5

Тема: «Поиграем с куклой Машей».

Цель: Знакомство с песенками-потешками.

Необходимые материалы: кукла, колыбель, гребень, чугунок с кашей, ложки, фонограммы русских народных мелодий.

Содержание:

Дети и воспитатель стоят перед входом в избу.

Воспитатель: Ребята, хозяюшка приглашает нас в гости.

Хозяюшка(муз. Рук.): Здравствуйте, ребятки, рассаживайтесь по лавкам. Не знаю, что и делать, плачет моя Машенька. Что с ней случилось, не знаю. Спать ведь ей уже пора. Почему же она не спит?

Воспитатель: Да не хочет Машенька спать вовсе. Глазки-то у нее светлые, ясные, играть она хочет.

Хозяюшка: Вот как!(поет)

Потягуши-потянись,

Поскорее улыбнись.

Тянись, тянись, маленькая,

Тенись, тянись, хорошенькая.

Вырастешь большая-большая.

Маленькая, потянись,

Вдоль расти, поперек расти,

Расти умненькая да разумненькая.

Дети выполняют под песенку различные движения: потягиваются, приседают, встают на носки, поднимают руки вверх и другие.

Воспитатель: Пусть Машенька встает, наиграется с детьми, утомиться, спать крепче будет.

Хозяюшка: вставай, Машенька, да умывайся.(поет)

Водичка, водичка,

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

(дети подпевают хозяюшке)

Воспитатель: А ты, Леночка, расчеши Машеньке волосы, заплети ей косу.

Хозяюшка(поет):

Расти, коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька до пят,

Все волосыньки в ряд,

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Ребятки, приглашайте Машеньку играть с вами. (поет)

А теперь, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошку.

(дети передавая друг-другу куклу Машу бегают по избе под русскую народную музыку).

Хозяюшка(поет):

Топ-топ, топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Топ-топ, топ-топ,

Ходи, ходи ножкой

Твердо по дорожке.

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ.

(дети медленно топают ногами)

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ-топ.

(дети быстро топают ногами).

Воспитатель: Ну что поделаешь, опять Машенька плачет. Она нечаянно споткнулась, ножка болит. Дети, утешьте Машеньку.

Ребенок:

Боль-ворона,

Хворь-сорока,

А Машенька наша

Скоро поправится.

Ребенок:

У кошки боли,

У собачки боли,

А у Машеньки- заживи.

Ребенок:

Уж ты, Машенька, не плачь,

Я куплю тебе калач.

На шею повешу.

А потом потешу.

Воспитатель: Успокоилась Маша. Видите, улыбается. Давайте-ка мы ее покормим. Чем же Машеньку накормить?

Дети: Кашкой.

Хозяюшка: Сейчас кашку сварю.(приносит чугунок с кашей и ложки)

Воспитатель: Горячая кашка. Как бы Машенька не обожглась. (вместе с детьми проговаривает потешку)

Уж ты, бабушка, тпру-тпру! (дуют на кашу)

Не вари кашу круту,

Вари жиденькую,

Да молочненькую.

Каша масленая,

Ложка крашеная.

Посмотрите-ка, Маша кашки наелась, глазки у нашей девочки сами закрываются. Вот теперь я вижу, спать она хочет. Давайте, ребятки, споем ей колыбельные песни.

Дети исполняют колыбельные песни, хозяюшка благодарит детей за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с русской народной песней»

Программное содержание: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомя с русскими народными песнями. Показать на примерах ценность фольклора для изучения народной жизни. Учить понимать с...

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с русским народным костюмом".

Организованная образовательная деятельность. Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество"...

Интегрированное занятие "Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой"

Материал представляет собой интегрированное занятие по образовательным областям:"Математика", "Познание", "Художественное творчество"."Музыка"...

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой»

Цель занятия:Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;Задачи:Ра...

Цикл занятий знакомство с русскими народными инструментами "Гармонь моя, да гармоночики"

икл занятий знакомство с русскими народными инструментами "Гармонь моя, да гармоночики"ссылка:https://www.instagram.com/tv/B-6intolJT5/?igshid=YmMyMTA2M2Y...