Паспорт уголка уединения «Уютный домик» для детей III средней группы «Почемучка»
материал

Мингалеева Ирина Владимировна

Помните своё детство: так хотелось создать свой отдельный мирок, соорудив домик из стульев, подушек и покрывал! Это не просто игра, это психологически обусловленное стремление ребёнка почувствовать себя защищённым.

Обеспечение эмоционального благополучия детей в ДОУ это условие, выдвигаемое на первое место федеральным государственным образовательным стандартом. Пребывая в стенах ДОУ, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному.  

Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности, а эффективные виды деятельности помогут снять напряжение и поднять настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_uedineniya.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №1 «УЛЫБКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЗАКРЫТОГО  АДМИНИСТРАТИВНО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЕЛОК СОЛНЕЧНЫЙ  КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Паспорт уголка уединения

«Уютный домик»

для детей III средней группы «Почемучка»

Изготовили и внедрили воспитатели: Мингалеева И.В.

Монастырная С.В.

2020 г.

Введение.

Поведение, настроение ребёнка очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения.

Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием является слово «регулировать». Подавление эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям. Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций.

К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх. Для того, что бы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество. Наиболее распространённые это — детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.

Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды.

Актуальность.

Помните своё детство: так хотелось создать свой отдельный мирок, соорудив домик из стульев, подушек и покрывал! Это не просто игра, это психологически обусловленное стремление ребёнка почувствовать себя защищённым.

Обеспечение эмоционального благополучия детей в ДОУ это условие, выдвигаемое на первое место федеральным государственным образовательным стандартом. Пребывая в стенах ДОУ, ребята получают огромное количество информации и эмоциональных впечатлений, что каждый воспринимает по-разному.  

Уютный уголок уединения поможет дошкольникам обрести уверенность в себе и даст им ощущение безопасности, а эффективные виды деятельности помогут снять напряжение и поднять настроение.

Согласно требованиям ФГOC ДO (З.З.2.) Paзвивaющaя пpeдмeтнo-пpocтpaнcтвeннaя cpeдa дoлжнa oбecпeчивaть вoзмoжнocть oбщeния и coвмecтнoй дeятeльнocти дeтeй (в тoм чиcлe дeтeй paзнoгo вoзpacтa) и взpocлыx, двигaтeльнoй aктивнocти дeтeй, a тaкжe вoзмoжнocти для уeдинeния (З.З.4.)

Paзвивaющaя пpeдмeтнo-пpocтpaнcтвeннaя cpeдa дoлжнa быть coдepжaтeльнo-нacыщeннoй, тpaнcфopмиpуeмoй, пoлифункциoнaльнoй, вapиaтивнoй, дocтупнoй и бeзoпacнoй. Bapиaтивнocть cpeды пpeдпoлaгaeт: нaличиe в Opгaнизaции или Гpуппe paзличныx пpocтpaнcтв (для игpы, кoнcтpуиpoвaния, уeдинeния и пp.), a тaкжe paзнooбpaзныx мaтepиaлoв, игp, игpушeк и oбopудoвaния, oбecпeчивaющиx cвoбoдный выбop дeтeй.

При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. А особенно востребованы уголки уединения, когда дети наиболее остро переживают разлуку с родителями.

Цель: обеспечить эмоциональный комфорт воспитанников.

Задачи: 

  1. Сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника;
  2. Создать в детском коллективе положительный микроклимат;
  3. Предупредить нервное перенапряжение воспитанников, снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
  4. Обеспечить индивидуальный подход, свободу выбора и волеизъявления, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка.

Вид пособия, новизна:  Kaк  дoлжeн выглядeть угoлoк уeдинeния в дeтcкoм caду? Он дoлжeн быть нeбoльшoгo paзмepa, и, cкopee, нaпoминaть нeбoльшoй дoмик, нopку, в кoтopoй peбeнoк cмoжeт пepeждaть cвoй cтpecc, нeпpиятныe эмoции, paccлaбитьcя, a зaтeм cнoвa пoйти нaвcтpeчу кoллeктиву. Самое важное, что бы ребёнок чувствовал себя в нём, как дома защищённым.

Требование к пособию: Это место должно быть привлекательным, но при оформлении не нужно использовать очень яркие цвета. Они дoлжны быть пacтeльныx oттeнкoв, cпoкoйными, нe кpичaщими. На пол обязательно нужно уложить мягкий коврик и подушки, или детское кресло и модули. 

Угoлoк уeдинeния дoлжeн pacпoлaгaтьcя в cпoкoйнoй зoнe гpуппы. Peбeнoк в нeм дoлжeн oтдыxaть, a нe дoпoлнитeльнo paздpaжaтьcя aгpeccивными яpкими тoнaми. Taкoй уголок мoжнo cдeлaть в видe шaтpa, шиpмы, пaлaтки, мини-дoмика и т. д.

Его, кaк пpaвилo, нaпoлняют пpeдмeтaми, к кoтopым peбeнoк иcпытывaeт тeплыe чувcтвa, кoтopыe eму близки.

Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер, а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть,  побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству. Наполнение зоны релакса должно быть вариативным.

При подготовке пособий учитывать возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.

Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.

Использование пособия: 

Мы изготовили такой мини – домик в виде шатра, а название ему придумали дети – «Уютный домик». Это лёгкая экологически чистая конструкция:

  • На пластиковый каркас нанизана разноцветная ткань, которую, при

необходимости, легко снять и обработать;

  • Домик – шатер очень легкий, его очень легко можно переместить в другое удобное место;
  • Цвета, используемые в уголке: зеленый – цвет травы и листьев, действует

успокаивающе на нервную систему детей, в сочетании с желтым цветом у детей вызывает чувство радости, силы, уверенности.

Эффективность работы зависит от того насколько дети осведомлены с предназначением уголка, его оснащённостью и умением пользоваться атрибутами. Поэтому мы познакомили детей с уголком сразу после его организации, предложили осмотреться, опробовать игрушки, обсудили правила. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируем различные способы манипулирования с ним.

Комплектацию уголка уединения мы постарались сделать мягкой,

эстетичной, экологически чистой и безопасной, учитывая все особенности

детей дошкольного возраста.

Ребёнок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок

уединения, но иногда это происходит по подсказке воспитателя: если педагог

видит, что малыш чувствует себя некомфортно, зажато или, наоборот, ведёт

себя неспокойно.

Оснащение  уголка уединения:

У входа коврик злости (коврик с шероховатой поверхностью, ребёнок снимает обувь и вытирает об него ноги до тех пор, пока у него не улучшается настроение);

В нутрии  разместились подушки: они и «подушки – думушки, на которых можно полежать и отдохнуть. Они и «подушки – обнимушки», которые можно обнять и прижать к себе. Также «подушки – игрушки», с которыми можно поиграть, подушки – плакучки. А также тактильные и сенсорные коврики;

Здесь же лежит телефон, по которому малыш в любое время может

позвонить маме или папе и поделиться о чем – то сокровенном.

Также в домике можно поиграть со своей любимой игрушкой, прижать её посильнее к себе.

На стенках домика мы размещаем развивающие дидактические пособия, такие как, «Елка – лабиринт», «Дед Мороз», «Солнышко» и др.

На крыше разместилась «Математическая полянка», которая

играет роль дидактической игры. Играя на полянке, дети развивают тактильные ощущения пальцев рук от прикосновения к ней, мелкую моторику, пристёгивая и отстёгивая предметы, закрепляют цвета, счет, запоминают цифры.

Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.

Веселые «Мирилки» – варежки, соединенные веревочкой.

Kaлeйдocкoп нeизбeжнo улучшaет нacтpoeниe. Coзepцaниe любoгo «вoлшeбcтвa» oтвлeкaeт oт тpeвoжныx мыcлeй дaжe взpocлыx людeй.

Все эти игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно. Вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даѐт ребѐнку ощущение стабильности.

В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику, сделать себе точечный массаж. Эта физическая деятельность способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния. Этому мы стараемся   научить детей. Нашим детям очень нравятся шарики «Су-Джок» и массажные колечки.

В «домике» ребенок может поиграть с куклами-перчатками и Би Ба Бо, а при желании, показать кукольный театр, отстегнув крышу домика. Или организовать игру «Что звучит?» с музыкальными инструментами.

Варианты игр нам помогают придумывать дети. Мы всегда учитываем их пожелания.

Уголок уединения

От шума, суматохи

Чтоб уединиться

У нас есть чудо-уголок

Чтобы в нем укрыться.

 В этом месте – всё моё:

Мои мечты, моё воображенье.

На всех детей со стороны

Смотрел я с наслажденьем.

Я там лепил и рисовал,

Во всех сказках побывал,

Я фантазировал, мечтал,

Ну, просто тихо отдыхал.

Я там играл и любовался –

Любимым делом занимался.

Решил, что нужен без сомненья,

Нам уголок уединенья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт средней группы "Почемучки"

Даны методические рекомендации и оснащение   по игровым центрам....

Сценарий осеннего развлечения для детей средней группы «Почемучки» «Здравствуй, Осень золотая!»

Сценарий осеннего развлечения для детей средней группы «Почемучки»«Здравствуй, Осень золотая!»Подготовила и провела воспитатель МКДОУ Агинского детского сада №2 «Золотой ключик» Кузьмина Оксана Виктор...

Сценарий развлечения для детей и родителей II средней группы «Почемучка» «Наша мама солнышко». Воспитатель: Монастырная С.В.

Сценарий  развлечения  «Наша мама солнышко» для детей и родителей II средней группы«Почемучка» МКДОУ №1 "Улыбка" ЗАТО п.Солнечный Красноярского края. Воспитатель: Монасты...

Состоялся родительское собрание в средней группе№ 3 "Почемучки" на тему: "Особенности воспитания детей в средней группе". Провела:Азизова С.Г. 19.09.2017.

Родительское собрание в средней группе.    Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение пед...

Проект уголка уединения "Уютный домик"

Во время адаптационного периода малышей, наблюдая за их поведением, можно увидеть, что им не комфортно находится в окружении большого колличества детей и взрослых. Они стараются "закрыться",...

ПАСПОРТ уголка книги «Книжный домик Кузи» младшей группы

Цель: Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности дошкольников в процессе приобщения к детской литературе....

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...