Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».
материал по коррекционной педагогике

Ханахмедова Роза Михайловна

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времени дети с речевыми нарушениями и моторной неловкостью будут  иметь проблемы в освоении письма и впоследствии в обучении в школе.
     Помочь развить мелкую моторику рук, а также упражнять в звуковом анализе и синтезе, закреплять знания о гласных и согласных звуках, их правильное произношение, можно с помощью игр с прищепками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_prishchepkami.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

Представление из опыта работы  по теме:  «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».

Ханахмедова Роза Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории

Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории

2019год

     Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.

     Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. А систематическая работа над движениями пальцев рук стимулирует созревание центральной нервной системы. Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится  на кончиках его пальцев».  Действительно на кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие речи ребенка и интеллекта.

     В современной жизни ребенка мелкие движения пальцами сведены к минимуму. Взрослые, находящиеся в быстротечном ритме жизни включают  в него и детей. В нашем обществе все продумано таким образом, чтобы исключить выполнение тех движений, на которые приходилось бы  затрачивать большое количество  времени. Так практически исчезает одежда для детей на пуговицах, обувь на шнурках. Родителям проще купить ботинки на «липучках», вместо рубашки – футболку или толстовку, куртку на молнии или на тех же «липучках».   Дети с плохо развитой ручной моторикой испытывают трудности и быту и в образовательной деятельности. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений. Они неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно вырезать, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми такими видами деятельности как лепка и аппликация. С течением времени дети с речевыми нарушениями и моторной неловкостью будут  иметь проблемы в освоении письма и впоследствии в обучении в школе.

     Помочь развить мелкую моторику рук, а также упражнять в звуковом анализе и синтезе, закреплять знания о гласных и согласных звуках, их правильное произношение, можно с помощью игр с прищепками. В настоящее  выпускается огромное количество разнообразных прищепок, разных по цвету, размеру, дизайну.

     Для развития мелкой моторики рук можно использовать пособия с различными изображениями, где основное внимание направлено на объект и на определенные зоны прикрепления прищепки с ориентацией на цвет.  Это такие пособия как «Веселые гномики», «Конек – горбунок», «Сказочный лев», «Кактус», «Цветные ежики», «Жар – птицы» и др.

Варианты заданий:

- гномики очень хотят, чтобы бороды у них были длинные. Помоги гномикам, но не забудь, что у каждого из них борода и шапочка одного цвета;

 - в лесу живут цветные ежики, они потеряли свои иголки. Помоги  ежикам найти свои иголки и т.п.

 Дети в игровой форме делают пушистые гривы коньку и льву, большой хвост жар – птице, колючки кактусу, лучики солнышку и т.д.  

     Данные игровые задания с использованием прищепок вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического речевого опыта. Они хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Дети с воодушевлением дополняют недостающие части у изображений, путем прикрепления прищепок, сопровождают свои действия речью, дают имена персонажам, играют с ними, придумывая различные истории.

 

Для речевых игр с прищепками в соответствии с заданием добавляется различный материал:

 -  бельевая тонкая веревка;

 - цветной картон, цветная бумага, ножницы;

 - цветные карандаши, восковые мелки;

 - геометрические фигуры из цветного картона;

 - атласные цветные ленточки.

Игра «Наряди осеннее дерево»

Оборудование: цветные прищепки, осенние листья, дерево из картона

Задание: дети по одному берут осенние листья и, подбирая слова определения, прикрепляют листочки к веткам деревьев.

Например: осень, какая? (дождливая, холодная, урожайная, ветреная, грустная и т.п.)

Игра «Придумай слоги»

Оборудование: буквы, цветные прищепки.

Задание: воспитатель выставляет  две прищепки.  К соответствующей схеме дети подбирают  слоги (в соответствии с изучаемым звуком), например: ПА, По. Далее педагог подобрать буквы, которые соответствуют этим звукам.

Игра «Очистим озеро»

Оборудование: цветные прищепки, сетка или голубая ткань, предметные картинки с изображениями обитателей водоемов, насекомых, пресмыкающихся.

Задание: на сетке или  ткани цветными прищепками прикреплены картинки. Педагог предлагает детям очистить озеро от посторонних жителей. Дети по одному подходят и открепляют картинки животного, которое не живет в озере. Например: я убираю комара, потому что он в озере не живет.

Игра «Собери бабочку»

Оборудование: цветные прищепки, цветной картон или цветная бумага, ножницы, простой карандаш, геометрические фигуры, изображение бабочки

Задание:  детям нужно обвести геометрические фигуры: 1 желтый овал (туловище),  1красный круг (голова), 2 зеленых треугольника и 2 голубых (крылья), 2 маленьких черных квадрата (глаза),  2 черные тонкие полоски (усики). Далее вырезать по контуру геометрические фигуры и выложить на столе изображение бабочки и скрепить их прищепками.

Игра «Выучим считалочку»

Оборудование: атласные ленточки, закрепленные на палочке, предметные картинки.

Задание: педагог читает считалочку на закрепление изучаемого звука, например: Раз, два, три, четыре-

Мы считалочку учили:

«Мишка, кошка и матрешка, башня, пушка и гармошка».

В соответствии с текстом дети подбирают  предметные картинки и прикрепляют их прищепками к цветным ленточкам

Игра «Составь схему»

Оборудование: карандаши, цветные прищепки, восковые мелки.

Задание: воспитатель произносит слово и на стол выкладывает карандаш, обозначающий слово. Хлопками дети определяют количество слогов в слове. Под карандашом выкладывается столько восковых мелков, сколько слогов  в слове.  Затем составляется звуковой анализ каждого слога. К каждому восковому мелку подбирают прищепку соответствующего цвета и прикрепляют ее.

 Вопросы  по схеме:

 - Какое слово, обозначает карандаш?

 - Сколько слогов в этом слове?

 - Сколько гласных звуков в слове?

- Сколько согласных звуков?

Игра «Разложи в два ряда»

Оборудование:  предметные картинки, цветные прищепки.

Задание: Перед детьми выкладываются предметные картинки. В один ряд необходимо собрать картинки, которые начинаются с твердого согласного звука, и скрепить прищепкой синего цвета. В другой ряд собрать картинки, которые начинаются с мягкого согласного, и скрепить  их прищепкой зеленого цвета.

Игра «Собери урожай»

Оборудование: предметные картинки с изображениями овощей и фруктов, цветные прищепки, атласные ленточки

Задание: дети встают в две команды. Педагог предлагает им собрать урожай: одной команде – фрукты, другой – овощи. Дети по одному подбегают к картинкам, выбирают нужную и прикрепляют к ленточке прищепкой. Проверяется правильность выполнения задания.

Игра «Гласный – согласный»

Оборудование: предметные картинки, прищепки синего, зеленого и красного цвета.

Задание: Ребенок выбирает картинку, определяет первый и последний звуки в слове, соотносит цвет прищепки с выделенными звуками и прикрепляет их и в начало и конец картинки.

Например: у меня в руке картинка и с изображением утки. Первый звук – у, я беру прищепку красного цвета, последний звук  - а, я возьму прищепку красного цвета.

Игра «Назови правильно»

Оборудование: игрушки, прищепки разных цветов, схема слова из картона.

Задание: Ребенок берет игрушку, определяет местоположение заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце). Прикрепляет прищепку к схеме. Например: у меня в руке матрешка. Звук М находится в начале слова, он твердый, обозначается синим цветом (прикрепляет прищепку синего цвета в начало схемы).

Игра «Живое предложение»

Оборудование: сюжетная картина, цветные прищепки.

Задание: педагог показывает детям сюжетную картинку. Дети подбирают слова – действия и составляют предложение. Например: бабушка шьет платье. Затем дети выстраиваются в ряд: сколько слов в предложении, столько детей и выходит. Поочереди они называют первое, второе, третье слово в предложении. Далее подходят к столу, и каждый выкладывает схему предложения с помощью прищепок. Каждая прищепка – одно слово. Сцепляют прищепки друг с другом.

Игра «Волшебный круг»

Оборудование: цветной спектр круга с картинками и цифрами, прищепки

Задание: прикрепить прищепку к соответствующему по цвету спектру круга, а количество прищепок – согласно обозначенной цифре, посчитать, сколько получилось предметов.

Игра «Звуковая ромашка»

Оборудование  круг, с обозначенным звуком в середине, прищепки

Задание: собрать ромашку, выбрав соответствующие лепестки, проговорить слово и  определить место заданного звука в слове

Игра «Веселые прищепки»

Оборудование:  предметы с отсутствующими деталями

Задание: добавить недостающие детали с помощью прищепок, назвать предмет, определить наличие заданного звука в слове.

Игра «Звуковые диски»

Оборудование: диски с обозначенными (звуками), предметные картинки.

Задание: подобрать картинки на заданный звук, прикрепить их к диску с соответствующей  буквой.

     С помощью таких нетрадиционных методов и приемов у детей пробуждается интерес к занятиям, происходит развитие мелкой моторики рук, обогащение активного словарного запаса, формирование связной речи. Речь ребенка становится яркой и эмоциональной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи"

Участие в заочном методическом объединении "Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" 2016 (из опыта работы)....

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Содержание и формы работы с детьми имеющие тяжелые нарушения речи

Представление практик коррекционно-развивающей работы с инвалидами и лицами с ОВЗ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Данный материал раскрывает роль песочной терапии в познавательном и речевом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи....

Актуальность использования мяча в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи

В данной работе описана система использования мяча, с детьми имеющими ОНР 1 - 2 - 3 уровни речевого развития, стертую форму дизартрии. Мяч помогает в автоматизации поставленных звуков, усвоению слогов...