Эссе на тему «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО»
материал

Котова Полина Владимировна

К конкурсу "Педагогический дебют  - 2022"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО»

Глядя на своего маленького сыночка, я часто задаю себе вопрос: «что же такое ранний возраст?». Итак, ранний возраст – это период быстрого формирования всех психофизиологических процессов. Это возраст активного познания как окружающей действительности, так и самого себя. Это возраст активного накопления словарного запаса, в том числе постепенный переход с пассивного на активный словарь. Это же и сложный кризис 3-х лет «Я сам», который может наступить ранее, чем наступит 3 года, проявляющийся в упрямстве, негативизме, упорстве выполнить самостоятельно то или иное действие для получения своего личного результата.

Исходя из вышеперечисленного, хочется отметить, что работа с детьми этого возраста очень интересна, но вместе с тем очень трудна. На воспитателей ложится огромная ответственность за детей, особенно за таких малышей, которые только-только познают окружающий мир во всех своих проявлениях, за их безопасность пребывания в дошкольном учреждении, ведь именно в этом возрасте закладываются все азы для полноценного и всестороннего развития детей в дальнейшем.

Теперь перейдем к не менее важному вопросу – это трудности, с которыми столкнулась я в своей работе. Помимо трудностей я попробую описать и методы их решения.

Первая трудность – это период адаптации малышей к дошкольному учреждению. Дети такого возраста очень неустойчивы эмоционально и привязаны к своим мамам. В любом случае для малыша – это большой стресс, отрыв от мамы, появление незнакомой тети и разных по темпераменту детей в группе. Здесь мною были использованы разные методы: это, в первую очередь, эмоциональная включенность в контакт с ребенком, применяя фантазию, моменты «сюрприза», игры, потешки, индивидуальный подход к ребенку. Самое главное, на мой взгляд, вызвать у малыша доверие к себе, чтобы он ощутил себя в полной безопасности в новой для него обстановке. Когда контакт с ребенком установлен, в период адаптации необходимо проявлять терпение, выдержку, иметь гибкость характера, подкреплять свои слова действиями, использовать моменты театрализации. Также необходимо не забывать, что очень важно сотрудничество с мамой. И вот отсюда вытекает вторая трудность – это работа (сотрудничество) с родителями.

Как ни странно, но от самих родителей и сотрудничества с ними также зависит адаптация малыша. Встречались родители с чрезмерной опекой над своим ребенком, проявляющейся в сильном беспокойстве за свое чадо, желании потакать всем его капризам, и родители, которые сильно заняты своими делами, торопятся, не прислушиваясь к рекомендациям педагогов. И к тем, и к другим родителям необходимо также найти индивидуальный подход. Для этого я проводила консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, в дальнейшем планирую проводить семинары, мастер-классы. Также применяю папки-передвижки с советами для родителей.

На протяжении 3-х лет я часто наблюдала такую картину: родители, отдав свое чадо в сад, напрочь забывают о том, что вся проделанная работа воспитателем в детском саду должна закрепляться и дома с их помощью. И зачастую мы сталкиваемся со следующей трудностью – работа с формированием у детей элементарных навыков самообслуживания. Малыши не просятся на горшок и даже бывали случаи его боязни, не умеют кушать столовыми принадлежностями (в данном возрасте ложкой), едят руками, неаккуратно, играя и раскидывая еду по столу, не умеют снимать сандалии, мыть и вытирать руки, пользоваться мылом. В таком случае я применяла потешки, игровые моменты, персонажи произведений, алгоритмы умывания, одевания, поведения за столом, соблюдала режим дня, который не всегда и не у всех соблюдается дома родителями.

Следующая трудность, о которой я хочу сказать – это организация детей в группе. Дети в таком возрасте не умеют слушать, но зато умеют подражать взрослым. Они не ощущают потребность в общении друг с другом, но у них есть потребность в исследовательской деятельности. Ведущая деятельность ребят такого возраста - игровая. Поэтому мне необходимо сплачивать детский коллектив, используя различные подвижные игры, игры малой подвижности, проводя непосредственно образовательную деятельность (НОД). В НОД включены занятия продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование; занятия музыкальной деятельности, занятия физической культуры, и конечно же, идет развитие речи и ознакомление с окружающим миром, где иногда проводятся элементы экспериментирования. Все занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей, с учетом их интересов и, конечно же, в соответствии с Программой ФГОС. Занятия проводятся с учетом вариативности, с использованием мультимедии. В ходе работы я заметила, что у детей этого возраста слабо развита мелкая моторика, и как следствие, видны нарушения речи: многие дети не говорят, или говорят, но очень плохо.

Пятая трудность – так как в нашем саду по штату не предусмотрены психолог и социальный педагог, то некоторые их функции легли на плечи воспитателей. То есть мною ведется психолого-педагогическая деятельность. Одним из ведущих видов этой деятельности является диагностика, позволяющая выявить возможные отклонения и оценку индивидуальных особенностей ребенка. А отсюда вытекает и построение индивидуального образовательного маршрута ребенка. Для реализации этого маршрута, необходимо согласие родителей (законных представителей), что не всегда возможно получить, так как далеко не все родители согласны с проблематикой своего ребенка.

Существует еще одна трудность - это проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми. К сожалению, наш сад не оборудован в достаточной мере необходимым оборудованием для проведения различных видов оздоровительных мероприятий. Вопрос находится в стадии решения.

Еще одна трудность, на мой взгляд, - это наличие маленького опыта, нехватка знаний. Эту проблему я решаю самообразованием, повышением квалификации.

Исходя из выше перечисленного, хочу отметить, что самая главная задача, которая стоит перед нами – это создание условий для полноценного проживания раннего детства, что предусматривает и разностороннее развитие ребенка, и эмоциональное благополучие в дошкольном учреждении.

Помимо главной задачи, мы преследуем решение следующих задач:

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

5. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

6. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

7. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

8. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

В заключение хочу сказать, что я очень люблю свою работу, что несмотря на все выше описанные трудности и на мой маленький опыт работы, работа с детьми раннего возраста очень интересна, плодотворна, актуальна. А самое главное, что работать воспитателем нужно только тому, кто любит детей, кто хочет отдать им свою частичку души, вложить в их развитие весь свой творческий потенциал, кто любит творить, радовать и радоваться, кто готов нести ответственность за здоровье и безопасность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, как условие повышения компетентности в воспитании и развитии детей раннего возраста».(из опыта работы)

В данном тексте изложен опыт работы по взаимодействию и общению с  родителями воспитанников.Для повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития ребёнка....

"Педагогические особенности музыкального воспитания и развития детей раннего возраста".

Очень часто наши представления о возможностях детского организма не соответствуют реальным обстоятельствам. Иногда мы недооцениваем детей, занижая им перспективу развития, а порой наоборот, форсируем ...

Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" ...

Особенности воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным ...