Мастер- класс "Организация и проведение родительского собрания в адаптационный период"
материал

Вдовенко Валентина Викторовна

Мастер- класс "Организация и проведение родительского собрания в адаптационный период"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_provedenie_roditelskogo_sobraniya2018.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД   «СОЛНЫШКО» Г.ЗЕРНОГРАДА

Мастер-класс для студентов педагогического колледжа

«Организация и проведение родительского собрания

в адаптационный период»

                                                                                        Подготовила

                                                                                                 Вдовенко В.В.

Зерноград,2018

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах организации совместной деятельности с родителями в период адаптации.

 Задачи:   помощь педагогам в ознакомлении  родителей с понятием “адаптация”, в оформлении рекомендаций родителям по подготовке ребенка к детскому саду.

Оборудование:

  • Клубок
  • Свеча
  • Раскраска-цветок (по количеству участников)
  • Цветные карандаши
  • Памятки «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»
  • Памятка «Что необходимо ребёнку в детском саду»
  • Магнитофон

Ход мастер-класса

Мастер: Добрый день! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по проведению родительского собрания в адаптационный период на тему: «Первый раз в детский сад».

Произнеся несколько волшебных слов, я «превращу» Вас в родителей своих воспитанников. Итак, закроем глаза и произнесём те самые слова:

«Раз, два, три,

Волшебство приди!

И в родителей мальчиков и девочек

Нас преврати!» (Повторяют слова)

    Мастер: Очень приятно встретиться с родителями наших новых воспитанников. И сейчас возникает очень много вопросов. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать и принять наши требования и помогать нам и нашим детям? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.

1.  Игра «Давайте познакомимся!»

Мастер: Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению. Поэтому предлагаю познакомиться. (родители и воспитатель становятся в круг).

    Я возьму вот этот волшебный клубок. Он поможет нам узнать друг друга, и представлюсь еще раз. Я передаю клубочек Вам, обмотайте вокруг пальчика ниточку, представьтесь и скажите одно слово о себе, а затем передайте клубочек следующему. (Родители передают клубок, рассказывают о себе).

   Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не простой ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении нескольких лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! Думаю, что вы с нами согласитесь!

    Вот мы с вами и познакомились!

2. Игра «Мой ребёнок…»

 Мастер: И теперь мы знаем немного о каждом из вас. Но мы совсем забыли, ради чего, а вернее кого собрались здесь. Это наши дети! Дети, подобны свече. Если оберегать и любить их, не дать погаснуть пламени, то свеча не только не погаснет, но и разгорится сильнее. Передавая свечу по кругу, назовите имя вашего малыша, а затем скажите, какой он? Мой ребёнок самый….

(Родители, передавая свечу, рассказывают о своём ребёнке)

3. Упражнение «Дружные ладошки»

Мастер: Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? (Ответы родителей) Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.

4. Упражнение «Раскрась цветок»

 Мастер: Возьмите все по цветку раскрасьте их. (Родители выполняют задание).  А теперь сравните свой цветок с цветами своих соседей. Все цветы были одинаковые по форме, размеру, по цвету. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? Мы - взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:

                  Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!

    Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это мы будем делать для того, чтобы знать, как и что делать с этим завтра и для того, чтобы, расти каждый день. Причем не только в знаниях, но и в поступках.

5. Беседа об адаптации. Виды адаптации. Причины «тяжёлой» адаптации.

 Мастер: С поступлением ребенка 3-4 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие ро​дителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, скрывающее в себе много неизвест​ного, а значит и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения могут привести к невротическим реакциям (ка​призы, страхи, отказ от еды, частые болезни). Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит от знакомой и обычной для него семейной среды в среду детского дошкольного учреждения.

   Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. У вашего ребёнка начинается адаптация.

  Мастер: Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений. То есть каждый ребенок привыкает по-своему.

       Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

   - Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).
  Дети испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
   -
Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
   -
Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомится и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

  Мастер: По тому, как дети приспосабливаются к условиям детского сада, их можно разделить на три основные группы.

   легкая адаптация – ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

   адаптация средней тяжести – в течении всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность беспокойность сна. Этот период длится 20 – 40 дней.

   тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца.

   Конечно же мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течении нескольких недель и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам действительно нужен садик, а иначе не стоит начинать! Уходя – уходите.  Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью.

   Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

   Бывают ситуации, когда ваш малыш спокойно привыкает и в хорошем настроении уже остается в саду без вас. И тут приходит новичок и начинает рыдать. Ваш малыш может испугаться и будет отказываться идти в детский сад. Объясните, что кроха совсем недавно начал ходить в детский сад, ему нужно помочь: «Ведь ты уже взрослый, и новичок нуждается в твоей поддержке».

   Что вы можете сделать, чтобы период адаптации прошел быстро и безболезненно?

   Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. В первое время оставлять ребенка в саду придется лишь на несколько часов. Забирать будете до обеда. Постепенно этот интервал увеличится. Затем можно будет оставить малыша на обед и забрать перед сончасом. И так постепенно, если не возникнет никаких осложнений через 1-2 недели можно будет перейти на обычный режим.

   В подготовке помогут следующие мероприятия. Почитайте малышу сказку о том, как мишка или лошадка отправились в детский сад, что там происходило, как там интересно, что они там кушали, как за ними возвращались (а не забирали) их мамы – медведицы и мамы – лошадки. Какими они (малыши) встали взрослыми, умными, как много игрушек, друзей, праздников, словом – сплошной позитив.

   Поиграйте в детский сад в разных ролях: пусть малыш будет или воспитанником, или воспитателем, или поваром, или доктором (а вы или зайка – детьми).

   Период адаптации не самый легкий в Вашей жизни и жизни вашего малыша. Вы наверняка будете волноваться, а он наверняка будет скучать по маме. Со временем все наладится.

   В помощь мы приготовили для Вас несколько рекомендаций по адаптации, а также памятку, которая поможет приготовиться к посещению сада.

8. Упражнение «Ожидание от детского сада»

   Мастер: Каждый из Вас, приведя ребенка в детский сад, надеется, что его ребенок скоро вырастит и многому научится. Мы предлагаем Вам написать Ваши ожидания от посещения детского сада.

/Все заполненные листы помещаются в конверт, который при родителях заклеивается. /

   Этот конверт мы с вами откроем на последнем собрании в подготовительной группе, и узнаем, оправдались ли ваши ожидания.

        Хотелось бы закончить первую часть нашей встречи, прочитав вам притчу….

   «Осенью молодым домашним уткам, а на каналах и общественных прудах лебедям и селезням чуть-чуть подрезают крылья. Перелетать с места на место на короткие расстояния можно, а скажем, улететь в тёплые края-нельзя. Крылья у птиц обязательно отрастут, но станут короче. И если обрезать крылья ещё и ещё раз птицы никогда не смогут летать высоко и далеко.

  Дети, как птицы. У них тоже растут крылья. И если мы будем эти крылья вольно, или невольно укорачивать, детям в большом полёте будет трудно. А можем ли мы им помочь вырастить крылья? Можем и должны!

   Как известно, крылья состоят из множества больших и малых несущих перьев. Каждое пёрышко важно. Ребёнок тоже, образно говоря, соткан из несущих перьев. Он проходит становление и развитие, постепенно накапливая свои человеческие богатства- интеллект, творческие способности, воображение, волю. Как важно, чтобы в этих несущих перышках была заложена способность быть ответственным за другого, а не только за самого себя, чтобы ребёнок знал кто Он, какой Он, зачем Он пришёл на эту землю.

  А в этом становлении ему должна помочь детская среда, в которой Он растёт, где есть любовь, забота, взаимопонимание, ласка, доброта.

Мастер: Я получила большое удовольствие от совместной работы! Надеюсь, наша беседа, советы, полученные в ходе неё, пойдут Вам на пользу.

А нам пора вновь превратиться в педагогов. Произнесём волшебные слова:

«Раз, два, три,

Волшебство приди!

И обратно в воспитателей

Нас преврати!»

Мастер: Спасибо за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей

  • Приём детей ведётся с 7.30 до 8.10 часов утра.
  • Детский сад работает до 18.00, но посещать его в первые недели необходимо с установленным графиком.
  • Позаботьтесь о том, чтобы в шкафчике Вашего малыша был пакет со сменной и запасной одеждой, а также расчёска, клеёнка и пелёнка для сна.
  • Для физкультурных занятий приобретите обувь на прорезиненной подошва, зелёную футболку, чёрные шорты; для музыкальных-чёрные и белые чешки.
  • Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застёжек, пуговиц. Обувь- на липучках или на молниях.
  • Приводить ребёнка разрешается в чистом опрятном виде, без признаков простудных заболеваний.
  • Предупреждайте заранее воспитателей группы об отсутствии ребёнка в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводное родительское собрание в адаптационный период

Родительское собрание в младшей группе «Адаптация ребенка в детском саду» Родительское собрание 03.10.2014года  План родительского собрания  1. Вступительное слово...

Примерное проведение родительских собраний в первом и втором периодах обучения.

В данной статье представлены два родительских собрания в логопедической группе по теме "Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе" и "Взаимосвязь работы семьи логопеда"....

Протокол родительского собрания «Сложности адаптационного периода»

Повестка дня:Особенности адаптационного периода (восп. Комина М.С.)Степени адаптации (восп. Комина М. С.)Факторы влияющие на успешность привыкания ребенка к Доу (восп. Карпунина М.М.)Как помочь ребенк...

Родительское собрание «Результаты адаптационного периода»

Цель:Познакомить родителей с особенностями образовательной и воспитательной работы.Повестка:1. Знакомство родителей друг с другом2. Результаты адаптационного периода3. Правила нашей...

Родительское собрание.Тема:"Адаптационный период".

-Познакомить родителей между собой,научить партнерским отношениям друг с другом и воспитателями.-Дать представление родителям о физическом,психическом,умственном развитии детей 3 - 4 лет....

Родительское собрание в адаптационный период

В данном материале вы сможете узнать, какую информацию нужно освещать на первом для родителей собрании в адаптационный период....

Родительское собрание «Особенности адаптационного периода». 09.2022г

Родительское собрание«Особенности адаптационного периода»....