Семинар «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»
материал

Вдовенко Валентина Викторовна

 Семинар  «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_formirovanie_samostoyatelnosti_u_doshkolnikov.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛОВУШКА» Г. ЗЕРНОГРАДА

ФИЛИАЛ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Семинар для педагогов

«Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»

               

                                                      Подготовила:

  Воспитатель Вдовенко В.В.

Зерноград, 2017

Уважаемые коллеги! Ежедневно в своей практике мы (педагоги) реализуем множество задач, и одной из главных наших целей является формирование такого навыка, как детская самостоятельность, т. е. развитие способностей ребенка к самоорганизации и самостоятельному выполнению определенных задач. Это один из ключевых навыков, поскольку только так ребенок может гармонично развиваться и комфортно существовать в коллективе. Именно данное качество обеспечивает развитие личности.

Что такое самостоятельная деятельность?

Ответ на вопрос будет разным, в зависимости от возраста ребенка. Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия"; и т.д. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".           

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего

 участия в тех или иных обстоятельствах;

- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

- умение переносить известные способы действий в новые условия.

Для многих взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут (переодевается, умывается, ест и т.д.). Самостоятельность – хитрое слово, основа основ современного образования. Самостоятельная деятельность – это внутренне мотивированная деятельность. Делает ребёнок что-то – вот вам и деятельность. А это не так. Допустим, рисуют дети птичку. Один хочет угодить воспитателю – старается нарисовать аккуратно, но ему это совершенно не интересно. Второму просто нравится рисовать – он не заботится о правильности, наслаждается процессом. Третий всё делает, чтобы поскорее пойти поиграть. Четвёртый очень любит птичек, поэтому не только делает всё тщательно, но и что-то привносит от себя, пытаясь передать движение крыльев, красоту оперенья. Цель у всех одна – нарисовать птичку, а вот мотивы – разные, поэтому и результаты различны.

Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.

Я считаю, что сегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия.

Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания.

Как воспитать в дошкольниках самостоятельность?

Как могут повлиять на развитие детской самостоятельности педагоги? Вместе подумаем, что могут сделать родители в семье, чтобы помочь своим детям?

Думаю, у каждого родителя и педагога найдется свой ответ на этот вопрос, и каждый будет по-своему прав. Верно? Тем не менее, существует ФГОС, и он ориентирован на то, чтобы воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения в ситуации, предусматривающей возможность их выбора. Предполагается также, что ребенок уже должен быть готов нести ответственность за этот выбор.

Задача каждого ребенка - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.

В принципе, задача ясна, но как добиться поставленных целей? В первую очередь, это, конечно же, поддержка инициативы в любом виде деятельности. Любой грамотный педагог в детском саду или родитель никогда не будет пытаться сделать все за ребенка сам, поскольку воспитание самостоятельности всегда предполагает то, что у дошкольника есть мотив к совершению того или иного действия, т. е. желание его совершать по каким-то своим причинам.

Когда малыш проявляет инициативу, то это совершенно точно значит, что мотив у него уже есть, и он не просто выполняет команды взрослого.

Главный принцип образования дошкольников, который реализуется в рамках ФГОС, заключается в том, что педагог должен поддерживать любую детскую деятельность. Это могут быть:

- навыки самообслуживания;

- элементарная трудовая деятельность;

- продуктивные виды деятельности;

- коммуникативная деятельность;

- игры;

- самоорганизация.

«Игры, творчество и труд у детей самостоятельность разовьют».

В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т.д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.

Дети вырастают самостоятельными лишь в тех семьях, в которых взрослые, не жалея сил и времени, шаг за шагом терпеливо вырабатывают доступные ребенку данного возраста умения, используя для этого каждый удобный случай. Опытные родители начинают обычно с малого: оказывают ребенку своевременную помощь (показывают, объясняют, как можно и нужно сделать что-либо), контролируют его первые и самостоятельные усилия, не давая ему заигрываться, подолгу возиться с одни и тем же делом. Только таким образом у ребенка вырабатываются навыки самообслуживания и различные умения, без которых малышу трудно быть самостоятельным.

Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать педагогам и родителям следующие рекомендации:

Ранний возраст

1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам.

2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: "Я сам!". Важно не препятствовать ему в этом стремлении, всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Дошкольный возраст

1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня оденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

Какие трудности возникают при реализации самостоятельной деятельности?

во-первых – недостаточно теоретических знаний по данному вопросу;

во-вторых – отсутствие у педагогов и родителей готовности умело направлять, развивать, обогащать самостоятельную деятельность детей;

в-третьих – недостаточное использование различных ситуаций для формирования детской самостоятельности;

в-четвёртых – безразличие педагогов и родителей к деятельности ребёнка, его инициатива не поддерживается родителями.

Если вы Педагог, то стремитесь жить и работать по принципу: «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей.

В данной статье о вопросе подготовленности детей к школе в качестве одного из методов развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста рассматривается использование на различных зан...

беседа "Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Самостоятельность  - ценное качество,  необходимое  человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять...

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста...

Творческая разработка Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Творческая разработка Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста   Содержание Введение31. Значение предметно-развивающе...

Семинар " Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста".

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста....